Рабочая программа по геометрии 7 класс
учебно-методический материал по геометрии (7 класс) на тему

Святогор Наталья Николаевна

Рабочая программа по геометрии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_7_klass.docx49.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Правдовская школа

«Рассмотрено»                                                                           «Утверждаю»

на заседании                                                                            И.о.директора школы педагогического совета школы                                             ______  Л.Т. Кравчук                

протокол _________________                                              «____» ______2016 г

                                   

                                                                                           

                                                                                                                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии для 7 класса

( учебник Атанасян Л.С.  « Геометрия 7-9  классы» )

составитель: учитель математики

                                                                                                                             Святогор Н.Н.

с.Правда, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. А также на основе авторской программы к учебнику «Геометрия: 7–9 кл.» Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – (М.: Просвещение, 2014) и с учетом  примерной программы основного общего образования по математике (М.:Просвещение, 2014г , составитель Бурмистрова Т.А.)

Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

Направление развития

Компетенции

Личностное

  • Развитие личностного и критического мышления, культуры речи;
  • Воспитание качеств личности, обеспечивающих, уважение к истине и критического отношения к собственным и чужим суждениям;
  • Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей

Метапредметное

  • Формирование представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, части общечеловеческой культуры;
  • Умение видеть математическую задачу в окружающем мире, использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • Овладение умением логически обосновывать то, что многие зависимости, обнаруженные путем рассмотрения отдельных частных случаев, имеют общее значение и распространяются на все фигуры определенного вида, и, кроме того, вырабатывать потребность в логическом обосновании зависимостей

Предметное

  • Выявление практической значимости науки, ее многообразных приложений в смежных дисциплинах и повседневной деятельности людей;
  • Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования проектирование, организация и оценка результатов образования осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических, особенностей здоровья обучающихся.

Таким образом, системно-деятельностный подход ставит своей задачей ориентировать ученика не только на усвоение знаний, но, в первую очередь, на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. В связи с этим, во время учебных занятий учащихся необходимо вовлекать в различные виды деятельности (беседа, дискуссия, экскурсия, творческая работа, исследовательская (проектная) работа и другие), которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учеников.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение не только математических предметов, но и смежных дисциплин.

В результате освоения курса геометрии 7 класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.

В курсе геометрии 7 класса можно выделить следующие содержательно-методические линии: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин».

Линия «Геометрические фигуры» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей модели для описания окружающей реальности, а также способствует развитию логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применении этих свойств при решении задач на доказательство и на построение с помощью циркуля и линейки.

Содержание раздела «Измерение геометрических величин» нацелено на приобретение практических навыков, необходимых в повседневной жизни, а также способствует формированию у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Базисный учебный (образовательный план) на изучение геометрии в 7 классе основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение 34 недель обучения, всего 6 уроков (учебных занятий).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия

       владение логическими действиями определения понятий, обобщения,        установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

умение устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

      создавать, применять и преобразовывать знаково-символические  средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

формирование и развитие учебной и общепользовательной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

слушать партнера;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

предметные:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка.  Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые.

Треугольники. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых.

Параллельные прямые. Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы  параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса геометрии 7 класса ученик научится:

  • использовать язык геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их отношения;
  • использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
  • решать задачи на вычисление градусных мер углов с необходимыми теоретическими обоснованиями, опирающимися на изучение свойства фигур и их элементов;
  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные виды доказательств;
  • решать несложные задачи на построение циркуля и линейки;
  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Ученик получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
  • овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование

Тема

Количество часов

Контрольных работ

1

Начальные геометрические сведения.

10

1

2

Треугольники.

17

1

3

Параллельные прямые.

13

1

4

Соотношение между сторонами и углами треугольника.

18

2

5

Повторение. Решение задач по курсу геометрии 7

8

1

6

Резерв

2

                                        Итого

68 ч

6 ч


             

Календарно-тематическое планирование

Учебного материала по  геометрии для 7 класса

№ п/п

Тема урока

Дата факти-ческая

Кол-во часов

Знания и умения

Дата по плану

Глава 1.Начальные геометрические сведения.(10 часов)

1

Точка, прямая и отрезок

1

Уметь изображать  различные случаи взаимного расположения точек и прямых

2

Луч и угол

1

Обозначать неразвернутые и развернутые углы

3

Сравнение отрезков и углов

1

Сравнивать отрезки и углы и записывать результат сравнения

4

Измерение отрезков

1

Находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны

5

Измерение углов

1

Находить градусные меры данных углов, используя транспортир

6

Измерение углов

1

Изображать прямой, острый, тупой, развернутый углы

7

Смежные и вертикальные углы.

1

Строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы

8

Перпендикулярные прямые

1

Объяснять, почему две прямые, перпендикулярные к третьей, не пересекаются

9

 Решение задач.  Подготовка  к контрольной работе.

1

Решать задачи типа 57, 58, 61, 64, 65, 69.

10

Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения»

1

Уметь применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач

Глава 2.Треугольники (17 часов)

11

Анализ контрольной работы. Треугольник.

1

Сравнивать треугольник с ранее изученными фигурами. Знать элементы треугольника.

12

Первый признак равенства треугольников

1

Уметь применять 1 признак равенства треугольников при  решении задач.

13

Первый признак равенства треугольников. Решение задач.

1

 Решать задачи типа 90, 92 – 95, 97.

14

 Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

Уметь строить перпендикуляр к прямой. Отличать  медианы, биссектрисы и высоты треугольника друг от друга.

15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

Уметь строить  медианы, биссектрисы, высоты треугольника

16

Равнобедренный треугольник и его свойства.

1

Доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника. Уметь применять  их при решении задач.

17

Решение задач.

1

Уметь применять  свойства равнобедренного треугольника при решении зада типач:106,108,109,112,117,118.

18

Второй и третий признаки равенства треугольников.

1

Уметь различать 1,2,3,признаки равенства треугольников.

19

Второй и третий признаки равенства треугольников. Решение задач.

1

Применять   признаки  равенства треугольников при решении задач

20

Второй и третий признаки равенства треугольников. Самостоятельная работа (15 мин.).

1

Уметь решать задачи типа 121 – 123, 125, 129, 132, 136, 137 – 139.

21

Окружность.

1

Объяснять, что такое центр, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности. Знать отличия между понятиями: окружность и круг.

22

Задачи на построение. Построение  середины отрезка, построение перпендикулярных прямых.

1

Выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному, перпендикулярных прямых.

23

Задачи на построение. Построение угла , равного данному, биссектрисы угла.

1

Уметь строить угол, равный данному;  биссектрису угла.

24

Задачи на построение. Построение треугольника по трем сторонам.

1

Уметь строить треугольник по трем сторонам.

25

Признаки равенства треугольников. Решение задач.

1

Закрепить навыки в решении задач на применение признаков равенства треугольников

26

Признаки равенства треугольников. Решение задач.

1

Применять простейшие построения при решении задач типа 148 – 151, 154, 155

27

Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники».

1

Уметь применять весь изученный материал при решении задач

Глава 3.Параллельные прямые.(13 часов)

28

Анализ контрольной работы.  Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых.

1

 Уметь строить параллельные прямые. Различать  на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов.

29

Признаки параллельности двух прямых

1

Доказывать признаки параллельности двух прямых.  Уметь применять признаки параллельности прямых при решении задач на доказательство. Уметь применять признаки параллельности прямых при решении задач на доказательство.

30

Признаки параллельности двух прямых.

1

Использовать признаки при решении задач типа 186 – 189, 191, 194.

31

Признаки параллельности двух прямых. Решение задач.

1

Строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки

32

Аксиомы геометрии. Аксиома  параллельных прямых.

1

 Знать и уметь отличать аксиомы от свойств. Доказывать свойства параллельных  прямых.

33

Теоремы об углах, образованных при пересечении двумя параллельными прямыми и секущей.

1

Уметь доказывать теоремы методом от противного.

34

Решение задач.

1

Применять аксиомы и свойства при решении задач.

35

Решение задач.

1

Применять  аксиомы параллельных прямых  при  решении задач типа 196, 198, 199, 203 – 205, 209

36

Решение задач. Самостоятельная работа ( 20 мин.).

1

Уметь решать задачи на аксиомы и  свойства параллельных  прямых.

37

Параллельные прямые. Решение задач на доказательство.

1

Доказывать параллельность прямых с помощью свойств.

38

Решение задач.

1

Уметь применять знания при решении задач.

39

Подготовка к контрольной работе.

1

Закрепить полученные навыки при решении задач.

40

Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые».

1

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

1

Глава 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника.(18 часов)

41

Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника и его свойство.

1

Уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия, строить внешние углы  треугольника , применять  свойство внешнего угла при решении задач.

42

Виды треугольников. Решение задач.

1

Решать задачи типа 223 – 226, 228, 229, 234.

1

43

Соотношение между сторонами и углами треугольника.

1

Уметь доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее и уметь применять их при решении задач.

44

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

Доказывать теорему о неравенстве треугольника. Уметь применять знания при решении задач.

45

Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

1

Применять данные теоремы при решении задач типа 236 – 240, 243, 244, 248, 249, 250

46

Анализ контрольной работы. Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

1

Уметь применять свойства при решении простейших задач.

47

Прямоугольные треугольники. Решение задач.

1

Доказывать свойства 10 – 30 прямоугольных треугольников, применять их при решении задач.

48

 Признаки  равенства прямоугольных треугольников.

1

Знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников.

49

Решение задач.

1

Уметь  применять знания при  решении задач.

50

Решение задач.

1

Уметь применять свойства и признаки при решении задач типа 254 – 256, 258, 260, 263, 265

51

Расстояние от точки до прямой.

1

Знать, какой отрезок называется  перпендикуляром, наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой, какой отрезок называется расстоянием от точки до прямой.

52

Расстояние между параллельными прямыми.

1

Знать, что называется расстоянием между двумя параллельными прямыми.

53

Решение задач.

1

Уметь доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой.

1

54

Построение треугольника по трем элементам.

1

Уметь  строить треугольник по: двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам; по трем сторонам.

55

Решение задач.

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

56

Решение  задач.

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

1

57

Подготовка к контрольной работе.

1

Уметь решать задачи типа 271, 273, 277, 278(а), 283, 284, 288, 290, 291.

58

Контрольная работа №5 по теме: «Прямоугольные треугольники»

1

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

1

Повторение (10 часов). Решение задач.

59

Повторение.  Прямая, отрезок, угол.

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

60

Повторение. Треугольники. Равнобедренный треугольник.

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

61

Повторение. Треугольники.

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

62

Повторение. Параллельные прямые.

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

63

Повторение. Признаки равенства треугольников. Решение задач.

1

 Уметь применять признаки равенства треугольников для  решения задач на доказательство.

64

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач.

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

65

Итоговая контрольная работа № 6

1

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

66

Анализ итоговой контрольной работы.

1

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

67-68

Резерв

2

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....