Рабочая программа по геометрии 7 класс
учебно-методический материал по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_7_klass.docx | 49.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Правдовская школа
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании И.о.директора школы педагогического совета школы ______ Л.Т. Кравчук
протокол _________________ «____» ______2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии для 7 класса
( учебник Атанасян Л.С. « Геометрия 7-9 классы» )
составитель: учитель математики
Святогор Н.Н.
с.Правда, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. А также на основе авторской программы к учебнику «Геометрия: 7–9 кл.» Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – (М.: Просвещение, 2014) и с учетом примерной программы основного общего образования по математике (М.:Просвещение, 2014г , составитель Бурмистрова Т.А.)
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Направление развития | Компетенции |
Личностное |
|
Метапредметное |
|
Предметное |
|
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования проектирование, организация и оценка результатов образования осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических, особенностей здоровья обучающихся.
Таким образом, системно-деятельностный подход ставит своей задачей ориентировать ученика не только на усвоение знаний, но, в первую очередь, на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. В связи с этим, во время учебных занятий учащихся необходимо вовлекать в различные виды деятельности (беседа, дискуссия, экскурсия, творческая работа, исследовательская (проектная) работа и другие), которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учеников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение не только математических предметов, но и смежных дисциплин.
В результате освоения курса геометрии 7 класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.
В курсе геометрии 7 класса можно выделить следующие содержательно-методические линии: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин».
Линия «Геометрические фигуры» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей модели для описания окружающей реальности, а также способствует развитию логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применении этих свойств при решении задач на доказательство и на построение с помощью циркуля и линейки.
Содержание раздела «Измерение геометрических величин» нацелено на приобретение практических навыков, необходимых в повседневной жизни, а также способствует формированию у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный план) на изучение геометрии в 7 классе основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение 34 недель обучения, всего 6 уроков (учебных занятий).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия
владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые.
Треугольники. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых.
Параллельные прямые. Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса геометрии 7 класса ученик научится:
- использовать язык геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их отношения;
- использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
- решать задачи на вычисление градусных мер углов с необходимыми теоретическими обоснованиями, опирающимися на изучение свойства фигур и их элементов;
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные виды доказательств;
- решать несложные задачи на построение циркуля и линейки;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
- овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование
№ | Тема | Количество часов | Контрольных работ |
1 | Начальные геометрические сведения. | 10 | 1 |
2 | Треугольники. | 17 | 1 |
3 | Параллельные прямые. | 13 | 1 |
4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 18 | 2 |
5 | Повторение. Решение задач по курсу геометрии 7 | 8 | 1 |
6 | Резерв | 2 | |
Итого | 68 ч | 6 ч |
Календарно-тематическое планирование
Учебного материала по геометрии для 7 класса
№ п/п | Тема урока | Дата факти-ческая | |||
Кол-во часов | Знания и умения | Дата по плану | |||
Глава 1.Начальные геометрические сведения.(10 часов) | |||||
1 | Точка, прямая и отрезок | 1 | Уметь изображать различные случаи взаимного расположения точек и прямых | ||
2 | Луч и угол | 1 | Обозначать неразвернутые и развернутые углы | ||
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | Сравнивать отрезки и углы и записывать результат сравнения | ||
4 | Измерение отрезков | 1 | Находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны | ||
5 | Измерение углов | 1 | Находить градусные меры данных углов, используя транспортир | ||
6 | Измерение углов | 1 | Изображать прямой, острый, тупой, развернутый углы | ||
7 | Смежные и вертикальные углы. | 1 | Строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы | ||
8 | Перпендикулярные прямые | 1 | Объяснять, почему две прямые, перпендикулярные к третьей, не пересекаются | ||
9 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Решать задачи типа 57, 58, 61, 64, 65, 69. | ||
10 | Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 | Уметь применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач | ||
Глава 2.Треугольники (17 часов) | |||||
11 | Анализ контрольной работы. Треугольник. | 1 | Сравнивать треугольник с ранее изученными фигурами. Знать элементы треугольника. | ||
12 | Первый признак равенства треугольников | 1 | Уметь применять 1 признак равенства треугольников при решении задач. | ||
13 | Первый признак равенства треугольников. Решение задач. | 1 | Решать задачи типа 90, 92 – 95, 97. | ||
14 | Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | Уметь строить перпендикуляр к прямой. Отличать медианы, биссектрисы и высоты треугольника друг от друга. | ||
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | Уметь строить медианы, биссектрисы, высоты треугольника | ||
16 | Равнобедренный треугольник и его свойства. | 1 | Доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника. Уметь применять их при решении задач. | ||
17 | Решение задач. | 1 | Уметь применять свойства равнобедренного треугольника при решении зада типач:106,108,109,112,117,118. | ||
18 | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 1 | Уметь различать 1,2,3,признаки равенства треугольников. | ||
19 | Второй и третий признаки равенства треугольников. Решение задач. | 1 | Применять признаки равенства треугольников при решении задач | ||
20 | Второй и третий признаки равенства треугольников. Самостоятельная работа (15 мин.). | 1 | Уметь решать задачи типа 121 – 123, 125, 129, 132, 136, 137 – 139. | ||
21 | Окружность. | 1 | Объяснять, что такое центр, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности. Знать отличия между понятиями: окружность и круг. | ||
22 | Задачи на построение. Построение середины отрезка, построение перпендикулярных прямых. | 1 | Выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному, перпендикулярных прямых. | ||
23 | Задачи на построение. Построение угла , равного данному, биссектрисы угла. | 1 | Уметь строить угол, равный данному; биссектрису угла. | ||
24 | Задачи на построение. Построение треугольника по трем сторонам. | 1 | Уметь строить треугольник по трем сторонам. | ||
25 | Признаки равенства треугольников. Решение задач. | 1 | Закрепить навыки в решении задач на применение признаков равенства треугольников | ||
26 | Признаки равенства треугольников. Решение задач. | 1 | Применять простейшие построения при решении задач типа 148 – 151, 154, 155 | ||
27 | Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники». | 1 | Уметь применять весь изученный материал при решении задач | ||
Глава 3.Параллельные прямые.(13 часов) | |||||
28 | Анализ контрольной работы. Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых. | 1 | Уметь строить параллельные прямые. Различать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов. | ||
29 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | Доказывать признаки параллельности двух прямых. Уметь применять признаки параллельности прямых при решении задач на доказательство. Уметь применять признаки параллельности прямых при решении задач на доказательство. | ||
30 | Признаки параллельности двух прямых. | 1 | Использовать признаки при решении задач типа 186 – 189, 191, 194. | ||
31 | Признаки параллельности двух прямых. Решение задач. | 1 | Строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки | ||
32 | Аксиомы геометрии. Аксиома параллельных прямых. | 1 | Знать и уметь отличать аксиомы от свойств. Доказывать свойства параллельных прямых. | ||
33 | Теоремы об углах, образованных при пересечении двумя параллельными прямыми и секущей. | 1 | Уметь доказывать теоремы методом от противного. | ||
34 | Решение задач. | 1 | Применять аксиомы и свойства при решении задач. | ||
35 | Решение задач. | 1 | Применять аксиомы параллельных прямых при решении задач типа 196, 198, 199, 203 – 205, 209 | ||
36 | Решение задач. Самостоятельная работа ( 20 мин.). | 1 | Уметь решать задачи на аксиомы и свойства параллельных прямых. | ||
37 | Параллельные прямые. Решение задач на доказательство. | 1 | Доказывать параллельность прямых с помощью свойств. | ||
38 | Решение задач. | 1 | Уметь применять знания при решении задач. | ||
39 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Закрепить полученные навыки при решении задач. | ||
40 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые». | 1 | Уметь применять все изученные теоремы при решении задач. | 1 | |
Глава 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника.(18 часов) | |||||
41 | Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника и его свойство. | 1 | Уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия, строить внешние углы треугольника , применять свойство внешнего угла при решении задач. | ||
42 | Виды треугольников. Решение задач. | 1 | Решать задачи типа 223 – 226, 228, 229, 234. | 1 | |
43 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 1 | Уметь доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее и уметь применять их при решении задач. | ||
44 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Доказывать теорему о неравенстве треугольника. Уметь применять знания при решении задач. | ||
45 | Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | Применять данные теоремы при решении задач типа 236 – 240, 243, 244, 248, 249, 250 | ||
46 | Анализ контрольной работы. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | 1 | Уметь применять свойства при решении простейших задач. | ||
47 | Прямоугольные треугольники. Решение задач. | 1 | Доказывать свойства 10 – 30 прямоугольных треугольников, применять их при решении задач. | ||
48 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | Знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников. | ||
49 | Решение задач. | 1 | Уметь применять знания при решении задач. | ||
50 | Решение задач. | 1 | Уметь применять свойства и признаки при решении задач типа 254 – 256, 258, 260, 263, 265 | ||
51 | Расстояние от точки до прямой. | 1 | Знать, какой отрезок называется перпендикуляром, наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой, какой отрезок называется расстоянием от точки до прямой. | ||
52 | Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | Знать, что называется расстоянием между двумя параллельными прямыми. | ||
53 | Решение задач. | 1 | Уметь доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой. | 1 | |
54 | Построение треугольника по трем элементам. | 1 | Уметь строить треугольник по: двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам; по трем сторонам. | ||
55 | Решение задач. | 1 | Уметь применять полученные знания при решении задач. | ||
56 | Решение задач. | 1 | Уметь применять полученные знания при решении задач. | 1 | |
57 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Уметь решать задачи типа 271, 273, 277, 278(а), 283, 284, 288, 290, 291. | ||
58 | Контрольная работа №5 по теме: «Прямоугольные треугольники» | 1 | Уметь применять все изученные теоремы при решении задач. | 1 | |
Повторение (10 часов). Решение задач. | |||||
59 | Повторение. Прямая, отрезок, угол. | 1 | Уметь применять полученные знания при решении задач. | ||
60 | Повторение. Треугольники. Равнобедренный треугольник. | 1 | Уметь применять полученные знания при решении задач. | ||
61 | Повторение. Треугольники. | 1 | Уметь применять полученные знания при решении задач. | ||
62 | Повторение. Параллельные прямые. | 1 | Уметь применять полученные знания при решении задач. | ||
63 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Решение задач. | 1 | Уметь применять признаки равенства треугольников для решения задач на доказательство. | ||
64 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач. | 1 | Уметь применять полученные знания при решении задач. | ||
65 | Итоговая контрольная работа № 6 | 1 | Уметь применять все изученные теоремы при решении задач. | ||
66 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | Уметь применять все изученные теоремы при решении задач. | ||
67-68 | Резерв | 2 | |||
Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....