рабочая программа по геометрии 11 класс
методическая разработка по геометрии (11 класс) на тему

Святогор Наталья Николаевна

рабочая программа по геометрии 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_11_klass_2015-16.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Правдовская школа

«Рассмотрено»                                                                           «Утверждаю»

на заседании                                                                          И.о.директора школы педагогического совета школы                                            ______  Л.Т.Кравчук              

протокол _______________                                                                                    

                                                                                              «____» ________2016 г

Рабочая программа

по геометрии

11 класс (базовый уровень)

Учебник: Геометрия,10-11:  Л.С. Атанасян,  В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2014.

Количество часов: 2 часа в неделю

Учитель: Святогор Н.Н.

Правда, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа  по геометрии для 11 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,  авторской программы к учебнику «Геометрия, 10 – 11»,  Л.С. Атанасян, ВФ.Бутузов, С.Б.Кадомцев (М:Просвещение, 2014) и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования по математике (составитель Т.А. Бурмистрова)

 Рабочая  программа включает в себя: содержание обучения, планирование учебного материала, требования к уровню подготовки учащихся, контрольные работы.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 11 класса средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.

Данная рабочая программа, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

-изучение свойств  пространственных тел,

- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

Цели

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные   умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;

- выполнения расчетов практического характера;

-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе среднего общего образования (10-11 классы) отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю в каждом классе.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт  распределение учебных часов по разделам курса.

В данной рабочей программе на изучение геометрии в 11 классе отводится 68 часов  (2 часа в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Метод координат в пространстве. Движения.

 Декартовы координаты в пространстве. Координаты вектора. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы.

        Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, Усеченный конус. коллинеарность векторов в координатах. Вычисление углов между прямыми и плоскостями.

        Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос

 Основная цель — сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.

Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.

В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобия

         Цилиндр, конус, шар.

         Цилиндр, площадь поверхности цилиндра. Конус, площадь поверхности конуса. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.  Уравнение сферы. Взаимное расположение  сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.

Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре.

Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамиды.

          Объемы тел .

Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.        

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора.

Основная цель — ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.

Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.


Учебно-тематическое планирование по геометрии

 В 11 классе.

Раздел, тема.

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Повторение

3

Метод координат в пространстве

16

2

Цилиндр, конус и шар

16

1

Объёмы тел.

19

2

Повторение за курс 10-11 классов

12

1

Резерв

2

Всего

68

6


Календарно-тематическое планирование по геометрии

  в 11 классе

 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1-3

Повторение

3

Глава \/. Метод координат в пространстве.(16 часов)

§1. Координаты точки и координаты вектора.(7 часов)

4

Прямоугольная система координат в пространстве . Координаты вектора.

1

5

Решение задач.

1

6

Связь между координатами векторов и координатами точек

1

7

Простейшие задачи в координатах

1

8,9

Решение задач по теме « Векторы. Простейшие задачи в координатах»

2

10

Контрольная работа №1 «Координаты точки и координаты вектора»

1

§2. Скалярное произведение векторов. (4 часа)

11

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

12

Решение задач на применение скалярного произведения векторов.

1

13

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

1

14

Повторение вопросов теории и решение задач. Самостоятельная работа.

1

§3. Движения. (5 часа)

15

Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия.

1

16

Параллельный перенос

1

17

Подготовка к контрольной работе.

1

18

Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов. Движения»

1

19

Зачет №1

1

Глава \/. Цилиндр, конус и шар. (16 часов)

§1. Цилиндр.(3 часа)

20

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра.

1

21

Решение задач по теме «Площадь поверхности цилиндра»

1

22

Самостоятельная работа по теме «Площадь поверхности цилиндра»

1

§2. Конус. (4 часа)

23

Понятие конуса. Площадь поверхности конуса.

1

24

Усечённый конус.

1

25,26

Решение задач по теме «Конус»

2

§3. Сфера. (9 часов)

27

Сфера и шар. Уравнение сферы.

1

28

Взаимное расположение сферы и плоскости.

1

29

Касательная плоскость к сфере.

1

30

Площадь сферы.

1

31

Решение задач на различные комбинации тел.

1

32

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар.

1

33

Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар»

1

34

Контрольная работа №3

 «Цилиндр, конус, шар»

1

35

Зачет№2

1

Глава \/II.Объёмы тел. (19 часа)

§1. Объём прямоугольного параллелепипеда. (3 часа)

36

Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда.

1

37

Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»

1

38

Самостоятельная работа по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда».

1

§2. Объём прямой призмы и цилиндра.(3 часа)

39

Объём прямой призмы.

1

40

Объём цилиндра.

1

41

Решение задач на вычисление объёмов прямой призмы и цилиндра

1

§3. Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса. (6 часов)

42

Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла

1

43

Объём наклонной призмы.

1

44,45

Объём пирамиды.

2

46

Объём конуса

1

47

Контрольная работа №4 «Объёмы призмы, пирамиды, цилиндра, конуса»

1

§4. Объём шара и площадь сферы. (7 часов)

48

Объём шара.

1

49

Решение задач на вычисление объёма шара

1

50

Объёмы шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора.

1

51

Площадь сферы.

1

52

Решение задач на вычисление площади сферы

1

53

Контрольная работа №5 «Объём шара и площадь сферы»

1

54

Зачет №3

1

Повторение за курс 10-11 классов. (12 часов)

(Материалы по организации заключительного повторения при подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии).

55

Угол между прямыми. Решение задач.

1

56

Параллельность плоскостей. Решение задач.

1

57

Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде

1

58

Теорема о трёх перпендикулярах. Решение задач.

1

59

Площадь поверхности и объём призмы. Решение задач.

1

60

Площадь поверхности и объём пирамиды. Решение задач.

1

61,62

Площадь поверхности и объём цилиндра. Решение задач.

2

63

Площадь поверхности и объём конуса. Решение задач.

1

64

Площадь поверхности сферы и объём шара. Решение задач.

1

65

Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве.

1

66

 Итоговая  контрольная работа.

1

67,68

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....