рабочая программа по геометрии 11 класс
методическая разработка по геометрии (11 класс) на тему
рабочая программа по геометрии 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_11_klass_2015-16.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Правдовская школа
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании И.о.директора школы педагогического совета школы ______ Л.Т.Кравчук
протокол _______________
«____» ________2016 г
Рабочая программа
по геометрии
11 класс (базовый уровень)
Учебник: Геометрия,10-11: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2014.
Количество часов: 2 часа в неделю
Учитель: Святогор Н.Н.
Правда, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы к учебнику «Геометрия, 10 – 11», Л.С. Атанасян, ВФ.Бутузов, С.Б.Кадомцев (М:Просвещение, 2014) и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования по математике (составитель Т.А. Бурмистрова)
Рабочая программа включает в себя: содержание обучения, планирование учебного материала, требования к уровню подготовки учащихся, контрольные работы.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 11 класса средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.
Данная рабочая программа, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
-изучение свойств пространственных тел,
- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Цели
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
- выполнения расчетов практического характера;
-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе среднего общего образования (10-11 классы) отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю в каждом классе.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
В данной рабочей программе на изучение геометрии в 11 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Метод координат в пространстве. Движения.
Декартовы координаты в пространстве. Координаты вектора. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы.
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, Усеченный конус. коллинеарность векторов в координатах. Вычисление углов между прямыми и плоскостями.
Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос
Основная цель — сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.
В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобия
Цилиндр, конус, шар.
Цилиндр, площадь поверхности цилиндра. Конус, площадь поверхности конуса. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамиды.
Объемы тел .
Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора.
Основная цель — ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.
Учебно-тематическое планирование по геометрии
В 11 классе.
Раздел, тема. | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
Повторение | 3 | |
Метод координат в пространстве | 16 | 2 |
Цилиндр, конус и шар | 16 | 1 |
Объёмы тел. | 19 | 2 |
Повторение за курс 10-11 классов | 12 | 1 |
Резерв | 2 | |
Всего | 68 | 6 |
Календарно-тематическое планирование по геометрии
в 11 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1-3 | Повторение | 3 | ||
Глава \/. Метод координат в пространстве.(16 часов) | ||||
§1. Координаты точки и координаты вектора.(7 часов) | ||||
4 | Прямоугольная система координат в пространстве . Координаты вектора. | 1 | ||
5 | Решение задач. | 1 | ||
6 | Связь между координатами векторов и координатами точек | 1 | ||
7 | Простейшие задачи в координатах | 1 | ||
8,9 | Решение задач по теме « Векторы. Простейшие задачи в координатах» | 2 | ||
10 | Контрольная работа №1 «Координаты точки и координаты вектора» | 1 | ||
§2. Скалярное произведение векторов. (4 часа) | ||||
11 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | ||
12 | Решение задач на применение скалярного произведения векторов. | 1 | ||
13 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | 1 | ||
14 | Повторение вопросов теории и решение задач. Самостоятельная работа. | 1 | ||
§3. Движения. (5 часа) | ||||
15 | Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. | 1 | ||
16 | Параллельный перенос | 1 | ||
17 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||
18 | Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов. Движения» | 1 | ||
19 | Зачет №1 | 1 | ||
Глава \/. Цилиндр, конус и шар. (16 часов) | ||||
§1. Цилиндр.(3 часа) | ||||
20 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. | 1 | ||
21 | Решение задач по теме «Площадь поверхности цилиндра» | 1 | ||
22 | Самостоятельная работа по теме «Площадь поверхности цилиндра» | 1 | ||
§2. Конус. (4 часа) | ||||
23 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. | 1 | ||
24 | Усечённый конус. | 1 | ||
25,26 | Решение задач по теме «Конус» | 2 | ||
§3. Сфера. (9 часов) | ||||
27 | Сфера и шар. Уравнение сферы. | 1 | ||
28 | Взаимное расположение сферы и плоскости. | 1 | ||
29 | Касательная плоскость к сфере. | 1 | ||
30 | Площадь сферы. | 1 | ||
31 | Решение задач на различные комбинации тел. | 1 | ||
32 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар. | 1 | ||
33 | Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар» | 1 | ||
34 | Контрольная работа №3 «Цилиндр, конус, шар» | 1 | ||
35 | Зачет№2 | 1 | ||
Глава \/II.Объёмы тел. (19 часа) | ||||
§1. Объём прямоугольного параллелепипеда. (3 часа) | ||||
36 | Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 1 | ||
37 | Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда» | 1 | ||
38 | Самостоятельная работа по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда». | 1 | ||
§2. Объём прямой призмы и цилиндра.(3 часа) | ||||
39 | Объём прямой призмы. | 1 | ||
40 | Объём цилиндра. | 1 | ||
41 | Решение задач на вычисление объёмов прямой призмы и цилиндра | 1 | ||
§3. Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса. (6 часов) | ||||
42 | Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла | 1 | ||
43 | Объём наклонной призмы. | 1 | ||
44,45 | Объём пирамиды. | 2 | ||
46 | Объём конуса | 1 | ||
47 | Контрольная работа №4 «Объёмы призмы, пирамиды, цилиндра, конуса» | 1 | ||
§4. Объём шара и площадь сферы. (7 часов) | ||||
48 | Объём шара. | 1 | ||
49 | Решение задач на вычисление объёма шара | 1 | ||
50 | Объёмы шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. | 1 | ||
51 | Площадь сферы. | 1 | ||
52 | Решение задач на вычисление площади сферы | 1 | ||
53 | Контрольная работа №5 «Объём шара и площадь сферы» | 1 | ||
54 | Зачет №3 | 1 | ||
Повторение за курс 10-11 классов. (12 часов) (Материалы по организации заключительного повторения при подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии). | ||||
55 | Угол между прямыми. Решение задач. | 1 | ||
56 | Параллельность плоскостей. Решение задач. | 1 | ||
57 | Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде | 1 | ||
58 | Теорема о трёх перпендикулярах. Решение задач. | 1 | ||
59 | Площадь поверхности и объём призмы. Решение задач. | 1 | ||
60 | Площадь поверхности и объём пирамиды. Решение задач. | 1 | ||
61,62 | Площадь поверхности и объём цилиндра. Решение задач. | 2 | ||
63 | Площадь поверхности и объём конуса. Решение задач. | 1 | ||
64 | Площадь поверхности сферы и объём шара. Решение задач. | 1 | ||
65 | Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве. | 1 | ||
66 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
67,68 | Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....