Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 »
Воскресенского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДЕНА приказом от 31.08.2016 № 217 |
Рабочая программа
учебного предмета «Математика (геометрия)»
для 9 класса (базовый уровень)
Составитель
Соловьева Ирина Михайловна, учитель математики
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2016 год
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Образовательной программы среднего общего образования МОУ «СОШ № 5» Воскресенского муниципального района Московской области
- Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ учебных предметов
- Программы общеобразовательных учереждений. Геометрия 7-9./ сост.:Т.А.Бурмистрова – М:Просвещение, 2009 г.
- Учебного плана МОУ «СОШ № 5» на 2016-2017 учебный год;
- наличия ЭВМ, программного и методического обеспечения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Геометрия 7 – 9 классы: учебник для 9 общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кодомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина – 21-е издание, Москва «Просвещение», 2011 г.
Данный учебный предмет относится к обязательной части учебного плана школы.
Программа предусматривает изучение геометрии на базовом уровне
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Геометрия» за 9 класс
Учащиеся должны знать:
- основные действия с векторами, понимать геометрический смысл вектора; использовать векторы при решении задач;
- действия над векторами, заданными координатами, находить координаты, абсолютную величину вектора, вычислять координаты середины отрезка, уметь использовать уравнение окружности и прямой при решении задач
- скалярное произведение векторов при решении задач; находить площадь треугольников по формулам; решать задачи, используя основные алгоритмы решения произвольных треугольников.
- основные виды движения и уметь применять при решении задач. -Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц к другим в соответствии с условиями задачи.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные действия с векторами, понимать геометрический смысл вектора; использовать векторы при решении задач;
- выполнять действия над векторами, заданными координатами, находить координаты, абсолютную величину вектора, вычислять координаты середины отрезка, уметь использовать уравнение окружности и прямой при решении задач
- применять скалярное произведение векторов при решении задач; находить площадь треугольников по формулам; решать задачи, используя основные алгоритмы решения произвольных треугольников.
- решать задачи на вычисление площадей и сторон правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей, длины дуги окружности и площади круга, кругового сектора.
Учащиеся должны использовать в своей практической деятельности:
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Векторы. 8 часов .Метод координат. 10 часов
- Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
- Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение.
- Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции.
- Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах.
- Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
- Уравнение прямой и окружности.
Основная цель — сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
При изучении данной темы основное внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Понятие равенства векторов вводится на интуитивной основе. Завершается изучение темы знакомством с понятием координат вектора.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 11часов
- Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла.
- Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
- Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
- Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В процессе изучения данной темы знания учащихся о треугольниках дополняются сведениями, о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Кроме того, здесь же учащиеся знакомятся еще с одной формулой площади треугольника. При этом воспроизведения доказательств этих теорем от учащихся можно не требовать.
3. Длина окружности и площадь круга. 12часов
- Правильные многоугольники.
- Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
- Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и радиус вписанной окружности.
- Построение правильных многоугольников.
- Длина окружности. Число .
- Площадь круга и площадь сектора.
Основная цель — расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках. В этой теме учащиеся знакомятся с окружностями, вписанными в правильные многоугольники, и окружностями, описанными около правильных многоугольников, и их свойствами. При этом воспроизведения доказательств этих теорем можно не требовать от всех учащихся.
Здесь учащиеся на интуитивном уровне знакомятся с понятием предела и с его помощью рассматривают вывод формул длины окружности и площади круга.
4. Движение. 8часов
- Примеры движений фигур.
- Параллельный перенос и поворот.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.
Понятие отображения плоскости на себя как основы для введения понятия движения рассматривается на интуитивном уровне с привлечением уже известных учащимся понятий осевой и центральной симметрии. Изучение понятия движения и его свойств дается в ознакомительном плане.
При изучении темы основное внимание следует уделить выработке навыков построения образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте.
5. Начальные сведения из стереометрии. 8 часов
- многогранники
- тела вращения
Основная цель — познакомить учащихся с начальными представлениями о телах и поверхностях в пространстве, вычислением их объемов.
6. Об аксиомах планиметрии – 2 часа
Об аксиомах планиметрии. История развития геометрии.
7. Повторение. Решение задач. 9часов.
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии основной общеобразовательной школы
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/____И.В.Нерусова_/ «______» ______________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО протокол № ___ от «___» ________ 2016 г. Руководитель ШМО _____________ /__Е.Г.Сокол / подпись расшифровка подписи |
Календарно- тематическое планирование
по математике (геометрия) 9 класс
на 2016 - 2017 учебный год.
2 часа в неделю ( 68 часов)
Учебник для общеобразовательных учреждений 7 – 9 класс
«Геометрия», л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Коломцев и др.- М.: Просвещение, 2012
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Векторы - 8 часов | ||||
1 | 1 | Понятие вектора. Равенство векторов. | 01.09 – 07.09 | |
2 | 2 | Откладывание вектора от данной точки. | 01.09 – 07.09 | |
3 | 3 | Сложение двух и нескольких векторов. | 08.09 – 14.09 | |
4 | 4 | Законы сложения векторов. | 08.09 – 14.09 | |
5 | 5 | Вычитание векторов. | 15.09 – 21.09 | |
6 | 6 | Умножение вектора на число. | 15.09 – 21.09 | |
7 | 7 | Применение векторов к решению задач. | 22.09 – 28.09 | |
8 | 8 | Средняя линия трапеции. Решение задач. | 22.09 – 28.09 | |
Метод координат – 10 часов | ||||
9 | 1 | Разложение вектора по двум не коллинеарным векторам. | 29.09 – 05.10 | |
10 | 2 | Координаты вектора. | 29.09 – 05.10 | |
11 | 3 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | 06.10 – 10.10 | |
12 | 4 | Простейшие задачи в координатах. | 06.10 – 10.10 | |
13 | 5 | Уравнение линии на плоскости.. | 17.10 – 22.10 | |
14 | 6 | Уравнение окружности | 17.10 – 22.10 | |
15 | 7 | Уравнение прямой | 24.10 – 29.10 | |
16 | 8 | Использование уравнений окружности и прямой при решении задач | 24.10 – 29.10 | |
17 | 9 | Систематизация и коррекция знаний по теме «Векторы. Метод координат» | 31.10 – 05.11 | |
18 | 10 | Контрольная работа №1 по теме: «Векторы. Метод координат» | 31.10 – 05.11 | |
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов - 11часов | ||||
19 | 1 | Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс угла. | 07.11 – 12.11 | |
20 | 2 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | 07.11 – 12.11 | |
21 | 3 | Формулы для вычисления координат точки | 14.11 – 21.11 | |
22 | 4 | Площадь треугольника | 14.11 – 21.11 | |
23 | 5 | Теорема синусов, косинусов | 28.11 – 03.12 | |
24 | 6 | Решение треугольников | 28.11 – 03.12 | |
25 | 7 | Измерительные работы | 05.12 – 10.12 | |
26 | 8 | Скалярное произведение векторов. | 05.12 – 10.12 | |
27 | 9 | Свойства скалярного произведения. | 12.12 – 17.12 | |
28 | 10 | Систематизация и коррекция знаний по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 12.12 – 17.12 | |
29 | 11 | Контрольная работа№2по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 19.12 – 24.12 | |
Длина окружности и площадь круга - 12 часов | ||||
30 | 1 | Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники. | 19.12 – 24.12 | |
31 | 2 | Окружность вписанная, описанная около правильного многоугольника. | 26.12 – 30.12 | |
32 | 3 | Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей. | 26.12 – 30.12 | |
33 | 4 | Построение правильных многоугольников. | 09.01 – 14.01 | |
34 | 5 | Длина окружности. | 09.01 – 14.01 | |
35 | 6 | Площадь круга | 16.01 – 21.01 | |
36 | 7 | Площадь кругового сектора | 16.01 – 21.01 | |
37 | 8 | Решение задач на нахождение длины окружности | 23.01 – 28.01 | |
38 | 9 | Решение задач на нахождение площади круга и кругового сектора | 23.01 – 28.01 | |
39 | 10 | Решение задач на нахождение сторон правильного многоугольника | 30.01 – 04.02 | |
40 | 11 | Систематизация и коррекция знаний по теме «Длина окружности. Площадь круга» | 30.01 – 04.02 | |
41 | 12 | Контрольная работа №3 по теме: «Длина окружности и площадь круга». | 06.02 – 11.02 | |
Движения – 8 часов | ||||
42 | 1 | Анализ контрольной работы. Понятие движения. | 06.02 – 11.02 | |
43 | 2 | Понятие движения Отображение плоскости на себя | 13.02 – 20.02 | |
44 | 3 | Понятие движения Наложения и движения | 13.02 – 20.02 | |
45 | 4 | Параллельный перенос | 27.02 – 04.03 | |
46 | 5 | Поворот | 27.02 – 04.03 | |
47 | 6 | Параллельный перенос Поворот | 06.03 – 11.03 | |
48 | 7 | Систематизация и коррекция знаний по теме «Движения» | 06.03 – 11.03 | |
49 | 8 | Контрольная работа № 4 по теме: «Движения». | 13.03 – 18.03 | |
Начальные сведения из стереометрии – 8 часов | ||||
50 | 1 | Многогранники | 13.03 – 18.03 | |
51 | 2 | Многогранники Призма | 20.03 – 25.03 | |
52 | 3 | Многогранники Параллелепипед | 20.03 – 25.03 | |
53 | 4 | Многогранники Пирамида | 27.03 – 01.04 | |
54 | 5 | Тела и поверхности вращения | 27.03 – 01.04 | |
55 | 6 | Тела и поверхности вращения Цилиндр. | 03.04 – 10.04 | |
56 | 7 | Тела и поверхности вращения Конус | 03.04 – 10.04 | |
57 | 8 | Тела и поверхности вращения Сфера, шар | 17.04 – 22.04 | |
Об аксиомах планиметрии – 2 часа | ||||
58 | 1 | Об аксиомах планиметрии. | 17.04 – 22.04 | |
59 | 2 | Об аксиомах планиметрии. История развития геометрии. | 24.04 – 29.04 | |
Повторение. Решение задач - 9 часов | ||||
60 | 1 | Треугольник: свойства, признаки | 24.04 – 29.04 | |
61 | 2 | Прямоугольный треугольник. Решение треугольников | 01.05 – 06.05 | |
62 | 3 | Параллельные прямые | 01.05 – 06.05 | |
63 | 4 | Подобные треугольники | 08.05 – 13.05 | |
64 | 5 | Теоремы синусов и косинусов | 08.05 – 13.05 | |
65 | 6 | Решение треугольников. | 15.05 – 20.05 | |
66 | 7 | Окружность. | 15.05 – 20.05 | |
67 | 8 | Четырехугольники. Многоугольники. | 22.05 – 25.05 | |
68 | 9 | Площади | 22.05 – 25.05 |
Итого | часов | В том числе: | |||
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи | ||
по программе | 68 | 9 + 2 | 4 | ||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/___И.В.Нерусова__/ «______» ______________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО протокол № ___ от «___» ________ 2016 г. Руководитель ШМО _____________ /__Е.Г.Сокол___/ подпись расшифровка подписи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....