Рабочая программа по геометрии 7 кл.
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии по учебнику  Л.С.Атанасян и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_7_klassa.docx46.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат среднего (полного) общего образования с Новокабаново" муниципального района    Краснокамский  район  Республики  Башкортостан

Рассмотрено на заседании  ШМО                                  Согласовано зам директора по УВР                                       Утверждаю директор школы

            протокол №                                __________З.М.Габдрахманова                                             ________  Г.Г.Башарова

            от  «___»   ___________2016 г

                                                                                                                       «____»  __________2016г                «_____»___________2016г

           руководитель ШМО_______________

                                           Д.А.Хисматуллина

Рабочая программа

по геометрии  для  7класса

на 2016-2017 учебный год

Составитель программы

                                                                                                                                                 учитель  математики

Д.А.Хисматуллина

                                                                                                         с.Новокабаново-2016г. 

             

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа учебного курса «Геометрия 7» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования на 2016-2017 учебный год .
  • Учебный план школы на  2016-2017учебный год.

            Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цель изучения:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

-приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Задачи обучения: 

 -развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;

-сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

¬ овладеть символическим языком геометрии, выработать формально- оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

¬ развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

¬ получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

¬ развить логическое мышление и речь

– умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

¬ сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Основные типы учебных занятий:

- урок изучения нового учебного материала;

- урок закрепления и  применения знаний;

- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

- урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

        

Формы организации учебного процесса:  индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

На уроках используются такие формы занятий как:

•        практические занятия;

•        консультация;

•        лекция.

         Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, а итоговая на 90 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием  .

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;  содержание  определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся  класса. Итоговые контрольные работы проводятся: - после изучения наиболее   значимых тем программы,                                                                                                                                                                                                                             - в конце учебной четверти, в конце полугодия.        

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ и в форме теста.

Уровень обучения – базовый

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Место предмета в базисном учебном плане. 

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение  алгебры отводится 2 ч. в неделю (70 ч. в год) , в том числе контрольных работ – 6 (включая итоговую контрольную работу).

                                                                                   

Содержание тем учебного курса

7 класс ( 2 ч в нед.,  всего-70 ч)

1.Начальные геометрические сведения (10 ч)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.

Понятие равенства геометрических фигур.

Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.

Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

        В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.

        Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.

        Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

        Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Учащиеся должны уметь:

- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;

- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;

- формулировать определения перпендикуляра к прямой;

- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;

- сопоставлять полученный результат с условием задачи.

2.        Треугольники (17 ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников.

Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Равнобедренный треугольник и его свойства.

Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с

помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;

- формулировать определение равных треугольников;

-  формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;

- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;

- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,

- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;

- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;

- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

- решать основные  задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.

                3.Параллельные прямые (13 ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;

- формулировать аксиому параллельных прямых;

- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;

- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;

- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;

- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.

        4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Неравенство треугольника.

        Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.

        Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

        Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;

- формулировать и доказывать теоремы

- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,

- о сумме углов треугольника,

- о внешнем угле треугольника;

        - формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;

        - решать задачи на построение треугольника по трем его элементам  с помощью циркуля и линейки.

5. Повторение  Решение задач. (12ч)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать                                                                        

-существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

      - существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

-как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

-каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

       - в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

- решения геометрических задач с использованием тригонометрии

- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-методическое обеспечение предмета.

1.        JI.C. Атанасян , В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. Геометрия 7-9. "Просвещение".М.2013г.

2.         Сост.Н.Ф.Гаврилова Геометрия 8 класс(контрольно-измерительные материалы). "Вако". М.2013 г..

3.         В.В.Кочагин,М.Н.Кочагина.ГИА 2015. Математика (сборник заданий) «Эксмо», М.2014 г.

4.Электронное приложение к учебнику Гометрия 7- 9 . (Л.С. Атанасян , В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ГЕОМЕТРИЯ,  7 класс      2 ч в неделю (70  ч в год)

урока

Название раздела и темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

оборудование

примечание

по плану

фактич.

Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ       (10 ч)

Предмет геометрии. Точки, прямые, отрезки.

1

2/09

Презентация

Луч и угол.

1

7/09

Линейка

Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов

1

9/09

  Линейка

.Измерение отрезков. Длина отрезка.

1

14/09

Линейка

Измерение углов. Градусная мера угла

1

16/09

Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов»

1

21/09

Линейка Транспортир

Смежные и вертикальные углы.

1

23/09

Линейка

Перпендикулярные прямые.

1

28/09

Линейка

Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые.»

1

30/09

Транспортир Линейка

Контрольная работа №1 по теме  «Отрезки и углы»

1

5/10

Карточка с заданиями

Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (17 ч)

11

Треугольник.

1

7/10

Линейка

12

Первый признак равенства треугольников

1

12/10

Линейка

13

Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»

1

14/10

Линейка

14

Перпендикуляр к прямой

1

19/10

Линейка

15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

21/10

Линейка

16

Свойства равнобедренного треугольника

1

26/10

Линейка

17

Второй признак равенства треугольников

1

28/10

Линейка

18

Решение задач по теме «Второй  признак равенства треугольников»

1

9/11

Линейка

19

Третий признак равенства треугольников

1

11/11

Линейка

20

Решение задач. по теме «Третий признак равенства треугольников.»

1

16/11

Линейка

21

Решение задач. по теме «Признаки равенства треугольников.»

1

18/11

Линейка

22

Окружность.

1

23/11

Циркуль

23

Построения циркулем и линейкой

1

25/11

Циркуль

24

Примеры задач на построение

1

30/11

Циркуль

25-26

Решение задач по теме «Треугольники»

2

2;7/12

Линейка

27

Контрольная работа №2 по теме  «Треугольники»

1

9/12

Линейка

Глава III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (12 ч)

28

Определение параллельных прямых.

1

14/12

Линейка

29-30

Признаки параллельности двух прямых

2

16;21/12

Линейка

31-32

Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

2

23;28/12

Линейка

33

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых

1

30/12

Линейка

34-35

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

2

18;20/01

Линейка

36-38

Решение задач по теме «. Признаки параллельности прямых»

3

25;27/01;1/02

Линейка

39

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

1

3/02

Линейка

Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (19 ч)

40

Теорема о сумме углов треугольника.

1

8/02

Транспортир

41

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.

1

10/02

Линейка

42

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

1

15/02

Линейка Транспортир

43

Неравенство треугольника.

1

17/02

Линейка

44-45

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

2

22;24/02

Линейка

46

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

1/03

47

 Некоторых свойства прямоугольных треугольников

1

3/03

Линейка

48-49

Признаки равенства прямоугольных треугольников

2

10;15/03

Линейка

50-51

Решение задач  по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников»

2

17;22/03

Линейка

52

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1

24/03

Линейка

53-55

Построение треугольника по  трем элементам .

3

5;7;12/04

Линейка

56-57

Решение задач по теме «Построение треугольника по  трем элементам»

2

14;19/04

Линейка

58

Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольные треугольники.»

1

21/04

Линейка

ПОВТОРЕНИЕ (12ч)

59-60

Треугольники

2

26;28/04

Линейка

61-62

Признаки равенства треугольников

2

3;5/05

63

Параллельные прямые

1

10/05

64-65

Соотношения между сторонами и углами треугольника

2

12;17/05

Линейка

66-67

Параллельные прямые

2

19;22/05

Линейка

68

Контрольная работа №6 по теме « Треугольники»

1

24/05

69-70

Задачи на построение

2

26;31/05

Линейка

                                                                                    Итого

70ч



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...