Рабочая программа по геометрии 7 кл.
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии по учебнику Л.С.Атанасян и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_7_klassa.docx | 46.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат среднего (полного) общего образования с Новокабаново" муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано зам директора по УВР Утверждаю директор школы
протокол № __________З.М.Габдрахманова ________ Г.Г.Башарова
от «___» ___________2016 г
«____» __________2016г «_____»___________2016г
руководитель ШМО_______________
Д.А.Хисматуллина
Рабочая программа
по геометрии для 7класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель программы
учитель математики
Д.А.Хисматуллина
с.Новокабаново-2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа учебного курса «Геометрия 7» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2016-2017 учебный год .
- Учебный план школы на 2016-2017учебный год.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Задачи обучения:
-развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
-сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
¬ овладеть символическим языком геометрии, выработать формально- оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
¬ развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
¬ получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
¬ развить логическое мышление и речь
– умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
¬ сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок закрепления и применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
• практические занятия;
• консультация;
• лекция.
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, а итоговая на 90 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся: - после изучения наиболее значимых тем программы, - в конце учебной четверти, в конце полугодия.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ и в форме теста.
Уровень обучения – базовый
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры отводится 2 ч. в неделю (70 ч. в год) , в том числе контрольных работ – 6 (включая итоговую контрольную работу).
Содержание тем учебного курса
7 класс ( 2 ч в нед., всего-70 ч)
1.Начальные геометрические сведения (10 ч)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур.
Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.
Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.
Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;
- формулировать определения перпендикуляра к прямой;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- сопоставлять полученный результат с условием задачи.
2. Треугольники (17 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Равнобедренный треугольник и его свойства.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с
помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;
- формулировать определение равных треугольников;
- формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;
- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;
- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.
3.Параллельные прямые (13 ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;
- формулировать аксиому параллельных прямых;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника.
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;
- формулировать и доказывать теоремы
- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,
- о сумме углов треугольника,
- о внешнем угле треугольника;
- формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.
5. Повторение Решение задач. (12ч)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
-существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-методическое обеспечение предмета.
1. JI.C. Атанасян , В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. Геометрия 7-9. "Просвещение".М.2013г.
2. Сост.Н.Ф.Гаврилова Геометрия 8 класс(контрольно-измерительные материалы). "Вако". М.2013 г..
3. В.В.Кочагин,М.Н.Кочагина.ГИА 2015. Математика (сборник заданий) «Эксмо», М.2014 г.
4.Электронное приложение к учебнику Гометрия 7- 9 . (Л.С. Атанасян , В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГЕОМЕТРИЯ, 7 класс 2 ч в неделю (70 ч в год)
№ урока | Название раздела и темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | оборудование | примечание | |
по плану | фактич. | |||||
Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (10 ч) | ||||||
Предмет геометрии. Точки, прямые, отрезки. | 1 | 2/09 | Презентация | |||
Луч и угол. | 1 | 7/09 | Линейка | |||
Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов | 1 | 9/09 | Линейка | |||
.Измерение отрезков. Длина отрезка. | 1 | 14/09 | Линейка | |||
Измерение углов. Градусная мера угла | 1 | 16/09 | ||||
Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов» | 1 | 21/09 | Линейка Транспортир | |||
Смежные и вертикальные углы. | 1 | 23/09 | Линейка | |||
Перпендикулярные прямые. | 1 | 28/09 | Линейка | |||
Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые.» | 1 | 30/09 | Транспортир Линейка | |||
Контрольная работа №1 по теме «Отрезки и углы» | 1 | 5/10 | Карточка с заданиями | |||
Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (17 ч) | ||||||
11 | Треугольник. | 1 | 7/10 | Линейка | ||
12 | Первый признак равенства треугольников | 1 | 12/10 | Линейка | ||
13 | Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников» | 1 | 14/10 | Линейка | ||
14 | Перпендикуляр к прямой | 1 | 19/10 | Линейка | ||
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1 | 21/10 | Линейка | ||
16 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | 26/10 | Линейка | ||
17 | Второй признак равенства треугольников | 1 | 28/10 | Линейка | ||
18 | Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников» | 1 | 9/11 | Линейка | ||
19 | Третий признак равенства треугольников | 1 | 11/11 | Линейка | ||
20 | Решение задач. по теме «Третий признак равенства треугольников.» | 1 | 16/11 | Линейка | ||
21 | Решение задач. по теме «Признаки равенства треугольников.» | 1 | 18/11 | Линейка | ||
22 | Окружность. | 1 | 23/11 | Циркуль | ||
23 | Построения циркулем и линейкой | 1 | 25/11 | Циркуль | ||
24 | Примеры задач на построение | 1 | 30/11 | Циркуль | ||
25-26 | Решение задач по теме «Треугольники» | 2 | 2;7/12 | Линейка | ||
27 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | 1 | 9/12 | Линейка | ||
Глава III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (12 ч) | ||||||
28 | Определение параллельных прямых. | 1 | 14/12 | Линейка | ||
29-30 | Признаки параллельности двух прямых | 2 | 16;21/12 | Линейка | ||
31-32 | Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых» | 2 | 23;28/12 | Линейка | ||
33 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых | 1 | 30/12 | Линейка | ||
34-35 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | 2 | 18;20/01 | Линейка | ||
36-38 | Решение задач по теме «. Признаки параллельности прямых» | 3 | 25;27/01;1/02 | Линейка | ||
39 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | 1 | 3/02 | Линейка | ||
Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (19 ч) | ||||||
40 | Теорема о сумме углов треугольника. | 1 | 8/02 | Транспортир | ||
41 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. | 1 | 10/02 | Линейка | ||
42 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 1 | 15/02 | Линейка Транспортир | ||
43 | Неравенство треугольника. | 1 | 17/02 | Линейка | ||
44-45 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 2 | 22;24/02 | Линейка | ||
46 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 1/03 | |||
47 | Некоторых свойства прямоугольных треугольников | 1 | 3/03 | Линейка | ||
48-49 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 2 | 10;15/03 | Линейка | ||
50-51 | Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников» | 2 | 17;22/03 | Линейка | ||
52 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | 24/03 | Линейка | ||
53-55 | Построение треугольника по трем элементам . | 3 | 5;7;12/04 | Линейка | ||
56-57 | Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам» | 2 | 14;19/04 | Линейка | ||
58 | Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольные треугольники.» | 1 | 21/04 | Линейка | ||
ПОВТОРЕНИЕ (12ч) | ||||||
59-60 | Треугольники | 2 | 26;28/04 | Линейка | ||
61-62 | Признаки равенства треугольников | 2 | 3;5/05 | |||
63 | Параллельные прямые | 1 | 10/05 | |||
64-65 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 2 | 12;17/05 | Линейка | ||
66-67 | Параллельные прямые | 2 | 19;22/05 | Линейка | ||
68 | Контрольная работа №6 по теме « Треугольники» | 1 | 24/05 | |||
69-70 | Задачи на построение | 2 | 26;31/05 | Линейка | ||
Итого | 70ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...