"Терема о трех перпендикулярах" по системно-деятельностному методу
методическая разработка по геометрии (10 класс) на тему
Методическая разработка включает в себя технологическую карту урока и конспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teorema_o_treh_perpendikulyarah_po_sdm.docx | 401.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: геометрия
Класс: 10
Автор УМК: Геометрия 10-11 кл. Атанасян Л.С. и др.
Тема урока: «Теорема о трех перпендикулярах».
Тип урока: открытие нового знания.
Автор урока: преподаватель математики Демина Юлия Алексеевна ГОА ПОУ «Липецкий индустриально-строительный колледж»
Основные цели:
Метапредметные:
- Формировать умение ставить цель, делать выбор, принимать решения и доводить их до исполнения, умение работать по составленному плану; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; умение анализировать свою деятельность и оценивать ее.
- Тренировать коммуникативные умения, умения сотрудничать, работая в группе.
Предметные:
- Доказать теорему о трех перпендикулярах.
- Сформировать умение использовать теорему о трех перпендикулярах при решении задач.
Задачи:
- изучить теоретический материал по теме;
- закрепить умение его применять;
- вовлечь учащихся в конструктивную учебную деятельность;
- развить навыки продуктивного общения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
Содержание урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Фиксация нового знания.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД: Регулятивные - Р; Познавательные - П; Коммуникативные - К | УД Личностные |
1 | Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; организует внимание - произносит высказывание Крылова А.Н. Показывает на слайде эталоны: определение перпендилярности прямых, прямой и плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости. | Организуют рабочее место. Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, объясняют свою точку зрения. | – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | – самоопределение; – смыслообразование. |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. | Учитель предлагает учащимся решить задание со слайда фронтально и в парах. Задает вопросы, связанные со сложностями при решении заданий. | Учащиеся работают фронтально и в парах, результаты записывают в тетрадях и называют учителю. Высказывают тезисы о недостатке знаний. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). | - смыслообразование |
3 | Выявление места и причины затруднения. | Задает вопросы о конкретизации трудностей при решении заданий. | Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют. | – подведение под понятие (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П); – постановка и формулирование проблемы (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - Постановка вопросов (К). | - смыслообразование |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Учитель организует проект выхода из затруднения. Предлагает учащимся озвучить тему и цель урока. | Учащиеся ставят цель проекта; учащиеся уточняют тему урока; учащиеся определяют средства; учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Работа организуется в группах, одна из групп озвучивает результат работы, остальные при необходимости уточняют, дополняют. | - целеполагание (Р); - планирование учебной деятельности (Р); - прогнозирование результата (Р). – анализ, обобщение,(П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). | - смыслообразование |
5 | Фиксация нового знания. | Учитель предлагает обратить внимание на слайд с текстом теоремы и доказательством. Предлагает устно проговорить решение задачи, которая вызывала затруднение. | Учащиеся записывают формулировку и доказательство теоремы в рабочих тетрадях. Проговаривают решение задачи, которая вызывала затруднение. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). | - смыслообразование |
6 | Первичное закрепление во внешней речи. | Организует усвоение детьми нового способа решения задач с помощью теоремы о трех перпендикулярах с проговариванием во внешней речи фронтально. Предлагает учащимся выполнить задания устно. | Ребята устно вместе с преподавателем поговаривают решение задачи. Учащиеся устно формулируют обратную теорему и сравнивают с текстом на слайде. | – анализ, аналогия (П); – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно- следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К). | - смыслообразование |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Предлагает выполнить задание в группах. | Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание. Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проводят самопроверку по эталону. Один из группы озвучивает результаты анализа работ. | –аналогия(П); – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); –саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К). | смыслообразование; самоопределение. |
8 | Включение в систему знаний и повторение. | Организует выявление типов заданий, где используется новый способ действия. Предлагает выполнить задание в парах и у доски. | Работа организуется в парах и у доски. | –обобщение, аналогия (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – использование знаково- символических средств (П); – установление причинно- следственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К). – контроль, коррекция, оценка (Р). | - смыслообразование |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует рефлексивный анализ деятельности (задает вопросы). Организует оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке. Организует фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Организует обсуждение и запись домашнего задания. | Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся поочередно поднимают руки и «ставят» себя на ту или иную ступень на «лестнице знаний», оценивая свою работу на уроке. Записывают и обсуждают домашнее задание. | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К).
| - смыслообразование - самооценка на основе критерия успешности ; - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. |
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа:
1) включить обучающихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжим работать с перпендикулярными прямыми.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите: согласны ли вы с этим высказыванием?
- Объясните свою точку зрения.
- Вспомните, с какими понятиями вы познакомились на предыдущих уроках? (перпендикулярность прямой и плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости, расстояние от точки до плоскости).
- На слайде эталоны: определение перпендилярности прямых, прямой и плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости.
- Сегодня на уроке мы с вами определим как могут быть связаны перпендикулярные прямые.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
Цель этапа: актуализировать знания о перпендикулярности прямых, расстоянии от точки до прямой, зафиксировать затруднение при решении задач о перпендикулярности прямых (по готовым чертежам).
- Учащиеся работают фронтально, результаты записывают в тетрадях и называют учителю. При необходимости проводится коррекция.
Задание 1
Задание 2
- Предлагаю вам сейчас решить задачу 3.
- Учащимся предлагается решить задание в парах:
Задание 3 | Дано: AS ┴ (ABC), < ABC=. Доказать, что а) AS ┴BC; b) BC ┴(ASB); c) BC ┴BS. |
Что вы почувствовали, при решении задач:
- Я не знаю, как ее решать задачу без данных.
- Я не уверен, что могу всё решить без дополнительных знаний.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа: зафиксировать место, где возникло затруднение и причину затруднения, каких конкретных знаний недостает для выполнения задания.
- Посовещайтесь в группах в течение 1 минуты и ответьте на вопросы:
1) какое задание должны были выполнить;
2) чем могли воспользоваться при выполнении задания;
3) в каком месте и почему возникнет затруднение.
- Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.
- Я не смог решить задачу, потому что мне не хватает знаний
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:
- организовать построение проекта выхода из затруднения:
- учащиеся ставят цель проекта;
- учащиеся уточняют тему урока;
- учащиеся определяют средства;
- учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
- Посовещайтесь в группах в течение 1 минуты:
1. сформулируйте цель дальнейшей деятельности;
2. сформулируйте тему урока.
- Работа организуется в группах, одна из групп озвучивает результат работы, остальные при необходимости уточняют, дополняют.
Цель: доказать взаимосвязь трех перпендикуляров, научится применять к решению задач.
Тема урока: «Теорема о трех перпендикулярах».
- Для достижения поставленной цели вы должны будете вспомнить задание 1 .
- Что теперь необходимо сделать? (Составить план действий по реализации сформулированной цели.)
5. Фиксация нового знания.
Цель этапа:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
- зафиксировать новый способ действия в речи и в рабочей тетради в виде доказательства.
- . После выступления группы на слайде появляется доказательство теоремы.
- Учащиеся записывают формулировку и доказательство теоремы в рабочих тетрадях.
- Вы справились с затруднением?
- Что вы теперь можете делать?
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа:
- организовать усвоение детьми нового способа решения задач с помощью теоремы о трех перпендикулярах с проговариванием во внешней речи фронтально.
- Учащимся предлагается выполнить задание 4:
Задание 4
Доказать, что скрещивающиеся ребра тетраэдра взаимно перпендикулярны:
Задание 5
Доказать, что в правильной треугольной призме прямая А1М (где М — середина ВС) перпендикулярна ребру ВС.
Задание 6
Доказать, что с помощью теоремы можно доказать, что диагональ куба АС1 перпендикулярна прямой BD:
- Ребята устно вместе с преподавателем поговаривают решение задачи.
- Сформулируйте, пожалуйста, обратную теорему о трех перпендикулярах.
- Учащиеся устно формулируют теорему и сравнивают с текстом на слайде:
Обратная теорема. Если прямая a на плоскости α перпендикулярна наклонной к этой плоскости, то она перпендикулярна и проекции наклонной: a ┴ OB.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
- организовать самостоятельное соотнесение работы с эталоном для самопроверки;
- по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
- Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание 7:
Задание 7.
Доказать, что:
- Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проводят самопроверку по эталону.
- Проанализируйте в группах результаты выполнения самостоятельной работы:
в каких местах и почему возникли затруднения.
- Один из группы озвучивает результаты анализа работ.
- Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа:
- организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;
- организовать повторение учебного материала.
Задание 8. На слайде задача по готовому чертежу.
- Работа организуется у доски.
Дано: МО┴(ОВА), ОВ=ОА, СА=ВС. Докажите, что МС┴ВА. |
- Какие знания использовали для решения этого задания?
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель этапа:
- организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
- организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных обучающимся;
- организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке;
- организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
- организовать обсуждение и запись домашнего задания.
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какова была цель вашей деятельности?
- Почему вы поставили перед собой такую цель?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?
- Оцените свою работу на уроке с помощью лестницы знаний: как вы считаете на какую ступень вы поднялись сегодня? (учащиеся поочередно поднимают руки)
Домашнее задание: выучить теорему и доказательство теоремы о трех перпендикулярах треугольника (п.20 учебника)
Задача для домашнего задания: 155.
Использованная литература:
Геометрия. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. — 18-е изд. — М. :Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УУД. Системно- деятельностный метод обучения.
Описание системно – деятельностного метода обучения....
Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ
В докладе представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно: повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...
Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС
Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОСДиагностическая карта анализа урока на основе...
Метод проектов как системно-деятельностный подход в обучении географии.
Статья о проектной деятельности на уроках географии. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не...
Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).
Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо прекрат...
Системно – деятельностный подход в формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии, химии через активные формы и методы обучения в свете ФГОС второго поколения.
В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соот...
Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.
Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....