Рабочая программа 8 класс геометрия.
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме
Рабочаяпрограмма 8 класс геометрия содержит: пояснительную записку, поурочное планирование, учебно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometri_8_kl.isakova.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося .
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- примерной программы по математике основного общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 70 часов в учебный год. Из них контрольных работ 5 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Четырехугольники» 1 час, «Площадь» 1 час, «Подобие треугольников» 2 часа, «Окружность» 1 час.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Контроль |
Вводное повторение | 1 | ||
1. | ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ | 14 | 1 |
2. | ПЛОЩАДЬ | 14 | 1 |
3. | ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ | 19 | 2 |
4. | ОКРУЖНОСТЬ | 17 | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ | 5 | ||
70 | 5 |
Поурочное планирование
№ п/п | Название тем Содержание уроков | Кол-во часов на раздел | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Тип и форма контроля | дата |
Повторение | 1 | |||||
1 | Повторение | Повторение, обобщение знаний | Уметь выполнять задачи из разделов курса VII класса: признаки равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами треугольника; признаки и свойства параллельных прямых. Знать понятия: теорема, свойство, признак. | Решение задач по готовым чертежам. Групповой контроль. | 2.09 | |
Четырехугольники | 14 | |||||
2 | Многоугольник | Изучение нового материала | Уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы; знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника и решать задачи. Уметь находить углы многоугольников, их периметры. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ( лекция с элементами дискуссии). | 5.09 | |
3 | Многоугольник | Комбинированный | Урок обобщения и систематизации знаний . Индивидуальный письменный контроль. | 7.09 | ||
4 | Параллелограмм | Комбинированный | Знать определение параллелограмма | Комбинированный урок.М/д | 12.09 | |
5 | Признаки параллелограмма | Изучение нового материала | Знать формулировки свойств и признаков параллелограмма, уметь их доказывать и применять при решении задач. | Комбинированный С/р,С/к | 14.09 | |
6 | Решение задач «Параллелограмм» | Закрепление и совершенствование знаний | Уметь решать задачи по теме «Параллелограмм» | Практикум. С/р ИК. | 19.09 | |
7 | Трапеция | Изучение нового материала | Знать определение трапеции, равнобедренной трапеции, виды трапеций, | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 21.09 | |
8 | Трапеция .Решение задач | Закрепление и совершенствование знаний | уметь решать задачи на доказательство | Урок закрепления знаний. Практ.С/р. | 26.09 | |
9 | Задачи на построение | Комбинированный | Уметь выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки; используя свойства параллелограмма и равнобедренной трапеции. Уметь выполнять задачи на построение четырехугольников. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся П/р | 28.09 | |
10 | Прямоугольник | Изучение нового материала | Знать определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков. Уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач. Знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки. Уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией. | Урок практических С/р, | 3.10 | |
11 | Ромб и квадрат | Комбинированный | Самост. изучение теории.C/р | 5.10 | ||
12 | Ромб и квадрат. Решение задач | Комбинированный | Тематический контроль. | 10.10 | ||
13 | Осевая и центральная симметрии | Комбинированный | Урок обобщения и систематизации знаний. | 12.10 | ||
14 | Решение задач | Закрепление и совершенствование знаний | Закрепить в процессе решения задач, полученные ЗУН, подготовиться к контрольной работе. | Практикум по решению задач . Групповой, устный и письменный контроль. | 17.10 | |
15 | Контрольная работа № 1 Четырёхугольники | Контроль знаний | Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач | Урок контроля , оценки и коррекции знаний учащихся . Фронтальный контроль | 19.10 | |
Площадь | 14 | |||||
16 | Площадь многоугольника | Изучение нового материала | Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника. Уметь вывести формулу для вычисления площади прямоугольника и использовать ее при решении задач | Урок с частично -поисковой деятельностью | 24.10 | |
17 | Площадь прямоугольника | Комбинированный | С/р обучающего характера с проверкой на уроке .ИК. | 26.10 | ||
18 | Площадь параллелограмма | Комбинированный | Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять все изученные формулы при решении задач. | Изучение нового материала | 9.11 | |
19 | Площадь треугольника | Комбинированный | С/р обучающего характера с проверкой на уроке .ИК. | 14.11 | ||
20 | Площадь треугольника | Комбинированный | Урок обобщения и систематизации знаний . Практикум по решению задач | 16.11 | ||
21 | Площадь трапеции | Комбинированный | С/р обучающего характера с проверкой на уроке .ИК. | 21.11 | ||
22 | Решение задач «Площади фигур» | Закрепление и совершенствование знаний | Уметь применять все изученные формулы при решении задач, в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал | Урок обобщения и систематизации знаний | 23.11 | |
23 | Зачет №1. «Площади фигур» | Обобщение и систематизация знаний | Урок-зачет . Фронтальный опрос . | 28.11 | ||
24 | Теорема Пифагора | Изучение нового материала | Знать теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки. Уметь доказывать теоремы и применять их при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике). | Изучение нового материала (Повторение задачи по готовым чертежам) | 30.11 | |
25 | Теорема, обратная теореме Пифагора | Комбинированный | Изучение нового материала .Тест. ИК. | 5.12 | ||
26 | Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы | Закрепление и совершенствование знаний | Уметь применять теоремы при решении задач(находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике). | Решение задач по готовым чертежам С/р | 7.12 | |
27 | Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы | Применение и совершенствование знаний | Урок обобщения и систематизации знаний . Практикум по решению задач . Групповой контроль. | 12.12 | ||
28 | Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы | Применение и совершенствование знаний | Урок-зачет . Фронтальный опрос . Подготовиться к к/р. | 14.12 | ||
29 | Контрольная работа № 2 «Площадь» | Контроль знаний | Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач | Урок контроля , оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | 19.12 | |
Признаки подобия треугольников | 9 | |||||
30 | Пропорциональные отрезки | Изучение нового материала | Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника (задача 535). Уметь определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .Беседа ГК | 21.12 | |
31 | Определение подобных треугольников | |||||
32 | Первый признак подобия треугольников | Комбинированный | Изучение нового материала С/р обучающего характера. Взаимный контроль | 26.12 | ||
33 | Решение задач на применение первого признака подобия | Комбинированный | Знать первый признак подобия; Уметь его доказывать и применять при решении задач | Беседа Изучение нового материала | 11.01 | |
34 | Второй и третий признаки подобия треугольников | Комбинированный | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .Беседа. | 16.01 | ||
35 | Второй и третий признаки подобия треугольников | Комбинированный | Знать признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков. Уметь доказывать признаки подобия и применять их при решении задач | Изучение нового материала. С/р обучающего характера. Взаимный контроль. | 18.01 | |
36 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Тестирование по теме «Признаки подобия треугольников» | Закрепление и совершенствование знаний | Урок обобщения . | 23.01 | ||
37 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | Применение и совершенствование знаний | Урок систематизации. | 25.01 | ||
38 | Контрольная работа № 3 «Признаки подобия треугольников» | Контроль знаний | Уметь применять все изученные теоремы при решении задач, знать отношения периметров и площадей | Урок контроля , оценки и коррекции знаний .Фронтальный контроль. | 30.01 | |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 5 | |||||
39 | Средняя линия треугольника | Изучение нового материала | Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач , а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение | Первичное закрепление новых знаний . | 1.02 | |
40 | Средняя линия треугольника и свойство медиан треугольника | Комбинированный | Изучение нового материала . Тест .ИК | 6.02 | ||
41 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | Комбинированный | Изучение нового материала . Обучающая С/р . ИК | 8.02 | ||
42 | Практическое приложение подобных треугольников | Применение знаний | Урок обобщения и систематизации знаний . Практикум | 13.02 | ||
43 | Задачи на построение методом подобия | Применение и совершенствование знаний | Практическая работа . | 15.02 | ||
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 5 | |||||
44 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | Изучение нового материала | Знать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, метрические соотношения. Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, решать задачи типа 591 – 602. | Изучение нового материала . Беседа. Самоконтроль | 20.02 | |
45 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60° | Комбинированный | Урок взаимного контроля . Индивидуальный контроль. | 22.02 | ||
46 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | Комбинированный | Урок систематизации знаний . | 27.02 | ||
47 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | Комбинированный | Урок закрепления знаний . Практикум | 29.02 | ||
48 | Контрольная работа № 4 «Подобие треугольников» | Контроль знаний | Уметь применять все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические соотношения при решении задач Знать признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков, теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Уметь применять все изученные теоремы при решении задач, знать отношения периметров и площадей | Урок контроля , оценки и коррекции знаний . ФК | 5.03 | |
Окружность | 17 | |||||
49 | Взаимное расположение прямой и окружности | Изучение нового материала | Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. Уметь их доказывать и применять при решении задач; выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей. | Урок-лаборатория . Исследование взаимного расположения прямой и окружности. С/р практического характера | 7.03 | |
50 | Касательная к окружности | Комбинированный | Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач | Изучение нового материала и первичное закрепление | 12.03 | |
51 | Касательная к окружности | Комбинированный | Комбинированный урок . Тест, обучающая С/р | 14.03 | ||
52 | Градусная мера дуги окружности | Комбинированный | Усвоение изученного материала в процессе решения задач | 19.03 | ||
53 | Теорема о вписанном угле | Комбинированный | Комбинированный урок, лекция , практикум. | 21.03 | ||
54 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | Комбинированный | Комбинированный урок , проверочная С/р | 2.04 | ||
55 | Решение задач «Центральные и вписанные углы» | Закрепление и совершенствование знаний | Урок практических применение ЗУН учащихся | 4.04 | ||
56 | Свойства биссектрисы угла | Изучение нового материала | Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника. Уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач. Уметь выполнять построение замечательных точек треугольника. | Изучение нового материала . , | 9.04 | |
57 | Серединный перпендикуляр к отрезку | Комбинированный | Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая, описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач | Подготовительная работа по готовым чертежам . ИК. | 11.04 | |
58 | Решение задач | |||||
59 | Вписанная окружность. Свойство описанного четырёхугольника. | Комбинированный | Усвоение изученного материала в процессе решения задач. | 16.04 | ||
60 | Описанная окружность. Свойство вписанного четырёхугольника. | Комбинированный | Знать утверждения задач 724, 729 и уметь их применять при решении задач | Практикум по решению задач . С/р обучающего характера | 18.04 | |
61 | Вписанная и описанная окружность | |||||
62 | Решение задач «Окружность». Тестирование. | Закрепление и совершенствование знаний | Усвоение изученного материала в процессе решения задач . | 23.04 | ||
63 | Решение задач | |||||
64 | Решение задач | |||||
65 | Контрольная работа № 5 «Окружность» | Контроль знаний | Уметь применять все изученные теоремы при решении задач | Урок контроля , оценки и коррекции знаний . Фронтальный письменный контроль. | 25.04 | |
Повторение | 5 | |||||
66 | Повторение. Решении задач | Повторение, обобщение и систематизация знаний | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса). | Закрепление знаний , умений и навыков по всем темам Урок обобщения систематизации знаний | 30.04 | |
67 | Повторение. Решении задач | Повторение, обобщение и систематизация знаний | 14.05 | |||
68 | Повторение. Решении задач | Применение знаний | 16.05 | |||
69 | Повторение. Решении задач | Применение знаний | 21.05 | |||
70 | Заключительный урок | Повторение, обобщение и систематизация знаний | 23.05 |
Список литературы:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
- Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2007.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.
- Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2009.
- Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
- Поурочные планы.Геометрия 8 класс.Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. (Волгоград: «Учитель», 2010)
- Геометрия. Дидактический материал. 8 класс. Зив Б.Г. (М.: Просвещение, 2010)
Дополнительная литература:
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
- Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор
Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
7. www.shomtaya.ucoz.ru/ Персональный сайт - Шомахова Таисия Исмаиловна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (по учебнику Погорелова А.В. Геометрия 7-11 класс)
Рабочая программа по геометрии для 9 классаУчитель - Давтян Римма Артемовна...