Геометрия. 8 класс. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) на тему
Презентация по теме урока. План урока. Домашнее задание в 4 вариантах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sootnosheniya_v_pryamougolnom_treugolnike.ppt | 1.73 МБ |
hod_uroka_sootnosheniya.doc | 70.5 КБ |
domashnee_zadanie_k_uroku.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М N K Разминка
С А В Разминка A 1 B 1 C 1 ABC ∾ A 1 B 1 C 1 b = a = c b 1 a 1 c 1 b c a a 1 c 1 b 1
Исследовательская работа 60 ° 20 °
С А В = sin B b = a = c b 1 a 1 c 1 b c a c 1 a 1 b 1 B 1 C 1 A 1 b = c b 1 c 1 b = b 1 c c 1 = sin B 1 a = a 1 c c 1 = cos B = cos B 1 b = b 1 a a 1 = tg B = tg B 1
Происхождение названий - синуса, косинуса и тангенса
Птолемей Архимед Евклид
Региомонтан
С А В sin A = b c a b c cos A = a b tg A = a c
Знакомимся с новыми возможностями калькулятора
Из истории тригонометрии
Леонард Эйлер Франсуа Виет
17 15 8 P Q M В PQM найдите sin P , cos P , tg P , если PQ = 17 м , PM = 8 м , MQ = 15 м . РЕШЕНИЕ: В PQM : PQ 2 = 17 2 = 289 ; PM 2 + MQ 2 = 8 2 + 15 2 = 64 + 225 = 289 Следовательно, М = 90 ° . 2) sin P = 15 / 17 cos P = 8 / 17 tg P = 15 / 8 .
17 15 8 P Q M sin 2 P + cos 2 P = = ( 225 / 289 ) + ( 64 / 289 ) = ( 225 + 64) / 289 = 289 / 289 ( 15 / 17 ) 2 + ( 8 / 17 ) 2 = = 1 ( sin P ) 2 + ( cos P ) 2 =
c a b sin 2 β + cos 2 β = = (b 2 + a 2 ) / c 2 β = c 2 / c 2 = 1 sin 2 β + cos 2 β = 1 ( b / c ) 2 + ( a / c ) 2 = Основное тригонометрическое тождество = b 2 / c 2 + a 2 / c 2
Домашнее задание: Стр. 149 – 151 § 4, п.66; тест по вариантам
Итоги урока
Желаю всем успехов в изучении тригонометрии!
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 574
Невского района Санкт-Петербурга
Урок по геометрии
Тема: «Соотношения между сторонами
и углами в прямоугольном треугольнике»
8 класс
Учитель математики Будинская Ирина Юрьевна
Цели урока: ввести понятие синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; научить находить их в прямоугольном треугольнике; вывести с учащимися основное тригонометрическое тождество; ознакомить учащихся с историей возникновения тригонометрии.
Задачи урока:
- учебно-познавательная: развитие геометрических представлений в окружающем мире, воспроизведение и коррекция опорных знаний, формирование умений учащихся в применении новых знаний для решения задач, формирование навыков исследовательской работы, обогащение запаса историко-научных знаний;
- развивающая: развитие логического мышления, мотивов деятельности, умений ясно выражать мысли, познания радости исследовательской работы в группе;
- воспитательная: стимулирование познавательной деятельности, последовательности в мышлении и в действиях, уверенности в своих силах; поощрение инициативы и готовности решать различные задачи на уроке, развитие приемов самоконтроля и взаимоконтроля; поощрение к познанию вообще; формирование представлений о математике как методе познания действительности;
- коррекционная: коррекция направленности и устойчивости внимания.
Средства обучения:
- презентация к уроку по теме с набором задач и готовыми чертежами, с теоретическим материалом по теме;
- стандартная программа «Калькулятор»;
- средства мультимедиа для демонстрации презентации;
- карточки для исследовательской работы по вариантам в группах;
- оценочные листы для работы в группах;
- калькуляторы, транспортиры, линейки, треугольники из картона для исследовательской работы;
- домашнее задание – тесты по вариантам.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
- Организационный этап.
Деятельность учителя | № слайда | Деятельность учащихся |
Сообщает тему урока и его цели. Приводит схему построения урока:
Знакомит учащихся с методом оценки их деятельности на работе по оценочным листам, называет консультантов. | Слайд № 1 «Тема урока» | Читают тему урока на экране и слушают план урока |
- Информационно-обобщающий этап – актуализация базовых знаний, подготовка к изучению новой темы.
Деятельность учителя | № слайда | Деятельность учащихся |
Задает вопросы:
| Слайд № 2 Разминка. Прямоугольный треугольник | Отвечают на вопросы учителя. |
Задает вопросы: Ввести обозначение сторон прямоугольного треугольника малыми буквами латинского алфавита.
| Слайд № 3 Разминка. 2 прямоугольных треугольника с равными острыми углами | Отвечают на вопросы учителя. |
- Этап введения новых знаний – восприятие и осознание учащимися связей, соотношений.
Деятельность учителя | № слайда | Деятельность учащихся |
Предлагает учащимся исследовательскую работу (на партах у консультантов лежат пакеты с треугольником из картона, транспортир, линейки, бланки для записи ответов на вопросы, калькуляторы). Поясняет задание для учащихся:
Проверяет результаты с записью на доске в заранее заготовленной таблице на 6 строк по цветам треугольников:
Вопрос – почему в разных треугольниках равные отношения? | Слайд № 4 «Исследовательская работа» На экране два прямоугольных треугольника желтого и красного цветов. | Работают в группах, записывают ответы в бланках для исследовательской работы. По окончании работы записывают результаты на доске в заранее заготовленную таблицу. Анализируют результаты исследовательской работы вместе с учителем. |
По щелчку на слайде появляются градусные меры
треугольников. На доске заполняется таблица с результатами исследований. | ||
Доказывает вместе с учащимися равенство отношений сторон в прямоугольных треугольниках, имеющих равный острый угол. Вводит понятия синуса, косинуса и тангенса острых углов прямоугольных треугольников. | Слайд № 5. Доказательство равенств отношений сторон прямоугольных треугольников, имеющих равные острые углы. Введение понятий синуса, косинуса и тангенса острых углов. | Вместе с учителем проводят доказательства, знакомятся с новыми понятиями |
Предлагает учащимся выслушать сообщение по теме «Возникновение названий – синуса, косинуса и тангенса». | Слайд № 6. Тема сообщения. Слайд № 7. Архимед, Евклид, Птолемей. Слайд № 8. Региомонтан. | Слушают сообщение учащегося |
Работа с учебником – еще раз прочитать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла. Проговорить, нарисовать рисунок и записать формулы со слайда в тетради. | Слайд № 9. Прямоугольный треугольник. Формулы синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника | Работа с учебником, в тетради. |
А раз эти отношения для прямоугольных треугольников, имеющих равные острые углы, равны, то можно найти их один раз и применять при решении задач математики, в практических задачах. Напомнить о первой таблице синусов Птолемея, сказать о таблицах Брадиса, о калькулятарах, о стандартной программе «Калькулятор» в среде Windows. При обращении к программе обязательно вспомнить о синусе 30° и тангенсе 45°. | Слайд № 10. Знакомимся с новыми возможностями калькулятора. | Слушают учителя и смотрят «Калькулятор». |
Сегодня мы познакомились с новым для вас разделом математики – тригонометрией. Узнать об этом разделе нам поможет сообщение учащегося «Из истории развития тригонометрии». | Слайд № 11. Тема сообщения. Слайд № 12. Астрономия. Слайд № 13. Эйлер, Виет. | Слушают сообщение учащегося |
- Первичное закрепление изученного материала и применение новых знаний для вывода основного тригонометрического тождества.
Деятельность учителя | № слайда | Деятельность учащихся |
Предлагает учащимся решить задачу, обсуждает с ними ход решения, задает наводящие вопросы. В ходе обсуждения предлагает им оформить задачу в тетради. | Слайд № 14. Задача. В Δ PQM найдите sin ∠P, cos ∠P, tg ∠P, если PQ = 17 см, PM=8 см, MQ=15 см. | Работают всем классом, обсуждая ход решения задачи. Записывают решение в тетради со слайда. |
Предлагает учащимся найти сумму квадратов синуса и косинуса ∠P решенной задачи. Получили 1, анализируем - случайно ли это? | Слайд № 15. Вычисление суммы квадратов синуса и косинуса одного острого угла прямоугольного треугольника. | Проводят вычисления вместе с учителем |
Доказывает тождество вместе с учащимися для произвольного прямоугольного треугольника. Вопрос, что дает нам это тождество? (зная синус, можно найти косинус и наоборот; зная синус и косинус можно найти еще и тангенс – об этом вам предстоит узнать выполняя домашнее задание). | Слайд 16. Вывод основного тригонометрического тождества | Участвуют в доказательстве тождества и записывают его в тетради. |
- Домашнее задание – Слайд 17.
- Стр. 149 – 151 § 4, п.66; (Прокомментировать – в п.66 есть еще одна формула тригонометрии, связывающая тригонометрические функции одного угла).
- Тест по вариантам. Номера вариантов указаны в листах оценивания для каждого учащегося. Тесты в конвертах. Отвечать на вопросы в тетради. В заданиях № 2 и 5 показать вычисления.
Итоги урока – Слайд 18.
Оценки за урок.
Учитель задает вопросы (при наличии времени – все):
- Что узнали на уроке?
- Как называется раздел математики, изучающий синусы, косинусы, тангенсы углов?
- Какие значения может принимать синус и косинус (сравните с 0, с 1)?
- Как называется основная формула тригонометрии? В чем она заключается?
- Назовите ученых, которые внесли значительный вклад в развитие тригонометрии.
- В каких областях деятельности человека применяют тригонометрию?
- Достигли ли мы цели урока?
- Всем успехов в изучении этого интересного раздела. На следующем уроке мы продолжим наше знакомство со значениями тригонометрических функций некоторых углов и будем применять наши знания для решения задач.
По щелчку слайд № 19 – «Желаю всем успехов в изучении тригонометрии!». Спасибо за урок
Предварительный просмотр:
Домашнее задание
к уроку «Соотношения между сторонами и
углами в прямоугольном треугольнике»
Тест Вариант 1
- Синус острого угла прямоугольного треугольника – это отношение
А) прилежащего катета к гипотенузе;
Б) противолежащего катета к гипотенузе;
В) противолежащего катета к прилежащему;
Г) прилежащего катета к гипотенузе.
- В ∆ ABC ∠ C = 90°, AC = 3 см и BC = 4 см. Найдите cos ∠A.
А) 3/5;
Б) 4 /5;
В) 4/3;
Г) 3/4 .
- Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – это не только отношение противолежащего катета к прилежащему, но и …
А) отношение косинуса этого угла к синусу этого угла;
Б) отношение синуса этого угла к косинусу этого угла;
В) произведение синуса этого угла на косинус этого угла;
Г) отношение 1 к произведению синуса этого угла на косинус этого угла.
- Укажите верное равенство-следствие из основного тригонометрического тождества для острого угла прямоугольного треугольника:
А) sin α = 1 – cos2 α;
Б) cos α = 1 – sin2 α;
В) sin α = 1 – cos α;
Г) cos2 α = 1 – sin2 α.
- Sin β = 5/13, где β – острый угол прямоугольного треугольника. Найдите cos β, tg β.
А) cos β = 8/13, tg β = 5/8;
Б) cos β = 12/13, tg β = 12/5;
В) cos β = 12/13, tg β = 5/12;
Г) cos β = 18/13, tg β = 5/18.
6*. Обозначение котангенса острого угла α прямоугольного треугольника – ctg α. Это отношение…
А) прилежащего катета к противолежащему;
Б) противолежащего катета к прилежащему;
В) гипотенузы к прилежащему катету;
Г) гипотенузы к противолежащему катету.
Домашнее задание
к уроку «Соотношения между сторонами и
углами в прямоугольном треугольнике»
Тест Вариант 2
- Косинус острого угла прямоугольного треугольника – это отношение
А) прилежащего катета к противолежащему;
Б) противолежащего катета к гипотенузе;
В) противолежащего катета к прилежащему;
Г) прилежащего катета к гипотенузе.
- В ∆ ABC ∠ C = 90°, AC = 3 см и BC = 4 см. Найдите cos ∠B.
А) 3/5;
Б) 4 /5;
В) 4/3;
Г) 3/4 .
- Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – это не только отношение противолежащего катета к прилежащему, но и …
А) отношение синуса этого угла к косинусу этого угла;
Б) отношение косинуса этого угла к синусу этого угла;
В) произведение синуса этого угла на косинус этого угла;
Г) отношение 1 к произведению синуса этого угла на косинус этого угла.
- Укажите верное равенство-следствие из основного тригонометрического тождества для острого угла прямоугольного треугольника:
А) sin α = 1 – cos2 α;
Б) cos2 α = 1 – sin2 α;
В) sin α = 1 – cos α;
Г) cos α = 1 – sin2 α.
- Sin β = 12/13, где β – острый угол прямоугольного треугольника. Найдите cos β, tg β.
А) cos β = 5/13, tg β = 12/5;
Б) cos β = 1/13, tg β = 12/13;
В) cos β = 5/13, tg β = 5/12;
Г) cos β = 18/13, tg β = 5/18.
6*. Обозначение котангенса острого угла α прямоугольного треугольника – ctg α. Это отношение…
А) гипотенузы к прилежащему катету;
Б) противолежащего катета к прилежащему;
В) прилежащего катета к противолежащему;
Г) гипотенузы к противолежащему
Домашнее задание
к уроку «Соотношения между сторонами и
углами в прямоугольном треугольнике»
Тест Вариант 3
- Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – это отношение
А) прилежащего катета к гипотенузе;
Б) противолежащего катета к гипотенузе;
В) противолежащего катета к прилежащему;
Г) прилежащего катета к противолежащему.
- В ∆ ABC ∠ C = 90°, AC = 6 см и BC = 8 см. Найдите cos ∠B.
А) 4/5;
Б) 3/5;
В) 4/3;
Г) 3/4 .
- Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – это не только отношение противолежащего катета к прилежащему, но и …
А) отношение 1 к произведению синуса этого угла на косинус этого угла;
Б) отношение косинуса этого угла к синусу этого угла;
В) произведение синуса этого угла на косинус этого угла;
Г) отношение синуса этого угла к косинусу этого угла.
- Укажите верное равенство-следствие из основного тригонометрического тождества для острого угла прямоугольного треугольника:
А) sin α = 1 – cos α;
Б) sin2 α = 1 – cos2 α;
В) sin2 α = 1 – cos α;
Г) cos α = 1 – sin α.
- Cos β = 5/13, где β – острый угол прямоугольного треугольника. Найдите sin β, tg β.
А) sin β = 8/13, tg β = 5/8;
Б) sin β = 12/13, tg β = 5/12;
В) sin β = 12/13, tg β = 12/5;
Г) sin β = 8/13, tg β = 8/5.
6*. Обозначение котангенса острого угла α прямоугольного треугольника – ctg α. Это отношение…
А) гипотенузы к прилежащему катету;
Б) гипотенузы к противолежащему катету;
В) противолежащего катета к прилежащему;
Г) прилежащего катета к противолежащему.
Домашнее задание
к уроку «Соотношения между сторонами и
углами в прямоугольном треугольнике»
Тест Вариант 4
- Косинус острого угла прямоугольного треугольника – это отношение
А) прилежащего катета к противолежащему;
Б) противолежащего катета к гипотенузе;
В) гипотенузы к прилежащему катету;
Г) прилежащего катета к гипотенузе.
- В ∆ ABC ∠ C = 90°, AC = 6 см и BC = 8 см. Найдите sin ∠B.
А) 3/4;
Б) 3/5;
В) 4/3;
Г) 4/5 .
- Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – это не только отношение противолежащего катета к прилежащему, но и …
А) отношение 1 к произведению синуса этого угла на косинус этого угла;
Б) отношение косинуса этого угла к синусу этого угла;
В) отношение синуса этого угла к косинусу этого угла;
Г) произведение синуса этого угла на косинус этого угла.
- Укажите верное равенство-следствие из основного тригонометрического тождества для острого угла прямоугольного треугольника:
А) sin α = 1 – cos α;
Б) cos α = 1 – sin2 α;
В) sin2 α = 1 – cos α;
Г) sin2 α = 1 – cos2 α.
- Cos β = 12/13, где β – острый угол прямоугольного треугольника. Найдите sin β, tg β.
А) sin β = 1/13, tg β = 1/12;
Б) sin β = 5/13, tg β = 12/5;
В) sin β = 5/13, tg β = 5/12;
Г) sin β = 1/13, tg β = 12.
6*. Обозначение котангенса острого угла α прямоугольного треугольника – ctg α. Это отношение…
А) прилежащего катета к противолежащему;
Б) гипотенузы к противолежащему катету;
В) противолежащего катета к прилежащему;
Г) гипотенузы к прилежащему катету.
Ответы на вопросы теста
домашнего задания
к уроку «Соотношения между сторонами
и углами прямоугольного треугольника»
Номер варианта | № задания | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Б | А | Б | Г | В | А |
2 | Г | Б | А | Б | А | В |
3 | Б | А | Г | Б | В | Г |
4 | Г | Б | В | Г | В | А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачет по геометрии "Подобие треугольников" и "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника"
Материал содержит задания, которые можно использовать в качестве одной из форм проверки усвоения темы "Подобие треугольников" и "Соотношении между сторонами и углами прямоугольного треугольника". Зада...
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника / Методическая разработка урока по геометрии в 8 классе
Цель урока:Образовательная: определить синус, косинус, тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике, их значение для углов в 30°, 45°, 60°;ввести основное тригонометрическое тождество;испол...
Разноуровневые тесты по геометрии 8 класс по теме: "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника".
У меня появилось необходимость разработать разноуровневые варианты тестов, т.к. многие учащиеся с трудом усваивают понятия синуса и косинуса острого угла прямоугольного треугольника ...
План - кнспект урока геометрии по теме "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника" 8 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Цели и задачи урока: Образовательная: обобщить и систематизировать знания понятий синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольни...
Самостоятельная работа по геометрии 8 класс по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
Самостоятельная работа по геометрии 8 класс по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» состоит из 4 заданий, три их которых, тест.....
Проверочная работа по геометрии 8 класс Тема «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
Данная работа может быть проведена как промежуточная проверочная работа после рассмотрения параграфа 4 «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» (по учебнику Геоме...
Презентация для 8 класса по геометрии Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника
Презентация для 8 класса по геометрии Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника...