Рабочая программа пот геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Карнаушкина Ольга Васильевна

Рабочая программа по геометрии  9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_uchebnaya_programma_po_geometrii_9_klass.docx86.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  учебная  программа

по  геометрии 9 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса геометрии для 9 класса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования  по математике;

-  Авторской программы по геометрии  Л.С.Атанасян,  В. Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.(Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2012).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели изучения курса:

  • продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Задачи курса:

  • сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
  • познакомить с использованием векторов и метода координат  при решении геометрических задач; дать представление  об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
  • развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
  • расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках
  • познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом
  • выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач.
  • научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.
  • использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в учебном году  следующее:

2 часа в неделю, итого 68 учебных часов.

4 часа отведено на проведение текущих контрольных работ + еще 1 контрольная работа  взята из часов Повторения   в качестве итоговой.

2 часа из Повторения   используются в качестве резерва. Неиспользованный резерв будет добавлен  в конце года  к урокам повторения.

В связи с этим количество часов повторения уменьшено с 9 до 6 часов. Все остальные разделы полностью соответствуют авторской программе.

Итоговая контрольная работа по геометрии за курс 9 класса является промежуточной аттестацией учащихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих результатов:

  1. в направлении личностного развития:

  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • Формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  1. в метапредметном направлении:

  • Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
  • Первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации,        интерпретации, аргументации;
  • Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  1. в предметном направлении:

  • Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
  • Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
  • Развитие представлений о числе, натуральных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • Усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • Умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
  • Умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • Умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
  • Овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
  • Овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
  • Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений.

Личностными результатами изучения предмета  являются следующие качества:

  • независимость и критичность мышления;
  • воля и настойчивость в достижении цели.

Средством достижения этих результатов является:

  • система заданий учебников;
  • представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
  • использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.

        Метапредметными результатами изучения курса являются первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения  знание о:

  • признаках подобия треугольников;
  • теореме о пропорциональных отрезках;
  • свойстве биссектрисы треугольника;
  • пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
  • пропорциональных отрезках в круге;
  • теореме об отношении площадей подобных многоугольников;
  • свойствах правильных многоугольников; связи между стороной правильного многоугольника и радиусами вписанного и описанного кругов;
  • определении длины окружности и формуле для её вычисления;
  • формуле площади правильного многоугольника;
  • определении площади круга и формуле для её вычисления; формуле для вычисления площадей частей круга;
  • правиле нахождения суммы и разности векторов, произведения вектора на скаляр; свойства этих операций;
  • определении координат вектора и методах их нахождения;
  • правиле выполнений операций над векторами в координатной форме;
  • определении скалярного произведения векторов и формуле для его нахождения;
  • связи между координатами векторов и координатами точек;
  • векторным и координатным методах решения геометрических задач.
  • формулах объёма основных пространственных геометрических фигур: параллелепипеда, куба, шара, цилиндра, конуса.
  • Применять признаки подобия треугольников при решении задач;
  • решать простейшие задачи на пропорциональные отрезки;
  • решать простейшие задачи на правильные многоугольники;
  • находить длину окружности, площадь круга и его частей;
  • выполнять операции над векторами в геометрической и координатной форме;
  • находить скалярное произведение векторов и применять его для нахождения различных геометрических величин;
  • решать геометрические задачи векторным и координатным методом;
  • применять геометрические преобразования плоскости при решении геометрических задач;
  • находить объёмы основных пространственных геометрических фигур: параллелепипеда, куба, шара, цилиндра, конуса;
  • находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
  • создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Глава 9,10.  Векторы. Метод координат. (18 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Глава 11.   Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

Глава 13. Движения. (8 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Об аксиомах геометрии. (2 часа)

Беседа об аксиомах геометрии.

Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

Глава 14.  Начальные сведения из стереометрии. (8 часов)

        Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида» формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

        Цель: дать начальное представление телах и поверхностях в пространстве; познакомить обучающихся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

        Повторение. Решение задач. (9часов)

        Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7-9 класса.

Формы и средства контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания   на 15 – 20  минут учебного часа.

Для организации текущих проверочных работ (тест на 15 минут учебного часа), самостоятельных работ, при подготовке к ГИА, контрольных работ используются следующие источники:

  1. Тексты контрольных работ  полностью взяты из Программ общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы / составитель Т.А. Бурмистрова. – М. : Просвещение, 2013 (21 – 24 страницы).
  2. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. рекомендации к учебн.: Кн. для учителя / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. – М. : Просвещение, 2009.
  3. Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/авт.-сост. Г.И.Ковалёва, Н.И.Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Мельникова Н.Б.Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9». – М.:Издательство «Экзамен», 2013.

Тексты контрольных работ прилагаются.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание материала

№ Пункта,

 параграфа

Тип учебного занятия

Примерные

сроки

Примечание

Домашнее задание

Глава IX. Векторы.  Метод координат (18 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов

76-77

УОНМ

7.6.1, 7.6.2

П.76-77, стр.192-195, №740 №741 стр.197

Понятие вектора. Равенство векторов

78

УЗИ

П. 76 – 78 №748  №749

Сложение и вычитание векторов.

79-80

УОНМ

7.6.3

П. 79, 80 стр. 198-201, №754, 759 стр.204

Сложение и вычитание векторов.

81

УЗИ

П. 81 стр.201-202, №755 стр.204

Сложение и вычитание векторов.

82

УОНМ

П. 82 стр.202-204,  №757, 764 стр.204-205

Умножение вектора на число.

83

УОНМ

7.6.3

П. 83 стр.206-208, №776(а, в, е), №777 стр.210-211

Применение векторов к решению задач.

84

УЗИ

П. 84 стр.208-209, №789 стр. 212

Применение векторов к решению задач.

85

УПЗУ

П. 85стр.210, №798 стр.213

Разложение векторов по двум неколлинеарным векторам

86

УОНМ

7.6.5

П. 86 стр.227-229,  №913 №914 (б, в) стр.232

Координаты вектора

87

УОНМ

7.6.6

П. 87 стр.229-232,  №922, №926 (б, г) стр.233-234

Простейшие задачи в координатах.

88

УОНМ

П. 88 стр.234-236,  №930 №933 стр. 238

Простейшие задачи в координатах.

89

УОСЗ

П.89 стр.236-238, №946 №950 (б) №951 (б) стр.239

Уравнения окружности и прямой.

90-91

УОНМ

6.2.4, 6.2.5

П. 90, 91 №959 (б, г) №962 стр.245

Уравнения окружности и прямой.

90-91

УЗИ

№961, 964 стр.245

Уравнения окружности и прямой.

92

УОНМ

П. 92 стр.243-244,  №972 (в) №976 стр.245-246

Решение задач по теме «Векторы»

76-85

УПКЗУ

№989 стр.250

Решение задач по теме «Метод координат»

86-92

УПКЗУ

№1000(в-д) стр.251

Контрольная работа №1

"Векторы. Метод координат"

76-92

УКЗ

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов (11 часов)

Анализ контрольной работы №1. Синус, косинус и тангенс угла.

93

УОНМ

7.2.10

П. 93 стр.252-253,  №1011 стр.255

Синус, косинус и тангенс угла.

94

КУ

П.94 стр. 253-254,  №1014 №1017 (а, в) стр.255

Синус, косинус и тангенс угла.

95

УПЗУ

П.95 стр.254, №1018 (б, г) стр.255

Теорема синусов и косинусов

96

УОНМ

7.2.11

П. 96 стр.256,  №1020  (б, в) 1021 стр.261

Теорема синусов и косинусов

97-98

КУ

П. 97-98 стр.256-258, №1025 (б, д, ж, и)стр.262

Решение треугольников

99-100

УОСЗ

7.2.11

П.99-100 стр. 258-261, №1034 №1035 стр.263

Решение треугольников

99-100

УПЗУ

 №1060 (а, в) №1061 (а, в) стр.272

Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах

101-102

УОСЗ

7.6.7

П. 101-102 стр. 264-266, №1040 №1042  стр.269

Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

103-104

КУ

П. 103-104 стр.266-268, №1044 №1047 (б) стр.269

Решение задач по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов"

93-104

УОСЗ

№1067,  №1068 стр.273

Контрольная работа №2

по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов"

93-104

УКЗ

Глава XII. Длина окружности и площадь круга.(12 часов)

  1. 39

Анализ контрольной работы №2. Правильный многоугольник.

105

УОНМ

7.3.5

П. 105 стр.275, №1081 (в, г) №1083 (б, г) стр.281

  1. 40

Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

106-107

УОНМ

7.4.6

П. 106-107 стр.275-277, №1084 стр.281

  1. 41

Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

108

УОНМ

П. 108 стр.278-279, №1087 (3, 5) №1088 (2, 5) стр.281-282

  1. 42

Построение правильных многоугольников.

109

УОСЗ

П. 109 стр.279-280,  №1094 (а, г) №1095 стр.283

  1. 43

Длина окружности

110

УОНМ

7.5.2

П. 110 стр.283-285,  №1104 №1105 стр.287

  1. 44

Длина окружности.

110

УЗИ

№1106 №1111 стр.288

  1. 45

Площадь круга

111-112

УОНМ

7.5.8

П. 111, 112  стр.285-287, №1114 №1116 (а, б) стр.288

  1. 46

Площадь круга

111-112

УЗИ

№1121 №1123 стр.289

  1. 47

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

105-112

УОСЗ

№1125 №1127 стр.289

  1. 48

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

105-112

УПЗУ

№1129 (а, в) №1130 стр.290

  1. 49

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

105-112

УПКЗУ

№1137 - №1139 стр.291

  1. 50

Контрольная работа №3

по теме "Длина окружности и площадь круга"

105-112

УКЗ

Глава XIII Движения (8 часов)

  1. 51

Анализ контрольной работы №3. Отображение плоскости на себя. Понятие движения

113-114

УОНМ

П. 113, 114 стр.293-296 №1148 (а) №1149 стр.299

  1. 52

Осевая и центральная симметрии

113-114

УЗИ

 №1150 (устно) №1153 стр.299

  1. 53

Наложения и движения

115

УОНМ

П. 115  стр.296-298, №1155, №1156 стр.299

  1. 54

Параллельный перенос.

116

УОНМ

П. 116 стр.300-301, №1162 №1163 302стр.

  1. 55

Поворот

117

УОНМ

П. 117 стр.301-302,  №1166 (б) №1167 стр.302

  1. 56

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»

116-117

УПЗУ

№1182 №1183 стр.305

  1. 57

Решение задач по теме «Движение»

113-117

УПКЗУ

№1172 №1174 (б) стр.304

  1. 60

Контрольная работа №4

по теме "Движение"

113-117

УКЗ

Глава XIIV Начальные сведения из стереометрии(8 часов)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранник.

118-119

УОНМ

П.118-119 стр.307-310, №1184 стр.321

Призма

120

УОНМ

П.120 стр.311-312, №1186

Параллелепипед

121

УОНМ

П.121 стр.321-314, №1187 стр.321

Формулы для вычисления объёмов многогранников

122-123

УОНМ

7.5.9

П.122-123 стр.314-319, №1196, 1197 стр.323

Пирамида

124

УОНМ

П.124 стр.319-321, №10205, 1207 стр.324

Тела и поверхности вращения.  Цилиндр

125

УОНМ

П.125 стр.327-328, №1214 стр.332

Конус

126

УОНМ

П.126 стр.328-330, №1220 стр.333

Сфера и шар

127

УОНМ

П.127 стр.330-331, №1226, 1227 стр.335

Об аксиомах планиметрии (2 часа)

Беседа об аксиомах геометрии

УОНМ

П.1 стр.344-345

Беседа об аксиомах геометрии

УПКЗУ

П.1 стр.345-348

Повторение курса геометрии 7-9 класс (9 часов)

  1. 62

Повторение по теме «Начальные геометрические сведения». «Параллельные прямые»

УПКЗУ

7.1

Индивидуальные карточки

  1. 63

Повторение по теме «Треугольники»

УПКЗУ

7.2

Индивидуальные карточки

  1. 65

Повторение по теме «Окружность»

УПКЗУ

7.4

Индивидуальные карточки

  1. 66

Повторение по темам «Четырёхугольники», «Многоугольники»

УПКЗУ

7.3

Индивидуальные карточки

  1. 67

Повторение по темам «Векторы. Метод координат», «Движение»

УПКЗУ

7.6

Индивидуальные карточки

Повторение по теме «Начальные сведения из стереометрии»

УПКЗУ

Индивидуальные карточки

  1. 68

Итоговая контрольная работа

УКЗ

  1. 6

Резерв

Резерв

В  раздел «Тип учебного занятия»  календарно- тематического плана внесены следующие условные обозначения:

Формы организации учебного процесса

УОНМ

Урок ознакомления с новым материалом

УЗИ

Урок закрепления изученного

УПЗУ

Урок применения знаний и умений

УОСЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

УПКЗУ

Урок проверки и коррекции знаний и умений

КУ

Комбинированный урок

УКЗУ

Урок коррекции знаний и умений

УИ

Урок -игра

УКЗ

Урок контроля знаний

Примечание содержит коды по Кодификатору элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов ГИА 2013г.

Учебно – методическое обеспечение курса.

Основная литература:

  1. Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М. : Просвещение, 2012.

2.     Дидактические материалы по геометрии для 9 класса / Зив Б.Г. и В. М. Мейлер В.М. – М.: Просвещение, 2012.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  2. Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/авт.-сост. Г.И.Ковалёва, Н.И.Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Мельникова Н.Б, Лепихова Н.М. Тематическийконтроль по геометрии: 9  класс.– М.:Интеллект-Центр. 2012.
  4. Мищенко Т. М. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. — М.: Просвещение, 2013.
  5. Сборник задач по геометрии. 5—9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / В. А. Гусев. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2012.
  6. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. рекомендации к учебн.: Кн. для учителя / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. – М. : Просвещение, 2012.

Мультимедийные средства

1. «Живая геометрия». – Институт новых технологий образования

Лабораторно-практическое оборудование:

 

линейка, транспортир, циркуль, угольники

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения геометрии ученик должен уметь:

  • пользоваться  геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры; изображать изученные геометрические фигуры;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;
  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический  и тригонометрический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
  • вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 00 до 1800 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружностей, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпре-тировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

2. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответст-венности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

  1. Предметные результаты обучения.

        Результаты обучения представлены к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

 

1) в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  2) в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

     

  3) в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
  • умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Наглядная геометрия

Выпускник научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  • строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

  • научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  • научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
  • оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
  • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
  • научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
  • приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
  • приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограмм- мов, трапеций, кругов и секторов;
  • вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
  • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
  • применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

Выпускник научится:

  • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;
  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
  • приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».

Векторы

Выпускник научится:

  • оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
  • находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
  • вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть векторным методом для решения задач на вычисления и доказательства;
  • приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».

Критерии оценивания ответов и письменных работ учащихся

Оценка письменных контрольных работ учащихся

Отметка "5” ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка "4” ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являются специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка "3” ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух – трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка "2” ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка "1” ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или незначительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой "5” , если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Ответ оценивается отметкой "4”, если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку "5”, но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой "3" в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определённые "Требования к математической подготовке учащихся”);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Ответ оценивается отметкой "2" в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопроса учителя.

Ответ оценивается отметкой "1", если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....