7 класс рабочая программа по геометрии ( по ФГОС)
рабочая программа по алгебре (7 класс)
Рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян Л.С. (по ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_rabochaya_progamma_po_geometrii_po_fgos.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс Геометрия 2 часа в неделю, всего 70 часов Учебник Л.С. Атанасян
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по геометрии в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и с учетом рекомендаций авторских программ Л.С. Атанасяна по геометрии.
Согласно базисному учебному плану средней (полной) школы, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и наличию учебников в библиотеке, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.
Цели курса:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудности;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Задачи курса:
- развитие и углубление вычислительных навыков и умений до уровня, позволяющего уверенно применять знания при решении задач математики, физики и химии:
- формирование умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий на уроках геометрии.
Учитывая жесткий лимит учебного времени, объяснение материала и фронтальное решение задач проводится по готовым чертежам. В целях усиления развивающих функций задач по геометрии, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера. Изменение часов по некоторым темам основано на практическом опыте.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 7 классе 2 часа в неделю. Исходя из расписания уроков и каникул календарно-тематическое планирование составлено на 70 уроков.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, контрольных, проверочных работ и математических диктантов.
Контрольных работ – 5.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения геометрии ученик должен
знать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритма;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них , важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин ( используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по геометрии 7 класса (70 часов)
1. Начальные геометрические сведения (11 ч)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур.
Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.
Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.
Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;
- формулировать определения перпендикуляра к прямой;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- сопоставлять полученный результат с условием задачи.
2. Треугольники (17 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Равнобедренный треугольник и его свойства.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;
- формулировать определение равных треугольников;
- формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;
- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;
- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.
3. Параллельные прямые (13 ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей, широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;
- формулировать аксиому параллельных прямых;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
- Соотношения между сторонами и углами треугольника (9 ч)
- Прямоугольные треугольники (10 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника.
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;
- формулировать и доказывать теоремы
- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,
- о сумме углов треугольника,
- о внешнем угле треугольника;
- формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.
Литература:
- Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.: Просвещение, 2010.
- Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков: Просвещение, 2004.
- Дидактические материалы по геометрии для 7 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер: Просвещение 2010.
- Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 7 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов: Илекса, 2010.
№ урока | Тема | К-во часов | Дата | Тип урока | Оборудование и наглядное пособие | Методы и приёмы | Повторение |
Начальные геометрические сведения (11 ч) | |||||||
1 | Прямая и отрезок | 1 | СУИНМ, СУЗ | Плакат, ИКТ, карточки. | Словесно-наглядный, практический | Основные понятия геометрии | |
2 | Луч и угол | 1 | СУИНМ, СУЗ | Плакат, карточки. | Словесно-наглядный, практический | Построение прямых, отрезков | |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | СУЗ | Дидактические материалы, карточки | Словесно-наглядный | Основные понятия геометрии | |
4-5 | Измерение отрезков | 2 | СУИНМ, СУЗ | Чертежи, карточки | Работа в парах, фронтальный опрос | Вычислительные навыки | |
6 | Измерение углов | 1 | СУЗ | Индивид. задания. учебник, ИКТ | Словесно-наглядный, практический | Измерение отрезков | |
7-10 | Перпендикулярные прямые | 4 | СУИНМ, СУЗ, КОМБ | Плакат, карточки | Индивидуальный контроль, работа в парах | Построение углов | |
11 | Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 | Контроль знаний | Текст к.р. | Контроль | ||
Треугольники (17 ч) | |||||||
12-14 | Первый признак равенства треугольников | 3 | СУИНМ, СУЗ | Дидактические материалы, таблицы | Поисково-исследовательский | Основные понятия геометрии | |
15-18 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 4 | СУИНМ, СУЗ, КОМБ | Плакат, ИКТ, карточки. | Поисково-исследовательский, индивидуальный | Основные понятия геометрии | |
19-20 | Второй признак равенства треугольников | 2 | СУИНМ, СУЗ | Плакат, карточки. | Словесно-наглядный, практический | Элементы треугольника | |
21-22 | Третий признак равенства треугольника | 2 | СУИНМ, СУЗ, КОМБ | Дидактические материалы, карточки | С.р., работа в группах | Признаки равенства треугольников | |
23-25 | Задачи на построение | 3 | СУИНМ, СУЗ | Чертежи, карточки | Работа в парах | Работа с циркулем | |
26-27 | Решение задач по теме «Треугольники» | 2 | СУИНМ, СУЗ, КОМБ | Индивид. задания, учебник, ИКТ | Поисково-исследовательский, индивидуальный | Признаки равенства треугольников | |
28 | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» | 1 | Проверка знаний | Текст к.р. | Контроль | ||
Параллельные прямые (11ч) | |||||||
29-33 | Признак параллельности двух прямых | 5 | СУИНМ, СУЗ, КОМБ | Дидактические материалы | Словесно-наглядный, практический | Измерение углов | |
34-36 | Аксиомы параллельных прямых | 3 | СУИНМ, СУЗ | Чертежи, карточки | Работа в группах, практический, с.р. | Признаки параллельных прямых | |
37-38 | Решение задач | 2 | СУИНМ, СУЗ, КОМБ | Индивид. задания, учебник, ИКТ | Практический, работа в парах | Равенство треугольников | |
39 | Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные прямые» | 1 | Проверка знаний | Текст к.р. | Контроль | ||
Соотношение между сторонами и углами треугольника (8ч) | |||||||
40-42 | Сумма углов треугольника. Решение задач | 3 | СУИНМ, СУЗ, КОМБ | Карточки | Поисково-исследовательский, индивидуальный | Вычислительные навыки | |
43-45 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 3 | СУИНМ, СУЗ | Чертежи, карточки | Словесно-наглядный практический, поисковый | Признаки равенства треугольников | |
46-47 | Решение задач | 2 | СУИНМ, СУПЗ | Индивид. задания, учебник, ИКТ | С.р., работа в группах | Сумма углов треугольника | |
Прямоугольные треугольники (11 ч) | |||||||
48-52 | Прямоугольные треугольники | 5 | СУИНМ, СУЗ, КОМБ | Карточки | Словесно-наглядный, практический | Соотношения в треугольнике | |
53-55 | Построение треугольника по трём элементам | 3 | СУИНМ, СУПЗ | Чертежи, карточки | Работа в группах, практический, с.р. | Работа с циркулем | |
56-57 | Решение задач | 2 | СУИНМ, СУЗ, КОМБ | Индивид. задания, учебник, ИКТ | Практический, работа в парах | Построение треугольника | |
58 | Контрольная работа № 4 по теме: «Прямоугольные треугольники» | 1 | Проверка знаний | Текст к.р. | Контроль | ||
Итоговое повторение (12 часов) | |||||||
59-69 | Итоговое повторение | 11 | КОМБ, СУЗ | Таблицы, дидактические материалы, ИКТ | Словесно-наглядный, практический | Вычислительные навыки | |
70 | Итоговая контрольная работа №5 | 1 | Проверка знаний | Текст к.р. | Контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7класс (ФГОС)
Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С.Атанасяна. Программа составлена на основе Фундоментапьного ядра общего образования, Примерной программы по учебным предметам (стандарты второ...
7 класс. Рабочая программа по геометрии
Настоящая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной про...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
8 класс рабочая программа по геометрии (по ФГОС)
Рабочая программа по геометрии по ФГОС 8 класс Атанасян Л.С....
Рабочая программа по геометрии по ФГОС ООО 11 класс по учебнику Атанасян 2 часа
Рабочая программа по геометрии по ФГОС ООО 11 класс по учебнику Атанасян 2 часа...