8 класс Рабочая программа по геометрии
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Щелковского муниципального района Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР МАОУ СОШ №3
____________Я.Н.ИВАНОВА
«30» августа 2014г.
Рабочая программа
по геометрии
(базовый уровень)
8 « А» класс
Составитель : Смирнова Галина Ивановна
учитель математики первой категории
2014 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса по геометрии.
Назначение программы:
Для обучающихся: образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Для педагогических работников МАОУ СОШ №3: программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования.
Для администрации МАОУ СОШ №3: программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Составлена на основе – Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2012 г.
Сборник рабочих программ. Геометрия. 7 - 9 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Со¬ст. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л. С. Атанасяна и других. 7-9 классы/ В. Ф. Бутузов.- М.: Просвещение. 2011.
Обеспечена учебником «Геометрия, 7-9»: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М., Просвещение 2011.
Категория обучающихся: учащиеся 8 классов МАОУ СОШ №3
Сроки освоения программы: 1 учебный год
Объем учебного времени: 70 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» ( статья 7, 9,32)
- Учебный план МАОУ СОШ №3 на 2014-2015 учебный год.
- Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2012 г.
- Сборник рабочих программ. Геометрия. 7 - 9 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Со¬ст. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
- Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л. С. Атанасяна и других. 7-9 классы/ В. Ф. Бутузов.- М.: Просвещение. 2011.-31 с
Основные цели курса изучения геометрии в 8 классе:
- изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
- формирование пространственных представлений;
- развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира;
- развитие пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся;
-развитие логического мышления в формировании понятия доказательства.
Задачи обучения геометрии в 8 классе:
- овладеть символическим языком геометрии, выработать формально- оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства геометрических фигур, научиться использовать их для решения геометрических задач и задач смежных дисциплин;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- развить логическое мышление и речь- умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Актуальность изучения геометрии в 8 классе:
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Изучение геометрии на ступени основного общего образования:
- способствует овладению системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- благотворно влияет на интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирует представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитывает культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 70 часов в год при 2 часах в неделю.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
«Геометрия, 7-9»: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М., Просвещение 2010.-98с.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Четырёхугольники | 14 |
2. | Площадь | 14 |
3. | Подобные треугольники | 19 |
4. | Окружность | 17 |
5. | Повторение. | 6 |
Итого | 70 |
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Формы контроля: тесты, диктанты, взаимоконтроль, самоконтроль, зачеты, текущие и итоговая контрольные работы.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- технология разноуровневого обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающая технология;
- информационные технологии.
Содержание обучения.
1. Четырехугольники. (14 ч.)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
2. Площадь. (14 ч.)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
3. Подобные треугольники. (19 ч.)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность. (17 ч.)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
5. Повторение. Решение задач. (6 ч.)
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения курса геометрии в 8 классе учащиеся должны
Знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- что такое многоугольник, показывать элементы многоугольника;
- определения параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата и доказывать их свойства и признаки;
- основные свойства площадей и формулы площадей четырёхугольников и треугольников;
- теорему Пифагора и обратную ей;
- определение и свойства подобных треугольников, коэффициент подобия;
- определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
- определение окружности, касательной к окружности её свойства и признаки;
- понятия центрального и вписанного угла, вписанной и описанной окружности;
- свойства сторон описанного четырёхугольника, свойства углов вписанного четырёхугольника.
Уметь:
- чертить геометрические фигуры на плоскости;
- решать геометрические задачи, используя свойства геометрических фигур;
- доказывать теорему Пифагора и использовать её для нахождения гипотенузы (катета) прямоугольного треугольника;
- применять теоретические знания при решении геометрических задач;
В ходе изучения геометрии обучающиеся приобретают и совершенствуют опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно – тематическое планирование.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки |
Четырёхугольники (14 часов) | |||
1-2 | Многоугольники | ||
3-8 | Параллелограмм и трапеция. | ||
9-12 | Прямоугольник, ромб, квадрат. | ||
13 | Решение задач. | ||
14 | Контрольная работа № 1. | ||
Площадь (14 часов) | |||
15-16 | Площадь многоугольника. | ||
17-22 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. | ||
23-25 | Теорема Пифагора. | ||
26-27 | Решение задач. | ||
28 | Контрольная работа № 2. | ||
Подобные треугольники (19 часов) | |||
29-30 | Определение подобных треугольников. | ||
31-35 | Признаки подобия треугольников. | ||
36 | Контрольная работа № 3. | ||
37-43 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | ||
44-46 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | ||
47 | Контрольная работа № 4. | ||
Окружность (17 часов) | |||
48-50 | Касательная к окружности. | ||
51-54 | Центральные и вписанные углы. | ||
55-57 | Четыре замечательные точки треугольника. | ||
58-61 | Вписанная и описанная окружности | ||
62-63 | Решение задач. | ||
64 | Контрольная работа № 5. | ||
Повторение. (6 часа) | |||
65-70 | Решение задач. | ||
Перечень учебно-методического обеспечения
- Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2012 г.
- Сборник рабочих программ. Геометрия. 7 - 9 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Со¬ст. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
- Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л. С. Атанасяна и других. 7-9 классы/ В. Ф. Бутузов.- М.: Просвещение. 2011.-31 с
- Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 384 с.: ил.
- Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя / С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.: ил.
- Геометрия: Дидакт. Материалы для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Б. Мельникова, Г.Б. Лудина, Н.М. Лепихова. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2011. – 272 с.: ил.
- Геометрия: Тесты: Рабочая тетрадь. 8 класс / Л.М. Короткова, Н.В. Савинцева. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 112 с.: ил. – (Экспресс-проверка знаний).
- Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г.И. Ковалева, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 175 с.
- Геометрия. 7-9 классы: опорные конспекты. Ключевые задачи /авт.-сост. Т.А. Лепехина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 154 с.
- Тесты по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия: 7-9кл»: учебно-методическое пособие / А.В. Фарков. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 109, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
Оборудование и приборы
- Комплект инструментов классных: линейка, угольник (300, 600 , 450), циркуль.
- ПК
Дидактический материал
- Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
- Карточки для проведения контрольных работ.
- Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Причина изменений | Отметка о выполне- нии |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей физико-математического цикла
от « » августа 2014 года
№
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
___________
« » августа 2014 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс. Рабочая программа по геометрии
Настоящая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной про...
8 класс. Рабочая программа по геометрии
Настоящая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной про...
9 класс. Рабочая программа по геометрии
Настоящая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной про...
10 класс. Рабочая программа по геометрии
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
7 класс Рабочая программа по геометрии
Рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян 2 часа в неделю...