Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии 9 класс по учебнику Л.С.Атанасян содержит пояснительную записку, пребования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometr_9_klass.docx | 44.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004, №1089)
2. Примерной программы основного общего образования
3.Федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ
3. Базисного учебного плана
4. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Сост. Т.А.Бурмистрова. Изд.: Москва, «Просвешение», 2010.
Основной целью курса геометрии в 9 классе является формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся, развития логического мышления, формирование понятия доказательства.
Задачи:
- Овладеть символическим языком геометрии, выработать формально- оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- Изучить свойства геометрических фигур, научиться использовать их для решения геометрических задач и задач смежных дисциплин;
- Развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- Развить логическое мышление и речь- умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- Сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика предмета
Цели обучения геометрии в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Изучение геометрии на ступени основного общего образования:
- способствует овладению системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- благотворно влияет на интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирует представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитывает культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ -6.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Ведущими методами обучения геометрии являются: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, используется, частично-поисковый и творчески-репродуктивный..
Для обеспечения учебного процесса в 7-9 классах выбран учебник «Геометрия, 7-9 класс» Атанасян Л.С. и др., Москва, «Просвещение»,2011г.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
- текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
- тематический контроль в виде контрольных работ;
- итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.
Содержание обучения.
1. Векторы. (11 ч.) Метод координат (11 ч.)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная Цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.
Знать /понимать:
понятие вектора, направление вектора, равенство векторов;
формулы для определения координат векторов
Уметь:
выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число);
применяться метод векторов к решению геометрических задач.
применения формулы для нахождения координат середины отрезка, расстояния между двумя точками;
составлять уравнения окружности и прямой в конкретных геометрических задачах.
Контрольная работа №1,2
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (17 ч.)
Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная Цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Знать/понимать:
понятия синуса, косинуса, тангенса угла;
основные тригонометрические тождества;
формулы для вычисления координат точки;
теорему синусов, теорему косинусов;
понятие угла между векторами;
скалярного произведения векторов.
Уметь:
находить значения синуса, косинуса и тангенса для углов от 00 до 1800;
пользовать основными тригонометрическими тождествами для нахождения координат точки, упрощения тригонометрических выражений;
применять теоремы синусов и косинусов для решения треугольников
Контрольная работа №3
3. Длина окружности и площадь круга (14 ч.)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная Цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
Знать/понимать:
определение правильного многоугольника
теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него.
формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности
Уметь:
с помощью описанной окружности решать задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2 n -угольника, если дан правильный n-угольник;
решать задачи на нахождение стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной в него окружности и описанной около него;
находить длину окружности и площадь круга
Контрольная работа №4
4. Движения (8 ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная Цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Знать/понимать:
понятие движения плоскости;
виды движения (осевая и центральная симметрия , параллельный перенос, поворот)
Уметь: строить образы точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте.
Об аксиомах геометрии
Беседа об аксиомах по геометрии.
Основная Цель - дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Контрольная работа №5
6. Беседа об аксиомах планиметрии(2ч.)
7. Повторение. Решение задач(5ч.)
Систематизация знаний и умений по геометрии за курс основной школы.
Контрольная работа №6
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
Знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование.
№ уро-ка | № п. | Содержание | Кол. часов | Календарные сроки | Примечания | |
По плану | Фактич. | |||||
Повторение (2 ч) | ||||||
1 | Вводное повторение. | 1 | ||||
2 | Решение задач. | 1 | ||||
| Гл 9. Векторы (13 ч) | |||||
3 | п.76 | Понятие вектора. | 1 | |||
4 | п.77 | Равенство векторов. | 1 | |||
5 | п.78 | Откладывание вектора от данной точки. | 1 | |||
6 | п.79 | Сумма двух векторов. | 1 | |||
7 | п.80 | Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 1 | |||
8 | п.81 | Сумма нескольких векторов. | 1 | |||
9 | п.82 | Вычитание векторов. | 1 | |||
10 | п.83 | Произведение вектора на число. | 1 | |||
11 | п.83 | Умножение вектора на число. | 1 | |||
12 | п.84 | Применение векторов к решению задач. | 1 | |||
13 | п.85 | Средняя линия трапеции. | 1 | |||
14 | Решение задач по теме «Векторы» | 1 | ||||
15 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы» | 1 | ||||
Гл 10. Метод координат (10 ч) | ||||||
16 | п.86 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 1 | |||
17 | п.87 | Координаты вектора. | 1 | |||
18 | п.88 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | 1 | |||
19 | п.89 | Простейшие задачи в координатах. | 1 | |||
20 | п.90 | Уравнение линии на плоскости. | 1 | |||
21 | п.91 | Уравнение окружности. | 1 | |||
22 | п.92 | Уравнение прямой. | 1 | |||
23,24 | Решение задач методом координат. | 2 | ||||
25 | Контрольная работа №2 по теме: "Метод координат". | 1 | ||||
Гл.11 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (17 ч) | ||||||
26 | п.93 | Синус, косинус, тангенс. | 1 | |||
27 | п.94 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | 1 | |||
28 | п.95 | Формулы для вычисления координат точки. | 1 | |||
29 | п.96 | Теорема о площади треугольника. | 1 | |||
30 | п.97 | Теорема синусов. | 1 | |||
31 | п.98 | Теорема косинусов. | 1 | |||
32,33 | п.99 | Решение треугольников. | 2 | |||
34 | п.100 | Измерительные работы. | 1 | |||
35 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | ||||
36 | п.101 | Угол между векторами | 1 | |||
37 | п.102 | Скалярное произведение векторов. | 1 | |||
38 | п.103 | Скалярное произведение в координатах. | 1 | |||
39 | п.104 | Свойства скалярного произведения векторов. | 1 | |||
40,41 | Применение скалярного произведения векторов к решению задач. | 2 | ||||
42 | Контрольная работа №3 по теме: «Скалярное произведение векторов» | 1 | ||||
Гл.XII. Длина окружности и площадь круга. (14 ч) | ||||||
43 | п.105 | Правильный многоугольник. | 1 | |||
44 | п.106 | Окружность, описанная около правильного многоугольника. | 1 | |||
45 | п.107 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | 1 | |||
46,47 | п.108 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиус вписанной окружности. | 2 | |||
48 | п.109 | Построение правильных многоугольников. | 1 | |||
49,50 | Решение задач по теме: "Правильные многоугольники". | 2 | ||||
51 | п.110 | Длина окружности. | 1 | |||
52 | п.111 | Площадь круга. | 1 | |||
53,54 | п.112 | Площадь кругового сектора. | 2 | |||
55 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга". | 1 | ||||
56 | Контрольная работа №4 по теме: "Длина окружности и площадь круга". | 1 | ||||
Гл. XIII. Движения. (8 ч.) | ||||||
57 | п.113 | Отображение плоскости на себя. | 1 | |||
58 | п.114 | Понятие движения. | 1 | |||
59 | п.115 | Наложения и движения. | 1 | |||
60,61 | п.116 | Параллельный перенос. | 2 | |||
62 | п.117 | Поворот. | 1 | |||
63 | Решение задач по теме "Движение". | 1 | ||||
64 | Контрольная работа №5 по теме: "Движение". | 1 | ||||
65 | Беседа об аксиомах планиметрии | 1 | ||||
66 | Повторение. Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. | 1 | ||||
67 | Повторение. Треугольники. Четырехугольники. Окружность. | 1 | ||||
68 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
Описания материально – технического обеспечения образовательного процесса ТСО
Технические средства обучения:
ИКТ
Учебно-практическое оборудование:
Комплект чертёжных инструментов классных: линейка, транспортир, угольники (30), угольник (45, 45), циркуль.
Учебно - методическое обеспечение
1. Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений.
Геометрия. 7-9 классы. М.: Просвещение, 2011. 126 с.
2. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2004 -2008.
Дополнительная литература:
1. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. / Б. Г. Зив. М.: Просвещ
2. Н.Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии. 9 класс.-М. : ВАКО, 2006.- 320 с.
3. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд.- М.- Дрофа,1998.- 112 с.
Используемые ИНТЕТНЕТ- ресурсы
http://www.mathvaz.ru/rprogram.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....