Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии 7 класс составлена по учебнику Л.С.Атанасян.
Содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_7_kl.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по математике и Программы по геометрии авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. к учебнику по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Составитель: Бурмистрова Т.А.– М.: Просвещение, 2008).
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебники, обеспечивающие процесс обучения.
Программа предлагается для работы по учебнику геометрии 7-9 кл. для общеобразовательных учреждений авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., прошедшему экспертизу РАН, РАО и вошедшему в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, алгебра, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами
деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. 5 тематических контрольных работ и 1 итоговая.
Содержание тем учебного курса
1. Начальные геометрические сведения (11 ч)
Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.
Вертикальные и смежные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель: систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах, ввести понятие равенства фигур.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать: взаимное расположение точек и прямых; свойство прямой; приём практического проведения прямых на плоскости (провешивание).
Понятие луча, начало луча, угол, его стороны и вершина; обозначения луча и угла.
Понятие равенства геометрических фигур, середина отрезка, биссектриса угла.
Понятие длины отрезка, свойства длин отрезков, единицы измерения и инструменты для измерения отрезков.
Понятие градуса и градусной меры угла, свойства градусных мер угла, свойства измерения углов, виды углов, приборы для измерения углов.
Понятия смежных и вертикальных углов, их свойства.
Понятие перпендикулярных прямых, свойство перпендикулярных прямых.
Уметь: решать простейшие задачи по теме; сравнивать отрезки и углы; строить угол, смежный с данным; изображать вертикальные углы; находить на рисунке вертикальные и смежные углы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных задач, требующих практического приложения геометрических понятий.
2. Треугольники (18 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать: понятие треугольника и его элементов, равных треугольников, понятия теоремы и доказательства теоремы; формулировки и доказательства признаков равенства треугольников.
Понятия перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Понятия равнобедренного и равностороннего треугольников, свойства равнобедренного треугольника.
Понятие окружности и её элементов.
Уметь: решать простейшие задачи по теме; строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника; строить с помощью циркуля и линейки угол, равный данному, биссектрису угла, перпендикулярные прямые, середину отрезка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
3. Параллельные прямые (13 ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель: ввести понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать: понятия параллельных прямых, накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; признаки параллельности двух прямых, практические способы построения параллельных прямых.
Понятие аксиомы, аксиома параллельных прямых и её следствия; свойства параллельных прямых.
Уметь: решать простейшие задачи по теме; строить параллельные прямые.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам.
Основная цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать: теорему о сумме углов треугольника, её следствия; понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников; теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника; следствия теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорему о неравенстве треугольника.
Свойства прямоугольных треугольников; признак прямоугольного треугольника; свойства медианы прямоугольного треугольника; признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятия наклонной, проведённой из точки, не лежащей на данной прямой , к этой прямой; расстояния от точки до прямой; расстояния между параллельными прямыми; свойство параллельных прямых.
Уметь: решать простейшие задачи по теме; находить расстояние от точки до прямой и расстояние между двумя параллельными прямыми; строить треугольники по трём элементам.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач, связанных, с нахождением геометрических величин; построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
5. Повторение. Решение задач (8 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать:
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Геометрия
Уметь
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развёртки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов ); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
• проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
• вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
№ урока | Содержание учебного материала | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Дата по плану | Факти-ческая дата | Примечание |
Начальные геометрические сведения (11 ч.) | ||||||
1 | Прямая и отрезок | 1 | ||||
2 | Луч и угол | 1 | ||||
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | ||||
4 | Измерение отрезков | 1 | ||||
5 | Решение задач по теме “Измерение отрезков” | 1 | ||||
6 | Измерение углов | 1 | ||||
7 | Смежные и вертикальные углы | 1 | ||||
8 | Перпендикулярные прямые | 1 | ||||
9 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | ||||
10 | Контрольная работа №1 | 1 | ||||
11 | Работа над ошибками | 1 | ||||
Треугольники (18 ч.) | ||||||
12 | Треугольники | 1 | ||||
13 | Первый признак равенства треугольников | 1 | ||||
14 | Решение задач на применение первого признака рав.треуг. | 1 | ||||
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | ||||
16 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | ||||
17 | Решение задач по теме “Равнобедренный треугольник” | 1 | ||||
18 | Второй признак равенства треугольников | 1 | ||||
19 | Решение задач на применение второго признака рав.треуг. | 1 | ||||
20 | Третий признак равенства треугольников | 1 | ||||
21 | Решение задач на применение признаков равенства треуг-ов | 1 | ||||
22 | Окружность | 1 | ||||
23 | Примеры задач на построение | 1 | ||||
24 | Решение задач на построение | 1 | ||||
25 | Решение задач на применение признаков равенства треуг-ов | 1 | ||||
26 | Решение задач | 1 | ||||
27 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||||
28 | Контрольная работа №2 | 1 | ||||
29 | Работа над ошибками | 1 | ||||
Параллельные прямые(13 ч.) | ||||||
30 | Признаки параллельности прямых | 1 | ||||
31 | Признаки параллельности прямых | 1 | ||||
32 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | ||||
33 | Решение задач по теме “признаки параллельности прямых” | 1 | ||||
34 | Аксиома параллельных прямых | 1 | ||||
35 | Свойства параллельных прямых | 1 | ||||
36 | Свойства параллельных прямых | 1 | ||||
37 | Решение задач по теме “Параллельные прямые” | 1 | ||||
38 | Решение задач | 1 | ||||
39 | Решение задач | 1 | ||||
40 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||||
41 | Контрольная работа №3 | 1 | ||||
42 | Работа над ошибками | 1 | ||||
Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч.) | ||||||
43 | Сумма углов треугольника | 1 | ||||
44 | Решение задач | 1 | ||||
45 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | ||||
46 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | ||||
47 | Неравенства треугольника | 1 | ||||
48 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | ||||
49 | Контрольная работа 4 | 1 | ||||
50 | Работа над ошибками | 1 | ||||
51 | Прямоугольные треугольники и их свойства | 1 | ||||
52 | Решение зада | 1 | ||||
53 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | ||||
54 | Прямоугольный треугольник. Решение задач | 1 | ||||
55 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | ||||
56 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | ||||
57 | Построение треугольника | 1 | ||||
58 | Построение треугольника | 1 | ||||
59 | Решение задач на построение | 1 | ||||
60 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||||
61 | Контрольная работа №5 | 1 | ||||
62 | Работа над ошибками | 1 | ||||
Повторение (6 ч.) | ||||||
63 | Повторение темы “Признаки равенства треугольников” | 1 | ||||
64 | Повторение темы “Равнобедренный треугольник” | 1 | ||||
65 | Повторение темы “Параллельные прямые” | 1 | ||||
66 | Повторение темы “Задачи на построение” | 1 | ||||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
68 | Работа над ошибками | 1 | ||||
69-70 | резерв | 2 |
Описания материально – технического обеспечения образовательного процесса ТСО
технические средства обучения:
ИКТ
Учебно-практическое оборудование:
Комплект чертёжных инструментов классных: линейка, транспортир, угольники(30), угольник( 45, 45), циркуль.
Используемый учебно-методический комплект
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. / Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И./ Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Просвещение, 2009.
3. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В. М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2006 – 2010 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....