Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya-_8.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Содержание предлагаемого курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по математике, рекомендованному Министерством образования РФ и Стандарту среднего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программы общеобразовательных учреждений геометрия, 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна.  «Издательство «Просвещение»», 2008 г.
  2. Преподавание ведется по учебнику Геометрия 7-9: Учебн. для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк.- 13-е изд.- М. : Просвещение, 2003.- 384 с. :ил. – ISBN 5-09-012055-2

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год

Увеличивается число часов на темы « Площадь»,»Подобные треугольники» за счет резервного времени, так как

  • вычисление площади многоугольников является составной частью решения задач по теме «Многогранники» в курсе стереометрии;
  •  практические навыки вычисления площадей востребованы в ходе решения задач ;
  • понятие синуса, косинуса ,тангенса острого угла прямоугольного треугольника используется при решении задач по физике на нахождение работы.
  • Увеличивается время на повторение, систематизацию и  обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет  ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей ступени обучения.

Цели изучения курса:

-развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

-помочь приобрести опыт исследовательской работы.

        Задачи курса:

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

-ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике, научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;

-ознакомить с понятием касательной к окружности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения геометрии ученик должен

знать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

 

Тематическое планирование по геометрии в 8 классе

Глава

Тема

Часы

В том числе

уроки

самостоятельные

контрольные

1.

ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ

14

12

1

1

2.

ПЛОЩАДЬ

14

12

1

1

3.

ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

20

16

1

2

4.

ОКРУЖНОСТЬ

14

15

1

1

ПОВТОРЕНИЕ.

6

2

Итого

68

59

4

5

Календарно-тематическое планирование геометрии в 8 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Всего часов

Самостоятельная работа

Дата проведения

занятия

планируемая

фактическая

Глава V. ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ

14

1

1/1

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника

КУ

1

2/2

Четырехугольник

УОНМ

1

3/3

Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

КУ

1

4/4

Признаки параллелограмма.

КУ

1

5/5

Трапеция. Средняя линия трапеции

УОНМ

1

1

6/6

Равнобедренная трапеция и ее свойства

КУ

1

7/7

 Теорема Фалеса

УЗИМ

1

8/8

Задачи на построение. Деление отрезка на n равных отрезков

КУ

1

9/9

Прямоугольник. Его свойства и признаки

КУ

1

10/10

Ромб и квадрат. Свойства и признаки

КУ

1

11/11

Средняя линия треугольника

КУ

1

12/12

Осевая и центральная симметрии.

КУ

1

13/13

Решение задач

УПЗУ

14/14

Контрольная работа № 2 по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

КЗУ

1

Глава VI. ПЛОЩАДЬ

14

1

15/1

Анализ контрольной работы.  Понятие площади плоских фигур Равносоставленные и равновеликие фигуры

КУ

1

16/2

Площадь многоугольника.

УОНМ

1

17/3

Площадь квадрата

УОНМ

1

18/4

Площадь прямоугольника.

УОНМ

1

19/5

Площадь параллелограмма (основная формула).

КУ

1

20/6

Площадь треугольника (основная формула) и следствия из нее.

КУ

1

21/7

Площадь трапеции.

КУ

1

22/8

Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы

УЗИМ

1

1

23/9

Теорема Пифагора.

КУ

1

24/10

Теорема Пифагора.

УПЗУ

25/11

Теорема, обратная теореме Пифагора.

УОНМ

1

26/12

Решение задач.

УПЗУ

27/13

Контрольная работа № 2 по теме «Площади многоугольников»

КЗУ

1

28/14

Анализ контрольной работы. Формула Герона

КУ

1

Глава VII. ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

20

1

29/1

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия

КУ

1

30/2

Отношение площадей двух подобных треугольников

УОНМ

1

31/3

Свойство биссектрисы

КУ

1

32/4

Первый признак подобия треугольников.

УОНМ

1

33/5

Второй и третий признак подобия треугольников.

КУ

1

34/6

Третий признак подобия треугольников.

УОСЗ

1

1

35/7

Решение задач

КУ

1

36/8

Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников».

КЗУ

1

37/9

Анализ контрольной работы. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Средняя линия треугольника.

КУ

1

38/10

Теорема о точке пересечения медиан треугольника

УОНМ

1

39/11

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

КУ

1

40/12

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

УЗИМ

1

41/13

Практические приложения подобия треугольников.

КУ

1

42/14

Подобия произвольных фигур

УПЗУ

1

43/15

Решение задач по теме «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

КЗУ

1

44/16

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла

КУ

1

45/17

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.

КУ

1

46/18

Решение прямоугольных треугольников

УПЗУ

1

47/19

Площадь треугольника, параллелограмма (дополнительные формулы)

УПЗУ

1

48/20

Контрольная работа № 4 по теме «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

Глава VIII. ОКРУЖНОСТЬ

14

1

49/1

Взаимное расположение двух окружностей

УПЗУ

1

50/2

Касательная к окружности и секущая. Свойство касательной

КУ

1

51/3

Признак касательной к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки

УПЗУ

1

52/4

Дуга, хорда. Градусная мера дуги окружности. Вписанный и центральный угол. Теорема о вписанном угле

КУ

1

53/5

Решение задач

УОСЗ

1

1

54/6

Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд

УОНМ

1

55/7

Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла, точка пересечения биссектрис

КУ

1

56/8

Точка пересечения медиан, высот, серединных перпендикуляров. Окружность Эйлера

УПКЗУ

1

57/9

Вписанная окружность. Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, вписанная в многоугольник

КУ

1

58/10

Описанная окружность. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, описанная около многоугольника

КУ

1

59/11

Формула, выражающая площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности

УПЗУ

1

60/12

Вписанная и описанные четырехугольники. Решение задач.

КУ

1

61/13

Площадь четырехугольника (дополнительные формулы). Решение задач.

УПЗУ

1

62/14

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность».

1

Повторение курса геометрии 8 класса

6

63/1

Решение задач.

КУ

1

64/2

Решение задач.

КУ

1

65/3

Решение задач.

УПЗУ

1

66/4

Решение задач.

УПЗУ

1

67/5

Решение задач.

УПЗУ

1

68/6

Решение задач.

УПЗУ

1

Итого

68

4

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ комбинированный урок.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР самостоятельная работа.

ПР проверочная работа.

МД математический диктант.

Т – тестовая работа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Четырехугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и

признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат,их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Основная цель- изучить наиболее важные виды четырехугольников- параллелограмм,

прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или

центральной симметрией.

  1. Площадь

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма,

треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Основная цель- расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии- теорему Пифагора.

  1. Подобные треугольники

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к

доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла

прямоугольного треугольника.

Основная цель- ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применение; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

  1. Окружность

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и

признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника.

Вписанная и описанная окружности.

Основная цель- расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

  1. Повторение. Решение задач

Перечень учебно-методических средств.

  1. Учебник: Геометрия 7-9: Учебн. для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк.- 13-е изд.- М. : Просвещение, 2012.- 384 с.
  2. Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.- М.: Просвещение, 1997.- 255 с.
  3. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
  4. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
  5. CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7-9 классы»
  6. Единый государственный экзамен 2006-2008. математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Цент, 2005-2007.
  7. П.И. Алтынов. Геометрия 7 – 9 класс. Тесты – 13.
  8. Компакт-диск «Уроки геометрии» КиМ (8 кл.).
  9. В.Г. Зив. Геометрия 9 класс. Дидактические материалы – 16.

Перечень таблиц

  1. Многоугольники.
  2. Параллелограмм и трапеция.
  3. Прямоугольник, ромб, квадрат.
  4. Площадь многоугольника.
  5. Площадь треугольника, параллелограмма и трапеции.
  6. Теорема Пифагора.
  7. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
  8. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
  9. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности.
  10. Центральные и вписанные углы.
  11. Вписанная и описанная окружность.
  12. Понятие вектора.
  13. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
  14. Осевая и центральная симметрия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....