Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель ШМО /Г.М.Тарабина/ «31» августа 2015г. | Согласована с зам.директора по УВР ______________________ /М.В.Чернова/ «3» сентября 2015г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения ________________________ /В.В.Терехин/ «7» сентября 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
7 класс
Количество часов: 68ч
Учитель математики: Елфимова Л.И.
Учебный год: 2015/2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.
Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания
Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).
- Примерная программа основного общего образования по математике (Стандарты второго поколения).
- Образовательная программа школы на 2015-2016 учебный год
- Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю (68 ч в год), в том числе, для проведения контрольных работ – 5 ч.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами:
В результате изучения предмета ученик должен знать:
- существо понятия математического доказательства;
- приводить примеры доказательств;
понимать:
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
В результате изучения геометрии ученик должен уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |
Уроки | Контрольные работы | |||
Начальные геометрические сведения | 10 | 9 | 1 | |
Треугольники | 17 | 16 | 1 | |
Параллельные прямые | 13 | 12 | 1 | |
Соотношение между сторонами и углами треугольника | 18 | 16 | 2 | |
Итоговое повторение | 10 | 9 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
7 класс (68 ч)
1. Начальные геометрические сведения (10 ч)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур.
Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.
Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.
Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Учащиеся должны уметь:
- - формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;
- - формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;
- - формулировать определения перпендикуляра к прямой;
- - решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- - опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- - сопоставлять полученный результат с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»
2. Треугольники (17 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Равнобедренный треугольник и его свойства.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;
- формулировать определение равных треугольников;
- формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;
- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;
- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №2 «Треугольники»
3. Параллельные прямые (13 ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;
- формулировать аксиому параллельных прямых;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника.
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;
- формулировать и доказывать теоремы:
- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,
- о сумме углов треугольника,
- о внешнем угле треугольника;
- формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»
5. Повторение -4 ч
- Резервное время – 6 ч.
Учебно-методическое обеспечение
№ | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Программа | 7 | Т.А.Бурмистрова, Л.С. Атанасян | М.: Просвещение | 2009 |
2 | Учебник (основной) Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобраз учреждений | 7 | Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др | М.: Просвещение | 2010 |
3 | Учебники (дополнительные) | - | - | - | - |
4 | Учебные пособия: задачники, сборники дидактических материалов, пособия по проведению практических и лабораторных работ и т.д. | Геометрия: рабочая тетрадь для 7 кл. общеобразовательных учреждений | Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина | М.: Просвещение | 2008 |
Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя | Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др | М.: Просвещение | 2008 | ||
Дидактические материалы по геометрии для 7 класса | Б.Г.Зив, В.М. Мейлер | М.: Просвещение | 2007 |
Календарно-тематическое и поурочное планирование
Геометрия – 7 класс
№ | Тематическое планирование с указанием количества часов | учебник | Дата проведения | Примечания | |||
по плану | факти-чески | ||||||
ГЛАВА I.Начальные геометрические сведения(10 ч) | |||||||
1 | Прямая и отрезок. | п.1,2 | 1.09 | 1.09 | |||
2 | Луч и угол. | п.3,4 | 3.09 | 3.09 | |||
3 | Сравнение отрезков и углов. | п.5,6 | 8.09 | 8.09 | |||
4 | Измерение отрезков. | п.7,8 | 10.09 | 10.09 | |||
5 | Измерение углов. | п.9,10 | 15.09 | 15.09 | |||
6 | Решение задач | 17.09 | 17.09 | ||||
7 | Смежные и вертикальные углы | п.11 | 22.09 | 22.09 | |||
8 | Перпендикулярные прямые. | п.12 | 24.09 | 24.09 | |||
9 | Решение задач. | п.13 | 29.09 | 29.09 | |||
10 | Контрольная работа №1 | 1.10 | 1.10 | ||||
ГЛАВА II.Треугольники(17 ч) | |||||||
11 | Треугольник. | п.14 | 6.10 | 6.10 | |||
12 | Первый признак равенства треугольников. | п.15 | 8.10 | ||||
13 | Решение задач. | ||||||
14 | Перпендикуляр к прямой. | п.16 | |||||
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | п.17 | |||||
16 | Свойства равнобедренного треугольника | п.18 | |||||
17 | Второй признак равенства треугольников. | п.19 | |||||
18 | Решение задач. | ||||||
19 | Третий признак равенства треугольников. | п.20 | |||||
20 | Решение задач. | ||||||
21 | Окружность. | п.21 | |||||
22 | Построения циркулем и линейкой. | п.22 | |||||
23 | Примеры задач на построение. | п.23 | |||||
24 | Решение задач. | ||||||
25 | Решение задач. | ||||||
26 | Решение задач. | ||||||
27 | Контрольная работа №2 | ||||||
ГЛАВА III. Параллельные прямые(13ч) | |||||||
28 | Определение параллельных прямых. | п.24 | |||||
29 | Признаки параллельности двух прямых. | п.25 | |||||
30 | Решение задач. | ||||||
31 | Практические способы построения параллельных прямых | п.26 | |||||
32 | Об аксиомах геометрии. | п.27 | |||||
33 | Решение задач | ||||||
34 | Аксиома параллельных прямых. | п.28 | |||||
35 | Решение задач. | ||||||
36 | Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | п.29 | |||||
37 | Решение задач. | ||||||
38 | Обобщающий урок. | ||||||
39 | Обобщающий урок. | ||||||
40 | Контрольная работа №3 | ||||||
ГЛАВА IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника(18ч) | |||||||
41 | Сумма углов треугольника. | п.30,31 | |||||
42 | Решение задач. | ||||||
43 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | п.32 | |||||
44 | Неравенство треугольника. | п.33 | |||||
45 | Решение задач. | ||||||
46 | Контрольная работа №4 | ||||||
47 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | п.34 | |||||
48 | Решения задач. | ||||||
49 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | п.35, 36 | |||||
50 | Решение задач. | ||||||
51 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | п.37 | |||||
52 | Решение задач. | ||||||
53 | Построение треугольника по трем элементам. | п.38 | |||||
54 | Решение задач. | ||||||
55 | Решение задач. | ||||||
56 | Обобщающий урок. | ||||||
57 | Обобщающий урок. | ||||||
58 | Контрольная работа №5 | ||||||
Повторение. Решение задач(10ч) |
Материально-техническое обеспечение
1.Перечень оборудования: Проектор, компьютер, принтер,колонки.
2. Инструменты циркули, треугольники, транспортир линейка ( 1 м.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....