Многогранники и тела вращения.
методическая разработка по геометрии (11 класс) на тему
Урок – аукцион является одной из форм проверки знаний, умений учащихся по данной большой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogogranniki_i_tela_vrashcheniya_11kl.rar | 80.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ОФОРМЛЕНИЯ СЦЕНАРИЯ ТВОРЧЕСКОГО УРОКА
Общие требования:
Автор: Штадельман Елена Викторовна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90», Томская область, город Северск
Предмет: геометрия
Тема: Многогранники и тела вращения.
Класс: 11
Время реализации занятия: 2 урока (90 мин.)
Цель урока: повторение изучаемого материала.
Задачи урока:
Образовательные: контроль за уровнем усвоения материала.
Развивающие: формирование навыков продуктивного делового взаимодействия и принятия групповых решений.
Воспитательные: воспитание ответственности, коллективизма, уважительное отношение к мнению партнёра.
Тип урока: обобщающий урок
Форма урока:
- Урок – аукцион;
Оборудование: переносная доска, карточки с вопросами, игровые денежки.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
| 5 минут |
| 35 минут |
| 40 минут |
| 10 минут |
Ход урока:
Урок – аукцион является одной из форм проверки знаний, умений учащихся по данной большой теме.
Правила игры.
Класс делится на три команды, выбирается жюри. Все команды перед началом аукциона получают в «банке» (роль банкира играет один из членов жюри или учитель) первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30% годовых в размере 1000 денежек (или других денежных знаков) Приложение №1.
Это означает, что в конце игры все взявшие кредит должны вернуть в банк 1300д. (1000д. – сам кредит и 300д. составляют 30% от суммы кредита);
Расписываясь в банковской книге «Выдачи кредитом» за его получение, капитан команды одновременно с деньгами получает номер участника аукциона и лицевой счёт команды Приложение №2. Только имёя номер, команда может претендовать на тот или иной лот (вопрос, правильный ответ на который приносит команде определенный доход, выставленный на аукционе).
Игра состоит из двух или более туров.
Перед проведением очередного тура аукционист (ведущий аукцион преподаватель) объявляет характер предлагаемых лотов и порядок проведения торгов.
Первый Тур «Конкретный вопрос».
Тур проходит по следующим правилам:
- задается конкретный вопрос по теме «Многогранники, тела вращения»;
- право на ответ может купить любая команда, имеющая номер, заплатив небольшую сумму в ходе открытых торгов;
- первоначальная стартовая цена каждого лота (права на ответ) 100д., а торговый (аукционный) шаг стоит 50д., т. е. торг ведется суммами, кратными 50д. Например, одна из команд называет свою цену за конкретный вопрос, предложенный аукционистом, - 150д. Если какая- то другая команда также хочет приобрести этот лот (право на ответ), то она называет цену – 200д. (250д. 300д. и т. д.), т. е. каждый раз цена увеличивается на 50д. (или сразу на 100д., или на 200д. и т. п.);
- называя свою цену, капитан команды должен поднять и показать аукционисту номер, который он получил перед началом аукциона;
- команда, купившая очередной лот, платит в банк сумму, за которую она купила этот выставленный лот;
- за правильный ответ на купленный вопрос команда получает денежное вознаграждение от 500 до 1500д., в зависимости от сложности вопроса;
- если участники команды неверно ответили на вопрос, они платят в банк штраф в размере 200д., и лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце первого тура для повторной продажи.
Аукционист отвечает на вопросы участников, и открываются торги.
1.1 Чему равен угол между плоскостью основания прямого цилиндра и плоскостью, проходящей через образующую цилиндра? Стартовая цена 100д. Вознаграждение 500д. Кто дает большую цену?
[900]
1.2 Равны ли друг другу углы между образующими конуса и плоскостью основания? Стартовая цена 100д. Вознаграждение 500д.
[Равны, т.к. осевое сечение
конуса равнобедренный треугольник]
1.3 Космонавт сообщил на базу, что обнаружил странный космический объект. Это геометрически правильное твердое тело, которое выглядит одинаково, какой бы гранью ни повернулось. Так было до тех пор, пока космонавт до него не дотронулся. После чего три грани космического тела пульсируют красными огнями, три - голубями, остальные шесть - зелеными. Ученые на базе до сих по пытаются определить, что это за огни: Однако теперь они знают форму всех граней космического объекта. А вы знаете? Вознаграждение 1500д.
[Не важно, какого цвета огни, - красного, зеленого или голубого.
Объект представляет собой геометрическое тело с 12-ю гранями.
Значит, оно может быть только декаэдром (двенадцатигранником). Каждая его грань представляет собой правильный пятиугольник.]
Могут ли вершины прямоугольного треугольника с катетами 4см и см лежать на сфере радиуса см? Вознаграждение 1000д.
[Нет]
1.4 Круглое бревно весит 30кг. Сколько весит бревно, которое вдвое толще, но вдвое короче? Вознаграждение 1500д.
[От увеличения вдвое объем круглого бревна увеличивается
вчетверо; от укорочения же вдвое объем бревна уменьшается
всего в два раза. Поэтому толстое короткое бревно должно
быть вдвое тяжелее длинного тонкого, т. е; весит 60 кг.]
1.5 Какая из двух банок, изображенных на рис. 1, вместительнее - широкая, или втрое более высокая, но вдвое более узкая? Вознаграждение 1500 р.
[Высокая банка менее вместительна. Это легко проверить. Площадь основания широкой банки в 22, т. е. в четыре раза больше, чем узкой; высота же ее всего в три раза меньше. Значит, объем широкой банки в раза больше, чем узкой. Если содержимое высокой банки перелить в широкую, заполнится лишь ее объема.]
1.6 Чему равны углы между отрезками, проведенными на гранях куба (рис. 2)? Вознаграждение 1000д.
[60° (рис. 3, а); 120°, (рис. 3, б).]
1.7 Двое заспорили о содержимом бочки. Один спорщик говорил, что воды в бочке более, чем наполовину, а другой утверждал, что менее.
Как убедиться, кто прав, не употребляя ни палки, ни веревки, ни вообще какого-либо приспособления для измерения? Вознаграждение 1500д.
[Если бы вода в бочке была налита ровно до половины, то, наклонив бочку так, чтобы уровень воды пришелся как раз у края бочки, мы увидели бы, что высшая точка два находится также на уровне воды. Это ясно из того, что плоскость, проведенная через диаметрально противоположные точки верхней и нижней окружности бочки, делит, ее на две равные части. Если вода налита менее чем до половины, то при таком же наклоне бочки должен выступать из воды больший или меньший сегмент два. Наконец, если воды в бочке более половины, то при наклоне верхняя часть дна окажется под водой.]
1.8 Как найти вместимость объем стакана с помощью весов? Вознаграждение 1000д.
[Пусть масса стакана с водой а без воды ,
тогда где - плотность; для воды .]
1.9 «Сюрприз». Команда, купившая этот лот, получает карточку, в которой написано: «Вы имеете право на приобретение по первоначальной стартовой цене одного из лотов второго тура аукциона или получить в банке премию в размере 500д.».
1.10 Вычислите приближенно объем мяча, если в вашем распоряжении нитка и измерительная линейка. Вознаграждение 1500д.
[Пусть D - диаметр мяча, l - длина наибольшей
окружности на поверхности мяча, найденная
с помощью нитки и линейки, тогда
]
1.11 С помощью мензурки определите радиус вмещающегося в нее шара. Вознаграждение 1500д.
[С помощью мензурки находим V - объем шара, а его
радиус вычисляем по формуле .]
1.12 Для тренировки смекалки представьте себе такое вынужденное положение: необходимо, пользуясь только масштабной линейкой, определить объем бутылки (с круглым, квадратным или прямоугольным дном), которая частично наполнена жидкостью. Дно бутылки предполагается плоским. Выливать или доливать жидкость не разрешается. Вознаграждение 1500д.
[Так как дно бутылки по условию имеет форму круга или квадрата, или прямоугольника, то его площадь легко можно определить при помощи одной только масштабной линейки. Обозначим площадь дна через S. Измерим высоту h1, жидкости в бутылке. Тогда объем той части бутылки, которую занимает жидкость, равен Sh1, (рис.б). Опрокидываем бутылку вверх дном и измеряем высоту h2, ее части от уровня жидкости до дна бутылки. Объем этой части бутылки равен Sh2. Остальную часть бутылки занимает жидкость, объем которой уже определен - он равен Sh1. Отсюда следует, что объем всей бутылки равен]
Третий тур. Закрытый лот «Неизвестный вопрос».
В этом туре команды покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос будет в этом лоте. В остальном правила проведения аукциона остаются прежними, лишь цена за правильный ответ на купленный в лоте вопрос увеличивается и составляет от 1500д. до 3000д. в зависимости от сложности вопроса. Вопрос формулируется лишь после того, как какая-либо команда купит лот.
«Неизвестные вопросы»:
- Стартовая цена 100д., аукционный шаг 50д. Денежное вознаграждение за правильный ответ 1500д. Вопрос. Сформулируйте определение цилиндра.
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 1500д. Задание. Сформулируйте определение конуса.
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 1500д. Первоначальная стартовая цена 100д. Вопрос. Что представляет собой сечение цилиндра плоскостью, параллельной его образующей?
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 1500д. Вопрос. На какие многогранники рассёкает треугольную призму плоскость, проходящая через вершину верхнего основания и противоположную ей сторону нижнего основания? [На две пирамиды: треугольную и четырехугольную (рис. 5).
- «Сюрприз». Команда, купившая этот лот получает карточку, в которой написано: «Вы совершили удачную сделку, ваши наличные деньги увеличиваются на 50% ».
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 1500д. Вопрос. В результате вращения какой фигуры может быть получен усеченный конус?
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 2000д. Задание. Сформулируйте определение призмы.
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 3000д. Задание. Перечислите свойства сечения пирамиды плоскостью, параллельной основанию.
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 3000д. Вопрос. Назовите все виды призм. В чем состоят их различия?
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 2500д. Задание. Сформулируйте определения пирамиды и усеченной пирамиды.
- Денежное вознаграждение за правильный ответ? Вопрос. Что представляет собой сечение конуса плоскостью, проходящей через его вершину?
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 1500д. Вопрос. Могут ли все грани треугольной пирамиды быть прямоугольными треугольниками?
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 1500д. Вопрос. Из каких тел состоит тело, полученное вращением равнобедренной трапецией вокруг большего основания? [Полученное тело состоит из двух равных конусов и цилиндра].
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 1500д. Вопрос. Существует ли четырёхугольная пирамида, две противоположные грани которой перпендикулярны основанию пирамиды?
- Денежное вознаграждение за правильный ответ 2000д. Вопрос. Сформулируйте определение шара, и сферы.
В конце игры аукционист просит всех участников подсчитать сумму наличных денег, вернуть взятый в банке кредит и 30 % годовых за пользование им (т. е. 1300д.). Победителем игры считается команда, у которой на руках осталось больше всего денег.
Все учащиеся выигравшей команды получают отличные оценки; отличные оценки выставляются также наиболее активным учащимся других команд, всем остальным учащимся оценка не выставляется.
Примечания.
Вопросы, сформулированные для двух туров аукциона можно заменить на более сложные и требующими развернутых ответов, или более простыми и доступными.
Количество вопросов в каждом туре можно увеличить или уменьшить в зависимости от времени, которым располагает учитель или от интереса учеников.
Игру-аукцион можно использовать также при изучении практически любого учебного предмета. Для этого нужно лишь продумать четкие и конкретные вопросы по уже пройденному материалу и распределить их по двум турам аукциона.
Дополнения.
Все команды, участвующие в аукционе, заводят свои лицевые счета. Приложение №2.
В графе «Приход» команды фиксируют все денежные поступления, в графе «Расход» указывают все выплаты, а в графе «Остаток» - оставшиеся на данный момент денежные средства.
Первая запись, которую делает в лицевом счёте каждая команда: в графе «Приход» фиксируется полученный в банке кредит (1000д.)
Лицевой счёт | |||
Номер команды 1 | |||
Получено в банке 1000д. | |||
Номер записи | Приход | Расход | Остаток |
1 | 1000 | - | 1000 |
Далее все финансовые операции отмечаются в лицевом счете команды по мере их осуществления.
Например, члены команды №1 купили в первом туре вопрос 2, указав наибольшую сумму 350д. Значит, сразу же после покупки капитан команды (или какой-либо ее участник) в лицевом счете своей команды делает запись и вычисляет остаток денежных средств:
Лицевой счёт | |||
Номер команды 1 | |||
Получено в банке 1000д. | |||
Номер записи | Приход | Расход | Остаток |
1 | 1000 | - | 1000 |
2 | - | 350 | 650 |
Если команда №1 правильно ответила На купленный вопрос, то она получает денежное вознаграждение 500д. (в соответствии с правилами первого тура аукциона) и делает третью запись в графе «Приход»:
Лицевой счёт | |||
Номер команды 1 | |||
Получено в банке 1000д. | |||
Номер записи | Приход | Расход | Остаток |
1 | 1000 | - | 1000 |
2 | - | 350 | 650 |
3 | 500 | - | 1150 |
Такие же лицевые счета находятся у члена жюри (счет той команды, работу которой он оценивает).
Таким образом, ведя постоянный учет, команда в любой момент игры видит реальный остаток своих денежных средств. Это удобно и для преподавателя, если возникает необходимости проверить кредитоспособность команды.
Если у какой-либо команды закончились денежные средства, капитан может с разрешения преподавателя получить в банке дополнительный кредит (не более 1000д.), но уже под 50 % годовых.
Список использованной литературы:
- Кордемский Б А. Удивительный мир чисел. - М., Просвещение, 1986.
- Перельман Я.И. Занимательная геометрия. - М., 1955.
- Прутченков А.С. Мир рыночной экономики. – M., 1992.
- Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. - Смоленск, Русич, 1995.
Приложение №1 Картинка денежка
Приложение №2
Лицевой счёт | |||
Номер команды___________ | |||
Получено в банке _________ | |||
Номер записи | Приход | Расход | Остаток |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Многогранники и тела вращения"
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организ...
Многогранники и тела вращения
В презентации рассматриваются определения, свойства, формулы для вычисления площадей поверхности и формулы для вычисления объемов многогранников и тел вращения....
Бинарный урок по математике и кулинарии по теме "Многогранники и тела вращения, простые нарезки овощей"
Данная методическа разработка предназначена для учащихся СПО по профессии "Повар, кондитер". В данной разработке собран познавательный материал по математике и кулинарии, который помогае развить у уча...
Зачет по темам: "Многогранники" и "Тела вращения"
Данная работа может быть использована при организации зачетов по стереометрии...
Многогранники и тела вращения. Материалы контроля.
Тесты "на входе" и во время изучения темы, разноуровневая контрольная работа, задачи повышенной сложности...
Многогранники и тела вращения
Тест по геометрии 11 класс...
Кроссворд "Многогранники и тела вращения"
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель Кроссворд по ге...