Многогранники и тела вращения. Материалы контроля.
методическая разработка по геометрии (11 класс) на тему
Тесты "на входе" и во время изучения темы, разноуровневая контрольная работа, задачи повышенной сложности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 190.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2
(IV вида) Кировского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по теме: «Многогранники и тела вращения. Материалы контроля»
Санкт – Петербург
2014
Содержание:
Тест по теме «Комбинация многогранников и тел вращения»……………………………..3
Игра «Кто хочет стать миллионером» по теме «Многогранники и тела вращения»……...4
Тест «на входе»…………………………………………………………………………………5
Тест «На входе» №2…………………………………………………………………………….7
Задачи повышенной сложности……………………………………………..…………………8
Двухуровневая контрольная работа…………………………………………………………...9
Ответы и решение контрольной работы……………………………………………………..10
Дополнительные задачи……………………………………………………………………….14
Тест по теме «Комбинация многогранников и тел вращения»
Тест http://qualitesty.com/test/school/45
1. Если все вершины прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3, 4 и 5 лежат на поверхности шара, то площадь поверхности шара равна
- 50
- 100
- 200π
- 25π
- 50π
2. Если объем куба равен , то отношение радиусов описанного около куба шара и вписанного в этот куб шара равно
- 2
- 3
3. Если шар касается всех граней треугольной призмы с ребрами оснований 5, 5 и 6 см, то площадь боковой поверхности призмы равна
- 38
- 96
- 12
- 48
- 24
4. Если в прямой параллелепипед, одна из диагоналей которого равна и равна его стороне, можно вписать шар, то объем параллелепипеда будет равен
- 18
- 6
5. Если около конуса, высота которого равна 6, описать шар радиуса 4, то объем конуса будет равен
6. Если в усеченный конус, образующая которого равна и наклонена к плоскости основания под углом , вписать в шар, то площадь боковой поверхности конуса будет равна
- 32
- 24
7. В шар вписан цилиндр, высота которого в два раза больше радиуса его основания. Если объем шара равен , то объем цилиндра равен
- 2
8. Если сфера вписана в цилиндр, площадь поверхности которого равна, то площадь поверхности сферы равна
- 18
- 8
9. Если правильный тетраэдр, вписан в конус, объем которого равен , то объем тетраэдра равен…
10. Правильная шестиугольная пирамида вписана в конус, объем которого равен . Если радиус основания конуса в два раза больше его высоты, то апофема пирамиды равна
Игра «Кто хочет стать миллионером» по теме «Многогранники и тела вращения»
Игра http://learningapps.org/display?v=puaqh07uc01
Тест «на входе»
1. Сколько ребер имеет октаэдр?
- 6
- 8
- 12
- 16
2. Многоугольники, из которых составлен многогранник, называются...
- гранями
- ребрами
- вершинами
- разверткой
3. Пирамида называется десятиугольной, если ее основание...
- 5-угольник
- 9-угольник
- 10-угольник
- 11-угольник
4. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда находится по формуле...
- S=2(ab+bc+ca)
- S=2c(a+b)
- S=c(a+b)
- S=abc
5. Объем цилиндра с высотой 3 и радиусом основания 2 равен...
- 18π
- 12π
- 6π
- 1,5π
6. Отрезок, соединяющий две вершины призмы, не принадлежащие одной грани, называется...
- ребро
- хорда
- касательная
- диагональ
7. Боковыми гранями правильной пирамиды являются...
- равносторонние треугольники
- равные равнобедренные треугольники
- равные трапеции
- равные треугольники
8. Какое тело вращения имеет развертку, состоящую из сектора и круга?
- усеченный конус
- цилиндр
- конус
- шар
9. В какой многоугольник, всегда можно вписать окружность?
- трапеция
- ромб
- прямоугольник
- параллелограмм
10. Вокруг какого многоугольника нельзя описать окружность?
- квадрат
- параллелограмм
- прямоугольник
- равнобедренная трапеция
11. Если все ребра куба увеличить в 2 раза, то во сколько раз увеличится его объем?
- в 0,5
- в 2
- в 4
- в 8
12. Если все ребра куба увеличить в 2 раза, то во сколько раз увеличится его площадь поверхности?
- в 4
- в 6
- в 8
- в 10
13. Какое тело вращения имеет развертку, состоящую из прямоугольника и двух кругов?
- усеченный конус
- цилиндр
- конус
- шар
14. Как рассчитывается центральный угол через дугу, на которую он опирается?
- половина дуги
- целая дуга
- две дуги
- четыре дуги
15. Как рассчитывается вписанный угол через дугу, на которую он опирается?
- половина дуги
- целая дуга
- две дуги
- четыре дуги
Ответы:
- 3
- 1
- 3
- 1
- 2
- 4
- 2
- 3
- 2
- 2
- 4
- 1
- 2
- 2
- 1
Тест «на входе» №2
https://docs.google.com/forms/d/1z78lPZIxLKYbZZ2JajfnngrE9z0yYdOUvQpVvC9pAJk/viewform
- Сколько граней имеет куб?
- 4
- 6
- 8
- 10
- Какое тело вращения получается поворотом прямоугольника вокруг одной из его сторон?
- Сфера
- Шар
- Цилиндр
- Конус
- Площадь поверхности какого многогранника находится по формуле S=2(ab+bc+ac)
- Куб
- Прямоугольный параллелепипед
- Прямая призма
- Правильная пирамида
- На какую величину необходимо умножить треть площади основания конуса, чтобы получить его объем?
- Высота
- Радиус
- Диаметр
- Образующая
- Сколько ребер имеет шестиугольная пирамида?
- 6
- 9
- 12
- 15
Задачи повышенной сложности
1.1. В правильную четырехугольную пирамиду вписан куб, так что плоскость одной грани совпадает с плоскостью основания пирамиды. Вычислите ребро куба, если известно. Что сторона основания пирамиды равна а, высота пирамиды—2а (№383) [1].
1.2. Две правильные четырехугольные пирамиды имеют общее основание. Вершина одной из них совпадет с серединой высоты другой. Вычислите отношение площадей боковых поверхностей этих пирамид. Если известно, что ребра внутренней пирамиды равны между собой (№385).
1.3. Два правильных тетраэдра имеют общую высоту. Вершина одного из них совпадает с центром основания другого и наоборот боковые ребра одного пересекают боковые ребра другого. Сделайте чертеж и выясните, какой многогранник получиться в пересечении тетраэдров (№389).
1.4. Куб разрезан на n3 кубиков, равных между собой. Во сколько раз общая площадь поверхности этих кубиков больше площади поверхности исходного куба? (№392).
1.5. В плоскости грани ASВ правильной треугольной пирамиды SABC проведен отрезок MN, параллельный ребру SB, концы которого принадлежат соответственно ребрам SA и AB. В грани ASC проведен отрезок KL, параллельный ребру AC, концы которого принадлежат соответственно ребрам SA и SC. Найдите отношение объема пирамиды KLMN к объему пирамиды SABC, если , (С4* вариант_10) [2].
1.6. В правильной треугольной пирамиде SABC точки К, N принадлежат ребру SA, точка М – ребру SB, а точка L принадлежит ребру SC, причем AK=KN=NS, SM:MB=1:3, SL:LC=2:1. Найдите отношение объема пирамиды KLMN к объему пирамиды SABC (С4* вариант 1).
1.7. В правильной треугольной пирамиде SABC точка К принадлежит ребру SC, точка М – ребру SB, точка N принадлежит ребру AB, а точка L – ребру ВС. Известно, что ВМ=MS, BN=NA, , . Найдите отношение объема пирамиды KLMN к объему пирамиды SABC (С4* вариант 7).
[1] Задачи по геометрии 7-11. Ходот и др
[2] ЕГЭ Математика 2007. Типовые тестовые задания
Двухуровневая контрольная работа
Форма и критерии оценивания
На последнем занятии учащимся предлагается самостоятельная либо контрольная работа. Ввиду сложности темы оптимальным методом проверки является проведение домашней контрольной работы по вариантам. При распределении вариантов осуществляется дифференцированный подход: учащимся со средними способностями предлагается базовый вариант, более подготовленным – вариант повышенной сложности. Независимо от уровня сложности, каждый вариант включает в себя три задачи, по одной на каждый вид комбинации (многогранник и тело вращения, два тела вращения, два многогранника).
Отметка | 1–ый вариант (базовый) | 2-ой вариант (повышенной сложности) |
«5» | невозможна | правильное, со всеми необходимыми пояснениями решение всех трех задач, либо правильное решение двух задач, а третья задача решена с небольшими недочетами |
«4» | правильное, со всеми необходимыми пояснениями решение всех трех задач | решение трех задач, в целом верное, но с небольшими недочетами, либо правильное, со всеми необходимыми пояснениями решение двух задач |
«3» | решение трех задач, в целом верное, но с небольшими недочетами, либо правильное, со всеми необходимыми пояснениями решение двух задач | решение двух задач, в целом верное, но с небольшими недочетами |
«2» | во всех остальных случаях | во всех остальных случаях |
1-ый вариант (базовый)
- Найдите площадь поверхности и объем шара, вписанного в куб с ребром 4
- В шар вписан цилиндр, диаметр которого равен образующей. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра, если объем шара равен 36π.
- Найдите боковые ребра пирамиды, вписанной в куб с ребром 2, если ее основание совпадает с гранью куба, а ее вершина является точкой пересечения диагоналей противоположной грани куба.
2-ой уровень (повышенной сложности)
- В правильную треугольную призму вписан шар радиуса 2. Найдите объем призмы и площадь ее поверхности.
- В конус вписан цилиндр, как показано на рисунке. Площадь основания цилиндра в четыре раза меньше площади основания конуса. Найдите объем цилиндра, если угол между образующей конуса и его высотой равен α, а радиус равен 6см.
- SABCD – правильная пирамида. Точки A1, B1, C1, D1 – середины ребер соответственно SA, SB, SC, SD. H – центр ABCD. Найдите отношение площадей поверхностей пирамид SABCD и HA1B1C1D1.
Ответы и решение контрольной работы
Дано: шар, куб ABCDA1B1C1D1, AB=4 Найти: S, V Решение: Спроектируем шар на грань ABB1A1. Ребро куба равно диаметру т. е. АВ=d. R=½AB=½∙6=3 S=4πR2=4∙π∙32=36π≈113,04 кв. ед. = ∙33=12π≈37,68 куб. ед. Ответ: S=36π≈113,04 кв. ед. V=12π≈37,68 куб. ед | ||
Дано: шар, вписанный цилиндр, d=AB, Vшара=36π Найти: Sбок.цил Решение:
| ||
Дано: куб ABCDA1B1C1D1, пирамида EABCD, A1C1∩B1D1=E, AB=2 Найти: AE, BE, CE, DE Решение:
=> AE=BE=CE=DE AC – диагональ квадрата => AC= АЕ1=АС/2= Рассмотрим Δ АЕЕ1- прямоуг. АЕ2=Е1А2+Е1Е2=2+4=6 AE=BE=CE=DE= |
2-ой
Дано: шар (О;R=2), описанная правильная призма АВСА1В1С1 Найти: Sполн, V Решение: h=2R=2∙2=4 Спроектируем шар на грань АВС =2∙2= Sбок=Pосн·h=3∙∙4= Sполн=Sбок+2Sосн=+2∙ V=Sосн· h= Ответ: | ||
Дано: цилиндр, описанный конус, ∟НАС=α, НС=6см. Найти: Vцил Решение: Sосн.кон.= 4∙Sосн.цил => НС=2∙НК Sосн.цил=π∙НК2= π∙32=9π см2 Рассмотрим ΔАНС: ∟АНС=90º, ∟НАС=α ΔАНС подобен ΔВКС k=2 Vцил= Sосн.цил∙ОН= Ответ: Vцил== | ||
| Дано: SABCD – правильная пирамида SA1=SA, SB1=SB, SC1=SC, SD1=SD Найти: Решение: SA1=SA, SB1=SB => A1B1- средняя линия => ΔSAB и ΔSA1B1 – подобны k=2 => => ABCD и A1B1C1D1 – квадраты AB=2A1B1
Правильные пирамиды SA1B1C1D1 и HA1B1C1D1 равны т. к. общее основание и SK=HK Ответ: |
Дополнительные задачи
Задачи по теме: “Комбинации многогранников”
- В правильную четырехугольную пирамиду вписан куб, так что плоскость одной грани совпадает с плоскостью основания пирамиды. Вычислите ребро куба, если известно. Что сторона основания пирамиды равна а, высота пирамиды—2а (№383) [1].
- Две правильные четырехугольные пирамиды имеют общее основание. Вершина одной из них совпадет с серединой высоты другой. Вычислите отношение площадей боковых поверхностей этих пирамид. Если известно, что ребра внутренней пирамиды равны между собой (№385).
- Два правильных тетраэдра имеют общую высоту. Вершина одного из них совпадает с центром основания другого и наоборот боковые ребра одного пересекают боковые ребра другого. Сделайте чертеж и выясните, какой многогранник получиться в пересечении тетраэдров (№389).
- Куб разрезан на n3 кубиков, равных между собой. Во сколько раз общая площадь поверхности этих кубиков больше площади поверхности исходного куба? (№392).
- В плоскости грани ASВ правильной треугольной пирамиды SABC проведен отрезок MN, параллельный ребру SB, концы которого принадлежат соответственно ребрам SA и AB. В грани ASC проведен отрезок KL, параллельный ребру AC, концы которого принадлежат соответственно ребрам SA и SC. Найдите отношение объема пирамиды KLMN к объему пирамиды SABC, если , (С4* вариант_10) [2].
- В правильной треугольной пирамиде SABC точки К, N принадлежат ребру SA, точка М – ребру SB, а точка L принадлежит ребру SC, причем AK=KN=NS, SM:MB=1:3, SL:LC=2:1. Найдите отношение объема пирамиды KLMN к объему пирамиды SABC (С4* вариант 1).
- В правильной треугольной пирамиде SABC точка К принадлежит ребру SC, точка М – ребру SB, точка N принадлежит ребру AB, а точка L – ребру ВС. Известно, что ВМ=MS, BN=NA, , . Найдите отношение объема пирамиды KLMN к объему пирамиды SABC (С4* вариант 7).
Задачи по теме: “Комбинации тел вращения”
- В сферу вписан конус высоты H. Объем конуса равен 1/4 объема шара. Найдите объем шара (№496).
- Уместятся ли в шаре радиуса 3: а) три шара радиуса 1; б) четыре шара радиуса 1? (№472).
- Около шара описан конус. Докажите, что объемы пропорциональны площадям поверхности (№480).
- Докажите, что радиус шара, вписанного в усеченный конус, есть среднее геометрическое радиусов оснований этого конуса(№481).
Задачи по теме: “Комбинации многогранников и тел вращения”
- Докажите, что если в правильной четырехугольной пирамиде все ребра равны между собой, то центр сферы описанной вокруг пирамиды, лежит в плоскости основания (№493).
- Радиус сферы равен R. Найдите площадь полной поверхности: а) вписанного куба; б) вписанного правильного тетраэдра (№494).
- Вокруг шара описана правильная треугольная пирамида, стороны оснований которой 12 и 6. Найдите площадь поверхности этой пирамиды (№510).
- Найдите объем цилиндра, описанного вокруг правильного тетраэдра с ребром а так, что два противоположных ребра тетраэдра являются диаметрами оснований цилиндра (№505).
[1] Задачи по геометрии 7-11. Ходот и др
[2] ЕГЭ Математика 2007. Типовые тестовые задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Многогранники и тела вращения"
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организ...
Многогранники и тела вращения
В презентации рассматриваются определения, свойства, формулы для вычисления площадей поверхности и формулы для вычисления объемов многогранников и тел вращения....
Бинарный урок по математике и кулинарии по теме "Многогранники и тела вращения, простые нарезки овощей"
Данная методическа разработка предназначена для учащихся СПО по профессии "Повар, кондитер". В данной разработке собран познавательный материал по математике и кулинарии, который помогае развить у уча...
Зачет по темам: "Многогранники" и "Тела вращения"
Данная работа может быть использована при организации зачетов по стереометрии...
Многогранники и тела вращения.
Урок – аукцион является одной из форм проверки знаний, умений учащихся по данной большой теме....
Многогранники и тела вращения
Тест по геометрии 11 класс...
Кроссворд "Многогранники и тела вращения"
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель Кроссворд по ге...