Рабочая программа по геометрии, 10 класс
методическая разработка по геометрии (10 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии, 10 класс. 2014-2015 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_10a_klass.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГЕОМЕТРИЯ
для 10а класса
учебный год 2014-2015
Жукова Т.Г.
учитель математики
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
Пояснительная записка
Нормативная основа программы
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. №1089
- Федеральный базисный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312
- Распоряжение Комитета по образованию «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы общего образования»
- Учебный план ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга – 2014-2015 учебный год
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Автор Бурмистрова Т.А.. – М., Просвещение, 2009
Цели и задачи обучения по предмету «Геометрия» в 10 классе
Цели:
1.Сформировать умение выполнять дополнительные построения, сечения, выбирать метод решения, проанализировать условие задачи.
2. Научить владеть новыми понятиями, переводить аналитическую зависимость в наглядную форму и обратно.
3.Развить пространственное воображение. Логическое мышление, алгоритмическую культуру.
Задачи:
1.Научить решать задачи на построение сечений, нахождение угла между прямой и плоскостью.
2.Научить выполнять сложение и вычитание векторов в пространстве.
3.Познакомить учащихся с основными видами многогранников, научить находить площади поверхности многогранников.
4.Изучить основные свойства плоскости, познакомить с понятием двугранных углов.
5.Рассмотреть взаимное расположение двух прямых, прямой и плоскости.
6.Изучить параллельность прямых и плоскостей, параллельность плоскостей, перпендикулярность прямых и плоскостей.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно БУП 2013-2014 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение геометрии в 10а классе составит 68 часов. Из них: контрольные работы – 5 часов
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы
I полугодие | II полугодие | За год | |
Контрольная работа | 3 | 2 | 5 |
ИТОГО | 5 |
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках
На уроках геометрии в 10а классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как алгебра, физика, информатика, химия, биология, ОБЖ так как у учащихся формируется умение использовать свои математические знания при решении практических задач на этих предметах.
Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса: в классе есть как ученики среднего уровня так и ученики продвинутого уровня, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Содержание программы позволяет широко использовать дифференцированный подход к обучающимся, что обеспечивает более целесообразное включение обучающихся в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии. Учитываются возрастные психологические особенности детей. С теми детьми, у которых возникают трудности, проводятся индивидуальные занятия по освоению программы. У учителя есть возможность выбора оптимальных технологий обучения, учебных материалов и степени их адаптации в учебном процессе по достижению планируемых результатов, а также для организации различных видов деятельности (воспроизводящей, преобразующей, алгоритмической и творческой). Учебные материалы рассчитаны на обучающихся с разным уровнем знаний.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
- фронтальная (общеклассная)
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, работа с блогом учителя. презентациями.
3. Практические методы: самостоятельные работы, компьютерные тренинги, компьютерные и обычные тестовые работы, проводимые как в классе, так и дома.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, метод проектов.
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер с выходом в сеть Интернет.
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- вводный,
- текущий,
- итоговый,
- срезовый
- Формы контроля:
- проверочная работа;
- контрольная работа, устный или письменный зачет;
- тест;
- компьютерное тестирование;
- компьютерные тренинги;
- фронтальный опрос;
- индивидуальные разноуровневые задания;
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
№ п/п | Название пособия, издательство, год издания |
| Авторы | |
1 | Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. М., Просвещение, 2009 | 10-11 | Бурмистрова Т.А. | |
3 | . Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Геометрия 10-11 » М., Просвещение , 2010. | 10 | Л.С. Атанасян В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Поздняк, Л.С. Киселева | |
4. | Методическое пособие к учебнику Л.С.Атанасян. Изучение геометрии в 10-11 классах. | |||
5. | «Дидактические материалы по геометрии. 10 класс» | 10 | Б.Г.Зив, | |
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по алгебре.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы (кратко) |
1 | Повторение. Некоторые сведения из планиметрии | 8 | Основные теоремы курса планиметрии Формулы площадей различных фигур, изучаемых в основной школе |
2 | Введение в стереометрию | 5 | Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Аксиомы стереометрии Изображение пространственных фигур. |
3 | Параллельность прямых и плоскостей | 16 | Параллельные прямые. Параллельность прямой и плоскости, признаки и свойства. Параллельность плоскостей, признаки и свойства. |
4 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | Угол между прямыми в пространстве. Скрещивающиеся прямые. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. |
5 | Многогранники | 14 | Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире. Сечения куба, призмы, пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). |
6 | Векторы | 6 | Вектор, сложение, вычитание векторов, умножение векторов на число, Компланарные векторы |
7 | Повторение | 2 | Повторение основных тем курса геометрии 10 класса |
Резервные часы закладываются в рабочую программу в связи с тем, что уроки, выпавшие на праздничные дни, могут быть не проведены. Эти часы освобождаются за счет часов повторения, часы, запланированные для изучения тем курса, не затрагиваются.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- основные понятия стереометрии;
- пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые, угол между прямыми в пространстве, теорему о трех перпендикулярах;
- какой угол называют двугранным, как он измеряется;
- какое расстояние является расстоянием между скрещивающимися прямыми;
- какие многогранники существуют, знать их определения;
- как построить сечение многогранника плоскостью;
- какие тела и поверхности вращения существуют, их свойства;
- понятие объема и площади поверхности, формулы;
- Координаты и векторы, декартовы координаты в пространстве, формулу расстояния между двумя точками, уравнения сферы и плоскости, формулу расстояния от точки до плоскости.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- доказывать все основные теоремы курса геометрии за 10 класс.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Контроль уровня обученности
Геометрия 10 класс
Тема, раздел | Количество часов | Из них | |
Контрольные работы | Самостоятельные работы | ||
Повторение курса планиметрии | 8 | 1 | 1 |
Введение в стереометрию | 5 | 1 | |
Параллельность прямых и плоскостей | 16 | 2 | 3 |
Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | 1 | 2 |
Многогранники | 14 | 1 | 2 |
Векторы | 6 | 1 | |
Повторение | 2 | ||
ИТОГО | 68 | 5 | 10 |
Количество самостоятельных, проверочных работ, тренингов и тестов может меняться на усмотрение учителя.
Нормы оценки знаний
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 5 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Способы и формы оценивания образовательных результатов
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
Письменная проверка знаний, умений и навыков
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом:
считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка не снижается.
Снижение отметки за общее впечатление от работы не допускается.
Оценка устных ответов.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
- производит вычисления правильно и достаточно быстро;
- умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
- правильно выполняет практические задания.
Оценка "4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но:
- ученик допускает отдельные неточности в формулировках;
- не всегда использует рациональные приемы вычислений.
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Ресурсное обеспечение программы
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике.
- литература для учителя (основная и дополнительная)
№ п/п | Название пособия, издательство, год издания |
| Авторы | |
1 | Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. М., Просвещение, 2009 | 10-11 | Бурмистрова Т.А. | |
2 | Методическое пособие к учебнику Л.С.Атанасян. Изучение геометрии в 10-11 классах. | |||
3 | «Дидактические материалы по геометрии. 10 класс» | 10 | Б.Г.Зив, | |
- литература для обучающихся (основная и дополнительная);
№ п/п | Название пособия, издательство, год издания |
| Авторы |
1 | . Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Геометрия 10-11 » М., Просвещение , 2010. | 10 | Л.С. Атанасян В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Поздняк, Л.С. Киселева |
- материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы (хотя бы
http://school-collection.edu.ru/
учебные мультимедийные пособия,
презентации, подготовленные учителем,
блог учителя
- информационно – техническая оснащенность учебного кабинета:
интерактивная доска, мультимедийный комплекс, ПК учителя, при необходимости ноутбуки на каждого ученика или один на парту.
Приложение №1
тема | количество часов по плану | дано фактически | контрольные работы | самостоятельные работы | дано фактически | практическая часть | ||||
тесты | тренинги | |||||||||
контрольные | самостоятельные | |||||||||
Повторение. Некоторые сведения из планиметрии | 8 | 1 | 1 | |||||||
Введение в стереометрию | 5 | 1 | ||||||||
Параллельность прямых и плоскостей | 16 | 2 | 3 | |||||||
Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | 1 | 2 | |||||||
Многогранники | 14 | 1 | 2 | |||||||
Векторы | 6 | 1 | ||||||||
Повторение | 2 | |||||||||
Итого: | 68 | 5 | 10 |
Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 10а класс Приложение №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....