Рабочая программа по геометрии. 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Печникова Ольга Ивановна

Рабочая программа , календарно-тематическое планирование по геометрии. 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_7.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение

                      «  Средняя общеобразовательная школа    5  »

Рассмотрена и рекомендована            Принята на                                        «УТВЕРЖДАЮ»

к использованию                              педагогическом совете                   Директор МБОУ «СОШ №5»

методическим объединением        протокол 1                                                              /          /

учителей МФИ                                 от 29.08.2014г.  

 протокол  1                                                                                          приказ №   от 1.09.2014г.                      

от 27.08.2014г.  

                                 

                     

                                                                                                                                                              

                          Рабочая  программа курса  геометрии    

                                        в 7 классе

                                                 

   

                                                                       Учитель  Печникова О. И.

                                                                                                          Квалификационная категория  первая

                                                     

   

                                                

                                                  Ефремов

                                                                                              2014

2)                                     Пояснительная записка

Рабочая программа составлена и разработана на основе следующих нормативно правовых документов:  

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (геометрия);  
  • примерных программ, созданных на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;  
  • федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год;
  • программы под редакцией  Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др.«Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы». Москва, «Просвещение», 2008,

требований к уровню подготовки выпускников основной школы и направлена на реализацию математического образования школьников в полном объёме.

      

  Изучение геометрии 7 класса  направлено на достижение  следующих целей :

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а именно:
  • систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур;
  • ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки;
  • ввести понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых;
  • рассмотреть свойства  треугольников;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

                                      Особенности методики преподавания предмета .

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике  решаются комплексно с учётом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приёмов решения этих задач.

Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. При планировании уроков должны учитываться то, что теоретический материал осознаётся и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, должны использоваться дифференцированный подход к учащимся, основанный на достижении обязательного уровня подготовки. Это способствует нормализации нагрузки школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учёбе.

Школьники, проявляющие интерес, склонности и способности к математике, должны получать индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математически задачи), привлекаться к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях; им рекомендуется дополнительная литература. Развитие интереса к предмету является важнейшей целью учителя математики.

Реализуется сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировано применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, используются информационно-коммуникативные и технические средства обучения, включая мультимедийные.

Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.

 Все разделы программы по геометрии для 7 класса, обязательные для изучения, сохранены и запланированы в полном объёме.

Согласно Федеральному базисному учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:

II, III, IV четверти – 2 ч в неделю,      всего 52 ч.

  Методы и формы обучения:  лекция; мини-лекция с элементами дискуссии, рассказ, беседа, практическая работа,  проектная и исследовательская деятельность, самостоятельная работа, групповая работа, применение и использование компьютера и компьютерных технологий.

3)       Учебно-тематическое планирование

Раздел программы

Количество

часов

В том числе  

контрольных работ

1

Начальные геометрические сведения.  

7

1

2

Треугольники.  

14

1

3

Параллельные прямые.  

9

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.    

16

2

5

Повторение. Решение задач.  

4

6

Резерв

2

Итого

52

5

               

      4)                     Содержание обучения  курса 

Глава 1.                 Начальные геометрические сведения.    (7)

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и её свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и её свойства. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Глава 2.                                    Треугольники.    (14)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Определения, доказательства, теоремы

Глава 3.                       Параллельные прямые.    (9)

Признаки  параллельности прямых. Аксиомы, следствия. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы. Контпример. Необходимые и достаточные условия                  

Глава 4.        Соотношения между сторонами и углами треугольника.    (16)

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства  прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение

                                              Повторение.    (4 )

   5)                   Требования к уровню подготовки учащихся

В результате  изучения геометрии 7 класса  ученик должен:

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  •   как используются математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь:

  •    пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  •    распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  •    изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  •    вычислять значения геометрических величин (длин, углов); находить стороны, углы и треугольников;
  •    решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • выстраивать аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждение, доказательств;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

                                                      6)  Приложения  

           Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение

                   «   Средняя  общеобразовательная  школа   5  »

 

  Рассмотрен                                             « Согласовано »                                                      « Утверждаю »

 на  заседании   МО                              Зам.директора по УВР                              Директор  МБОУ "СОШ  5"

 учителей МФИ                                                  

 протокол  1                       /      ./                                                                                                //

 от 27.08.2014 г                                                                                               приказ   от 1.09.2014 г  

                                                                             

         

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                 

                      Календарно – тематический   план

                                         Геометрия              

   Класс:  7

  Годовое количество часов: 52

  Количество часов в неделю: 2      во 2й, 3й, 4й четвертях

  Плановое количество контрольных работ: 5                                                   

  Учитель  Печникова О. И.

 Учебный год:  2014-2015

                                  Ефремов

                                                           2014

2)                                             Вводная часть

Календарно – тематическое планирование составлено на основе разработанной рабочей программы с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.

Изучение геометрии 7 класса  направлено на достижение  следующих целей :

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а именно:
  • систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур;
  • ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки;
  • ввести понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых;
  • рассмотреть свойства  треугольников;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

                              Образовательные технологии :

  • деятельностные, проблемно-поисковые, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;
  • компетентностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные;
  • здоровьесберегающие.


                               3)       Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

               Класс

Количество часов

в

 неделю согласно

 учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

федеральный компонент

региональный компонент

школьный   компонент

 

7

 

 во 2,3,4 четверти

   2 ч

-

-

   Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по математике. Составители: Э.Д.Днепров,  А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2007.

   Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова. Москва, «Просвещение», 2008. 

 Л.С.Атанасян  и др. «Геометрия. Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений», Москва, «Просвещение», 2013.

 Л.С.Атанасян  и др. «Геометрия. Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений», Москва, «Просвещение», 2013.

  Атанасян Л.С. и др. Изучение геометрии 7-9   М.:Просвещение, 2008

 Гаврилова  Н.Ф.  Поурочные разработки по геометрии 7 класс   Москва, «ВАКО» 2008

  Жохов В.И. и др    Контрольные работы по математике 5-11 классы «Вербум-М» 2008

  Зив Б.Г., Мейлер В.М.  Дидактические материалы по геометрии для 7 кл.  М. Просвещение, 2008

  Ященко И.В.,  Семенов А.Л.  ОГЭ-2015. Математика. 36 вариантов. Типовые экз. варианты.  «Национальное образование», 2014


4)   Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса

В результате  изучения данного курса  ученик должен:

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  •   как используются математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь:

  •    пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  •    распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  •    изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  •    вычислять значения геометрических величин (длин, углов); находить стороны, углы и треугольников;
  •    решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • выстраивать аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждение, доказательств;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

5) Тематическое планирование учебного предмета.

 №

урока

Содержание (тема урока)

Кол-во

часов

Дата

Примечание

II  четверть

Начальные геометрические сведения.   7 ч.

1

Возникновение геометрии из практики. Начальные понятия геометрии. Геометрические фигуры. Точка, прямая и плоскость.          Части прямой (отрезок, луч), ломаная,  угол                             П.1-4

      1

     

13.11  -  6.12   

2

Понятие о равенстве фигур. Равенство в геометрии. Сравнение отрезков и углов. Прямой угол. Острые и тупые углы. Равенство отрезков.  Равенство углов.                                                         П.5-6                                           

1

3

Измерение отрезков. Расстояние. Длина отрезка и её свойства       Равенство отрезков. Длина ломаной.  Единицы  измерения длины. Измерительные инструменты                                               П.7-8                                                                           

1

4

Измерение углов. Величина угла и её свойства. Биссектриса угла. Градусная мера угла.                                                              П.9-10                                           

1

5

Смежные и вертикальные углы и их свойства                          П.11                                         

1

6

Перпендикулярность прямых. Свойство перпендикулярных прямых. Построение прямых углов на местности                        П.12-13                                                                                                                     

1

7

Контрольная работа № 1 по теме «Измерение отрезков и углов»

1

Треугольники.   14 ч

8

Треугольник.  Внутренние углы. Стороны треугольника.         П.14                                                                     

1

8.12   -  7.02

9-10

 Доказательства,  теоремы. Признаки равенства треугольников. Первый признак равенства треугольников.                                 П.15                                                                                                       

2

11

Перпендикуляр к прямой.  Расстояние от точки до прямой.      П.16                                                                                                     

1

12

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.                         П.17                                                                                                     

1

13

Равнобедренные и  равносторонние треугольники; свойства  равнобедренного треугольника                                                    П.18                                                                                                     

1

14

Второй признак равенства треугольников        П.19                                                                                                     

1

III четверть

15

Третий признак равенства треугольников        П.20                                                                                                     

1

16

Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»                                        П.15-20                                                                                                       

1

17

Понятие о геометрическом месте точек. Определение. Окружность. Центр, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки.                                                                                    П.21-22                                                                                                     

1

18

Основные задачи на построение. Построение угла, равного данному.  Построение биссектрисы угла.                                          П.23                                                     

1

19

Построение перпендикулярных прямых. Построение середины отрезка                                                                                             П.23

1

20

Решение задач по темам «Треугольники», «Задачи на построение»

1

21

Контрольная работа  2 по теме «Треугольники» 

1

Параллельные прямые.   9ч.

22

Параллельные и пересекающиеся прямые. Признаки параллельности прямых                                                                               П.24-25

1

9.02  -  14.03

23

Признаки параллельности прямых. Практические способы построения параллельных прямых        П.25-26

1

24-25

Аксиома. Аксиома параллельных прямых. Следствия. Доказательство от противного.  Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Евклида и его история                                                                                        П.27-28

2

26-28

Свойства параллельных прямых. Прямая и обратная теоремы. Теорема о перпендикулярности прямых. Контрпример. Необходимые и достаточные условия                                                     П.29   

3

29

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

30

Контрольная работа  3 по теме «Параллельные прямые»

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника.    16 ч.

31

Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.        П.30   

1

16.03-18.05

32

Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники. П.31

1

33-34

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Признак равнобедренного треугольника                                                П.32

2

IV четверть

35

Неравенство треугольника                                                           П.33

1

36

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

37

Контрольная работа  4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»»

1

38

Прямоугольные треугольники. Некоторые свойства прямоугольных треугольников                                                                         П.34

1

39-40

Признаки равенства прямоугольных треугольников                  П.35   

2

41

Расстояние. Расстояние от точки до прямой. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение. Построение треугольника по трем сторонам. Построение треугольника по трем элементам                     П.37   

1

42-43

Задачи на построение. Построение треугольника по трем элементам                                                                                             П.38   

2

44

Построение треугольника по трем сторонам                              П.38   

1

45

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники. Задачи на построение»

1

46

Контрольная работа  5 по теме «Прямоугольные треугольники. Задачи на построение»

1

Повторение. Решение задач.  4 ч.

47-48

Признаки равенства треугольников

Признаки и свойства параллельных прямых

2

23.05-31.05

49-50

Сумма углов треугольника

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

2

51-52

Резерв

2

                                           


                                                                         Контрольно-измерительные материалы

                                                                         


                                                  Литература и средства обучения 

   для учащихся

 Атанасян Л.С. и др. Учебник. Геометрия 7-9.   М. :Просвещение, 2008

 

 для учителя

1.  Атанасян Л.С. и др. Изучение геометрии 7-9   М.: Просвещение, 2008

2.  Гаврилова  Н.Ф.  Поурочные разработки по геометрии 7 класс   Москва, «ВАКО» 2008

3.  Жохов В.И. и др    Контрольные работы по математике 5-11 классы «Вербум-М» 2008

4.  Зив Б.Г., Мейлер В.М.  Дидактические материалы по геометрии для 7 кл.  М. Просвещение, 2008

5. Ященко И.В.,  Семенов А.Л.  ОГЭ-2015. Математика. 36 вариантов. Типовые экз. варианты.  «Национальное образование», 2014

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....