Рабочая программа по геометрии. 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа , календарно-тематическое планирование по геометрии. 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_7.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5 »
Рассмотрена и рекомендована Принята на «УТВЕРЖДАЮ»
к использованию педагогическом совете Директор МБОУ «СОШ №5»
методическим объединением протокол №1 / /
учителей МФИ от 29.08.2014г.
протокол № 1 приказ № от 1.09.2014г.
от 27.08.2014г.
Рабочая программа курса геометрии
в 7 классе
Учитель Печникова О. И.
Квалификационная категория первая
Ефремов
2014
2) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена и разработана на основе следующих нормативно правовых документов:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (геометрия);
- примерных программ, созданных на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год;
- программы под редакцией Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др.«Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы». Москва, «Просвещение», 2008,
требований к уровню подготовки выпускников основной школы и направлена на реализацию математического образования школьников в полном объёме.
Изучение геометрии 7 класса направлено на достижение следующих целей :
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а именно:
- систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур;
- ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки;
- ввести понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых;
- рассмотреть свойства треугольников;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Особенности методики преподавания предмета .
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно с учётом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приёмов решения этих задач.
Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. При планировании уроков должны учитываться то, что теоретический материал осознаётся и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, должны использоваться дифференцированный подход к учащимся, основанный на достижении обязательного уровня подготовки. Это способствует нормализации нагрузки школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учёбе.
Школьники, проявляющие интерес, склонности и способности к математике, должны получать индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математически задачи), привлекаться к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях; им рекомендуется дополнительная литература. Развитие интереса к предмету является важнейшей целью учителя математики.
Реализуется сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировано применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, используются информационно-коммуникативные и технические средства обучения, включая мультимедийные.
Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Все разделы программы по геометрии для 7 класса, обязательные для изучения, сохранены и запланированы в полном объёме.
Согласно Федеральному базисному учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
II, III, IV четверти – 2 ч в неделю, всего 52 ч.
Методы и формы обучения: лекция; мини-лекция с элементами дискуссии, рассказ, беседа, практическая работа, проектная и исследовательская деятельность, самостоятельная работа, групповая работа, применение и использование компьютера и компьютерных технологий.
3) Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел программы | Количество часов | В том числе контрольных работ |
1 | Начальные геометрические сведения. | 7 | 1 |
2 | Треугольники. | 14 | 1 |
3 | Параллельные прямые. | 9 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 16 | 2 |
5 | Повторение. Решение задач. | 4 | |
6 | Резерв | 2 | |
Итого | 52 | 5 |
4) Содержание обучения курса
Глава 1. Начальные геометрические сведения. (7)
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и её свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и её свойства. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Глава 2. Треугольники. (14)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Определения, доказательства, теоремы
Глава 3. Параллельные прямые. (9)
Признаки параллельности прямых. Аксиомы, следствия. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы. Контпример. Необходимые и достаточные условия
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (16)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение
Повторение. (4 )
5) Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения геометрии 7 класса ученик должен:
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- как используются математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов); находить стороны, углы и треугольников;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- выстраивать аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждение, доказательств;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
6) Приложения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5 »
Рассмотрен « Согласовано » « Утверждаю »
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ "СОШ № 5"
учителей МФИ
протокол № 1 / ./ //
от 27.08.2014 г приказ № от 1.09.2014 г
Календарно – тематический план
Геометрия
Класс: 7
Годовое количество часов: 52
Количество часов в неделю: 2 во 2й, 3й, 4й четвертях
Плановое количество контрольных работ: 5
Учитель Печникова О. И.
Учебный год: 2014-2015
Ефремов
2014
2) Вводная часть
Календарно – тематическое планирование составлено на основе разработанной рабочей программы с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Изучение геометрии 7 класса направлено на достижение следующих целей :
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а именно:
- систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур;
- ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки;
- ввести понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых;
- рассмотреть свойства треугольников;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Образовательные технологии :
- деятельностные, проблемно-поисковые, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;
- компетентностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные;
- здоровьесберегающие.
3) Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
федеральный компонент | региональный компонент | школьный компонент | ||||
7 |
во 2,3,4 четверти– 2 ч | - | - | Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по математике. Составители: Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2007. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова. Москва, «Просвещение», 2008. | Л.С.Атанасян и др. «Геометрия. Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений», Москва, «Просвещение», 2013. | Л.С.Атанасян и др. «Геометрия. Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений», Москва, «Просвещение», 2013. Атанасян Л.С. и др. Изучение геометрии 7-9 М.:Просвещение, 2008 Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии 7 класс Москва, «ВАКО» 2008 Жохов В.И. и др Контрольные работы по математике 5-11 классы «Вербум-М» 2008 Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 кл. М. Просвещение, 2008 Ященко И.В., Семенов А.Л. ОГЭ-2015. Математика. 36 вариантов. Типовые экз. варианты. «Национальное образование», 2014 |
4) Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса
В результате изучения данного курса ученик должен:
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- как используются математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов); находить стороны, углы и треугольников;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- выстраивать аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждение, доказательств;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
5) Тематическое планирование учебного предмета.
№ урока | Содержание (тема урока) | Кол-во часов | Дата | Примечание |
II четверть | ||||
Начальные геометрические сведения. 7 ч. | ||||
1 | Возникновение геометрии из практики. Начальные понятия геометрии. Геометрические фигуры. Точка, прямая и плоскость. Части прямой (отрезок, луч), ломаная, угол П.1-4 | 1
| 13.11 - 6.12 | |
2 | Понятие о равенстве фигур. Равенство в геометрии. Сравнение отрезков и углов. Прямой угол. Острые и тупые углы. Равенство отрезков. Равенство углов. П.5-6 | 1 | ||
3 | Измерение отрезков. Расстояние. Длина отрезка и её свойства Равенство отрезков. Длина ломаной. Единицы измерения длины. Измерительные инструменты П.7-8 | 1 | ||
4 | Измерение углов. Величина угла и её свойства. Биссектриса угла. Градусная мера угла. П.9-10 | 1 | ||
5 | Смежные и вертикальные углы и их свойства П.11 | 1 | ||
6 | Перпендикулярность прямых. Свойство перпендикулярных прямых. Построение прямых углов на местности П.12-13 | 1 | ||
7 | Контрольная работа № 1 по теме «Измерение отрезков и углов» | 1 | ||
Треугольники. 14 ч | ||||
8 | Треугольник. Внутренние углы. Стороны треугольника. П.14 | 1 | 8.12 - 7.02 | |
9-10 | Доказательства, теоремы. Признаки равенства треугольников. Первый признак равенства треугольников. П.15 | 2 | ||
11 | Перпендикуляр к прямой. Расстояние от точки до прямой. П.16 | 1 | ||
12 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. П.17 | 1 | ||
13 | Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства равнобедренного треугольника П.18 | 1 | ||
14 | Второй признак равенства треугольников П.19 | 1 | ||
III четверть | ||||
15 | Третий признак равенства треугольников П.20 | 1 | ||
16 | Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» П.15-20 | 1 | ||
17 | Понятие о геометрическом месте точек. Определение. Окружность. Центр, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. П.21-22 | 1 | ||
18 | Основные задачи на построение. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла. П.23 | 1 | ||
19 | Построение перпендикулярных прямых. Построение середины отрезка П.23 | 1 | ||
20 | Решение задач по темам «Треугольники», «Задачи на построение» | 1 | ||
21 | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» | 1 | ||
Параллельные прямые. 9ч. | ||||
22 | Параллельные и пересекающиеся прямые. Признаки параллельности прямых П.24-25 | 1 | 9.02 - 14.03 | |
23 | Признаки параллельности прямых. Практические способы построения параллельных прямых П.25-26 | 1 | ||
24-25 | Аксиома. Аксиома параллельных прямых. Следствия. Доказательство от противного. Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Евклида и его история П.27-28 | 2 | ||
26-28 | Свойства параллельных прямых. Прямая и обратная теоремы. Теорема о перпендикулярности прямых. Контрпример. Необходимые и достаточные условия П.29 | 3 | ||
29 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | ||
30 | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» | 1 | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника. 16 ч. | ||||
31 | Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. П.30 | 1 | 16.03-18.05 | |
32 | Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники. П.31 | 1 | ||
33-34 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Признак равнобедренного треугольника П.32 | 2 | ||
IV четверть | ||||
35 | Неравенство треугольника П.33 | 1 | ||
36 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | ||
37 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»» | 1 | ||
38 | Прямоугольные треугольники. Некоторые свойства прямоугольных треугольников П.34 | 1 | ||
39-40 | Признаки равенства прямоугольных треугольников П.35 | 2 | ||
41 | Расстояние. Расстояние от точки до прямой. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение. Построение треугольника по трем сторонам. Построение треугольника по трем элементам П.37 | 1 | ||
42-43 | Задачи на построение. Построение треугольника по трем элементам П.38 | 2 | ||
44 | Построение треугольника по трем сторонам П.38 | 1 | ||
45 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники. Задачи на построение» | 1 | ||
46 | Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники. Задачи на построение» | 1 | ||
Повторение. Решение задач. 4 ч. | ||||
47-48 | Признаки равенства треугольников Признаки и свойства параллельных прямых | 2 | 23.05-31.05 | |
49-50 | Сумма углов треугольника Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 2 | ||
51-52 | Резерв | 2 |
Контрольно-измерительные материалы
…
Литература и средства обучения
для учащихся
Атанасян Л.С. и др. Учебник. Геометрия 7-9. М. :Просвещение, 2008
для учителя
1. Атанасян Л.С. и др. Изучение геометрии 7-9 М.: Просвещение, 2008
2. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии 7 класс Москва, «ВАКО» 2008
3. Жохов В.И. и др Контрольные работы по математике 5-11 классы «Вербум-М» 2008
4. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 кл. М. Просвещение, 2008
5. Ященко И.В., Семенов А.Л. ОГЭ-2015. Математика. 36 вариантов. Типовые экз. варианты. «Национальное образование», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....