Технологическая карта
методическая разработка по геометрии (5 класс) на тему
Технологическая карта к уроку математики 5 класса по теме "Как обозначают и сравнивают углы" по новым ФГОС , УМК "Математика. Арифметика. Геометрия" под ред. Е.А. Бунимовича и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики «Как обозначают и сравнивают углы»
Составитель:
Громашева Наталья Викторовна, учитель математики МБОУ «Гимназия №44» г.Курска.
Класс: 5
Тип урока: урок-исследование.
УМК: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович и др.; изд. –М.: Просвещение, 2010(Сфера).
Технологическая карта
Тема | Как обозначают и сравнивают углы |
Цель | Формирование общего понятия об угле, видах углов, о методах сравнения углов. |
Задачи | Образовательная: - учить распознавать на чертежах, рисунках, моделях углы; - учить распознавать прямой, развёрнутый, острый и тупой угол; - учить изображать углы с использованием чертёжных инструментов, моделировать углы; - учить исследовать углы; Развивающая: - развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; - развивать внимание, наблюдательность, пространственное воображение учащихся; Воспитательная: - воспитывать ответственность, дисциплинированность, умение слушать друг друга, доброжелательность ;воспитывать устойчивый интерес к изучению математики. |
Формируемые УУД | Личностные: мотивация учения, нравственно – этическое оценивание ,осознание математической составляющей окружающего мира, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в приобретении новых знаний. Регулятивные: прогнозирование, целеполагание, коррекция, оценка, способность ставить новые учебные цели и определять задачи деятельности, умение корректировать индивидуальные затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: моделирование, формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ и синтез, выбор оснований для сравнения, классификация объектов; постановка и формулирование учебной проблемы, самостоятельное «открытие» математических знаний и их коррекция в случае необходимости, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение работать в парах и группах, умение вступать в диалог; умение видеть какое задание выполнять и умение самим формулировать задание; умение с достаточной полнотой, точностью выражать свои мысли, аргументировать точку зрения, владеть монологической и диалогической формами речи. |
Основные понятия | Угол, виды углов, методы сравнения углов. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, групповая и парная. |
Методы обучения | Проблемный и исследовательский.. |
Планируемый результат | Предметные: распознавать на чертежах, рисунках и моделях углы: прямой, развёрнутый, острый, тупой; изображать углы от руки и с использованием чертёжных инструментов на нелинованной и клетчатой бумаги; сравнивать углы с помощью различных методов сравнения. Познавательные умения: уметь самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока, уметь отбирать необходимый материал из информационной среды, делать выводы, учиться сравнивать, обобщать, анализировать и синтезировать; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса результатов деятельности. Коммуникативные умения: уметь слышать, слушать и понимать партнёра, уметь планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь распределять роли и взаимно контролировать действия друг друга; уметь участвовать в коллективном обсуждении вопроса, уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: уметь развивать интеллектуальные способности, логическое мышление. |
Ресурсы | 1) УМК: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович и др.; изд. –М.: Просвещение, 2010(Сфера). 2) Мультимедийный проектор, экран, набор углов из цветной бумаги различной градусной меры, раздаточный материал. |
Слайды для демонстрации на уроке | Прилагаются |
Сценарий урока
Этап урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
предметные | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||
I.. Организационный момент. Цель: организация осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. | Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места учащихся и учителя, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе. | Посмотрите, всё ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка? Прозвенел сейчас звонок Начинается урок. - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. У нас сегодня на уроке много гостей. | Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя и гостей. Настраиваются на работу. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: создание соответствующего эмоционального настроя, психоло-гической подготовки учащихся к усвоению нового материала; начальная мотивация учения | |
II.Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала. | С помощью принесённой модели веера мотивирует деятельность учащихся и подводит их к целеполаганию. Организует повторение ранее изученного учебного материала, делает акцент на основных учебных моментах. | - Сегодня мы продолжим работать с геометрическими фигурами. - Как вы думаете, для чего я сегодня на урок принесла этот предмет? Как он называется? - Да, сегодня мы будем изучать углы. - Внимание на экран ( слайд 1) - На экране разные виды углов. Какие задания вы могли бы придумать? - Как вы сравнили углы? - Почему вы утверждаете, что <5 – самый большой, а <1 – самый маленький? Обоснуйте ответ. Значит «на глаз» можно сравнивать углы и по их виду. - Молодцы! Хорошо справились с заданиями. Скажите, а могу ли я утверждать, что на этом изучение углов закончилось? Поднимите руки, кто согласен с тем, что мы всё об углах узнали ещё в начальной школе? - А как мы действуем, когда не всё знаем о геометрической фигуре? | Дети дают различные варианты ответов. Один из них –«… на примере веера мы будем изучать углы». Учащиеся придумывают задания по готовым чертежам и выполняют их устно, отвечая на поставленные ими же вопросы. (Назовите самый маленький угол, самый большой угол. Назовите острые углы, тупые углы, развёрнутые и прямые углы. Сколько острых углов на рисунке, тупых углов, прямых углов, развёрнутых? Сравните углы) "На глаз". Находятся дети, которые не поднимают руки и сообщают , что ещё не всё узнали про углы. Продолжаем изучать её. | Умение распознавать на чертежах и рисунках углы, определять виды углов; умение сравнивать углы "на глаз" с помощью чертежа. | Познавательные: понимание информации, которая представлена в виде изображений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение составлять и решать задачи, ориентируясь на ранее знакомый материал. Коммуникативные: умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание; коррекция имеющихся знаний Личностные: развитие мотивации изучения математики; саморегуляция. |
III. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. Цель: указание ситуации, демонстри-рующей недостаточ-ность имеющихся у учащихся знаний. Внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока. | Создает проблемные ситуации, решение которых позволит сформулировать тему и цель урока. | - Можем ли мы с уверенностью сказать, какой из острых углов больше, а какой меньше? Слайд 2 ( такой же как слайд 1, но без нумерации углов и углы одного цвета). - А сможем ли мы записать результаты сравнения углов без их нумерации? - Что ещё нужно знать об углах, чтобы сделать записи или озвучить результаты их сравнения? - Как быть? - Учитывая возникшие перед нами проблемы, которые мы пока не можем разрешить, давайте попытаемся сформулировать тему и цель урока. Учитель обобщает ответы учащихся и предлагает записать тему урока в тетрадь. | Перед учащимися возникает первая проблема. (Мы можем сравнить острые углы только «на глаз», но полностью уверенными в своём ответе быть не можем). Нет. Мы должны знать название углов. Перед учащимися возникает вторая проблема. Учащиеся предлагают различные варианты темы. | Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли и знания с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: умение выделения новых понятий и знаний, способность формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Личностные: умение устанавливать взаимосвязь между объектами | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Получение новых знаний. Цель: построение проекта выхода из затруднений. Организуется подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и с помощью моделей.
| Организует поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств и моделей, направленной на выход из проблемных ситуаций. Организует работу в группах. | - В начальной школе вы уже знакомились с углом. Давайте вспомним из каких геометрических фигур он состоит? -Внимание на экран (включается флэш - демонстрация к учебнику об изображении и обозначении угла, его элементов). - Используя материал, который вы услышали, предложите задание. - А какие углы мы будем изображать, если острый угол уже представлен нам на экране? - Разобьёмся на группы по рядам и выполним предложенное задание. (1 ряд – прямой; 2 ряд – тупой; 3 ряд – развёрнутый). - Вы проделали работу по группам для разных видов углов. Но обозначение углов и его элементов не зависит от видов углов. - Обменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа карандашом. Поставьте «+», если всё верно, а если есть ошибки, объясните их соседу. - Итак, мы вспомнили изображение, обозначение, элементы углов. А как используя веер, вы могли бы смоделировать угол? - Молодец! Очень хорошо смоделировал угол, его элементы и виды с помощью имеющегося предмета. - Оцени свой ответ с позиции полноты и правильности подачи материала. Какую отметку ты себе бы поставил? | Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Обучающиеся предлагают изобразить ,обозначить углы и его элементы. Дети отвечают на вопрос учителя. Учащиеся выполняют групповое задание. Ребята обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку. Учащийся выходит к доске и показывает на веере вершину угла, стороны угла и разные виды угла. Ребёнок проводит самооценку своей деятельности. | Умение изображать углы и его виды от руки и с использо-ванием чер-тёжных инструментов на нелино-ванной и клетчатой бумаге; умение обозначать и моделироватьуглы и его элементы . | Познавательные: умение искать и выделять необхо-димую информацию с помощью компьютерных средств, получать новые знания с помощью анализа под руководством учителя, использовать знаки и символы как средства для решения учебных задач. Коммуникативные: умение планировать и согласованно выполнять сов-местную деятель-ность; умение устанавливать рабо-чие отношения, эффективно сотруд-ничать и способ-ствовать продук-тивной кооперации. Регулятивные: умение анализировать собственную работу и работу товарща, корректировать её результаты; умение выполнять само-оценку и взаимо-оценку деятельности. Личностные: умение находить путём логических рассуждений ответы на вопросы. |
V. Физкультминутка Цель: сохранение здоровья. | Контролирует проведение физкультминутки | (слайд 4). На экране изображены углы. Учитель ребятам предлагает начертить эти углы глазами, подбородком и руками. | Ребята выполняют физические упражнения, предлагаемые им учителем. | Личностные: забота о своём здоровье | |
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: закрепление изученного содержания и фиксирование во внешней речи.. | Предлагает учащимся спрогнозировать задание, которое может предложить компьютер. Контролирует выполнение работы, подводя ребят к иссле-дованию ситуации.. | 1)- Внимание на экран ( слайд 5) < AOB – развёрнутый; < MNK – тупой; < CDE – острый; < XYR – прямой. - Спрогнозируйте задание, которое может предложить компьютер? - А теперь, посмотрим, какое задание предлагает компьютер: сравнить углы и записать их в порядке возрастания. - Какие знания мы использовали для выполнения этого задания? - Какой метод сравнения углов мы применили при выполнении данного задания? - А чем это задание отличается от первого в начале урока, где то же упоминался метод сравнения по виду углов? - Итак, на данном этапе исследования методов сравнения при решении этого задания мы применили метод сравнения углов по их виду. | Учащиеся придумывают разного рода задания Дети самостоятельно записывают в тетради, а затем поверяют решение с места Ответ учащихся:"Мы знаем, что тупой угол меньше развёрнутого, но больше острого и прямого, а прямой угол больше острого". Обучающиеся говорят, что использовался метод сравнения по виду углов. Учащиеся подмечают отличие: здесь указывается название углов, но нет их изображения. | Умение прогнозиро-вать задания по данной схеме; умение сравнивать углы без их изображения. | Познавательные: умение применять новые знания на практике; умение устанавливать причинно-следственные связи, применять операции анализа, синтеза, сравнения; делать обобщения, выводы. Регулятивные: умение прогнозировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; умение анализировать собственную работу и корректировать её результаты. Коммуникативные сотрудничество при решении возникшей ситуации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: умение устанавливать взаимосвязь и отличие между объектами |
VII. Исследование. (Включение новых знаний в систему знаний) Цель: определение границ применимости нового знания с учётом организации процесса учебных "открытий". | Организует процесс учебных «открытий», организует работу в парах. | - На каждой парте у вас имеется такая модель (учитель демонстрирует модель куба). Поднимите руки, кто согласен, что данная модель содержит геометрические фигуры, которые мы сегодня исследуем. Прокомментируйте это. - Что интересного вы можете сказать об этих углах? Обоснуйте свой ответ , посоветовавшись в парах. Можно воспользоваться чертёжными инструментами, лежащими на парте. - Какая пара может представить своё обоснование? - А какую ещё информацию можно получить об углах куба? - Выполните подсчёт. Сравните результаты подсчёта с результатами пары, отвечающей у доски. И если они разошлись, придите к единому мнению. Покажите свою готовность с помощью поднятой руки. - Итак, что мы выяснили с углами куба? - Молодцы! С заданием справились хорошо. А какая ещё модель объёмной фигуры находится у вас на парте? ( учитель демонстрирует модель пирамиды). - Исследуйте её углы. Обоснуйте свой ответ. Можно воспользоваться чертёжными инструментами на парте. - Какой метод исследования вы применяли при выполнении данного задания? - Итак, на этом этапе исследования методов сравнения углов мы получили метод сравнения с помощью эталона. Откроем учебники на стр. 82, №263, рис. 5.7 - Кто знает, как нужно выполнить это задание? Подойдёт ли метод сравнения «на глаз» или метод сравнения с помощью эталона? Даст ли каждый из этих методов достоверную информацию? - У вас у каждого на партах есть калька. Исследуйте данные углы (<А = - Итак, мы с вами узнали ещё один метод сравнения углов на данном этапе исследования - с помощью кальки. | Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Пара, справившаяся с заданием быстрее всех, выходит к доске и показывает с помощью чертёжного угольника, что все углы прямые. Ребята отвечают, что сосчитать их. Продолжается работа в парах Учащиеся отвечают, что их вид и количество. Учащиеся работают в парах, а в конце своего исследования представляют полученные результаты: 6 прямых углов и 10 острых. Ребята отвечают, что сравнение с помощью угольника или сравнение с помощью эталона, где в качестве эталона берётся прямой угол. Учащиеся открывают учебник и читают задание №263. Ребята выполняют практически-исследовательскую работу и выявляют ещё один метод сравнения углов- метод сравнения с помощью кальки. | Умение переносить новые полученные знания на более сложные объекты; умение сравнивать углы с помощью новых методов- метода сравнения с помощью эталона и метода сравнения с помощью кальки. | Познавательные: умение распознавать разные виды углов на стереометрических фигурах; умение организовать процесс учебных" открытий"; умение устанавливать причинно-следственные связи, применять операции анализа, синтеза, сравнения; делать обобщения, выводы. Регулятивные: умение прогнозировать, оценивать и доказывать математическое утверждение; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Коммуникативные уметь работать в паре, уважительно относиться к точке зрения других, нести ответственность за успехи коллектива и свои лично. Личностные: формирование умения анализировать, сопоставлять, сравнивать. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности Цель: осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск наиболее рационального. Фиксируется новое знание, изученное на уроке, его значимость. | Организует составление отчёта по итогам исследовательской работы. | - Сделаем выводы по итогам исследования. Какую дополнительную информацию вы открыли? - Давайте ещё раз перечислим методы сравнения углов, которые мы открыли на уроке. - Всякое исследование в науке завершается отчётом. - Составим отчёт по итогам исследовательской работы. Самый точный метод сравнения – с помощью эталона Самый неточный метод сравнения – «на глаз» - Сравним ваши таблицы с таблицей на экране. Однако таблица на экране не является эталоном. - Не всегда у исследователей получаются одинаковые результаты. Но вы должны уметь отстаивать и обосновывать свои результаты. Оставьте свои таблицы на партах. Я пройду, соберу их и проверю. | Учащиеся отвечают, что открыли новые методы сравнения углов. Учащимся раздаются таблицы, которые в парах они заполняют, а затем проверяют с помощью экрана. Слайд 8-9 Учащиеся сравнивают свои результаты заполнения таблиц с эталоном на экране. | Нахождение более рациональ-ного метода сравнения углов. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор. |
IХ. Подведение итогов урока, домашнее задание. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, само-оценка результатов своей деятельности и всего класса. | Организует запись учащимися домашнего задания, самооценку учебной деятельности. | - А сейчас запишем домашнее задание. У вас у каждого на парте на листочках оно есть. № 260 и № 270 можно выполнить, применяя любой из известных вам методов сравнения. Творческое задание по вариантам выполните, предварительно найдя нужную информацию в учебниках математики и истории. Домашнее задание. (слайд 6) § 17, № 266, № 270 (уч.); В1 - найти в учебнике математики картинку с 5-угольной призмой и иссле-довать углы, принадлежащие ей; В2 – найти в учебнике истории картинку с пирамидой Хеопса и исследовать углы, принад-лежащие ей. - Давайте оценим свою работу на уроке. Самооценка (слайд 10) Зелёный – сделал для себя открытие; Красный – активно работал на уроке; Жёлтый – урок подарил хорошее настроение Выставляются отметки учащимся учителем. | Записывают в дневник домашнее задание. Осуществляют самооценку с помощью набора углов из цветной бумаги. Дети поднимают углы, лежащие на парте. | Личностные: умение производить самооценку на основе критерия успешности деятельности. Познавательные: установление учащимися значения результатов своей учебной деятельности; осмысление необходимости изученной темы в реальной жизни. Коммуникативные: умение оценивать результаты своей и чужой деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...