Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Рабочая программа содержит:
* пояснительную записку;
* общую характеристику учебного курса;
* место учебного предмета в школьном курсе;
* содержание обучения;
* требования к знаниям и умениям учащихся;
* учебно-тематическое планирование;
* календарно-тематическое планирование;
* организация образовательного прцесса;
* учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
* критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по геометрии 8 класс УМК Л.С.Атанасян | 103.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Куйбышевский район, с. Куйбышево
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа имени А. А. Гречко
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
Приказ от______ .08.2015 №_____ОД
Подпись ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По геометрии Уровень общего образования (класс) основное общее образование 8 класс (Количество часов 68 Учитель Штенская Татьяна Евгеньевна Программа разработана на основе авторской программы Бурмистровой Т.А. «Геометрия 7-9 классы». М.: Просвещение, 2009.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Федеральный базисный учебный план (БУП - 2004)
- Примерная программа основного общего образования по математике 2006г.
- Учебный план Новиковского филиала МБОУ Куйбышевской СОШ на 2015 - 2016 учебный год (обсуждён и рекомендован к утверждению педагогическим советом, протокол от 30. 08. 2015 № 1; рассмотрен Советом школы, протокол от 30. 08. 2015 № 1).
Рабочая программа составлена на основании:
1. Программы по геометрии Бурмистровой Т.А. 2. Учебно-методического комплекта «Геометрия 8 класс» Л.С. Атанасяна
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Рабочая программа обеспечивает решение следующих задач обучения:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
- целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Общая характеристика учебного курса
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизиро- ванные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях.
Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала.
Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач, систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
В результате изучения курса геометрии учащиеся должны: - понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; - научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; - получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве; - распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды, четырехугольники и их частные виды, многоугольники, окружность, круг); - изображать указанные геометрические фигуры; - выполнять чертежи по условию задачи; - владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов; - решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач; - решать задачи на доказательство; - владеть алгоритмами решения основных задач на построение.
Место учебного курса, предмета в учебном плане школы
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа по геометрии в 8 классе рассчитана на 68 уроков (2 ч в неделю).
Учебный план 8 класса на 2015-2016 учебный год
в рамках реализации БУП – 2004 для основного общего образования
Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||
Федеральный компонент | Компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) | итого | |
Русский язык | 3 | 3 | |
Литература | 2 | 2 | |
Английский язык | 3 | 3 | |
Алгебра | 3 | 1 | 4 |
Геометрия | 2 | 2 | |
Информатика и ИКТ | 1 | 1 | 2 |
История | 2 | 2 | |
Обществознание | 1 | 1 | |
География | 2 | 2 | |
Физика | 2 | 2 | |
Химия | 2 | 2 | |
Биология | 2 | 2 | |
Искусство | 1 | 1 | |
Технология | 1 | 1 | |
Физическая культура | 3 | 3 | |
ОБЖ | 1 | 1 | |
Итого: | 31 | 2 | 33 |
Содержание обучения
Тема 1. «Четырехугольники» (14 часов)
Основные изучаемые вопросы:
- Выпуклые многоугольники.
- Сумма углов выпуклого многоугольника.
- Параллелограмм, его свойства и признаки.
- Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.
- Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
- Теорема Фалеса.
Тема 2. «Площади фигур» (14 часов)
Основные изучаемые вопросы:
- Понятие о площади плоских фигур.
- Равносоставленные и равновеликие фигуры.
- Площадь прямоугольника.
- Площадь параллелограмма.
- Площадь треугольника.
- Площадь трапеции.
- Теорема Пифагора
Тема 3. «Подобные треугольники» (20 часов)
Основные изучаемые вопросы:
- треугольников; коэффициент подобия.
- Признаки подобия треугольников.
- Связь между площадями подобных фигур.
- Синус, косинус, Подобие тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника.
- Решение прямоугольных треугольников.
- Основное тригонометрическое тождество.
Тема 4. «Окружность» (17 часов)
Основные изучаемые вопросы:
- Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.
- Взаимное расположение прямой и окружности.
- Касательная и секущая к окружности.
- Равенство касательных, проведенных из одной точки.
- Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан.
- Окружность, вписанная в треугольник.
- Окружность, описанная около треугольника.
Тема 5. «Повторение» (2 часа)
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Геометрические фигуры и их свойства.
Измерение геометрических величин
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
---получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
— распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки; углы; треугольники и их частные виды; четырехугольники и их частные виды; многоугольники; окружность; круг);
изображать указанные геометрические фигуры;
выполнять чертежи по условию задачи;
— владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
— решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;
— решать задачи на доказательство;
— владеть алгоритмами решения основных задач на построение.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Содержание | Основная цель |
1 | Четырехугольники. | 14 | Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии. | Дать учащимся систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой. |
2 | Площади фигур. | 14 | Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. | Сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора. |
3 | Подобные треугольники. | 19 | Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | Сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников, сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников. |
4 | Окружность. | 17 | Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. | Дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружностях. |
5 | Повторение | 4 | Треугольники. Параллельные прямые. Четырехугольники. Площади четырехугольников. Подобные треугольники. Окружность. Векторы. | Обобщить и систематизировать знания по курсу. Сконцентрировать внимание учащихся на узловых вопросах программы. Индивидуальная работа с учащимися, проявляющими особый интерес к математике. |
Содержание программы
Глава | Название темы | Количество часов | Количество контрольных работ |
I | Четырехугольники | 14 | 1 |
II | Площади фигур | 14 | 1 |
III | Подобные треугольники | 19 | 2 |
IV | Окружность | 17 | 1 |
V | Итоговое повторение | 4 | 1 |
ИТОГО: | 68 | 6 | |
Контрольные работы
5. Контрольная работа № 5 «Окружность». 6. Итоговая контрольная работа с элементами тестирования. |
Практические работы.
«Определение расстояния до недоступной точки».
«Определение высоты предмета». |
Календарно-тематическое планирование (8 класс )
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока | |
план | факт | |||||||||
I | Четырехугольники. | 14 | ||||||||
1-2 | Многоугольники. | 2 | КУ УОНМ | многоугольник, элементы многоугольника, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника | -уметь строить выпуклый многоугольник; - знать формулу суммы углов выпуклого многоугольника | ФО [1], стр.114 ?1-5 ИРД | п.39, 40, 41 №364, 365(б,г), 369 | |||
3-8 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 2 | КУ УОНМ | четырехугольник, параллелограмм, свойства параллелограмма | -уметь доказывать свойства параллелограмма; -уметь решать задачи | ФО [1], стр.114 ?6-8 ИРД | п.42, №372(в), 376(а) | |||
Признаки параллелограмма. | 2 | КУ УПЗУ | параллелограмм, свойства параллелограмма, признаки параллелограмма | -уметь доказывать признаки параллелограмма; - уметь решать задачи | ФО [1], стр.114 ?9 ИРД ПР [2],С-2.1 | п.43, №375, 379, 383, 382 | ||||
Трапеция. | 2 | КУ УЗИМ | трапеция, элементы трапеции, равнобед ренная и прямо угольная трапеция | -знать, что называют трапецией; - уметь решать задачи на доказательство | ФО [1], стр.114?10-11 ИРД СР [2], С-3 | п.44, №392(б), 390, 389(а) | ||||
9-12 | Прямоугольник. | 1 | КУ | прямоугольник, свойства прямоугольника, признак прямоугольника | -уметь доказывать теоремы и свойства прямоугольника; -уметь решать задачи на их применение; | ФО [1], стр.114?12,13 ИРД | п.45, №401(а), 400 | |||
Ромб и квадрат. | 2 | КУ УОНМ | ромб, квадрат, свойство ромба и квадрата | -уметь доказывать свойства ромба и квадрата; -уметь решать задачи | ФО [1], стр.114?14,15 ИРД СР [2], С-4 | п.46, №405, 406, 408(а) | ||||
Осевая и центральная симметрии. | 1 | КУ | осевая и центральная симметрии, ось симметрии, центр симметрии | -уметь строить симметричные точки; -уметь распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией | ФО [1], стр.114?16-20 ИРД | п.47, №419, 423, 422 | ||||
13 | Решение задач. | 1 | УПЗУ | параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, осевая и центральная симметрии | -уметь решать задачи, опираясь на изученные свойства | ФО ИРД | [3], КР-1, В-4 | |||
14 | Контрольная работа №1 « Четырехугольники » | 1 | -уметь применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе; -уметь доказательно решать задачи | [3], КР-1 | ||||||
II | Площадь | 14 | ||||||||
15-16 | Площадь многоуольника. | 2 | КУ УОНМ | единицы измерения площадей, площадь прямоугольника, основные свойства площадей | -уметь вывести формулу площади прямоугольника; -уметь решать задачи на применение формулы | ФО [1], стр. 133 ?1-3ИРД МД[4] Д-2.1 | п.48, 49, 50, №447-453 | |||
17-22 | Площадь параллелограмма. | 2 | КУ УПЗУ | параллелограмм, основание и высота параллелограмма, площадь параллелограмма | -знать формулу площади параллелограмма; -уметь выводить формулу площади параллелограмма | ФО [1], стр.133 ? 4 ИРД МД[4] Д-2.1 | п.51, №459(а,б), 464(а), 461, 465 | |||
Площадь треугольника. | 2 | КУ УПЗУ | треугольник, основание и высота, площадь треугольника, соотношение площадей | -знать формулу площади треугольника; - уметь находить площадь прямоуголь- ного треугольника; - уметь находить площадь треугольника в случае, если равны их высоты или угол | ФО [1], стр.133 ? 5,6 ИРД ИРК | п.52, №468(а,б), 471, 474, 476 | ||||
Площадь трапеции. | 2 | КУ УЗИМ | трапеция, высота трапеции, площадь трапеции | - знать и уметь доказывать формулу вычисления площади трапеции; - уметь решать задачи на применение формулы | ФО [1], стр.133 ? 7 ИРД СР[2], С-6 | п.53, №480, 518 | ||||
23-25 | Теорема Пифагора. | 3 | КУ УОНМ УПЗУ | прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, теорема, обратная теореме Пифагора | - уметь доказывать теорему Пифагора; - уметь решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике | ФО [1], стр.133 ? 8-10 ИРД СР[2], С-7 | п.54, 55, №484, 486, 488, 491, 495, 492 | |||
26-27 | Решение задач. | 2 | КУ УПЗУ | площадь параллелограмма, треугольника, трапеции, теорема Пифагора | - уметь находить площадь параллелограмма, треугольника, трапеции по формулам; -уметь применять теорему Пифагора при решении задач | ФО ИРД ИРК | №479, 515, 502, 517, 514 | |||
28 | Контрольная работа №2. «Площадь» | 1 | -уметь применять полученные знания в комплексе | [3], КР-2 | ||||||
III | Подобные треугольники | 19 | ||||||||
29-30 | Определение подобных треугольников. | 2 | КУ УОНМ | пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники, коэффициент подобия, отношение площадей | -уметь определять подобные треугольники; -уметь доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников | ФО [1], стр.160 ? 1-4 ИРД МД[4] Д-2.2 | п.56-58, №536, 541, 545 | |||
31-32 | Первый признак подобия треугольников. | 2 | КУ УОНМ | подобие треугольников, первый признак подобия | -уметь доказывать первый признак подобия треугольников; - уметь применять признак при решении задач | ФО [1], стр.160 ? 5 ИРД | п.59, №551, 552, 553 | |||
33-34 | Второй признак подобия треугольников. | 2 | КУ УОСЗ | подобие треугольников, второй признак подобия | -уметь доказывать второй признак подобия треугольников; - уметь применять признак при решении задач | ФО [1], стр.160 ? 6 ИРД | п.60, №559,560 | |||
35 | Третий признак подобия треугольников. | 1 | КУ | подобие треугольников, третий признак подобия | -уметь доказывать третий признак подобия треугольников; - уметь применять признак при решении задач | ФО [1], стр.160 ? 7 ИРД СР[2], С-9 | п.61, №563, | |||
36 | Контрольная работа №3. «Подобные треугольники» | 1 | -уметь применять первый, второй, третий признаки в комплексе при решении задач | [3], КР-3 | ||||||
37-39 | Средняя линия треугольника. | 3 | КУ УЗИМ УОНМ | теорема о средней линии треугольника | - уметь определять среднюю линию треугольника; - уметь доказывать теорему о средней линии треугольника; - уметь решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника | ФО [1], стр.160 ? 8,9 ИРД ИРК | п.62, №566, 571, 570 | |||
40-41 | ||||||||||
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 2 | КУ УОСЗ | среднее пропорциональное, утверждения о среднем пропорциональном | -уметь использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач | ФО [1], стр.160? 10,11 ИРД ИРК | п.63, №572, 574, 575, 577 | ||||
42-43 | ||||||||||
Практические приложения подобия треугольников. | 2 | КУ УПЗУ | метод подобия, построение треугольника по данным двум углам и биссектрисе при вершине третьего угла | -уметь решать задачи на построение методом подобия; -применять подобия к доказательству теорем и решению задач | ФО [1], стр.160?12-14 ИРД СР[2], С-10 | п.64, 65, №585, 623 | ||||
44 45-46 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 1 | КУ | синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество | -уметь определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника; -знать основное тригонометрическое тождество | ФО [1], стр.160?15-17 ИРД | п.66, №591(в,г), 592(а,б), 593(а,б) | |||
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. | 2 | КУ УПЗУ | таблица значений | -знать таблицу значений синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 | ФО [1], стр.160? 18 ИРД СР[2], С-11 | п.67, №599, 601, 602 | ||||
47 | Контрольная работа №4. «Подобные треугольники» | 1 | -уметь применять подобия к доказательству теорем и решению задач; - уметь решать задачи, используя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | [3], КР-4 | ||||||
IV | Окружность. | 17 | ||||||||
48-50 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | УОНМ | окружность, радиус и диаметр окружности, секущая, расстояние от точки до прямой, | -знать все взаимные расположения прямой и окружности; - уметь находить расстояние от точки до прямой | ФО [1], стр.187 ?1,2 ИРД | п.68, №631(а,б), 633 | |||
Касательная к окружности. | 2 | КУ УПЗУ | касательная к окружности, точка касания | -уметь доказывать свойство и признак касательной; - уметь определять касательную к окружности; - уметь проводить через данную точку окружности касательную к этой окружности; -уметь решать задачи | ФО [1], стр.187 ?3-7 ИРД СР[2], С-12 | п.69,№637, 640, 638, 643, 644 | ||||
51-54 | Центральный угол. | 2 | КУ УПЗУ | дуга, полуокружность, градусная мера дуги окружности, центральный угол | -уметь определять градусную меру центрального угла; | ФО [1], стр.187 ?8-10 ИРД | п.70, №649(в,г), 652, 650 | |||
Вписанный угол. | 2 | КУ УОСЗ | вписанный угол, теорема о вписанном угле | -уметь определять вписанный угол; - доказывать теорему о вписанном угле и следствия к ней; - знать в каком отношении пересекаются хорды окружности | ФО [1], стр.187?11-14 ИРД СР[2], С-13 | п.71, №655, 656, 663, 666, 667 | ||||
55-57 | Четыре замечательные точки треугольника. | 3 | КУ УПКЗУ УЗИМ | свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра, теорема о пересечении высот треугольника, замечательные точки треугольника | - уметь доказывать указанные теоремы; - уметь решать задачи на применение этих теорем | ФО [1], стр.187?15-20 ИРД СР[2], С-14 | п.72, 73, №676, 678, 679, 681, 688, 720 | |||
58-61 | Вписанная окружность. | 2 | КУ УОСЗ | вписанная окружность, описанный многоугольник, теорема о вписанной окружности | -уметь вписывать окружность в многоугольник; -уметь доказывать теорему о вписанной окружности и свойства; | ФО [1], стр.187?21-23 ИРД ИРК | п.74, №690, 691, 693 | |||
Описанная окружность. | 2 | КУ УПЗУ | описанная окружность, вписанный многоугольник, теорема об описанной окружности, теорема о сумме противоположных углов вписанного многоугольника | -уметь описывать окружность около многоугольника; -уметь доказывать теорему об описанной окружности и замечания; -знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника | ФО [1], стр.187?22-26 ИРД СР[2], С-15 | п.75, №696, 702, 705, 708 | ||||
62-63 | Решение задач. | 2 | КУ УПЗУ | касательная к окружности, центральный угол, вписанный угол, замечательные точки треугольника, вписанная и описанная окружность | -уметь определять градусную меру центрального и вписанного угла; -уметь решать задачи с использованием замечательных точек треугольника; -знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника | ФО [1] ИРД | [3], КР-5, В-4 | |||
64 | Контрольная работа №5. «Окружность» | 1 | -уметь применять полученные знания в комплексе | [3], КР-5 | ||||||
V | Итоговое повторение курса геометрии 8 класса | 4 | ||||||||
65-67 | Решение задач. | 3 | КУ УПЗУ УПКЗУ | четырехугольники, площадь многоугольника, подобные треугольники, окружность | - уметь находить площадь многоугольника по формулам; - знать свойства вписанной и описанной окружности | ФО ИРД | подготовка к контрольной работе | |||
68 | Итоговая административная контрольная работа. | 1 | -уметь применять все полученные знания за курс геометрии 8 класса | Т | ||||||
VI | Измерения на местности | 2 | ||||||||
69-70 | Практическая работа | 2 | УПЗУ | |||||||
I четверть — III четверть — II четверть — IV четверть — | ||||||||||
Год - 68 ч |
Принятые обозначения в рабочей программе
№ п/п | Тип урока | Сокращение |
1 | Урок ознакомления с новым материалом | УОНМ |
2 | Урок закрепления изученного материала | УЗИМ |
3 | Урок применения знаний и умений | УПЗУ |
4 | Урок обобщения и систематизации знаний | УОСЗ |
5 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | УПКЗУ |
6 | Урок комбинированный | УК |
Вид контроля | ||
1 | Самостоятельная работа | Сам. раб. |
2 | Проверочная работа № | П-№ |
3 | Обучающая работа № | О-№ |
4 | Математический диктант | МД |
5 | Фронтальный опрос | ФО |
6 | Практическая работа | ПР |
7 | Лабораторная работа | Лаб. раб. |
8 | Контрольная работа | КР |
Литература | ||
1 | Дидактический материал | ДМ |
2 | Рабочая тетрадь | РТ |
Организация образовательного процесса
Урок, являясь одной из основных форм организации обучения математике, несет в себе определенную дидактическую нагрузку, имеет свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения. Потому современный урок рассматривается не как статичная, но как вариативная и постоянно развивающаяся форма организации занятий. Главное направление этого развития - стремление добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся.
В своей работе я использую разнообразные типы уроков по основной дидактической цели и этапам учебного процесса:
• Урок формирования и совершенствования знаний, где после постановки целей, идет введение новых знаний, а далее: - воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях, формирование опыта репродуктивной деятельности; - перирование знаниями в новых или измененных ситуациях с целью формирования опыта продуктивной деятельности; - контроль усвоения; - определение и разъяснение домашнего задания.
• Урок-лекция, на котором можно изложить учебный материал по теме «укрупненными» порциями, высвободив за счет этого время для повторения на уроках вопросов теории, решения задач, выработки необходимых умений и программных навыков. Его структура: - создание проблемной ситуации при постановке темы и цели лекции; - ее решение при реализации намеченного плана; - выделение опорных знаний и умений и их воспроизведение учащимися по образцам, конспектам, блок-схемам; - применение полученных знаний; - обобщение и систематизация изученного; - формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.
• Урок применения знаний и умений, где после проверки домашнего задания учащимися применяются ранее полученные знания: - самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя; - обобщение и систематизация результатов выполненных упражнений; - подведение итогов и постановка домашнего задания.
• Урок обобщения и систематизации знаний, где после постановки цели, идет использование и коррекция опорных знаний: - повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; - работа над нестандартными заданиями на основе широкой систематизации знании; - определение домашнего задания.
• Комбинированный урок, где после ознакомления с темой урока и постановки его целей, идет проверка домашнего задания: - проверка знаний и умений по пройденному материалу; - изложение нового материала; - первичное закрепление изученного; - подведение итогов и постановка домашнего задания. • Урок проверки и коррекции знаний и умений, где после инструктажа учащихся по организации работы на уроке, проводится: - проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; - проверка умений учащихся самостоятельно променять знания в стандартных условиях, а затем - в измененных, нестандартных ситуациях, т.е. уровня сформированного опыта репродуктивной и продуктивной деятельности.
• Урок контроля знаний, как письменный (контрольная работа), так и устный (различные формы проведения). В организацию учебного процесса я включаю и нестандартные формы проведения уроков, так как тесная взаимосвязь образовательных, воспитательных, развивающихся целей любого урока требует и соответствующей учебной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой и коллективной) с учетом формы общения между учителем и обучаемыми:
урок с дидактической игрой;
урок-сказка;
урок-соревнование;
урок-конференция и другие.
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект :
Федеральный Закон РФ «Об образовании». Примерные программы по математике, 2004. Обязательный минимум содержания образовательной начальной, основной и средней (полной) школы. Приказ МОРФ № 1236 от 19.05.1998. . Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7 кл. М: «Просвещение», 2014 г. Рекомендации по проведению выпускных экзаменов в 9 классе общеобразовательных учреждений. Информационно-методическое письмо МО РФ Мельникова Н. и др. Зив В.Г. Дидактические материалы по геометрии 7-9 кл. М., Просвещение 2009г . Рабинович Е.М. Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 кл. м., 1998. Чудовский А.Н. Проверьте свои знания по геометрии. М., 1987. Учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» «Математика». Изучение геометрии в 7-9 классах :Методические рекомендации для учителя
Для учащихся
АтанасянЛ.С. и др. Геометрия. 7-9 кл. М., 2014г.. Мельникова Н. и др. Геометрия Дидактические материалы. 7-9 кл. М., 1998. Рабинович Е.М. Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 кл. м., 1998. Чудовский А.Н. Проверьте свои знания по геометрии. М., 1987. Веселовский С.Б. и др.. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990. Петраков И,С, Математические кружки в 8-10 кл. М., 1987. Миракова Т.Н. Развивающие задачи на уроках математики в 5-8 классах // Квантор. Львов,1991.№ 3 Шарыгин И.Ф. и др. Наглядная геометрия. М., 1992. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. М., 1995. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., 1987. Нагибин Ф.Ф. и др. Математическая шкатулка. М., 1988. Кузнецова Ю.В. Мастерим из бумаги. Оригами. СПб. 1997. Аверьянов Д.И. и др. Сборник задач по геометрии. 9-11 кл. М., 1996. Рабочая тетрадь по геометрии (8 кл.) на печатной основе, 2014
Информационно-методическая и Интернет-поддержка:
1. Математика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября». 2. Журнал «Математика в школе». 3. Приложение «Математика», сайт www. pгоv.ru (рубрика «Математика»). 4. Интернет-школа Просвещение. гu. 5. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты.
Печатные пособия
1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения 2. Карточки с заданиями по математике. 3. Портреты выдающихся деятелей математики.
Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование
1. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль. 2. Комплекты планиметрических и стереометрических тел.
Технические средства обучения:
1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор. 3. Экран
Интернет-сайты для математиков
- www.1september.ru
- www.math.ru
- www.allmath.ru
- www.uztest.ru
- http://schools.techno.ru/tech/index.html
- http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html
- http://methmath.chat.ru/index.html
- http://www.mathnet.spb.ru/
- http://vip.km.ru/vschool/demo/education.asp?subj=292
http://schools.techno.ru/tech/index.html
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
- Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Работа оценивается отметкой «5», если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике); имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Итоговая контрольная работа по геометрии в 8 классе (по учебнику Л.С. Атанасяна)
1 вариант
А 1. Расстояния от вершин параллелограмма до точки пересечения его диагоналей равны 5 см и 8 см. Чему равны длины этих диагоналей?
- 5 см и 8 см,
- 10 см и 16 см,
- не знаю.
А 2. В параллелограмме ABCD сумма двух острых углов равна 150°. Найдите величину тупого угла.
- l05°,
- 125°,
- не знаю.
А 3. Периметр параллелограмма равен 130 см, длина большей стороны равна 35 см. Найдите длину меньшей стороны параллелограмма.
- 30 см,
- 65 см,
- не знаю.
А4. В параллелограмме ABCD отрезок AM— биссектриса угла А. Как называется треугольник АВМ?
- равносторонний,
- равнобедренный,
- не знаю.
А5. Пользуясь правилом многоугольника, упростите выражение
АВ+(МА+МВ)
- 0
- АВ
- не знаю.
А6. Один из катетов прямоугольного треугольника равен 6 см, а гипотенуза его равна 10 см. Найдите площадь этого треугольника.
а) 30 см2, б) 24 см2, в) не знаю.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
B7. В трапеции ABCD диагонали АС и BD пересекаются в точке О так, что АО= 24 см, ОС= 21 см, ОВ= 14 см. Найдите OD.
B8. На рисунке хорды окружности пересекаются в точке К так, что АК= 36 см, КВ= 9 см и KД=12см. Найдите СК.
C9. В параллелограмме ABCD биссектриса острого угла A делит противоположную сторону ВС на отрезки ВК = 9см и КС= 7 см. Найдите периметр параллелограмма ABCD.
2 вариант
А1. Расстояния от вершин ромба до точки пересечения его диагоналей равны 5 см и 12 см. Чему равны длины диагоналей этого ромба?
- 10 см и 24 см,
- 5 см и 12 см,
- не знаю.
А2. В равнобедренной трапеции сумма острых углов при основании равна 140°. Чему равен тупой угол трапеции при другом основании?
- 100°,
- 110°,
- не знаю.
А3. Периметр параллелограмма равен 260 см, длина меньшей стороны равна 60 см. Найдите длину большей стороны этого параллелограмма.
- 70 см,
- 65 см,
- не знаю.
А4. В параллелограмме ABCD ВК — биссектриса угла В. Как называется треугольник КАВ?
- равнобедренный,
- равносторонний,
- не знаю.
А5. Пользуясь правилом многоугольника, упростите выражение:
(АВ-АК)+ВК
- не знаю;
- ВК;
- 0.
А6. Диагональ и сторона прямоугольника равны 13 см и 5 см. Найдите площадь этого прямоугольника.
- 60 см2,
- 30 см2,
- не знаю.
----------------------------------------------------------------------------
B7. В трапеции ABCD диагонали АС и BD пересекаются в точке М так, что АМ= 20 см, МС= 4 см, AD= 30 см. Найдите длину отрезка ВС.
B8. На рисунке хорды окружности пересекаются в точке Р так, что АР= 20 см, РВ= 3 см, DP= 15 см. Найдите длину отрезка PC.
-----------------------------------------------------------------------
С9. В параллелограмме ABCD биссектриса тупого угла В делит противоположную сторону AD на отрезки АК= 8 см и KD= 4 см. Найдите периметр параллелограмма ABCD.
Ключи к тестам.
№ | 1 вариант | 2 вариант |
А1 | б | а |
А2 | а | б |
А3 | а | а |
А4 | б | а |
А5 | а | в |
А6 | б | а |
В7 | 16 см | 6 см |
В8 | 27 см | 4 см |
Оценивание работ учащихся:
Уровень «А» 1-6 задания по 2 баллу
Уровень «В» 7-8 задания по 3 балла
Уровень «С» 9 задание – 5 баллов
Отметка»5» ставится за 17-15 баллов
Отметка «4» ставится за 14-12 баллов
Отметка «3» ставится за 11-8 баллов
Отметка «2» ставится, если в работе меньше 8 баллов
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Куйбышевской СОШ имени А. А. Гречко ___________________ФИО
от .08.2015 №1 (подпись)
_________ ______________ .08.2015
(подпись руководителя МС, ФИО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....