рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Заплавина Ольга Владимировна

Одной из основных задач изучения геометрии является развитие логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Основные цели курса:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;

-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_rabochey_programmy.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа по геометрии 7 класса:

-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»(от 29.12.2012 №273 –ФЗ),

- ФЗ от 01.12.2007 №309 (ред.от  23.07.2013) о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта», областной закон от 14.11.2013№26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ минобразования Ростовской области «Об утверждении Примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области»№263 от 30.04.2014г.

- Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 19-21).

   Одной из основных задач изучения геометрии является развитие логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Основные цели курса:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;

-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.

II. Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.

     Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников, Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

                   Изучение программного материала дает возможность учащимся:

  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  • усвоить систематические сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
  • приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные  теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
  • овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство ( выделение ключевых фигур, стандартные дополнительные построение, геометрическое место точек и т.д.)
  • приобрести опыт применения аналитического аппарата для решения геометрических задач.

III. Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане

Учебный предмет геометрия 7 класса входит в инвариантную часть учебного плана.

Программа геометрии  в 7 классе рассчитана на 2 часа в неделю.

По годовому календарному графику на 2014-2015 учебный год: 35 учебных недель,  70 уроков.

   

IV. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

1. Начальные геометрические сведения (14 ч)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения»

2. Треугольники (17 ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.

 Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

 3. Параллельные прямые  (10 ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника  (22 ч)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольные треугольники»

5. Повторение. Решение задач. (7 ч)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

V. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела программы

вид деятельности учащихся

Планируемые результаты и уровень усвоения

1

Начальные геометрические сведения.

Фронтальный, индивидуальный

Знать/уметь Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнивать отрезки и углы. Измерять отрезки, длины отрезков. Измерять углы, градусные меры углов. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. Решать задачи с использованием полученных знаний.

2

Треугольники.

Фронтальный, индивидуальный

Знать/уметь Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Решать задачи с использованием полученных знаний.

3

Параллельные прямые.

Фронтальный, индивидуальный

Знать/уметь Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Решать задачи с использованием полученных знаний.

4

Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Фронтальный, индивидуальный

Знать/уметь Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. Решать задачи с использованием полученных знаний.

5

Повторение.

Фронтальный, индивидуальный

Знать/уметь Решать задачи с использованием полученных знаний, анализировать, исправлять допущенные ошибки

VI. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата урока

Коррек

тировка

Кол-во часов

Раздел,  тема урока (тема, вид контрольной работы, практической, лабораторной работы)

Элементы содержания образования(опорный учебный материал ОУМ, продвинутый уровень ПУ, внеурочная деятельность ВД)

оборудование

Вид деятельности учащихся

Планируемые результаты и уровень усвоения

1

2.09

1

Прямая и отрезок

Систематизации знаний о взаимном расположении точек и прямых. Знакомство со свойством прямой. Практический приём проведения прямых на плоскости (провешивание).

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: взаимное расположение точек и прямых; свойство прямой; приём практического проведения прямых на плоскости (провешивание).

Уметь: решать простейшие задачи по теме

2

4.09

1

Луч и угол

Повторение понятий луча, начала луча, угла, его стороны и вершины. Введение понятий внутренней и внешней области неразвёрнутого угла. Знакомство с обозначениями угла и луча.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятие луча, начала луча, угла, его стороны и вершины, внутренней и внешней области неразвёрнутого угла; обозначения луча и угла.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

3

9.09

1

Сравнение отрезков и углов

Введение понятий равенства геометрических фигур, середины отрезка, биссектрисы угла. Обучение сравнению отрезков и углов.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятия равенства геометрических фигур, середины отрезка, биссектрисы угла.

Уметь: решать простейшие задачи по теме; сравнивать отрезки и углы.

4

11.09

1

Измерение отрезков

Введение понятия длины отрезка. Рассмотрение свойств длин отрезков. ознакомление с единицами измерения и инструментами для измерения отрезков.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятие длины отрезка; свойства длин отрезков; единицы измерения и инструменты для измерения отрезков.

5

16.09

1

Решение задач по теме «Измерение отрезков»

Совершенствование умений решать задачи по теме

 НГ

Фронтальный, индивидуальный

Уметь: решать задачи на нахождение длины части отрезка или всего отрезка.

6

7

8

18.09

23.09

25.09

3

Измерение углов

Введение понятия градуса и градусной меры угла. Рассмотрение свойств градусных мер угла, свойства измерения углов. Повторение видов углов. Ознакомление с приборами для измерения углов на местности.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятия градуса и градусной меры угла; свойства градусных мер угла; свойство измерения углов; виды углов; приборы для измерения углов на местности.

Уметь: решать задачи на нахождение величины угла.

9

10

30.09

2.10

2

Смежные и вертикальные углы

Ознакомление с понятиями смежных и вертикальных углов, рассмотрение их свойств. Обучение построению угла, смежного с данным углом, изображению вертикальных углов, нахождения на рисунках смежных и вертикальных углов.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятия смежных и вертикальных углов, их свойства с доказательствами.

Уметь: строить угол, смежный с данным углом; изображать вертикальные углы; находить на рисунках смежные и вертикальные углы; решать простейшие задачи по теме.

11

7.10

1

Перпендикулярные прямые

Повторение понятия перпендикулярных прямых. Рассмотрение свойства перпендикулярных прямых.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятие перпендикулярных прямых; свойство перпендикулярных прямых с доказательством.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

12

9.10

1

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Совершенствование навыков решения задач по теме.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: начальные геометрические сведения.

Уметь: решать простейшие задачи по этой теме.

13

14.10

1

Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Индивидуальная

 Применять изученную теорию при выполнении письменной работы.

14

16.10

1

Работа над ошибками

Устранение пробелов в знаниях учащихся

Фронтальный, индивидуальный

Самостоятельная работа учащихся, умение анализировать, исправлять допущенные ошибки

15

21.10

1

Треугольники

Повторение понятий треугольника и его элементов. Введение понятия равных треугольников..

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятие треугольника и его элементов, равных треугольников.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

16

23.10

1

Первый признак равенства треугольников

Введение понятий теоремы и доказательства теоремы. доказательство первого признака равенства треугольников. Обучение решению задач на применение первого признака равенства треугольников.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятие теоремы и доказательства теоремы формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

17

28.10

1

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

Совершенствование навыков решения задач на применение первого признака равенства треугольников. Закрепление умения доказывать теоремы

 НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников.

Уметь: решать простейшие задачи по теме;

18

7.11

1

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Введение понятий перпендикуляра к прямой. доказательство теоремы о перпендикуляре. Обучение построению перпендикуляра к прямой Совершенствование навыков решения задач на применение первого признака равенства треугольников. Закрепление умения доказывать теоремы.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятия медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Уметь: решать простейшие задачи по теме; строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

19

11.11

1

Свойства равнобедренного треугольника

Введение понятий медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Обучение построению медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятия равнобедренного и равностороннего треугольников; свойства равнобедренного треугольника с доказательствами.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

20

13.11

1

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

Введение понятий равнобедренного и равностороннего треугольника. Рассмотрение свойств равнобедренного треугольника и показ их применения на практике.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятия равнобедренного и равностороннего треугольников; свойства равнобедренного треугольника с доказательствами.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

21

18.11

1

Второй признак равенства треугольников

Доказательство второго признака равенства треугольников.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: второй признак равенства треугольников с доказательством.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

22

20.11

1

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

Отработка навыка использования второго признака равенства треугольников при решении задач.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: второй признак равенства треугольников с доказательством.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

23

25.11

1

Третий признак равенства треугольников

Доказательство третьего признака равенства треугольников. Обучение решению задач на применение третьего признака равенства треугольников.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: второй признак равенства треугольников с доказательством.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

24

27.11

1

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Совершенствование навыков решения задач на применение признаков равенства треугольников.

 НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: признаки равенства треугольников с доказательствами.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

25

2.12

1

Окружность

Систематизация знаний об окружности и её элементах. Отработка навыков решения задач по заданной теме.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятие окружности её элементов.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

26

4.12

1

Примеры задач на посторенние

Представление о задачах на построение. Рассмотрение наиболее простых задач на построение и обучение их решению.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Уметь: решать простейшие задачи на построение.

27

9.12

1

Решение задач на построение

Закрепление навыков решения простейших задач на построение. Обучение решению задач на построение.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Уметь: решать простейшие задачи на построение.

28

11.12

1

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Систематизация знаний по теме «Треугольники».

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: основные понятия по изученной теме.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

29

16.12

1

Решение задач

Систематизация знаний по теме «Треугольники».

НГ

Фронтальный, индивидуальный

30

18.12

1

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Устранение пробелов в знаниях учащихся. Подготовка к контрольной работе.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

31

23.12

1

Контрольная работа по теме «Треугольники»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Индивидуальная

 Применять изученную теорию при выполнении письменной работы.

32

25.12

1

Работа над ошибками

Устранение пробелов в знаниях учащихся

Фронтальный, индивидуальный

Самостоятельная работа учащихся, умение анализировать, исправлять допущенные ошибки

33

30.12

1

Признаки параллельности прямых

Повторение понятия параллельных прямых. Введение понятий накрест лежащих, односторонних и соответственных углов.

Рассмотрение признаков параллельности двух прямых. Совершенствование навыков доказательства теорем. Закрепление навыков решения задач на применение признаков параллельности прямых.

Закрепление навыков доказательства теорем.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятия параллельных прямых; накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; формулировки и доказательства признаков параллельности двух прямых.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

34

13.01

1

Признаки параллельности прямых

Закрепление навыков решения задач на применение признаков параллельности прямых.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятия параллельных прямых; накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; формулировки и доказательства признаков параллельности двух прямых.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

35

15.01

1

Практические способы построения параллельных прямых

Рассмотрение наиболее простых задач на построение и обучение их решению.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Уметь: строить параллельные прямые, с помощью циркуля и линейки

36

20.01

1

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

Совершенствование навыков применения признаков параллельности прямых. Ознакомление с практическими способами построения параллельных прямых и обучение их применению на практике.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: практические способы построения параллельных прямых..

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

37

22.01

1

Аксиома параллельных прямых

Введение понятия аксиомы. Рассмотрение аксиомы параллельных прямых и её следствий. Обучение решению задач на применение аксиомы параллельных прямых.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятие аксиомы; аксиому параллельных прямых и её следствия.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

38

27.01

1

Свойства параллельных прямых

Рассмотрение свойств параллельных прямых. Показ применения свойств параллельных прямых. закрепление ЗУН по теме «Аксиома параллельных прямых».

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: свойства параллельных прямых.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

39

29.01

1

Свойства параллельных прямых

Закрепление знаний о свойствах параллельных прямых. Совершенствование навыков доказательства теорем. Обучение решению задач на применение свойств параллельных прямых.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: свойства параллельных прямых.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

40

3.02

1

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

Систематизация знаний по теме «Параллельные прямые». Устранение пробелов в знаниях учащихся.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: основные понятия по изученной теме.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

41

5.02

1

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Совершенствование навыков решения задач по теме. Подготовка к контрольной работе.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: основные понятия по изученной теме.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

42

10.02

1

Контрольная работа по теме «Параллельные прямые»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Индивидуальная

 Применять изученную теорию при выполнении письменной работы.

43

12.02

1

Работа над ошибками

Устранение пробелов в знаниях учащихся

Фронтальный, индивидуальный

Самостоятельная работа учащихся, умение анализировать, исправлять допущенные ошибки

44

17.02

1

Сумма углов треугольника

 Ведение понятия внешнего угла треугольника. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника, её следствия. Обучение решению задач на применение нового материала.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятие внешнего угла треугольника; понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников,.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

45

19.02

1

Сумма углов треугольника. Решение задач

Введение понятий остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников. Совершенствование навыков решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника.

 НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: теорему о сумме углов треугольника с доказательством, её следствия.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

46

24.02

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Рассмотрение теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника и её следствий, их применение при решении задач.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника с доказательством и её следствий

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

47

26.02

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Рассмотрение теоремы о неравенстве треугольника и показ её применения при решении задач.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника с доказательством и её следствий

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

48

3.03

1

Неравенства треугольника

Совершенствование навыков решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и её следствий.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: теорему о неравенстве треугольника с доказательством

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

49

5.03

1

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Обучение решению задач на применение изученных теорем.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

50

10.03

1

Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Индивидуальная

 Применять изученную теорию при выполнении письменной работы.

51

12.03

1

Анализ контрольной работы

Устранение пробелов в знаниях учащихся

Фронтальный, индивидуальный

Самостоятельная работа учащихся, умение анализировать, исправлять допущенные ошибки

52

17.03

1

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

Рассмотрение свойств прямоугольных треугольников с доказательствами, в т.ч. свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой из вершины прямого угла. Обучение решению задач на применение свойств прямоугольных треугольников.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: свойства прямоугольных треугольников с доказательствами.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

53

19.03

1

Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника

Закрепление знаний о признаках равенства прямоугольных треугольников. Обучение решению задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: признаки равенства прямоугольных треугольников с доказательствами.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

54

2.04

1

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Рассмотрение признаков равенства прямоугольных треугольников. Обучение решению задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: признаки равенства прямоугольных треугольников с доказательствами.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

55

7.04

1

Прямоугольный треугольник. Решение задач

Приведение в систему знаний учащихся по теме «Прямоугольный треугольник». Совершенствование навыков решения задач на применение свойств прямоугольного треугольника, признаков равенства прямоугольных треугольников.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: свойства прямоугольных треугольников; признак прямоугольного треугольника; свойство медианы прямоугольного треугольника; признаки равенства прямоугольных треугольников с доказательствами.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

56

9.04

1

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Введение понятий наклонной, проведённой из точки, не лежащей на данной прямой, к этой прямой, расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми. Рассмотрение свойств параллельных прямых. Обучение решению задач на нахождение расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: понятия наклонной, проведённой из точки, не лежащей на данной прямой, к этой прямой, расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; свойство параллельных прямых с доказательствами.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

57

14.04

1

Построение треугольника по трём элементам

Рассмотрение задач на построение треугольника по трём элементам.

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Уметь: решать простейшие задачи по теме, строить треугольник

58

16.04

1

Построение треугольника по трём элементам

Совершенствование навыков решения задач на построение.

Фронтальный, индивидуальный

Уметь: решать простейшие задачи по теме, строить треугольник

59

21.04

1

Построение треугольника по трём элементам. Решение задач

Совершенствование навыков решения задач на построение

НГ

Фронтальный, индивидуальный

Уметь: решать простейшие задачи по теме, строить треугольник

60

23.04

1

Решение задач на построение

НГ

Фронтальный, индивидуальный

61

28.04

1

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Закрепление ЗУН по темам «Прямоугольные треугольники» и «Расстояние от точки до прямой и между параллельными прямыми». Подготовка к контрольной работе.

НГ

Уметь: решать простейшие задачи по теме, строить треугольник

62

30.04

1

Контрольная работа по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трём элементам»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Индивидуальная

 Применять изученную теорию при выполнении письменной работы.

63

5.05

1

Работа над ошибками

Устранение пробелов в знаниях учащихся

Фронтальный, индивидуальный

Самостоятельная работа учащихся, умение анализировать, исправлять допущенные ошибки

64-70

7.05

12.05

14.05

19.05

21.05

26.05

28.05

7

Обобщающее повторение

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

ПК и МП, НГ

Фронтальный, индивидуальный

Знать: формулировки и доказательства признаков равенства прямоугольных треугольников; теорему о сумме углов треугольника; теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорему о неравенстве треугольника.

Уметь: решать задачи по теме.

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев Геометрия, 7-9: учеб. Для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009.
  2. 5.  Н.Б. Мельникова Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9» / Н.Б. Мельникова – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  3. 6. В.Н. Литвиненко, Г.К. Безрукова и др. Сборник задач по геометрии: 7 кл: к учебнику Л.С. Атанасяна – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  4. ПК и МП
  5. Набор геометрический (НГ) – линейка, угольник, транспортир, циркуль.
  6. Мультимидийные диски по геометрии  изд. «Кирилл и Мифодий»

Интернет – источник

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.matematika-na.ru/index.php - он-лайн тесты по математике

         www.fipi.ru                        

         ege.edu.ru

         www.mioo.ru                        

         www.1september.ru                

VIII. Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки.

В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:

        знать/понимать

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их приме нения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приво дить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расшире ния понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статисти ческих закономерностей и выводов;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометри ческих объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

        уметь

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи сим метрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие формулы;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся.

  1. Оценку «5» (отлично) получает учащийся, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям программы обучения (90-100%).
  2. Оценку «4» (хорошо) получает учащийся, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются мелкие ошибки или недостаточно полные объяснения (65-89%).
  3. Оценку «3» (удовлетворительно) получает учащийся, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются ошибки и значительные недостатки объяснения (45-64%).
  4. Оценку «2» (неудовлетворительно) получает учащийся, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям программы обучения, но имеются существенные ошибки и значительные недостатки объяснения (20-44%).
  5. Оценку «1» (неудовлетворительно) получает учащийся, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат не соответствует требованиям программы обучения (0-19%).

Контрольно-измерительные материалы.

Контрольная работа №1

Вариант 1

1.Три точки В, С и Д лежат на одной прямой. Известно, что

ВД – 17 см, ДС = 25 см. Какой может быть длина отрезка ВС?

2.Сумма вертикальных углов МОЕ и ДОС, образованных при

пересечении прямых МС и ДЕ, равна 204°. Найдите угол МОД.

3.С помощью транспортира начертите угол, равный 78°, и проведите биссектрису смежного с ним угла.

Вариант 2

1.Три точки М, N и К лежат на одной прямой. Известно, что

МN = 15 см, NК = 18 см. Каким может быть расстояние МК?

2.Сумма вертикальных углов АОВ и СОД, образованных при пересечении прямых АД и ВС, равна 108°. Найдите угол ВОД.

3.С помощью транспортира начертите угол, равный 132°, и проведите биссектрису одного из смежных с ним углов.

Контрольная работа №2

Вариант 1

1.Отрезки АВ и СД пересекаются в их середине О.  Докажите, что  угол ДАО = СВО.

2.Луч АД – биссектриса угла А. На сторонах угла А отмечены точки В и С так, что АДВ = АДС. Докажите, что АВ = АС,

3.Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием ВС. С помощью циркуля и линейки проведите медиану ВВ1 к боковой стороне АС.

Вариант 2

1.Отрезки МЕ и РК делятся пополам точкой Д. Докажите, что угол КМД = РЕД.

2.На сторонах угла Д отмечены точки М и К так, что ДМ=ДК. Точка Р лежит внутри угла Д и РК=РМ. Докажите, что луч ДР – биссектриса угла МДК.

3. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием АС, проведите высоту из вершины А.

Контрольная работа №3

Вариант 1

1. Отрезки АВ и СД пересекаются в их середине М.  Докажите, что  АД  параллелен  ВС.

2. Отрезок ДМ – биссектриса треугольника СДЕ. Через точку М проведена прямая, параллельная стороне СД и пересекающая сторону ДЕ в точке N. Найдите углы треугольника ДМN, если  СДЕ = 680.

Вариант 2

1. Отрезки МN и EF пересекаются в их середине P.   Докажите, что   EN   параллелен   MF.  ‌

2. Отрезок АД – биссектриса треугольника АВС.  Через точку Д проведена прямая, параллельная стороне АВ и пересекающая сторону АС  в точке F. Найдите углы треугольника AДF, если BAC = 720.

Контрольная работа №4 

Вариант 1

1.На рисунке АВЕ = 1040 , ДСF = 760, АС = 12 см. Найдите сторону АВ треугольника АВС.2.В треугольнике СДЕ точка М лежит на стороне СЕ, причем СМД острый. Докажите, что ДЕ >  ДМ.

3.Периметр равнобедренного тупоугольного треугольника равен 45 см, а одна из его сторон больше другой на 9 см. Найдите стороны треугольника.

Вариант 2

1.На рисунке ВАЕ = 1120 , ДВF = 680, ВС = 9 см. Найдите сторону АС треугольника АВС.

2.В треугольнике MNP точка K лежит на стороне MN, причем NKP острый. Докажите, что KP <  МP.

3.Одна из сторон тупоугольного равнобедренного треугольника на 17 см меньше другой. Найдите стороны этого треугольника, если его периметр равен 77 см.

 Контрольная работа №5

В а р и а н т 1

1.В остроугольном треугольнике MNP биссектриса угла М пересекает высоту NK в точке О, причем ОК = 9 см. Найдите расстояние от точки О до прямой MN.

2.Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.

3.С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 150°.

В а р и а н т 2

1.В прямоугольном треугольнике DCE с прямым углом С проведена биссектриса EF, причем          FC  = 13 см. Найдите расстояние от точки F до прямой DE.

2.Постройте прямоугольный треугольник по катету и прилежащему к нему острому углу.

3.С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 105°.

Итоговая контрольная работа№ 6

Вариант 1

1.В равнобедренном треугольнике ABC с основанием АС на медиане BD отмечена точка К, а на сторонах АВ и ВС — точки М и N соответственно. Известно, что BKM = BKN,   BMK = 110°.

а) Найдите угол BNK.

б) Докажите, что прямые MN и ВК взаимно перпендикулярны.

2.На сторонах АВ, ВС и С А треугольника ABC отмечены

точки D, Е и F соответственно. Известно, что ABC = 61°, CEF = 60°, ADF = 61°.

а) Найдите угол DFE.

б) Докажите, что прямые АВ и EF пересекаются.

3.В прямоугольном треугольнике ABC катет АВ равен 3 см, угол С равен 15°. На катете АС отмечена точка D так, что CBD =15°.

а) Найдите длину отрезка BD.

б) Докажите, что ВС < 12 см.

Вариант 2

1.В треугольнике ABC угол А равен 55°. Внутри треугольника отмечена точка О так, что AOB = COB и АО = ОС.

а) Найдите угол АСВ.

б) Докажите, что прямая ВО является серединным перпендикуляром к стороне АС.

2.На прямой последовательно отложены отрезки АВ, ВС, CD. Точки Е и F расположены по разные стороны от этой прямой, причем ABE = 140°, ACF = 40°, FBD = 49°, ACE = 48°.

Докажите, что:

а) прямые BE и CF параллельны;

б) прямые BF и СЕ пересекаются.

 3.  В треугольнике ABC B = 90°, C = 60°, ВС = 2 см. На стороне FC отмечена точка D так, что ABD = 30°.

а)  Найдите длину отрезка AD.

б) Докажите, что периметр треугольника ABC меньше 10 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....