Рабочая программа по геометрии,7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Ладанова Лариса Анатольевна

Учебник: Геометрия 7-9 кл.: учеб.для общеобразоват. учрежд./Л.С.Атанасян и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_7_klassfgos.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики

Руководитель МО ________________Антонова Т.В.

Утверждена       директором                                           МБОУ  «Инсарская средняя

общеобразовательная
школа №1»
 
__________Е.В. Гулькина

 «29» августа 2014г.                                       «1» сентября 2014г.

Рабочая программа

учебного курса «Геометрия»

для 7 «Б» класса

 
 


                                                                   Составитель: Ладанова Л.А.,

                                                                                 учитель математики


 
 

                                                Инсар 2014

Пояснительная записка

Математическое образование в основной школе складывается из следующих компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.

 Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Овладение обучающимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития 

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности

Задачи обучения:

• приобретение математических знаний и умений;

• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

• освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

Общая характеристика учебного предмета

Краткая характеристика курса

Цель изучения курса — развить у обучающихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, в условиях перехода на ФГОС ОО.

Задача курса геометрии – развитие логического мышления обучающихся.

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».

Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений обучающихся в рамках изучения планиметрии.

Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.

Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие хся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

Рабочая программа по геометрии для 7 Б класса разработана на основе рабочей программы основного общего образования по геометрии составленной Т.А. Бурмистровой, 2011 г., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по математике, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. В ней также учитываются  Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

В рабочую программу по геометрии автора Т.А. Бурмистровой с учетом ключевых положений ФГОС внесены следующие изменения в распределение часов.

В авторской программе Т.А. Бурмистровой на изучение курса геометрии в 7 классе отводится 50 часов. Согласно учебному плану школы в 7 А класс изучение курса геометрии  рассчитано на 68 часов.

№ п.п

Тема

Количество часов в программе

Изменения

Авторской

Рабочей

1

Начальные геометрические сведения

7

11

Темы  Луч и угол, Точки, прямые, отрезки изучаются на отдельных уроках.

Добавлено занятие по теме «Решение задач по теме «Измерение отрезков»

Добавлено занятие по теме «Смежные и вертикальные углы»

 Добавлено  занятие по теме «Анализ контрольной работы»

2

Треугольники

14

18

Добавлено занятие по теме «Решение задач на применение признаков равенства треугольников».

Добавлено занятие по теме «Окружность»

Добавлено занятие по теме «Решение задач по теме «Треугольники»

Добавлено  занятие по теме «Анализ контрольной работы»

3

Параллельные прямые

9

13

Добавлено занятие по теме «Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

Добавлено занятие по теме «Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

Добавлено занятие по теме «Решение задач по теме «Параллельные прямые»

Добавлено  занятие по теме «Анализ контрольной работы»

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

16

20

Добавлено занятие по теме «Неравенство треугольника»

Добавлено занятие по теме «Построение треугольника по трем элементам».

Добавлено  занятие по теме «Анализ контрольной работы №4»

Добавлено  занятие по теме «Анализ контрольной работы №5»

5

Повторение.

4

6

Добавлено  занятие по теме «Повторение»

Добавлено  занятие по теме «Итоговая контрольная работа

Добавлено  занятие по теме «Анализ контрольной работы»

Добавлено  занятие по теме «Геометрический КВН»

Обучение в 7Б классе строится через  классно-урочную форму, консультации по предмету и индивидуальные занятия.

В условиях перехода на ФГОС ОО преподавание геометрии в этом классе предполагается строить на основе системно-деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов.

Планируется использование  следующих технологий обучения:

  • технологии полного усвоения;
  • технологии обучения на основе решения задач;
  • технологии обучения на основе схематических и новых знаковых моделей;
  • игровые технологии;
  • элементы проблемного обучения;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • ИКТ;
  • метод проектов.

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Критерии оценивания  знаний, умений и навыков обучающихся по геометрии приведены в приложении к рабочей программе.

В качестве ведущих форм текущего и итогового контроля используются: самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа, работа по карточке, работа у доски, устный опрос, защита проектов

Место курса «Геометрия» в учебном плане школы

На изучение учебного курса геометрии в 7 Бклассе отводится 2 часа в неделю.

Курс рассчитан на  68  ч -  (34 учебных недель).

Количество часов в 1-й четверти - 18.

Количество часов во 2-й четверти - 14.

Количество часов в 3-й четверти – 20.

Количество часов в 4-й четверти - 16.

Требования к уровню подготовки обучающихся 

В результате освоения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  •  независимость и критичность мышления;
  •  воля и настойчивость в достижении цели.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  •  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  •  выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  •  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  •  работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
  • уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  •  уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  •  умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Познавательные УУД:

  •  проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  •  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  •  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • уметь понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  •  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  •  давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  •  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  •  в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  •  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  •  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Предметным результатом изучения курса геометрии в 7 классе является сформированность следующих умений:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  •  умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  •  овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  •  овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  •  усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять знания о них для решения геометрических и практических задач;
  •  умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров и площадей геометрических фигур;
  •  умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Тематическое планирование

Глава

Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Количество уроков

Кол-во  уроков контроля

1

Начальные геометрические сведения

11

10

1

2

Треугольники

18

17

1

3

Параллельные прямые

13

12

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

18

2

Повторение.

8

7

1

Всего

68

62

6

Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

I

Четверть

18

1

Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения»

1

II

Четверть

14

1

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

1

III четверть

20

2

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

1

Контрольная работа №4 по теме «Неравенства треугольников»

1

IV четверть

16

2

Контрольная работа №5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Итоговая контрольная работа

1

Содержание учебного предмета

  1. Начальные геометрические сведения.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные  прямые.

Основная цель - систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и  их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В результате изучения данной главы обучающиеся должны:

  знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов.

  уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.

  1. Треугольники.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.

Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная  цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач- на построение с помощью циркуля и линейки.

В результате изучения данной главы обучающиеся должны:

  • знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
  • уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.
  1. Параллельные прямые.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель - ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельности прямых.

В результате изучения данной главы обучающиеся должны:

  • знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;
  • уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.
  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель – рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В результате изучения данной главы обучающиеся должны:

  • знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой
  • уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.
  1. Повторение. Решение задач.

Основная цель – повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

С учетом уровневой спецификации класса выстроена система учебных занятий, определены виды деятельности обучающихся, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в поурочном планировании.

 


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, самостоятельной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Глава 1. Начальные геометрические сведения  - 11 часов

Основная цель –  систематизировать знания обучающихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.

Предмет геометрия. Точки, прямые, отрезки.

Комбинированный урок

предмет геометрия, точка, прямая, отрезок, концы отрезка

Знать основные понятия темы: прямая, отрезок, граничная точка отрезка, знать что через две точки можно провести только одну прямую;

-уметь определять взаимное расположение точки и прямой

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

п.1, 2 №4, 6, 7

5.09

Луч и угол.

Комбинированный урок

луч, начало луча, угол, стороны угла, вершина угла, развернутый угол

-знать свойства луча;

-уметь строить и обозначать луч;

-уметь строить и обозначать углы

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

п.3, 4 №10, 11, 12

6.08

Сравнение отрезков и углов.

Комбинированный урок

отрезок, угол, биссектриса угла

-уметь доказывать равенство фигур;

-уметь строить биссектрису угла с помощью транспортира

Устные ответы, работа у доски, самостоятельная работа

п.5, 6, №18,20,23

12.09

Измерение отрезков.

Комбинированный урок

отрезок, длина отрезка, равные отрезки

-уметь измерять отрезки с помощью линейки, выражать длину в различных единицах измерения

Устные ответы, работа у доски,

п.7, 8, №36, 24, 25

13.09

Решение задач по теме «Измерение отрезков»

Урок применения и совершенствования знаний

самостоятельная работа

п.7,8; ответить на вопросы 12 и 13 на с. 25 учебн.; №  28, 31(а).

19.09

Измерение углов.

Комбинированный урок

угол, градусная мера угла, равные углы, прямой, острый, тупой угол

-уметь находить градусную меру угла и строить углы заданной градусной мерой;

- уметь различать прямой, развернутый, острый и тупой углы

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

п.9, 10, №44, 47(б), 49, 50

20.09

Смежные и вертикальные углы

Комбинированный урок

смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые

-уметь строить угол смежный с данным углом, вертикальный угол;

-уметь определять их по чертежу;

-уметь строить перпендикулярные прямые

Устный опрос, работа у доски

п.11, №61(а, б), 65(б), 64

26.09

Перпендикулярные прямые.

Комбинированный урок

Самостоятельная работа, работа у доски

п.12,13, №66, 68, 70

27.09

Решение задач по  теме «Начальные геометрические сведения»

Урок применения и совершенствования знаний

основные свойства простейших геометрических фигур, понятие равенства фигур

Уметь: применять полученные знания и умения при решении задач

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

п. 1-13, №74, 75, 80

3.10

Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний и умений

Уметь: применять полученные знания и умения при решении задач

Контрольная работа

Задания по карточкам

4.10

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, устранение пробелов в знаниях.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в к/р

Работа над ошибками, работа у доски

Задания по карточкам

10.10

Глава 2. Треугольники  - 18 часов

Основная цель –  сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Треугольники.

Урок изучения нового материала

элементы треугольника, первый признак равенства треугольников

-знать формулировку I признака;

-уметь применять признак при решении задач

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

п.14 №83,87

11.10

Первый признак равенства треугольников.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

п.15 №94,95,96

17.10

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

Урок применения и совершенствования знаний

Устные ответы, работа у доски, самостоятельная работа

п.15 №97, 98,99

18.10

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Урок изучения нового материала

перпендикуляр к прямой, медиана, биссектриса, высота треугольника и их свойства, равнобедренный и равносторонний треугольник

-уметь стоить перпендикуляр из данной точки к прямой;

-знать свойства медианы, биссектрисы и высоты;

-уметь пользоваться теоремой о свойствах равнобедренного треугольника

Устные ответы, работа у доски,

п.16-17, №105(а), 106(а),100

24.10

Свойства равнобедренного треугольника

Комбинированный урок

самостоятельная работа

п.18, №108,110,112

25.10

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

Урок применения и совершенствования знаний

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

п.16-18, №116,117,118,119

31.10

Второй признак равенства треугольников.

Урок изучения нового материала

второй признак равенства треугольников

-знать теоремы второго и третьего признаков равенства треугольников;

-уметь решать задачи на применение теорем

Устный опрос, работа у доски

П.19, №122-125

1.11

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников.

Урок применения и совершенствования знаний

Самостоятельная работа, работа у доски

№128,129, 132,134

14.11

Третий  признак равенства треугольников.

Урок изучения нового материала

третий признак равенства треугольников

Устный опрос, работа у доски

П.20 №135,137, 138

15.11

Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Урок применения и совершенствования знаний

первый, второй, третий признаки равенства треугольников

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

№140,141, 142

21.11

Окружность

Комбинированный урок

окружность, диаметр, центр окружности, хорда, дуга

уметь решать задачи с элементами окружности

Устные ответы, работа у доски

П.21 №144,145, 147

22.11

Примеры задач на построение

Комбинированный урок

понятие «задача на построение», способы решения задач на построение

уметь с помощью циркуля и линейки выполнять построение:

отрезка и угла, равного данному;

биссектрисы угла; перпендикулярных прямых; середины отрезка

Устные ответы, работа у доски, самостоятельная работа

П.22,23 №153

28.11

Решение задач на построение

Урок применения и совершенствования знаний

Устные ответы, работа у доски,

№149,152, 154

29.11

Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Урок применения и совершенствования знаний

Алгоритмы ключевых задач

-уметь применять все признаки равенства треугольников и следствия в комплексе при решении задач

самостоятельная работа

№156,161,164

5.12

Решение задач по теме «Треугольники»

Урок применения и совершенствования знаний

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

№168, 170, 172

6.12

Решение задач по теме «Треугольники»

Урок применения и совершенствования знаний

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

№180, 182, 184

12.12

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний и умений

Уметь: применять полученные знания и умения при решении задач

Контрольная работа

Задания по карточкам

13.12

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, устранение пробелов в знаниях.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в к/р

Работа над ошибками, работа у доски

Задания по карточкам

19.12

Глава 3. Параллельные прямые  - 13 часов

Основная цель дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных прямых

Признаки параллельности двух прямых.

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

параллельные прямые, накрест лежащие углы, односторонние углы, соответственные углы, признаки параллельности

аксиома, аксиома параллельных прямых, следствия

-знать какие прямые называются параллельными, теоремы признаков параллельности;

- уметь показывать накрест лежащие, односторонние, соответственные углы

-знать аксиому параллельных прямых и её следствие;

-уметь доказывать обратные теоремы параллельности прямых

Устные ответы, работа у доски,

самостоятельная работа

П.24, 25 №186, 187

20.12

П.24, 24 №188, 189, 190

26.12

Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

Комбинированный урок

Устный опрос, работа у доски

П.26 №191, 192, 194

27/12

№193, 195

Аксиома параллельных прямых.

Комбинированный урок

Устный опрос, работа у доски

П.27, 28 №196, 198, 200

Свойства параллельных прямых

Комбинированный урок

признаки параллельности прямых, теоремы, обратные данным

уметь применять признаки параллельности прямых и обратные теоремы при решении задач

Устный опрос, работа у доски

П.29 задание по карточкам

П.29, №204, 207, 209

Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

Урок применения и совершенствования знаний

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

№208, 21, 211,

П.29 задание по карточкам

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

Урок применения и совершенствования знаний

Самостоятельная работа, работа у доски

Другой вариант сам. работы

№212

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний и умений

Уметь: применять полученные знания и умения при решении задач

Контрольная работа

Задания по карточкам

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, устранение пробелов в знаниях.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в к/р

Работа над ошибками, работа у доски

Задания по карточкам

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника  - 20 часов

Основная цель  - дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных прямых

Теорема о сумме углов треугольника

Урок изучения нового материала

теорема о сумме углов треугольника, внешний угол, остроугольный, тупоугольный, прямоугольный треугольник, гипотенуза, катеты

-уметь определять вид треугольника;

-уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и применять её при решении задач

Устный опрос, работа у доски

П.30, №224, 228(а), 230

Сумма углов треугольника. Решение задач.

Урок применения и совершенствования знаний

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

П.31, №233, 234, 235

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Комбинированный урок

теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из неё, неравенство треугольника

-определять существует ли треугольник с данными сторонами;

-знать теорему и её следствия;

-уметь доказывать утверждения

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

П.32, № 236, 237

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа, работа у доски

П.32 №242, 244, 245

Неравенство треугольника

Комбинированный урок

Устный опрос, работа у доски

П.33, №250(а,в), 251, 239

Урок применения и совершенствования знаний

Самостоятельная работа, работа у доски

№296, 297, 298

Контрольная работа №4  по теме «Неравенства треугольников»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний и умений

Уметь: применять полученные знания и умения при решении задач

Контрольная работа

Задания по карточкам

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в к/р

Работа над ошибками, работа у доски

Задания по карточкам

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

Комбинированный урок

свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников

-уметь доказывать свойства прямоугольных треугольников;

-уметь применять свойства и признаки при решении задач

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

П.34 №255, 256, 258

Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника

Урок применения и совершенствования знаний

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

П.35 №262

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Комбинированный урок

Устный опрос, работа у доски

П.35 №264, 265

Прямоугольный треугольник. Решение задач

Урок применения и совершенствования знаний

Устные ответы, работа у доски, самостоятельная работа

П.36 №268, 269, 270

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

Комбинированный урок

наклонная, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми, построение треугольника по трем элементам

-уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними;

-уметь строить треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам;

-уметь строить треугольник по трем сторонам

Устный опрос, работа у доски

П.37 №272, 277

Построение треугольника по трем элементам.

Комбинированный урок

свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников, построение треугольника по трем элементам

-уметь применять свойства и признаки прямоугольных треугольников при решении задач;

-выполнять построение треугольника по трем элементам

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

П.38 №287, 289, 274

Урок применения и совершенствования знаний

Устный опрос, работа у доски

№290, 291(б), 292, 280

Урок применения и совершенствования знаний

Самостоятельная работа, работа у доски

№294, 295, 281

Решение задач на построение

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

№315, 317

Урок применения и совершенствования знаний

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

№308, 309

Контрольная работа №5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний и умений

Уметь: применять полученные знания и умения при решении задач

Контрольная работа

Задания по карточкам

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, устранение пробелов в знаниях.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в к/р

Работа над ошибками, работа у доски

Задания по карточкам

Повторить главу 1.

Повторение -  8 часов

Основная цель  - систематизация знаний и умений, навыков обучающихся, приобретенных в процессе изучения тем курса геометрии 7 класса

Повторение темы «Начальные геометрические сведения»

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение и повторение материала, изученного в курсе геометрии 7 класса

Знать: материал, изученный в курсе геометрии за 7 класс

Уметь: применять полученные знания на практике

Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски

Глава 2, №324, 325, 327

Повторение темы «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник»

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос, работа у доски

Глава3. №328-332

Повторение темы «Параллельные прямые»

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа, работа у доски

Глава4. №333, 335

Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника »

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос, работа у доски

Глава2, п.4

Задания по карточкам

Итоговая контрольная работа

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний и умений

Уметь: применять полученные знания и умения при решении задач

Контрольная работа

Задания по карточкам

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, устранение пробелов в знаниях.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в к/р

Работа над ошибками, работа у доски

Задания по карточкам


Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  • видеопроектор;
  • принтер;
  • демонстрационный материал, разработанный с помощью программы PowerPoint;
  • комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
  • натуральные объекты.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Рабочая программа ориентирована     на     использование учебного комплекта:

1. Учебник: Геометрия 7-9 кл.: учеб.для общеобразоват. учрежд./Л.С.Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2009 и последующие издания.

2. Дидактические материалы:

  • Дидактические материалы по геометрии для 7 кл./Б.В.Зив, В.М.Мейлер – М.: Просвещение, 2010.
  • Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 7 класс/ Гаврилова Н.Ф. М.: ВАКО, 2012
  • Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – М: Илекса, 2005

3. Учебные пособия для учителя: 

  • Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн.для учителя/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2009.
  • Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7 – 9 классы»/ авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2006.
  • Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. Гаврилова Н.Ф. М.: ВАКО, 2012 Рабочая тетрадь по геометрии для 7 класса общеобразовательных учреждений М: «Просвещение» 2008 г  Авторы: Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов;
  • Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
  • Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
  • Цифровые образовательные ресурсы

Нормативные документы и программы:

1) Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

2) Закон «Об образовании в Республике Мордовия»;

3) федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

4) примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263, http://www.mon.gov.ru/edu-politic/standart.);

5) Приказ Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2015 учебный год».

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • УМК Живая математика

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

Список источников

  1. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /составитель Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.
  2. Геометрия: 7—9 кл. /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2004—2011.
  3. Геометрия: рабочая тетрадь: 7 кл. / J1. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. — М.: Просвещение, 2004-2011.
  4. Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы: 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2011.
  5.  Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. — М.: Просвещение, 2003—2011.
  6. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. Серия «Стандарты второго поколения».– 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 67 с.
  7. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);
  1. Теоретические основы содержания общего среднего образования // под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 2010.  – С. 279.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Приложение

Критерии оценивания  знаний, умений и навыков обучающихся по геометрии.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

1) работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

 

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по геометрии

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,

если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,

но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков

1.  За учебную  четверть  и за год знания, умения и навыки обучающихся по математике  оцениваются одним баллом.

2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....