Урок математики в 5 классе «Объемы прямоугольного параллелепипеда и куба» с актуализацией казачьего компонента.
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему
Представленный мною урок разработан и предназначен для закрепления изученного материала по теме «Объемы прямоугольного параллелепипеда и куба» на уроках математики в 5-6 классах. Основная цель урока: сформировать умение применять формулы объемов параллелепипеда и куба при решении задач. Данная работа способствует развитию патриотизма и пополнению «копилки» знаний об истории казачества. Задачи для урока подобраны из разных источников и сконструированы на основе краткого исторического материала развития системы образования на территории Области Войска Донского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shcherbakov_a.v._-_razrabotka_uroka.docx | 52.95 КБ |
shcherbakov_a.v._-_prezentatsiya_k_uroku_.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Щербаков Александр Викторович
учитель математики
Государственное казённое общеобразовательное учреждение казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова
400110, г.Волгоград, Красноармейский район, р.п.Южный
УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
«ОБЪЁМЫ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА И КУБА» С АКТУАЛИЗАЦИЕЙ КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА.
(Слайд №1)
Тип урока: урок закрепления изученного материала на основе казачьего компонента.
Цели урока:
Образовательные: (Слайд №3).
- сформировать умение применять формулы объемов параллелепипеда и куба при решении задач.
- познакомиться с историческим материалом развития системы образования на территории Области Войска Донского.
Развивающие:
- содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;
- развивать умение анализировать, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
- расширить математический кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
- показать значение математических знаний в жизни, побудить к применению этих знаний в жизненных ситуациях,
Оборудование: модели параллелепипеда и куба, варианты тестов, проектор.
Ход урока.
- Организационный момент.
(Приветствие воспитанников, запись темы урока в тетради).
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами не только повторим тему "Объём прямоугольного параллелепипеда и объём куба", но и познакомимся с историческим материалом развития системы образования на территории Области Войска Донского.
Учитель: Итак, начнем. (Слайд №2).
Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи –
За работу, в добрый час!
II. Высказывание Владимиара Галактионовича Короленко - русского писателя украинско-польского происхождения (1853-1921г.г.). (Слайд №4)
III. Повторение и закрепление материала: (Слайд №5).
- Устная работа:
вычислите:
а) 4×16 64 б) + ? : ? ? + ?
+11 75
: 15 5
×12 60
: 20 3
2. Самостоятельная тестовая работа с последующей самопроверкой: (Выполняют на листочках небольшой тест). (Слайд №6, приложение 1 ).
Учитель: Ответьте на 5 вопросов теста. Затем поменяйтесь вариантами друг с другом, проверьте по ключу на доске и поставьте оценку в отведенной графе.
1) Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него:
А) 12 Б) 8 В) 6 Г) 10
2) У каждого параллелепипеда есть рёбра. Это:
А) Прямоугольники Б) Прямые В) Треугольники Г) Отрезки
3) У куба все рёбра:
А) Попарно равны Б) Разные В) Равны Г) Другой ответ
4) У параллелепипеда противоположные грани:
А) Равны Б) Квадраты В) Разные Г) Другой ответ
5) У прямоугольного параллелепипеда есть вершины. Их у него:
А) 6 Б) 8 В) 12 Г) 10
Ключ к тексту. (Слайд №7).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В | Г | В | А | Б |
IV. Устная работа. (Слайд №8).
Учитель: Вычислите и расположите трёхзначные ответы в порядке возрастания. Прочитайте, что мы будем учиться вычислять сегодня.
17 × 10 = 170 ъ
16 × 4 = 64 у
936 : 3 = 312 ё
171 : 9 = 19 ж
10² = 100 о
218 × 2 = 436 м
555 : 5 = 111 б
Учитель: Важным свойством тела является его вместимость. Вместимость фигуры характеризуют объемом.
Учитель: За единицу измерения объема принимают объем единичного куба. (Слайд №9).
Учитель: Вспомним единицы измерения объёма. (Слайд №10).
1 мм³, 1см³; 1дм³, 1м³, 1км³ (записать в тетради).
Учитель: Представьте себе кубик с ребром в 1 см (демонстрируется кубик). Если составить фигуру из 4 таких кубиков, то чему будет равен объём? (Слайд №11).
Задача: (Слайд №12).
Пусть a=4 см, b=3 см, с=2 см. Разобьём его на два слоя толщиной 1 см. Каждый слой имеет длину 4 см и состоит из четырёх кубиков, значит объём слоя равен 4×3=12 см³, а всего параллелепипеда будет (4×3)×2=24 см³.
Учитель: Сформулируйте правило для вычисления объёма параллелепипеда.
На доске и в тетрадях: V= аbc. (Слайд №13).
Учитель: Кто может записать и объяснить формулу для определения объёма куба?
На доске и в тетрадях: V= а³.
V. Занимательная задача:
В противоположных вершинах куба сидят паук и муха. Каким кратчайшим путём паук сможет доползти до мухи? Сколько таких путей? (Ответ: 6) (Слайд №14).
VI.
Учитель: Переходим к истории развития системы образования на территории Области Войска Донского. (Слайды №№15-25).
VII. Подведение итогов урока: (Слайд №26).
- Фронтальный опрос:
А В каких единицах измеряется объём?
Б) Сколько дм³ в 1 л?
В) Как вычислить объём параллелепипеда, куба?
Г) Фигура состоит из 19 кубиков со стороной 1 см каждый. Чему равен объём фигуры?
2) Рефлексия: (Слайд №27).
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я затруднялся…
- Моё настроение…
VIII. Домашнее задание. (Слайд №28).
VIX. Ресурсы. (Слайд №29).
1. Дорофеев Г.В. и др.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2013.
2. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: С.А.Бокарева, Т.В.Смирнова, Москва «Просвещение» 2012.
3. Дидактические материалы к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., Москва «Просвещение» 2012.
4. Контрольные работы 5-6 классы к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова и
др., Москва «Просвещение» 2012.
5. Интернет-ресурсы.
Приложение 1
Самостоятельная тестовая работа.
Фамилия _______________________________________
Имя _______________________________________
(Обвести кружком правильный ответ.)
1) Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него:
а) 12. б) 8. в) 6. г) 10.
2) У каждого параллелепипеда есть ребра. Это:
а) Прямоугольники. б) Прямые. в) Треугольники. г) Отрезки.
3) У куба все рёбра:
а) Попарно равны. б) Разные. в) Равны. г) Другой ответ.
4) У параллелепипеда противоположные грани:
а) Равны. б) Квадраты. в) Разные. г) Другой ответ.
5) У прямоугольного параллелепипеда есть вершины. Их у него:
а) 6. б) 8. в) 12. г) 10.
Оценка работы:
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Правильно выполненные | Менее 3 заданий | 3 задания | 4 задания | 5 заданий |
задания |
Оценка ученика__________________
Оценка учителя__________________
Приложение 2
Сегодня на уроке
- Я узнал(а)…______________________________________________________
- Я научился(ась)…_________________________________________________
- Мне понравилось…_______________________________________________
- Я затруднялся(ась)…______________________________________________
- Моё настроение…________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ну-ка проверь дружок Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас! Пожелаем же удачи – За работу, в добрый час!
ЦЕЛИ УРОКА: Сформировать умение применять формулы объёмов параллелепипеда и куба при решении задач. Познакомиться с историческим материалом развития системы образования на территории Области Войска Донского. ззакрепить полученные знания по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии » закрепить полученные знания по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии » акрепить полученные знания по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии »
"Казак - человек особенный. Нет других таких... У него, ...и речь, и поведение, и даже выходка другая. В. КОРОЛЕНКО Да, казачий строй выработал свой особенный человеческий тип".
РАЗМИНКА а) 4×16 +11 : 15 ×12 : 20 Б) 8 96 23 69 60 × + : 64 75 5 60 3 3 15 9 12
тест 1) Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него: а) 12. б) 8. в) 6. г) 10. 2) У каждого параллелепипеда есть рёбра. Это: а)Прямоугольники. б)Прямые. в)Треугольник. г)Отрезки. 3) У куба все рёбра: а)Попарно равны. б)Разные. в)Равны. г)Другой ответ. 4) У параллелепипеда противоположные грани: а)Равны. б)Квадраты. в)Разные. г)Другой ответ. 5) У прямоугольного параллелепипеда есть вершины. Их у него: а) 6. б) 8. в) 12. г) 10.
КЛЮЧ К ТЕСТУ 1 2 3 4 5 В Г В А Б Оценка «2» «3» «4» «5» Правильно выполненные Менее 3 заданий 3 задания 4 задания 5 заданий задания Оценка работы:
УСТНАЯ РАБОТА Вычислите и расположите трёхзначные ответы в порядке возрастания. Прочитайте, что мы будем вычислять сегодня. 17 × 10 = Ъ 16 × 4 = У 936 : 3 = Ё 171 : 9 = Ж 10² = О 218 × 2 = М 555 : 5 = Б
Важным свойством тела является его вместимость. Вместимость фигуры характеризуют объемом. За единицу измерения объема принимают объем единичного куба.
ЕДИНИЦЫ ОБЪЁМА кубический миллиметр (1 мм³) кубический сантиметр (1 см³) кубический дециметр (1 дм³) кубический метр (1 м³) кубический километр (1 км³) 1 дм³ = 1 л (литр)
1 см³ 1 см² 1 c м ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЁМА 1 см³ 1 см³ 1 см³ 1 см³
ЗАДАЧА 1 см³ 4 3 3 3 2 4×3=12 c м³ (4×3)×2=24см³ 4
а b с V= a·b·c а а а V=a³ Внимание! При вычислениях все измерения должны быть выражены в одинаковых единицах. ВСПОМНИМ ФОРМУЛЫ ОБЪЁМОВ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА И КУБА
В противоположных вершинах куба сидят паук и муха. Каким кратчайшим путём паук сможет доползти до мухи? Занимательная задача Сколько таких путей? 6
Первое учебное заведение на Дону - Главное народное училище (1790 г.). В 1798 г. в нем было 80 учащихся. Существовали и домашние школы. Обучали в них «письму, азбуке, Часослову и Псалтырю под руководством педагогов вроде Цыфиркина и Кутейкина». В 1804 г. в частных домах обучалось ……. детей, в том числе только 49 девочек.
Выполним действия: V = a∙b∙c V = (37∙7)∙1 = 259 см³ Найдите объем прямоугольного параллелепипеда , если a = 37 см , b = 7 см и c = 1 см.
В 1804 г. в частных домах обучалось …… детей, в том числе только 49 девочек. Их «учителями» были «11 церковников, 1 казак, обер-офицерская жена, 7 казачьих жен и одна девица...» 259
Грамотные казаки были тогда «на вес золота». Их разыскивали по всем станицам с помощью специальных грамот .
Постепенно количество образовательных учреждений на Дону росло и к 1887 году учащихся войскового сословия в средних учебных заведениях военных и гражданских мужского пола было …… человека, женского – 743. Тем самым на одну тысячу душ войскового населения приходилось 3,3 учащихся мужского пола и 1,3 – женского. Посчитаем: V = abc 1) 17∙16 = 272 (м²) 2) 272∙7 = 1904 (м³) Ответ: 1904. Найти объем комнаты (V) , если известно, что длина комнаты равна 17 м , ширина равна 16 м, а её высота составляет 7 м. 1904
Найти длину (a) прямоугольного параллелепипеда, если V = 4700 см³ , ширина ( b ) = 10 см , высота ( c ) = 5 см . a = V : (b ∙ c) Вычисляем: 1) 10 ∙ 5 = 50 (см²) 2) 4700 : 50 = 94 (см) Ответ: 94 . 2 классические гимназии, 3 прогимназии, реальное училище, учительская семинария, духовная семинария, кадетский корпус, юнкерское училище, военно-ремесленная школа, военно-фельдшерская школа, Аксайский мореходный класс, два духовных училища, 303 низших и начальных учебных заведения, …… церковно-приходские школы. В области ВОЙСКА ДОНСКОГО НА 1887 г. имелись: 94
мужские учебные заведения: прогимназии, учительская семинария, технические, городские, окружные, духовные и приходские училища, мореходные классы, военно-фельдшерские, военно-ремесленные, станичные, хуторские, сельские, церковноприходские школы, школы грамотности и приюты; женские: епархиальное училище, 4-классные, Гогоевское училище для армянских девиц, городские начальные, одноклассные сельские и приюты. Данные о распространении в казачьем населении низшего образования:
На содержание большей части сих училищ, а также и на стипендии для донских уроженцев при учебных заведениях империи ежегодно расходовалось из войсковых сумм 370.000 рублей. (всего 2.590.000 рублей). Посчитайте, какую часть от войсковой суммы составляют стипендии. 37 0 . 000/ 2.59 0 . 0 00 = 1/7 .
В 1907 г. был открыт Новочеркасский политехнический институт (НПИ) - первый вуз на Дону. В первые же годы своего существования институт стал крупным научным центром на Юге России. Первым ректором его был заслуженный профессор, доктор математики Н. Н. Зинин . До 1907 г. нужда в кадрах заставляла Войско выделять средства на обучение своих студентов в высших и средних специальных учебных заведениях Петербурга, Москвы и других городов России.
Во вновь открытых городским комитетом чайных имеются книги и газеты, которыми однако многие из посетителей не в состоянии будут пользоваться вследствие неумения читать. Желая явиться на помощь таким лицам, многие из преподающих выразили же чаяние явиться в чайные и читать неграмотным лицам. ГРОМКИЕ ЧИТКИ ДЛЯ НЕГРАМОТНЫХ ЛИЦ В ЧАЙНЫХ-ЧИТАЛЬНЯХ
В открытом осенью 1911 г. Новочеркасском учительском институте с целью увеличения количества учителей -казаков были учреждены стипендии для воспитанников - казаков с указанием непременного условия прослужить положенное число лет в Донской области. Размер казённой стипендии на каждого воспитанника определялся в ..….. руб. в год. Экскаватор должен вырыть траншею длиной 20 м, шириной 5 м и глубиной 2 м. Какой объём грунта придётся вынуть ему ? Решение: V = 20∙5∙2 = 200 м³. 200
Подведём итоги урока а) В каких единицах измеряется объём? б) Сколько дм³ в 1 л? в) Как вычислить объём параллелепипеда, куба? г) Фигура состоит из 19 кубиков со стороной 1 см каждый. Чему равен объём фигуры?
РЕФЛЕКСИЯ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я узнал(а)… Я научился(ась)… Мне понравилось… Я затруднялся(ась)… Моё настроение…
СПАСИБО ЗА УРОК! ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Стр.247, №965, 967 ( а,б ), 971; 2) Стр.245-246, п. 10.3 ( повторить правила и формулы).
РЕСУРСЫ 1. Дорофеев Г.В. и др.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2013. 2. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: С.А.Бокарева , Т.В.Смирнова, Москва «Просвещение» 2012. 3. Дидактические материалы к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., Москва «Просвещение» 2012. 4. Контрольные работы 5-6 классы к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова и др., Москва «Просвещение» 2012. 5. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вычисление объемов прямоугольного параллелепипеда и куба
познакомить учащихся с вычислениями объемов прямоугольного параллелепипеда и куба...
Вычисление объемов прямоугольного параллелепипеда и куба
Озакомить учащихся с вычислениями объема прямоугольного параллелепипеда и куба...
Урок по математике 5 класс "Объём прямоугольного параллелепипеда"
Урок обобщения и систематизация знаний....
Урок по математике 5 класса Тема: "Прямоугольный параллелепипед"
Урок по математике 5 класс.Тема: "Прямоуголный параллелепипед"Урок открытия новых знанийУрок с использованием технологии развития критического мышления....
урок математики 5 класс "Объем прямоугольного параллелепипеда"
Конспект урока и презентация...
Урок математики по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда" 5 класс
Урок - практическая работа. Учащиеся самостоятельно работают в группах и исследуют разные методы измерения объёма тел....