Урок математики в 5 классе «Объемы прямоугольного параллелепипеда и куба» с актуализацией казачьего компонента.
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

Щербаков Александр Викторович

Представленный мною урок разработан и предназначен для закрепления изученного материала по теме «Объемы прямоугольного параллелепипеда и куба» на уроках математики в 5-6 классах. Основная цель урока: сформировать умение применять формулы объемов параллелепипеда и куба при решении задач.  Данная  работа  способствует развитию патриотизма и пополнению «копилки» знаний об истории казачества. Задачи для урока подобраны из разных источников и сконструированы на основе краткого исторического материала развития системы образования на территории Области Войска Донского. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щербаков Александр Викторович

учитель математики

Государственное казённое общеобразовательное учреждение казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова

400110, г.Волгоград, Красноармейский район, р.п.Южный 

УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

 «ОБЪЁМЫ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА И КУБА» С АКТУАЛИЗАЦИЕЙ  КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА.

                                                                                                                                            (Слайд №1)

Тип урока: урок закрепления изученного материала на основе казачьего компонента.

Цели урока:

 Образовательные:  (Слайд №3).

  • сформировать умение применять формулы объемов параллелепипеда и куба при решении задач.
  • познакомиться с историческим материалом развития системы образования на территории  Области Войска Донского.

Развивающие:

  • содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
  • способствовать развитию познавательного интереса;
  • создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
  • расширить математический кругозор.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
  • показать значение математических знаний в жизни, побудить к  применению этих знаний в жизненных ситуациях,

Оборудование:  модели параллелепипеда и куба, варианты тестов, проектор.

Ход урока.

  1.  Организационный момент. 

(Приветствие воспитанников, запись темы урока в тетради).

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами не только повторим тему "Объём прямоугольного параллелепипеда и объём куба",  но и познакомимся с историческим материалом развития системы образования на территории  Области Войска Донского.

          Учитель:  Итак, начнем.  (Слайд №2).

Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи –
За работу, в добрый час!  

                                                                                                                                         

II. Высказывание Владимиара Галактионовича Короленко - русского писателя украинско-польского происхождения (1853-1921г.г.).  (Слайд №4)

III. Повторение и закрепление материала:  (Слайд №5).

  1. Устная работа:          

вычислите:

а)  4×16         64        б)                + ?                  : ?                  ­  ?                 + ?

       +11         75

       : 15          5

       ×12         60    

       : 20          3          

2.   Самостоятельная тестовая работа с последующей самопроверкой:                            (Выполняют на листочках небольшой тест). (Слайд №6, приложение 1 ).

Учитель: Ответьте на 5 вопросов теста. Затем поменяйтесь вариантами друг с другом, проверьте по ключу на доске и поставьте оценку в отведенной графе.

1)  Любой прямоугольный параллелепипед  состоит из граней. Их у него:

А) 12                        Б) 8                        В) 6                         Г) 10

2)   У каждого параллелепипеда есть рёбра. Это:

А)  Прямоугольники   Б) Прямые            В) Треугольники   Г) Отрезки

3)   У куба все рёбра:

А)  Попарно равны      Б) Разные             В) Равны                 Г) Другой ответ

4)   У параллелепипеда противоположные грани:  

А)  Равны                      Б) Квадраты        В) Разные                Г) Другой ответ

5)   У прямоугольного параллелепипеда есть вершины.  Их у него:

      А) 6                          Б) 8                       В) 12                        Г) 10

Ключ к тексту. (Слайд №7).

1

2

3

4

5

В

Г

В

А

Б


         IV. Устная работа.  (Слайд №8).   

Учитель: Вычислите и расположите трёхзначные ответы в порядке возрастания. Прочитайте, что мы будем учиться вычислять сегодня.

17 × 10 =  170     ъ 

16 × 4 =  64         у

936 : 3 = 312       ё

171 : 9 = 19         ж

10² = 100             о

218 × 2 = 436      м

555 : 5 = 111       б  

Учитель: Важным свойством тела является его вместимость.   Вместимость фигуры характеризуют объемом.

Учитель:  За единицу измерения объема принимают объем  единичного куба.     (Слайд №9).

Учитель:  Вспомним единицы измерения объёма.        (Слайд №10).

1 мм³, 1см³; 1дм³, 1м³, 1км³  (записать в тетради).

Учитель:  Представьте себе кубик с ребром в 1 см (демонстрируется кубик). Если составить фигуру из 4 таких кубиков, то чему будет равен объём?        (Слайд №11).

Задача:  (Слайд №12).     

       Пусть a=4 см, b=3 см, с=2 см. Разобьём его на два слоя толщиной 1 см. Каждый слой имеет длину 4 см и состоит из четырёх кубиков, значит объём слоя равен 4×3=12 см³, а всего параллелепипеда будет (4×3)×2=24 см³.

Учитель:  Сформулируйте правило для вычисления объёма параллелепипеда.

На доске и в тетрадях: V= аbc. (Слайд №13).

Учитель:  Кто может записать и объяснить формулу для определения объёма куба?

На доске и в тетрадях: V= а³.  

V. Занимательная задача:

В противоположных вершинах куба сидят паук и муха. Каким кратчайшим путём паук сможет доползти до мухи? Сколько таких путей? (Ответ: 6) (Слайд №14).

VI. 

Учитель: Переходим к истории развития  системы образования на территории  Области Войска Донского.  (Слайды №№15-25).

VII. Подведение итогов урока:  (Слайд №26).

  1. Фронтальный опрос:

А В каких единицах измеряется объём?

Б) Сколько дм³ в 1 л?

В) Как вычислить объём параллелепипеда, куба?

Г) Фигура состоит из 19 кубиков со стороной 1 см каждый. Чему равен объём фигуры?

     

2)  Рефлексия: (Слайд №27).

  •  Я узнал…
  •  Я научился…
  •  Мне понравилось…
  •  Я затруднялся…
  •  Моё настроение…  

VIII. Домашнее задание. (Слайд №28).

VIX. Ресурсы.  (Слайд №29).

1.  Дорофеев Г.В. и др.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений /    М.: Просвещение, 2013.

2. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: С.А.Бокарева, Т.В.Смирнова,  Москва «Просвещение» 2012.

3.  Дидактические материалы к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., Москва «Просвещение» 2012.

4. Контрольные работы 5-6 классы к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова и

др., Москва «Просвещение» 2012.

5.   Интернет-ресурсы.

Приложение 1

Самостоятельная тестовая работа.

Фамилия  _______________________________________

Имя          _______________________________________

               

(Обвести кружком правильный ответ.)

1) Любой прямоугольный параллелепипед  состоит из граней.  Их у него:

а) 12.                           б) 8.                          в) 6.                          г) 10.

2) У каждого параллелепипеда есть ребра. Это:

а) Прямоугольники.  б) Прямые.              в) Треугольники.    г) Отрезки.

3)  У куба все рёбра:

а) Попарно равны.    б) Разные.                в) Равны.                 г) Другой ответ.

4) У параллелепипеда противоположные грани:  

а) Равны.                    б) Квадраты.            в) Разные.               г) Другой ответ.

5) У прямоугольного параллелепипеда есть вершины.  Их у него:

а) 6.                             б) 8.                          в) 12.                        г) 10.

Оценка работы:

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Правильно выполненные

Менее 3

заданий

3 задания

4 задания

5 заданий

задания

Оценка ученика__________________

Оценка учителя__________________

Приложение 2

Сегодня на уроке

  •  Я узнал(а)…______________________________________________________

  •  Я научился(ась)…_________________________________________________

  •  Мне понравилось…_______________________________________________

  •  Я затруднялся(ась)…______________________________________________

  •  Моё настроение…________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЪЁМЫ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА И КУБА 5 класс Работу выполнил: Щербаков А.В. учитель математики ГКОУ казачий кадетский корпус имени героя Советского Союза К.И.Недорубова 2014

Слайд 2

Ну-ка проверь дружок Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас! Пожелаем же удачи – За работу, в добрый час!

Слайд 3

ЦЕЛИ УРОКА: Сформировать умение применять формулы объёмов параллелепипеда и куба при решении задач. Познакомиться с историческим материалом развития системы образования на территории Области Войска Донского. ззакрепить полученные знания по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии » закрепить полученные знания по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии » акрепить полученные знания по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии »

Слайд 4

"Казак - человек особенный. Нет других таких... У него, ...и речь, и поведение, и даже выходка другая. В. КОРОЛЕНКО Да, казачий строй выработал свой особенный человеческий тип".

Слайд 5

РАЗМИНКА а) 4×16 +11 : 15 ×12 : 20 Б) 8 96 23 69 60 × + ­ : 64 75 5 60 3 3 15 9 12

Слайд 6

тест 1) Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него: а) 12. б) 8. в) 6. г) 10. 2) У каждого параллелепипеда есть рёбра. Это: а)Прямоугольники. б)Прямые. в)Треугольник. г)Отрезки. 3) У куба все рёбра: а)Попарно равны. б)Разные. в)Равны. г)Другой ответ. 4) У параллелепипеда противоположные грани: а)Равны. б)Квадраты. в)Разные. г)Другой ответ. 5) У прямоугольного параллелепипеда есть вершины. Их у него: а) 6. б) 8. в) 12. г) 10.

Слайд 7

КЛЮЧ К ТЕСТУ 1 2 3 4 5 В Г В А Б Оценка «2» «3» «4» «5» Правильно выполненные Менее 3 заданий 3 задания 4 задания 5 заданий задания Оценка работы:

Слайд 8

УСТНАЯ РАБОТА Вычислите и расположите трёхзначные ответы в порядке возрастания. Прочитайте, что мы будем вычислять сегодня. 17 × 10 = Ъ 16 × 4 = У 936 : 3 = Ё 171 : 9 = Ж 10² = О 218 × 2 = М 555 : 5 = Б

Слайд 9

Важным свойством тела является его вместимость. Вместимость фигуры характеризуют объемом. За единицу измерения объема принимают объем единичного куба.

Слайд 10

ЕДИНИЦЫ ОБЪЁМА кубический миллиметр (1 мм³) кубический сантиметр (1 см³) кубический дециметр (1 дм³) кубический метр (1 м³) кубический километр (1 км³) 1 дм³ = 1 л (литр)

Слайд 11

1 см³ 1 см² 1 c м ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЁМА 1 см³ 1 см³ 1 см³ 1 см³

Слайд 12

ЗАДАЧА 1 см³ 4 3 3 3 2 4×3=12 c м³ (4×3)×2=24см³ 4

Слайд 13

а b с V= a·b·c а а а V=a³ Внимание! При вычислениях все измерения должны быть выражены в одинаковых единицах. ВСПОМНИМ ФОРМУЛЫ ОБЪЁМОВ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА И КУБА

Слайд 14

В противоположных вершинах куба сидят паук и муха. Каким кратчайшим путём паук сможет доползти до мухи? Занимательная задача Сколько таких путей? 6

Слайд 15

Первое учебное заведение на Дону - Главное народное училище (1790 г.). В 1798 г. в нем было 80 учащихся. Существовали и домашние школы. Обучали в них «письму, азбуке, Часослову и Псалтырю под руководством педагогов вроде Цыфиркина и Кутейкина». В 1804 г. в частных домах обучалось ……. детей, в том числе только 49 девочек.

Слайд 16

Выполним действия: V = a∙b∙c V = (37∙7)∙1 = 259 см³ Найдите объем прямоугольного параллелепипеда , если a = 37 см , b = 7 см и c = 1 см.

Слайд 17

В 1804 г. в частных домах обучалось …… детей, в том числе только 49 девочек. Их «учителями» были «11 церковников, 1 казак, обер-офицерская жена, 7 казачьих жен и одна девица...» 259

Слайд 18

Грамотные казаки были тогда «на вес золота». Их разыскивали по всем станицам с помощью специальных грамот .

Слайд 19

Постепенно количество образовательных учреждений на Дону росло и к 1887 году учащихся войскового сословия в средних учебных заведениях военных и гражданских мужского пола было …… человека, женского – 743. Тем самым на одну тысячу душ войскового населения приходилось 3,3 учащихся мужского пола и 1,3 – женского. Посчитаем: V = abc 1) 17∙16 = 272 (м²) 2) 272∙7 = 1904 (м³) Ответ: 1904. Найти объем комнаты (V) , если известно, что длина комнаты равна 17 м , ширина равна 16 м, а её высота составляет 7 м. 1904

Слайд 20

Найти длину (a) прямоугольного параллелепипеда, если V = 4700 см³ , ширина ( b ) = 10 см , высота ( c ) = 5 см . a = V : (b ∙ c) Вычисляем: 1) 10 ∙ 5 = 50 (см²) 2) 4700 : 50 = 94 (см) Ответ: 94 . 2 классические гимназии, 3 прогимназии, реальное училище, учительская семинария, духовная семинария, кадетский корпус, юнкерское училище, военно-ремесленная школа, военно-фельдшерская школа, Аксайский мореходный класс, два духовных училища, 303 низших и начальных учебных заведения, …… церковно-приходские школы. В области ВОЙСКА ДОНСКОГО НА 1887 г. имелись: 94

Слайд 21

мужские учебные заведения: прогимназии, учительская семинария, технические, городские, окружные, духовные и приходские училища, мореходные классы, военно-фельдшерские, военно-ремесленные, станичные, хуторские, сельские, церковноприходские школы, школы грамотности и приюты; женские: епархиальное училище, 4-классные, Гогоевское училище для армянских девиц, городские начальные, одноклассные сельские и приюты. Данные о распространении в казачьем населении низшего образования:

Слайд 22

На содержание большей части сих училищ, а также и на стипендии для донских уроженцев при учебных заведениях империи ежегодно расходовалось из войсковых сумм 370.000 рублей. (всего 2.590.000 рублей). Посчитайте, какую часть от войсковой суммы составляют стипендии. 37 0 . 000/ 2.59 0 . 0 00 = 1/7 .

Слайд 23

В 1907 г. был открыт Новочеркасский политехнический институт (НПИ) - первый вуз на Дону. В первые же годы своего существования институт стал крупным научным центром на Юге России. Первым ректором его был заслуженный профессор, доктор математики Н. Н. Зинин . До 1907 г. нужда в кадрах заставляла Войско выделять средства на обучение своих студентов в высших и средних специальных учебных заведениях Петербурга, Москвы и других городов России.

Слайд 24

Во вновь открытых городским комитетом чайных имеются книги и газеты, которыми однако многие из посетителей не в состоянии будут пользоваться вследствие неумения читать. Желая явиться на помощь таким лицам, многие из преподающих выразили же чаяние явиться в чайные и читать неграмотным лицам. ГРОМКИЕ ЧИТКИ ДЛЯ НЕГРАМОТНЫХ ЛИЦ В ЧАЙНЫХ-ЧИТАЛЬНЯХ

Слайд 25

В открытом осенью 1911 г. Новочеркасском учительском институте с целью увеличения количества учителей -казаков были учреждены стипендии для воспитанников - казаков с указанием непременного условия прослужить положенное число лет в Донской области. Размер казённой стипендии на каждого воспитанника определялся в ..….. руб. в год. Экскаватор должен вырыть траншею длиной 20 м, шириной 5 м и глубиной 2 м. Какой объём грунта придётся вынуть ему ? Решение: V = 20∙5∙2 = 200 м³. 200

Слайд 26

Подведём итоги урока а) В каких единицах измеряется объём? б) Сколько дм³ в 1 л? в) Как вычислить объём параллелепипеда, куба? г) Фигура состоит из 19 кубиков со стороной 1 см каждый. Чему равен объём фигуры?

Слайд 27

РЕФЛЕКСИЯ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я узнал(а)… Я научился(ась)… Мне понравилось… Я затруднялся(ась)… Моё настроение…

Слайд 28

СПАСИБО ЗА УРОК! ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Стр.247, №965, 967 ( а,б ), 971; 2) Стр.245-246, п. 10.3 ( повторить правила и формулы).

Слайд 29

РЕСУРСЫ 1. Дорофеев Г.В. и др.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2013. 2. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: С.А.Бокарева , Т.В.Смирнова, Москва «Просвещение» 2012. 3. Дидактические материалы к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., Москва «Просвещение» 2012. 4. Контрольные работы 5-6 классы к учебному комплекту Г.В.Дорофеева, авторы: Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова и др., Москва «Просвещение» 2012. 5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вычисление объемов прямоугольного параллелепипеда и куба

познакомить учащихся с вычислениями объемов прямоугольного параллелепипеда и куба...

Вычисление объемов прямоугольного параллелепипеда и куба

Озакомить учащихся с вычислениями объема прямоугольного параллелепипеда и куба...

Урок по математике 5 класса Тема: "Прямоугольный параллелепипед"

Урок по математике 5 класс.Тема: "Прямоуголный параллелепипед"Урок открытия новых знанийУрок с использованием технологии развития критического мышления....

Урок математики по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда" 5 класс

Урок - практическая работа. Учащиеся самостоятельно работают в группах и исследуют разные методы измерения объёма тел....