Рабочая программа по геометрии 11 класс
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему

Чижова Марина Владимировна

Рабочая программа по геометрии 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_11_kl.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основании:

1.Федерального закона от 29.12.2012  № 273 –ФЗ. «Об образовании в РФ»,

2.Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015,

4.Положения «О рабочей программе учебных предметов, курсов и дисциплин», утвержденного на педагогическом совете (протокол № 3 от 10.01.2014г.),

5. Примерной программы среднего общего образования и авторской программы (составитель Бурмистрова)/ Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Москва. Просвещение.2009/ к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных школ авторов Л. С. Атанасяна, В. Ф.Бутузова и др.,  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Основные цели курса: 

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности.

Задачи.

 Образовательные:

- закрепить сведения о векторах и действиях с ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве;

-сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости;

-дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре;

- ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

-освоить  навыки и умения проведения доказательств, обоснования  выбора решений;

Развивающие: - развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей.

Воспитывающие: - воспитать средствами геометрии культуру личности , отношение к математике как части общечеловеческой культуры.

 Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Изменений в рабочей программе нет.  

  Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

     Осуществление целей образовательной программы по геометрии для 11 класса обусловлено так же использованием в образовательном процессе следующих технологий: игровое моделирование (работа в малых группах, работа в парах сменного состава); проблемное обучение; личностно ориентированное обучение.

     В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды и формы контроля: самостоятельные работы, тестирование, математические диктанты, контрольные работы. Формы учёта достижений это: проверка тетрадей по предмету, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность, участие в олимпиадах, математических конкурсах.

Количество часов: 1,5 ч в неделю, всего 51 час. Плановых контрольных работ: 3.

Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.  

Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования, практических работ.

                      Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

                               Календарно-тематический план

№ урока

Содержание материала

Количество часов

Дата по плану

Дата фактическая

1.

Повторение. Понятие вектора в пространстве

1

Глава V. Метод координат в пространстве       (13 ч)

2

Прямоугольная система координат.  Координаты почки.

1

3.

Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек.

1

4.

Связь между координатами векторов и координатами точек.

1

5.

Простейшие задачи в координатах.

1

6

Простейшие задачи в координатах.

1

7

Решение задач по теме «Координаты вектора»

Самостоятельная работа

1

8

Скалярное произведение векторов.

1

9

Вычисление углов между прямыми и плоскостями.

1

10

Уравнение плоскости.

1

11

Центральная, осевая и зеркальная симметрии.

1

12

Параллельный перенос.                            Преобразование подобия.

1

13

Контрольная работа №1 по теме «Метод координат в пространстве».

1

14

Зачет №2 по теме «Метод координат в пространстве».

1

Глава VI. Цилиндр, конус, шар (13 ч)

15

Цилиндр.

1

16

Площадь поверхности цилиндра.

1

17

Решение задач по теме «Цилиндр».

1

18

Понятие конуса.

1

19

Площадь поверхности конуса.

1

20

Сфера и шар. Уравнение сферы.

1

21

Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.

1

22

Площадь сферы.

1

23

 Взаимное расположение сферы и прямой

1

24

Сфера, вписанная в цилиндрическую и коническую поверхности.

1

25

Решение задач по теме «Сфера».

1

26

Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус, шар».

1

27

Зачет №3 по теме «Цилиндр, конус, шар».

1

.

Глава VII. Объемы тел (17 ч)

28

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

29

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

30

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

31

Объем прямой призмы.

1

32

Объем цилиндра.

1

33

Объем наклонной призмы.

1

34

Объем пирамиды.

1

35

Объем конуса.

1

36

Решение задач по теме «Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса»

Самостоятельная работа

1

37

Объем шара .

1

38

Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

1

39

Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

1

40

Площадь сферы.

1

41.

Площадь сферы.

1

42

Решение задач по темам «Объем шара» и «Площадь сферы».

1

43

Контрольная работа №3 по теме «Объемы тел»

1

44

Зачет №4 по теме «Объемы тел»

1

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации (7 ч)

45

Параллельность прямых и плоскостей.

1

46

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

1

47.

Теорема о трех перпендикулярах.

1

48

Многогранники.

1

49

Векторы в пространстве.

1

50

Некоторые сведения из планиметрии.

1

51

Некоторые сведения из планиметрии.

1

                                        Содержание учебного курса

Координаты точки и координаты векторов в пространстве. Движения.

Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.

Цилиндр, конус, шар

Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.

Объем и площадь поверхности

Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей. Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей. Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.

Повторение .Цель: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения

                           Формы и средства контроля

Программа предусматривает проведение

1.традиционных уроков,

2.чтение установочных лекций

3.обобщающих уроков

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по темам курса, заниматься индивидуально решением заданий ЕГЭ.

Использование информационных технологий позволяет расширить рамки изучения предмета. Особое место отводиться для самостоятельной деятельности ученика во время урока и при выполнении домашних заданий по математике.

Текущий контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, устных и письменных опросов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника. Всего 3 контрольных работы. Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки

Критерий оценки письменных и контрольных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

  1. Работа выполнена полностью;
  2. В логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  3. В решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала)

Отметка «4» ставится, если:

  1. Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  2. Допущена одна ошибка или 2-3 недочета в выкладках, чертежах, графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки)

Отметка «3» ставится, если:

  1. Допущены более одной ошибки или более 2-3 недочетов в выкладках, чертежах или графиках, на учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  1. Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере

Отметка «1» ставится, если:

  1. Учащийся не приступил к работе.

Работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. 

                    Перечень учебно – методических средств обучения

Основная литература

1. Программы по геометрии к учебнику 10-11. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. (Составитель сборника  программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2009)

2. Геометрия, учеб. для 10-11 кл./ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная литература

3. Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 11 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007

4. Изучение геометрии в 10-11 классах: методические рекомендации: /кн. для учителя/ С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов.  М.: Просвещение, 2001г.

5 Смирнов В.А. Планиметрия: пособие для подготовки к ЕГЭ/ Под ред. И.В. Ященко и А.В. Семёнова. – М.: МЦНМО, 2009

6 Смирнов В.А. Стереометрия: пособие для подготовки к ЕГЭ/ Под ред. И.В. Ященко и А.В. Семёнова. – М.: МЦНМО, 2009

Электронные образовательные ресурсы.

1.Тренировочные упражнения для отработки задач С2, С4 ЕГЭ. Автор М. А. Мичасова(курсы 2013г.)

2.Интерактивная математика. 5-11 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.

3.Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.

Приложение к рабочей программе «Геометрия 11 класс»

                                      Контрольная работа № 1

1. Вычислите скалярное произведение векторов  и , если

2. Дан куб АBCDA1B1C1D1.  Найдите  угол между прямыми AD1 и ВМ,  где М – середина ребра DD1.

3. При движении прямая а отображается на прямую а1, а плоскость α – на плоскость α1. Докажите, что если а║α, то а1║ α1.

                                          Контрольная работа № 2

1.  Осевое сечение цилиндра – квадрат, площадь основания цилиндра равна 16π см2.  Найдите площадь полной поверхности цилиндра.

2. Высота конуса равна 6 см, угол при вершине осевого сечения равен 1200. Найдите: а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен 300

 б) площадь боковой поверхности конуса.

3. Диаметр шара равен 2m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 45о к нему. Найдите длину линии пересечения сферы этой плоскости.

                                                 Контрольная работа № 3

1. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол 60о. Найдите отношение объёмов конуса и шара.

2. Объём цилиндра равен 96π см3, площадь его осевого сечения – 48 см2. Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....