Урок геометрии в 9 классе на тему "Поворот"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему
Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povorot_9_klass.rar | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 9 классе по теме «Поворот». 14. 03. 2012 г.
Цели:
образовательные
- знать определение поворота и уметь доказывать, что он является движением;
- строить образы простейших фигур при повороте;
развивающие
- развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
воспитательные;
- воспитывать потребность в доказательных рассуждениях, аккуратность при выполнении рисунков,
Оборудование:
учебник геометрии 7- 9 кл., Л. С. Атанасян;
презентация «Поворот»;
транспортир, циркуль;
карточки для теста «Движение»;
набор геометрических фигур для выполнения орнамента.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока.
Ι. Организационный момент. (1 мин)
Цель: мотивация изучения нового вида преобразования фигур, формулирование целей урока.
Учитель. Трудно найти человека, не любовавшегося орнаментами. И в наскальных рисунках, и в росписях дворцов, и на обоях современных квартир можно обнаружить эти удивительные узоры. Чем сложнее эти рисунки, тем интереснее их связь с геометрией. Узоры, полученные с помощью симметрии, параллельного переноса фигур, являются прекрасными образцами соединения частей в единое целое. Перед вами несколько таких орнаментов. (Слайд 1)
Сегодня мы повторим виды движений, их свойства и добавим к знаниям о движениях ещё один вид, который называется поворот. Это нам поможет прикоснуться к искусству создания орнаментов. Запишите тему урока. (Слайд 2)
II. Изучение нового материала.
1.Подготовительный этап. (Тест, самопроверка, 5 мин).
Цель: актуализация знаний с целью подготовки учащихся к усвоению понятия поворота и доказательству того, что он является движением через решение задач: на определение вида движения, осей симметрии фигур, измерение углов с помощью транспортира.
Учитель. Чтобы не забыть старых знакомых и научиться строить образы простейших фигур при повороте, выполним задания.
Учащиеся выполняют тест на движение. (Слайд 3)
Итог: (подводят учащиеся) Мы выполнили задания, вспомнив: определение движения, его виды и свойства; измеряли углы.
2.Введение понятия (абстрактно – дедуктивное, 2 мин)
Цель: ввести понятие поворота и доказать что он является движением.
Учитель. Вы успешно решили задачи, поэтому сумеете понять, что такое поворот.
Отметим на плоскости точку О (центр поворота) и зададим угол α (угол поворота).
Определение. Поворотом плоскости вокруг точки О на угол α называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в такую точку М1, что ОМ = ОМ1 и угол МОМ1 равен α. (Слайд 4)
Учитель. Прочитайте определение и выделите существенные признаки поворота.
Учащиеся. 1. Отображение плоскости на себя
2. Каждая точка М отображается в такую точку М1, что ОМ = ОМ1
3.∟ МОМ1 = α.
3.Усвоение понятия (фронтальная работа, 4 мин)
Цель: повторить формулировку определения поворота, ход построения образа точки при повороте, уметь решать задачи на непосредственное применение определения.
Учитель. Укажите на каких рисунках выполнен поворот на угол α (обоснуйте свой выбор). Работа с таблицей.
Замечание: поворот на 180° по часовой стрелке совпадает с поворотом этой же точки на 180° против часовой стрелки и является центральной симметрией.
Учитель. Пользуясь определением поворота, опишите ход построения образа точки М. Учащиеся. (Слайд 5) (3 мин) Алгоритм построения образа точки М при повороте вокруг точки О:
- Провести луч ОМ;
- Построить ∟МОМ1 = α;
- Проводим дугу окружности с центром в точке О и радиусом ОМ до пересечения с лучом ОМ1;
- Точка пересечения М1 есть образ точки М при повороте на угол α. (Слайд 6)
Учитель. В какую точку при повороте переходит точка О?
Задачи на построение (учащиеся выполняют на доске и в тетрадях, 5 мин):
- Постройте точку, в которую переходит точка М при повороте около точки О на 60° по часовой стрелки.
Учащиеся. Ход построения: 1) проводим луч ОМ; 2) от него по часовой стрелке откладываем ∟МОМ1 = 60°; 3) ОМ = ОМ1
- Постройте отрезок, в который переходит отрезок АВ при повороте на 120° против часовой стрелки около точки О, которая не лежит на отрезке. (Слайд 7)
Ход построения: 1) проводим луч ОА1; 2) от него против часовой стрелки откладываем ∟АОА1 = 120°; 3) ОА = ОА1; 4) проводим луч ОВ1; 5) от него против часовой стрелки откладываем ∟ВОВ1 = 120°; 6) ОВ = ОВ1. А1В1 – образ отрезка АВ при повороте вокруг точки О на 120° против часовой стрелки.
Работа в парах (3 мин):
3. Поворот отрезка вокруг одного из его концов и вокруг точки, лежащей на отрезке. (задание для 1 и 2 ряда)
Выполним поворот отрезка ОВ вокруг точки О по часовой стрелке на 50°. Если затрудняетесь, то можете обратится к подсказке, которая есть у вас на партах.
Построение 1 ряда.
1.Проведём луч ОВ.
2. От него по часовой стрелке откладываем ∟ВОВ1 = 50°.
3. Циркулем проводим дугу окружности с центром в точке О радиусом ОВ до пересечения с лучом ОВ1.
4. Точка пересечения В1 есть образ точки В при повороте. Отрезок ОВ1 – образ отрезка ОВ при повороте его вокруг точки О по часовой стрелке на 50°.
Построение 2 ряда. (Выполняют поворот отрезка C D на 50° против часовой стрелки вокруг точки, которая лежит на отрезке).
1.Проводим луч ОС.
2. От него против часовой стрелке откладываем ∟СОС1 = 50°.
3.Циркулем проводим дугу окружности с центром в точке О радиусом Ос до пересечения с лучом ОС1.
4. Точка пересечения С1 есть образ точки С при повороте. Отрезок ОС1 – образ отрезка ОС при повороте его вокруг точки О по часовой стрелке на 50°. Аналогично поступаем с точкой D. (Слайд 8)
Итог: научились находить на рисунках поворот и обосновывать свой выбор с помощью определения; составили алгоритм построения образов точек при выполнении поворота и применяли его в простых случаях.
Учитель. Докажем, что поворот является движением. Самостоятельно прочитать доказательство в учебнике (3 – 5 мин).
Вопросы учащимся:
- С чего начинали доказательство? (Выполнили поворот точек М и N)
2. Что делали дальше? (Рассмотрели ∆ОМN, ∆ОМ1N1 и доказали, что они равны)
- Зачем? (Из равенства треугольников получили, что МN = М1N1)
- Дальше? (Сделали вывод: т. к. расстояние при повороте сохраняется, то он является движением)
Составить план доказательства (работа в парах).
План: (записать в тетрадь, слайд 9)
Дано: поворот.
Доказать: поворот является движением.
Доказательство:
- Поворот точек М и N на угол α против часовой стрелки.
- ∆ОМN = ∆ОМ1N1
- МN = М1N1, т. е. поворот является движением.
4.Закрепление.
Цель: проверка определения поворота, решение более сложных задач с его применением.
Выполнить на доске № 1167. (5 мин)
Решение: Выполним поворот точек В и С. Точка А остаётся на месте, т. е. отображается сама в себя.
1. Проводим луч АВ
2.От него против часовой стрелки откладываем ∟ВАВ1 = 150°
3. Циркулем проводим дугу окружности с центром в т А радиусом ОВ до пересечения с лучом ОВ1.
4. Точка пересечения В1 есть образ точки В при повороте.
5. Аналогично строим точку С1, в которую отображается точка С.
Учитель. (Творческая работа в группах по 4 человека в течение 10 минут под звуки классической музыки, на экране картины художника). (Слайд 11) На экране вы видите орнамент «Бабочки» голландского художника Мориса Эшера, для создания которого используются повороты, параллельные переносы и центральная симметрия. А теперь я предлагаю вам посмотреть, на другие картины этого художника. Он создавал свои работы, используя различные виды движений. (Слайд 12)
Ребята, а теперь и мы с вами вдохновленные видами движений, картинами Эшера, попробуем создать свой орнамент, взяв за основу любую геометрическую фигуру. Использовать можно любой вид движения.
По истечению времени рассматриваются работы с комментарием учащихся об использованных видах симметрии. Всем ученикам выставляются оценки.
Я предлагаю создать свой орнамент, взяв за основу любую геометрическую фигуру и использовать любой вид движения.
III. Итог урока. (1 мин)
Учитель. Урок подошёл к концу. Подведём итог.
- С каким понятием вы сегодня познакомились?
- Как формулируется определение поворота?
- Как построить образ точки М при её повороте вокруг точки О на угол α?
- Какое утверждение относительно поворота мы доказали?
- Что вызвало затруднение?
- Что понравилось?
IV. Задание на дом: (1 мин) П. 117, в. 16, 17, № 1171, выбрать рисунок и выполнить все виды движения (творческое задание)
Вариант 1 Тест по теме «Движения»
- а) Определите по рисунку вид движения.
Ответ: А) осевая симметрия; Б) центральная симметрия; В) параллельный перенос.
б) Укажите на рисунке соответственно ось симметрии, центр симметрии, вектор параллельного переноса.
- а) Определите по рисунку вид движения.
Ответ: А) осевая симметрия; Б) центральная симметрия; В) параллельный перенос.
б) Укажите на рисунке соответственно ось симметрии, центр симметрии, вектор параллельного переноса.
- Какие из приведённых треугольников имеют оси симметрии? Укажите номера этих треугольников в ответе.
Ответ: _________
- Сравните градусные меры углов ∟ВОМ и ∟АОС.
В А
С О М
- Измерьте угол и запишите в ответе его градусную меру.
Ответ:___________
Вариант 2 Тест по теме «Движения»
- а) Определите по рисунку вид движения.
Ответ: А) осевая симметрия; Б) центральная симметрия; В) параллельный перенос.
б) Укажите на рисунке соответственно ось симметрии, центр симметрии, вектор параллельного переноса.
- а) Определите по рисунку вид движения.
Ответ: А) осевая симметрия; Б) центральная симметрия; В) параллельный перенос.
б) Укажите на рисунке соответственно ось симметрии, центр симметрии, вектор параллельного переноса.
- Какие из приведённых трапеций имеют оси симметрии? Укажите номера этих трапеций в ответе.
1 2 3 4
Ответ: _________
- Сравните градусные меры углов ∟ВОМ и ∟АОС.
В А
С О М
- Измерьте угол и запишите в ответе его градусную меру.
Ответ:___________
Укажите на каких рисунках выполнен поворот на угол α (обоснуйте свой выбор)
Таблица 1.
Объект | Признаки поворота на угол α. | |||
Отображение плоскости на себя | Каждая точка М отображается в такую точку М1, что ОМ = ОМ1 | ∟ МОМ1 = α. | Вывод | |
М О М1 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"
Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...
Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".
Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....
Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".
Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....
Технологическая карта урока геометрии 7 класс. Тема урока: Второй признак равенства треугольников.
Тема урока: Второй признак равенства треугольников. Тип урока: Урок изучения нового материала...
Геометрия. Презентация к уроку геометрии 9 класс "Уравнение окружности"
Презентация к уроку геометрии 9 класс "Уравнение окружности"...
Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма». Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий.
Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма».Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий....
Проект урока геометрии 8 класс. Тема урока: «Площадь треугольника»
Конспект урока...