Рабочая программа учебного курса "Наглядная геометрия", 5 класс
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему
Предлагаемая рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» разработана на основе авторского тематического планирования // Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для обучреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.-12-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности.
Для реализации настоящей рабочей программы используется учебное пособие «Наглядная геометрия.5-6 кл.» (пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. -М.:Дрофа, 2010 г.), которое входит в перечень учебных пособий, рекомендуемых для использования в образовательном процессе и преподавания учебного курса «Наглядная геометрия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_naglyad_geom_5_mou_sosh_no2_polyakova_g.m.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Полякова Галина Михайловна, учитель математики МОУ СОШ №2 г. Алексеевки Белгородской области
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» ориентирована на учащихся 5 «Б» класса и разработана на основе авторского тематического планирования // Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.-12-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010.
При составлении рабочей программы использовались следующие документы:
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»
- Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23.03.2010 № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений».
- Инструктивно-методическое письмо Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов «О преподавании математики в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Эта программа основана на активной деятельности учащихся, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов.
Задачи курса:
- вооружение учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей действительности;
- максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
- развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.
Для реализации настоящей рабочей программы используется учебное пособие «Наглядная геометрия.5-6 кл.» (пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.-М.:Дрофа, 2010.), которое входит в перечень учебных пособий, рекомендуемых для использования в образовательном процессе и преподавания учебного курса «Наглядная геометрия».
Согласно учебному плану МОУ СОШ №2 г. Алексеевки на 2011-2012 учебный год на реализацию программы учебного курса «Наглядная геометрия» выделено по 1 часу в 5 «Б» классе. С учетом составленного расписания учебных занятий на текущий учебный год и графика проведения каникул фактическое количество часов на реализацию рабочей программы учебного курса «Наглядная геометрия» в 5 «Б» классе составляет 34 часа в год (по 1 часу в неделю).
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Учебный курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил через решение задач с практическим содержанием.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Основные приемы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент. Содержание задач в учебном пособии построено таким образом, что проведенные измерения и наблюдения подводят учащихся к самостоятельному формулированию выводов (определений, свойств геометрических фигур).
В ходе преподавания учебного курса, работы над развитием геометрического мышления школьников, учителем обращается внимание на то, чтобы учащиеся 5 класса овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- точного, грамотного изложения своих мыслей в устной, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и наглядных моделей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе.
Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Для реализации программы курса предполагается использовать различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа с опорой на наглядный материал фонда учебного кабинета, индивидуальная и парная работа.
Текущий контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в ходе самостоятельного решения задач из указанного учебного пособия. Учитывая, что в основе учебного курса “Наглядная геометрия” заложена максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами, основной формой контроля является практическая работа.
Рабочей программой предусмотрено проведение 11 практических работ, в том числе 3 работы носят творческий характер. При выполнении творческой практической работы учащимся предлагается самостоятельно составить практические задания по темам «Головоломки», «Задачи со спичками», «Шифровка» и предложить их для решения своим одноклассникам.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения наглядной геометрии учащиеся должны
знать/понимать[1]
- смысл понятия математического доказательства, гипотезы, уметь приводить примеры доказательств;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; приводить примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
- выполнять построения различных геометрических фигур (отрезок, луч, угол, треугольник, окружность и круг, куб);
- выполнять построение разверток куба, простейших правильных многогранников;
- изготавливать бумажные модели куба, правильных многогранников;
- использовать чертежные инструменты (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- выполнять построение треугольников с помощью чертежных инструментов по заданным трем элементам;
- находить площади фигур с использованием палетки;
- формулировать основные свойства геометрических фигур;
- различать фигуры на плоскости от пространственных (окружность и круг, квадрат и куб и т.п.);
- пользоваться основными единицами длины, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- решения занимательных геометрических задач.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ урока | № пункта | Содержание материала | Практические работы | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||
1 | п.1 | Первые шаги в геометрии. | 03.09. | ||
2 | п.2 | Пространство и размерность. | 10.09 | ||
3 | п.3 | Простейшие геометрические фигуры. | 17.09. | ||
4 | п.3 | Простейшие геометрические фигуры. | 24.09. | ||
5 | п.4 | Конструирование из Т. | Практическая работа №1 «Конструкции из Т» | 01.10. | |
6 | п.5 | Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. | 08.10. | ||
7 | п.5 | Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба. | Практическая работа №2 «Куб» | 15.10 | |
8 | п.5 | Куб и его свойства. | 22.10 | ||
9 | п.5 | Изображение куба и его сечений. | 29.10. | ||
10 | п.6 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 19.11. | ||
11 | п.6 | Практическая работа №3. «Танграм. Пентамино». | Практическая работа №3. «Танграм. Пентамино» | 26.11. | |
12 | п.7 | Треугольник. Сумма углов треугольника. | 03.12. | ||
13 | п.7 | Построение треугольников. | 10.12. | ||
14 | п.7 | Построение треугольников. | Практическая работа №4 «Треугольник» | 17.12. | |
15 | п.8 | Правильные многогранники. | Практическая работа №5 «Правильные многогранники» | 24.12. | |
16 | п.9 | Геометрические головоломки. | 14.01. | ||
17 | п.9 | Геометрия танграма. Стомахион. | Творческая практическая работа №6 «Головоломки» | 21.01. | |
18 | п.10 | Измерение длины. | 28.01. | ||
19 | п.10 | Старинные русские меры длины. | 04.02. | ||
20 | п.11 | Измерение площади и объема. Палетка. | 11.02. | ||
21 | п.11 | Практическая работа №7 «Площадь». | Практическая работа №7 «Площадь» | 18.02. | |
22 | п.12 | Вычисление длины, площади и объема. | 25.02. | ||
23 | п.12 | Вычисление длины, площади и объема. | 03.03. | ||
24 | п.12 | Практическая работа №8 «Объемы». | Практическая работа №8 «Объемы» | 10.03. | |
25 | п.13 | Окружность. | 17.03. | ||
26 | п.13 | Деление окружности на части. | 24.03 | ||
27 | п.14 | Геометрический тренинг. | 07.04. | ||
28 | п.15 | Топологические опыты. | 14.04. | ||
29 | п.15 | Топологические опыты. Практическая работа №9 «Топология» | Практическая работа №9 «Топология» | 21.04. | |
30 | п.16 | Задачи со спичками | 28.04. | ||
31 | п.16 | Задачи со спичками | 05.05. | ||
32 | п.16 | Творческая практическая работа №10 «Задачи со спичками» | Творческая практическая работа №10 «Задачи со спичками» | 12.05. | |
33 | п.17 | Зашифрованная переписка. | Творческая практическая работа №11 «Шифровка» | 19.05. | |
34 | п.18 | Задачи, головоломки, игры | 26.05. |
Содержание обучения
1. Введение
Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Пространство и размерность. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол. Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Измерение длины. Меры длины. Старинные русские меры длины.
2. Фигуры на плоскости
Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Построение треугольников. Задачи на разрезание и складывание фигур. Периметр многоугольника. Площади фигур. Палетка. Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля?
3. Линии в геометрии.
Конструкции из треугольников. Паркеты из треугольников. Флексагон. Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник. Окружность. Конструирование из Т. Топологические опыты. Лист МебиусГрафы. Геометрический тренинг. Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.
4. Фигуры в пространстве
Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба. Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба. Изображение куба. Модель куба. Фигурки из кубиков и их частей. Правильные многогранники. Объемы тел.
5. Занимательная геометрия
Задачи, головоломки, игры. Зашифрованная переписка. Паркеты. Танграм. Стомахион. Пентамино. Задачи со спичками.
Перечень учебно – методических средств обучения
Основная литература
1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.
Дополнительная литература
1. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
Средства обучения
- Комплект стереометрических тел.
2. Учебное пособие по геометрии В.П. Шаманова
[1] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «ГЕОМЕТРИЯ» 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «ГЕОМЕТРИЯ» 8 класс ...
Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" 7 класс
Рабочая программа по геометрии для учащихся 7 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по геометрии для основного общего образования и авторской программы, разработанной Л.С....
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 11 класса
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об...
Рабочая программа учебного предмета геометрия УМК «_Атанасян_Ш.А. Геометрия 7-9 » 7 класс, базовый уровень
Рабочая программа учебного предмета УМК «_Атанасян_Ш.А. Геометрия 7-9 »...
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 7а,б класс 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебникам для общеобразовательных учреждений: «Геометрия 7 – 9» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. составлена на основе:1....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета геометрия 2023– 2024 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по геометрии для 8 класса основной общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...