Разработка урока по геометрии по теме «Теорема Пифагора»
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Козина Татьяна Ивановна

Разработка урока по геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора».Преподавание рассчитано на работу по учебнику «Геометрия 7-9» автор Атанасян Л.С.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teorema_pifagora.rar394.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Полх-Майданская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ      ШКОЛА

Конспект

урока по геометрии

         в 8 классе

                                                                  Выполнила:  Козина Т.И.

                                                                                    Учитель физики и    математики      

2013 год.

ТЕМА урока: «ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»

Теорема Пифагора – одна из важнейших теорем геометрии. Она является основой доказательства многих других теорем и решения многих геометрических задач.

ТИП УРОКА:урок получения новых знаний.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Обучающие: дать понятие о теореме Пифагора, доказать теорему Пифагора несколькими способами, способствовать выработке и закреплению навыков применения теоремы Пифагора при решении задач; расширить знания учащихся о жизни великого математика Пифагора; проследить связь геометрии с другими науками.
  • Развивающие: развитие слухоречевой и зрительной памяти учащихся; развитие правильной устной и письменной математической речи; развитие познавательного интереса к предмету геометрии.
  • Воспитательные: продолжить воспитание у школьников аккуратности записей в тетради; воспитание умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой по геометрии; воспитание в детях уверенности в себе при ответах на уроке; формировать позитивное отношение к ситуации взаимопроверки своих знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, , программа MS Office Power Point, презентация «Теорема Пифагора», тетрадь, учебник, чертежные инструменты.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: репродуктивный.

МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Словесные, наглядные, практические.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: рассказ, беседа, практикум.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: преимущественно компьютер, тетрадь, учебник,карточки.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, при проверке знаний – индивидуальная.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника;
  2. уметь доказывать теорему Пифагора;
  3. уметь применять теорему Пифагора при решении задач.

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА:

  1. Организационный момент (1мин.)
  2. Актуализация опорных знаний и умений (5 мин.)
  3. Постановка целей и задач урока (1мин.)
  4. Изучение нового материала (15 мин.)
  5. Закрепление изученного. Решение задач. (20 мин.)
  6. Предъявление и обсуждение домашнего задания (1мин.)
  7. Подведение итогов урока (2 мин.)

ТЕМА УРОКА: «Теорема Пифагора»

1. Организационный момент.

        Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. На экране слайд №2.

Да,путь познания не гладок.

Но знаем мы со школьных лет,

Загадок больше,чем разгадок,

И поискам предела нет!

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Слайд №3: - Какой треугольник называется прямоугольным?

        - Как называются стороны такого треугольника?

        -Как найти площадь прямоугольного треугольника на рисунке?.

Слайд №4: Докажите,что МNPQ- квадрат.

3. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока. 

Слайд№5: тема урока.

Учащиеся записывают число и тему урока в рабочих тетрадях.

Учитель рассказывает о важности изучения новой темы, ее применении.

4. Изучение нового материала.

1. Сообщение  учащегося класса «О ВЕЛИКОМ ПИФАГОРЕ».

Доклад сопровождается иллюстрациями Слайд №5 - №6.

2. Работа над теоремой.

Слайд №7: формулировка теоремы Пифагора.

Дети изображают в тетрадях прямоугольный треугольник, обозначают его вершины, катеты, гипотенузу, и по словесной формулировке теоремы Пифагора пробуют записать в виде формулы соотношение между сторонами прямоугольного треугольника.

3. Способы доказательства теоремы Пифагора:

Слайд №8. Доказательство теоремы Пифагора.

Слайд №9:Аналогичное доказательство.

Слайд №10: Простейщее доказательство.

Слайд №11:Древнеиндийское доказательство.

Слайд №12: Доказательство Евклида.

Слайд №13-14:  Различные формулировки теоремы Пифагора.

-

6. Закрепление изученного. Решение задач.

1.Слайд №15-16:Применение теоремы Пифагора к решению задач..

Подробное решение задач..

.

2.Слайд№17. Работа с учебником.Задача №483(а,б)-решаем у доски.

3.Работа с учебником.Задача №484(а,б)-решаем самостоятельно.Проверяем решение задач.

Слайд №18-19: Задание «Афоризмы Пифагора». Работа по карточкам

.

Слайд №20-23:Занимательные задачи: Задача: «Тополь у реки».(Древнеиндийская задача 12 века);

Слайд №24:Применение теоремы Пифагора в строительстве(Решение задачи про стропилы).

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Что нового узнали на уроке?

- Какую связь устанавливает теорема Пифагора?

- Сформулируйте еще раз теорему Пифагора.

Слайд №.25:Из математических формул выберите те ,которые отражают смысл теоремы Пифагора.

  1. Домашнее задание :Слайд №26:№484(в,г);483(в,г);487.

9.Заключение урока:Слайд№27-28.

(ученик читает стихотворение)

Суть истины вся в том, что нам она – навечно

Когда хоть раз в прозрении ее увидим свет,

И теорема Пифагора через столько лет

Для нас, как для него, бесспорна, безупречна…

(отрывок из стихотворения немецкого писателя А. Шамиссо)

ПРИЛОЖЕНИЕ

«О великом Пифагоре»

О жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г . до н.э. в Древней Греции на острове Самос, который находится в Эгейском море у берегов Малой Азии, поэтому его называют Пифагором Самосским.

Родился Пифагор в семье  Мнесарха - резчика по камню, который сыскал скорее славу, чем богатство. Имя матери Пифагора не сохранилось. Некоторые называли её Пифаидой, дочерью рода Анкея – основателя Самоса. Другие утверждали, будто бы сам Мнесарх назвал жену Пифаидой, а сына – Пифагором в честь дельфийской прорицательницы Пифии. Сделал же так Мнесарх после того, как получил от Дельфийского оракула весть о том, что жена подарит ему необыкновенного сына. Наконец, многие, имея на то основания, считали, что Пифагор – это не имя, а прозвище. Поскольку мудрый учитель высказывал истину столь же постоянно и авторитетно, как и дельфийская Пифия, он был прозван Пифагором.

Слово Пифагор можно перевести как вещающий (прорицающий) как Пифия. Версия о том, что Пифагор это имя не собственное, а прозвище, представляется наиболее правдоподобной.

Ещё в детстве он проявлял незаурядные способности, и когда подрос, неугомонному воображению юноши стало тесно на маленьком острове.

Пифагор перебрался в город Милеет и стал учеником Фалеса, которому в то время шёл восьмой десяток. Мудрый учёный посоветовал юноше отправиться в Египет, где сам, когда-то изучал науки.

Когда Пифагор постиг науку египетских жрецов, то засобирался домой, чтобы там создать свою школу. Жрецы, не желавшие распространения своих знаний за пределы храмов, не хотели его отпускать. С большим трудом ему удалось преодолеть эту преграду.

Однако по дороге домой, Пифагор попал в плен и оказался в Вавилоне. Вавилоняне ценили умных людей, поэтому он нашёл своё место среди вавилонских мудрецов. Наука Вавилона была более развитой, нежели египетская.

Пифагор прожил в Вавилоне около десяти лет и в сорокалетнем возрасте вернулся на родину. Но на острове Самос он оставался недолго. В знак протеста против тирана Поликрата, который тогда правил островом, поселился в одной из греческих колоний Южной Италии в городе Кротоне.

Там в 530 г. до н.э. Пифагор организовал тайный союз молодёжи из представителей аристократии. В этот союз принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Пифагорейцы, как их позднее стали называть, занимались математикой, философией, естественными науками. В школе существовал декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось учителю.

Известно также, что кроме духовного и нравственного развития учеников Пифагора заботило их физическое развитие. Он не только сам участвовал в Олимпийских играх и два раза побеждал в кулачных боях, но и воспитал плеяду великих олимпийцев.

Около сорока лет учёный посвятил созданной им школе и, по одной из версий, в возрасте восьмидесяти лет Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания.

По другой версии, однажды к Пифагору пришёл Килон, человек богатый, но злой, желавший спьяну вступить в братство. Но получив отказ, Килон начинает борьбу с Пифагором и поджигает его дом. При пожаре пифагорейцы спасли жизнь своему учителю, вскоре после этого Пифагор покончил жизнь самоубийством.

«История теоремы Пифагора»

Интересна история теоремы Пифагора. Хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах она встречается за 1200 лет до Пифагора. По-видимому, он первым нашёл её доказательство. Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. Это, однако, противоречит сведениям о моральных и религиозных воззрениях Пифагора. В литературных источниках можно прочитать, что он «запрещал даже убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животные имеют душу, как и мы». В связи с этим более правдоподобной можно считать следующую запись: «… когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принес в жертву быка, сделанного из пшеничного теста».

На протяжении последующих веков были найдены другие доказательства теоремы Пифагора. В настоящее время их насчитывается более ста. Большинство способов её доказательства сводятся к разбиению квадратов на более мелкие части.

Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons Asinorum “ослиный мост” или elefuga – “бегство убогих”, так как некоторые “убогие” ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии.

Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому “ослами”, были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

План конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора" с использованием электронных образовательных ресурсов....

Урок по геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Урок по геометрии по теме "Теорема Пифагора"...

Урок геометрии по теме: Теорема Пифагора.

Разработка включает в себя конспект урока, презентацию и самостоятельную работу....

конспект урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора"

конспект урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора" по учебнику Атанасяна...

Методическая разработка урока геометрии по теме «Теорема Пифагора» 8 класс

План-конспект метапредметного урока «Теорема Пифагора»Образовательная область: Математика.Тип урока: урок постановки проблем и их решения (с выполнением индивидуальных мини-проектов).Цель ...

Методическая разработка для учителей по проведению урока геометрии по теме "теорема Пифагора"

Презентация к уроку геометрии по теме "теорема Пифагора".Данный материал направлен на формирование УУД моделирование на уроках геометрии....

Разработка урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора"

Разработка урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора", 8 класс....