Разработка урока по геометрии по теме «Теорема Пифагора»
методическая разработка по геометрии (8 класс)
Разработка урока по геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора».Преподавание рассчитано на работу по учебнику «Геометрия 7-9» автор Атанасян Л.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 394.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Полх-Майданская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Конспект
урока по геометрии
в 8 классе
Выполнила: Козина Т.И.
Учитель физики и математики
2013 год.
ТЕМА урока: «ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»
Теорема Пифагора – одна из важнейших теорем геометрии. Она является основой доказательства многих других теорем и решения многих геометрических задач.
ТИП УРОКА:урок получения новых знаний.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Обучающие: дать понятие о теореме Пифагора, доказать теорему Пифагора несколькими способами, способствовать выработке и закреплению навыков применения теоремы Пифагора при решении задач; расширить знания учащихся о жизни великого математика Пифагора; проследить связь геометрии с другими науками.
- Развивающие: развитие слухоречевой и зрительной памяти учащихся; развитие правильной устной и письменной математической речи; развитие познавательного интереса к предмету геометрии.
- Воспитательные: продолжить воспитание у школьников аккуратности записей в тетради; воспитание умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой по геометрии; воспитание в детях уверенности в себе при ответах на уроке; формировать позитивное отношение к ситуации взаимопроверки своих знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, , программа MS Office Power Point, презентация «Теорема Пифагора», тетрадь, учебник, чертежные инструменты.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: репродуктивный.
МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Словесные, наглядные, практические.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: рассказ, беседа, практикум.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: преимущественно компьютер, тетрадь, учебник,карточки.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, при проверке знаний – индивидуальная.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника;
- уметь доказывать теорему Пифагора;
- уметь применять теорему Пифагора при решении задач.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА:
- Организационный момент (1мин.)
- Актуализация опорных знаний и умений (5 мин.)
- Постановка целей и задач урока (1мин.)
- Изучение нового материала (15 мин.)
- Закрепление изученного. Решение задач. (20 мин.)
- Предъявление и обсуждение домашнего задания (1мин.)
- Подведение итогов урока (2 мин.)
ТЕМА УРОКА: «Теорема Пифагора»
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. На экране слайд №2.
Да,путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше,чем разгадок,
И поискам предела нет!
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Слайд №3: - Какой треугольник называется прямоугольным?
- Как называются стороны такого треугольника?
-Как найти площадь прямоугольного треугольника на рисунке?.
Слайд №4: Докажите,что МNPQ- квадрат.
3. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.
Слайд№5: тема урока.
Учащиеся записывают число и тему урока в рабочих тетрадях.
Учитель рассказывает о важности изучения новой темы, ее применении.
4. Изучение нового материала.
1. Сообщение учащегося класса «О ВЕЛИКОМ ПИФАГОРЕ».
Доклад сопровождается иллюстрациями Слайд №5 - №6.
2. Работа над теоремой.
Слайд №7: формулировка теоремы Пифагора.
Дети изображают в тетрадях прямоугольный треугольник, обозначают его вершины, катеты, гипотенузу, и по словесной формулировке теоремы Пифагора пробуют записать в виде формулы соотношение между сторонами прямоугольного треугольника.
3. Способы доказательства теоремы Пифагора:
Слайд №8. Доказательство теоремы Пифагора.
Слайд №9:Аналогичное доказательство.
Слайд №10: Простейщее доказательство.
Слайд №11:Древнеиндийское доказательство.
Слайд №12: Доказательство Евклида.
Слайд №13-14: Различные формулировки теоремы Пифагора.
-
6. Закрепление изученного. Решение задач.
1.Слайд №15-16:Применение теоремы Пифагора к решению задач..
Подробное решение задач..
.
2.Слайд№17. Работа с учебником.Задача №483(а,б)-решаем у доски.
3.Работа с учебником.Задача №484(а,б)-решаем самостоятельно.Проверяем решение задач.
Слайд №18-19: Задание «Афоризмы Пифагора». Работа по карточкам
.
Слайд №20-23:Занимательные задачи: Задача: «Тополь у реки».(Древнеиндийская задача 12 века);
Слайд №24:Применение теоремы Пифагора в строительстве(Решение задачи про стропилы).
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Что нового узнали на уроке?
- Какую связь устанавливает теорема Пифагора?
- Сформулируйте еще раз теорему Пифагора.
Слайд №.25:Из математических формул выберите те ,которые отражают смысл теоремы Пифагора.
- Домашнее задание :Слайд №26:№484(в,г);483(в,г);487.
9.Заключение урока:Слайд№27-28.
(ученик читает стихотворение)
Суть истины вся в том, что нам она – навечно
Когда хоть раз в прозрении ее увидим свет,
И теорема Пифагора через столько лет
Для нас, как для него, бесспорна, безупречна…
(отрывок из стихотворения немецкого писателя А. Шамиссо)
ПРИЛОЖЕНИЕ
«О великом Пифагоре»
О жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г . до н.э. в Древней Греции на острове Самос, который находится в Эгейском море у берегов Малой Азии, поэтому его называют Пифагором Самосским.
Родился Пифагор в семье Мнесарха - резчика по камню, который сыскал скорее славу, чем богатство. Имя матери Пифагора не сохранилось. Некоторые называли её Пифаидой, дочерью рода Анкея – основателя Самоса. Другие утверждали, будто бы сам Мнесарх назвал жену Пифаидой, а сына – Пифагором в честь дельфийской прорицательницы Пифии. Сделал же так Мнесарх после того, как получил от Дельфийского оракула весть о том, что жена подарит ему необыкновенного сына. Наконец, многие, имея на то основания, считали, что Пифагор – это не имя, а прозвище. Поскольку мудрый учитель высказывал истину столь же постоянно и авторитетно, как и дельфийская Пифия, он был прозван Пифагором.
Слово Пифагор можно перевести как вещающий (прорицающий) как Пифия. Версия о том, что Пифагор это имя не собственное, а прозвище, представляется наиболее правдоподобной.
Ещё в детстве он проявлял незаурядные способности, и когда подрос, неугомонному воображению юноши стало тесно на маленьком острове.
Пифагор перебрался в город Милеет и стал учеником Фалеса, которому в то время шёл восьмой десяток. Мудрый учёный посоветовал юноше отправиться в Египет, где сам, когда-то изучал науки.
Когда Пифагор постиг науку египетских жрецов, то засобирался домой, чтобы там создать свою школу. Жрецы, не желавшие распространения своих знаний за пределы храмов, не хотели его отпускать. С большим трудом ему удалось преодолеть эту преграду.
Однако по дороге домой, Пифагор попал в плен и оказался в Вавилоне. Вавилоняне ценили умных людей, поэтому он нашёл своё место среди вавилонских мудрецов. Наука Вавилона была более развитой, нежели египетская.
Пифагор прожил в Вавилоне около десяти лет и в сорокалетнем возрасте вернулся на родину. Но на острове Самос он оставался недолго. В знак протеста против тирана Поликрата, который тогда правил островом, поселился в одной из греческих колоний Южной Италии в городе Кротоне.
Там в 530 г. до н.э. Пифагор организовал тайный союз молодёжи из представителей аристократии. В этот союз принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Пифагорейцы, как их позднее стали называть, занимались математикой, философией, естественными науками. В школе существовал декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось учителю.
Известно также, что кроме духовного и нравственного развития учеников Пифагора заботило их физическое развитие. Он не только сам участвовал в Олимпийских играх и два раза побеждал в кулачных боях, но и воспитал плеяду великих олимпийцев.
Около сорока лет учёный посвятил созданной им школе и, по одной из версий, в возрасте восьмидесяти лет Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания.
По другой версии, однажды к Пифагору пришёл Килон, человек богатый, но злой, желавший спьяну вступить в братство. Но получив отказ, Килон начинает борьбу с Пифагором и поджигает его дом. При пожаре пифагорейцы спасли жизнь своему учителю, вскоре после этого Пифагор покончил жизнь самоубийством.
«История теоремы Пифагора»
Интересна история теоремы Пифагора. Хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах она встречается за 1200 лет до Пифагора. По-видимому, он первым нашёл её доказательство. Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. Это, однако, противоречит сведениям о моральных и религиозных воззрениях Пифагора. В литературных источниках можно прочитать, что он «запрещал даже убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животные имеют душу, как и мы». В связи с этим более правдоподобной можно считать следующую запись: «… когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принес в жертву быка, сделанного из пшеничного теста».
На протяжении последующих веков были найдены другие доказательства теоремы Пифагора. В настоящее время их насчитывается более ста. Большинство способов её доказательства сводятся к разбиению квадратов на более мелкие части.
Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons Asinorum “ослиный мост” или elefuga – “бегство убогих”, так как некоторые “убогие” ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии.
Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому “ослами”, были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"
План конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора" с использованием электронных образовательных ресурсов....
Урок по геометрии по теме "Теорема Пифагора"
Урок по геометрии по теме "Теорема Пифагора"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-271358-1481977069.jpg)
конспект урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора"
конспект урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора" по учебнику Атанасяна...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/25/picture-424636-1616675317.jpg)
Методическая разработка урока геометрии по теме «Теорема Пифагора» 8 класс
План-конспект метапредметного урока «Теорема Пифагора»Образовательная область: Математика.Тип урока: урок постановки проблем и их решения (с выполнением индивидуальных мини-проектов).Цель ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/04/picture-1344750-1630776609.jpg)
Методическая разработка для учителей по проведению урока геометрии по теме "теорема Пифагора"
Презентация к уроку геометрии по теме "теорема Пифагора".Данный материал направлен на формирование УУД моделирование на уроках геометрии....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/11/picture-1400840-1649683670.jpg)
Разработка урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора"
Разработка урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора", 8 класс....
Разработка к уроку геометрии на тему: "Теорема Пифагора"
Данную разработку успешно применила на своих уроках. Материал полезный, разнообразный и вызвал интерес у учащихся. Цель была достигнута!...