Методическая разработка урока геометрии по теме «Теорема Пифагора» 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
План-конспект метапредметного урока «Теорема Пифагора»
Образовательная область: Математика.
Тип урока: урок постановки проблем и их решения (с выполнением индивидуальных мини-проектов).
Цель урока:
Предметные: формирование навыков применения изученной теоремы.
Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формирование умения делать обобщения, устанавливать аналогии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teorema_pifagora_8_klass_plan-konspekt_metapredmetnogo_uroka.docx | 78.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопортовская школа-интернат имени Л. В. Лапцуя»
Методическая разработка урока геометрии по теме
«Теорема Пифагора»
8 класс
Автор: Ряшина Вера Владимировна,
учитель математики
Автор: Ряшина Вера Владимировна, учитель математики.
Образовательная организация: МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л. В. Лапцуя»
План-конспект метапредметного урока «Теорема Пифагора»
Образовательная область: Математика.
Тема учебного занятия: Теорема Пифагора.
Класс: 8
Тип урока: урок постановки проблем и их решения (с выполнением индивидуальных мини-проектов).
Цель урока:
Предметные: формирование навыков применения изученной теоремы
Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формирование умения делать обобщения, устанавливать аналогии.
Основная цель учителя:
- создание целостного образа нового математического понятия,
- помощь в организации разработки учащимися собственных версий доказательства теоремы Пифагора,
Цели урока для ученика:
- научиться применять изученную теорему при решении практических задач.
- раскрыть представление о математике как части общечеловеческой культуры;
- формировать логическое и критическое мышление, культуры речи;
- развивать математические способности.
- создать собственную детскую легенду происхождения теоремы;
- создать общую объемную модель "Пифагор и его время, развитие науки, пифогорейцы и их вклад в развитие математической науки".
Предполагаемые результаты:
Предметный результат:
- научится применять изученную теорему при решении практических задач.
- старинную легенду о том, как древние люди впервые узнали о существовании зависимости между сторонами в прямоугольном треугольнике.
- качественно выполненная самостоятельная работа.
Фундаментальные образовательные объекты:
Число. Символ.
Образовательный объект – теорема Пифагора.
Ключевые понятия: прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, теорема.
Ход урока
Образовательная ситуация | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Образовательная напряженность и целеполагание: | На доску проецируется несколько рисунков: задачи древности с использованием исторических данных, изображения схемы для вычисления длин некоторых элементов в архитектуре (скаты крыш и др.), геометрические чертежи. - Что объединяет все эти рисунки? - А где еще вокруг нас встречаются прямоугольные треугольники?" - Какие ситуации в Вашей жизни были связаны с прямоугольными треугольниками? Вспомните их, пожалуйста. Решение одной из задач древности. Знакомство с египетским треугольником. | Слушают учителя. Отвечают на предложенные вопросы - В каждом из них присутствуют прямоугольные треугольники. Предполагаемые ответы ребят - в быту, в производстве, в строительстве, в природе и т.д. |
Уточнение образовательного объекта: | - Как Вы думаете, почему его так называют? - Вспомните, что называется теоремой и теоремой, обратной ей? - Приведите пример. Учитель обращает внимание ребят на сходство и различие прямой и обратной теоремы. - В каком смысле мы понимаем слово "обратная" - Попробуйте сами сформулировать правило для нахождения длины гипотенузы по известным катетам. | Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно формулируют теоремы Пифагора и ей обратную, и придумывают свои задачи. Сравнивают свои ответы с учебником. |
Конкретизация задания: | Задание первое: Письменно в своих тетрадях попробуйте решить задачи с применением теоремы Пифагора и ей обратной. И второе задание (на выбор): Написать свою старинную легенду о том, как древние люди впервые узнали о существовании зависимости между сторонами в прямоугольном треугольнике. Для выполнения этого задания ученикам предлагается алгоритмические рекомендации: - в какой стране это произошло? - когда это случилось? - как это происходило? - кто в этом участвовал? - чем сопровождалась ситуация? | Выполняют задание в тетрадях |
Решение ситуации: | Разноуровневая письменная работа выполняется индивидуально каждым учеником в течение 15 минут и сдается учителю на проверку. | Выполняют самостоятельную работу |
Демонстрация образовательной продукции | Определяются несколько учеников, желающих первыми прочитать свои легенды. Остальным ученикам задается вопрос: "На что Вы будете обращать свое внимание при прослушивании сочинений? Тем ребятам, которые подготовили заранее свои рефераты из истории математики или презентации в электронном виде, предлагается оформить передвижную выставку или подготовиться к краткой защите своей творческой работы во время перемены. Выясняется отношение учеников к чужим продуктам, и формулируются критерии их оценки. | Предполагаемые действия учащихся Готовят вопросы для выступающих, делают зарисовки по ходу рассказа и т.д. |
Систематизация полученной продукции. | На данном занятии зачитываются и обсуждаются только одна легенда, из составленных учениками на уроке. Остальные работы ученики сдают учителю. Лучшие работы входят в литературный сборник. | |
Работа с литературно-историческими аналогами. | - В сведениях из истории математики упоминается, что в древнем иероглифическом письме еще до Пифагора встречались упоминания о соотношении длин катетов и гипотенузы в прямоугольном треугольнике, а также сведения о пифагоровых тройках. Предполагается, что Пифагору одному из первых удалось доказать это соотношение. В настоящее время насчитывается более 300 способов ее доказательства. Свою увлекательную беседу учителю желательно сопровождать электронной презентацией На доске демонстрируется портрет Пифагора и таблица с изображением старинных задач по теме и старинные меры длин, в динамике совершенствования их до современных времен. | Ребята сравнивают свои варианты ответов с историческими аналогами и с работами одноклассников. Выясняется, что многие элементы их работ повторялись. Возникает версия о существовании единых первооснов, а это является одним из результатов образовательной ситуации. |
Рефлексия. | Задания ученикам по рефлексии их деятельности: - Что нового Вы узнали сегодня на уроке, чему научились? - Все ли цели урока оказались выполнены? - Нарисуйте, пожалуйста, график вашего настроения на сегодняшнем уроке. - Каких значений на нем больше (положительных или отрицательных)? Проанализируйте эту ситуацию. На эти вопросы нужно ответить письменно. | |
Задания на дом | - выполнить номера из учебника; - выполнить электронную презентацию по теме "Теорема Пифагора". Приготовить ссылки на сайты, в которых содержится материал по теме; - составить сборник высказываний знаменитых людей (ученых, писателей, поэтов и др.) о Пифагоре и его теореме. | Записывают домашнее задание |
Формы контроля и оценки результатов урока:
- самостоятельная работа учащихся,
- взаимоконтроль,
- демонстрация лучших продуктов,
- издание литературно-художественного сборника.
Способы диагностики внешнего и внутреннего образовательных продуктов ученика.
Диагностика личностных качеств (внутренний образовательный продукт): результаты его образовательных достижений по теме (на начало темы и конец темы)
Диагностика внешнего образовательного продукта ученика – вербальная самооценка ученика, затем вербальная оценка учителем по наблюдению за его деятельностью на уроке.
Способы оценки успешности проведения своего урока:
Эффект последействия.
Литература: Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М.:Вентана_Граф, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»
Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...
методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"
Методическая разработка урока геометрии по теме "Теорема Пифагора" предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, изучающих геометрию по УМК Атанасяна Л.с. К уроку прилагает...
Методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"
Методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"...
презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"
презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"...
Методическая разработка для учителей по проведению урока геометрии по теме "теорема Пифагора"
Презентация к уроку геометрии по теме "теорема Пифагора".Данный материал направлен на формирование УУД моделирование на уроках геометрии....
Методическая разработка урока геометрии по теме «Трапеция», 8 класс
Методическая разработка урока геометрии по теме "Трапеция", 8 класс...
Разработка к уроку геометрии на тему: "Теорема Пифагора"
Данную разработку успешно применила на своих уроках. Материал полезный, разнообразный и вызвал интерес у учащихся. Цель была достигнута!...