Методическая разработка урока геометрии по теме «Теорема Пифагора» 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Ряшина Вера Владимировна

План-конспект метапредметного урока «Теорема Пифагора»

Образовательная область: Математика.

Тип урока: урок постановки проблем и их решения (с выполнением индивидуальных мини-проектов).

Цель урока: 

Предметные: формирование навыков применения изученной теоремы.

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: формирование умения делать обобщения, устанавливать аналогии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

 «Новопортовская школа-интернат имени Л. В. Лапцуя»

Методическая разработка урока геометрии по теме

«Теорема Пифагора»

8 класс

Картинки по запросу картинки математика

Автор: Ряшина Вера Владимировна,

учитель математики

Картинки по запросу картинки математика

Автор: Ряшина Вера Владимировна, учитель математики.

Образовательная организация: МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л. В. Лапцуя»

План-конспект метапредметного урока «Теорема Пифагора»

Образовательная область: Математика.

Тема учебного занятия: Теорема Пифагора.

Класс: 8

Тип урока: урок постановки проблем и их решения (с выполнением индивидуальных мини-проектов).

Цель урока:

Предметные: формирование навыков применения изученной теоремы

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: формирование умения делать обобщения, устанавливать аналогии.

Основная цель учителя:

- создание целостного образа нового математического понятия,

- помощь в организации разработки учащимися собственных версий доказательства теоремы Пифагора,

Цели урока для ученика:

- научиться применять изученную теорему при решении практических задач.

- раскрыть представление о математике как части общечеловеческой культуры;

- формировать логическое и критическое мышление, культуры речи;

- развивать математические способности.

- создать собственную детскую легенду происхождения теоремы;

- создать общую объемную модель "Пифагор и его время, развитие науки, пифогорейцы и их вклад в развитие математической науки".

Предполагаемые результаты:

Предметный результат:

-        научится применять изученную теорему при решении практических задач.

- старинную легенду о том, как древние люди впервые узнали о существовании зависимости между сторонами в прямоугольном треугольнике.  

- качественно выполненная самостоятельная работа.

Фундаментальные образовательные объекты:

Число. Символ.

Образовательный объект – теорема Пифагора.

Ключевые понятия: прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, теорема.

Ход урока

Образовательная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательная напряженность и целеполагание:

На доску проецируется несколько рисунков: задачи древности с использованием исторических данных, изображения схемы для вычисления длин некоторых элементов в архитектуре (скаты крыш и др.), геометрические чертежи.

- Что объединяет все эти рисунки?

- А где еще вокруг нас встречаются прямоугольные треугольники?"

- Какие ситуации в Вашей жизни были связаны с прямоугольными треугольниками? Вспомните их, пожалуйста.

Решение одной из задач древности. Знакомство с египетским треугольником. 

Слушают учителя. Отвечают на предложенные вопросы

- В каждом из них присутствуют прямоугольные треугольники.

 Предполагаемые ответы ребят - в быту, в производстве, в строительстве, в природе и т.д.

Уточнение образовательного объекта:

- Как Вы думаете, почему его так называют?

- Вспомните, что называется теоремой и теоремой, обратной ей?

-  Приведите пример. Учитель обращает внимание ребят на сходство и различие прямой и обратной теоремы. 

- В каком смысле мы понимаем слово "обратная" - Попробуйте сами сформулировать правило для нахождения длины гипотенузы по известным катетам.

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельно формулируют теоремы Пифагора и ей обратную, и придумывают свои задачи. Сравнивают свои ответы с учебником. 

Конкретизация задания:

Задание первое:

Письменно в своих тетрадях попробуйте решить задачи с применением теоремы Пифагора и ей обратной.

И второе задание (на выбор):

Написать свою старинную легенду о том, как древние люди впервые узнали о существовании зависимости между сторонами в прямоугольном треугольнике.  

Для выполнения этого задания ученикам предлагается алгоритмические рекомендации:

- в какой стране это произошло?

- когда это случилось?

- как это происходило?

- кто в этом участвовал?

- чем сопровождалась ситуация?

Выполняют задание в тетрадях

Решение ситуации:

Разноуровневая письменная работа выполняется индивидуально каждым учеником в течение 15 минут и сдается учителю на проверку.

Выполняют самостоятельную работу

Демонстрация образовательной продукции 

Определяются несколько учеников, желающих первыми прочитать свои легенды.

Остальным ученикам задается вопрос: "На что Вы будете обращать свое внимание при прослушивании сочинений?

Тем ребятам, которые подготовили заранее свои рефераты из истории математики или презентации в электронном виде, предлагается оформить передвижную выставку или подготовиться к краткой защите своей творческой работы во время перемены.

Выясняется отношение учеников к чужим продуктам, и формулируются критерии их оценки. 

Предполагаемые действия учащихся

Готовят вопросы для выступающих, делают зарисовки по ходу рассказа и т.д.

Систематизация полученной продукции.

На данном занятии зачитываются и обсуждаются только одна легенда, из составленных учениками на уроке. Остальные работы ученики сдают учителю. Лучшие работы входят в литературный сборник.

Работа с литературно-историческими аналогами.

- В сведениях из истории математики упоминается, что в древнем иероглифическом письме еще до Пифагора встречались упоминания о соотношении длин катетов и гипотенузы в прямоугольном треугольнике, а также сведения о пифагоровых тройках. Предполагается, что Пифагору одному из первых удалось доказать это соотношение. В настоящее время насчитывается более 300 способов ее доказательства.

Свою увлекательную беседу учителю желательно сопровождать электронной презентацией

На доске демонстрируется портрет Пифагора и таблица с изображением старинных задач по теме и старинные меры длин, в динамике совершенствования их до современных времен.

Ребята сравнивают свои варианты ответов с историческими аналогами и с работами одноклассников. Выясняется, что многие элементы их работ повторялись. Возникает версия о существовании единых первооснов, а это является одним из результатов образовательной ситуации. 

Рефлексия.

Задания ученикам по рефлексии их деятельности:

- Что нового Вы узнали сегодня на уроке, чему научились?

- Все ли цели урока оказались выполнены?

- Нарисуйте, пожалуйста, график вашего настроения на сегодняшнем уроке.

- Каких значений на нем больше (положительных или отрицательных)?

Проанализируйте эту ситуацию.

На эти вопросы нужно ответить письменно. 

Задания на дом

- выполнить номера из учебника;

- выполнить электронную презентацию по теме "Теорема Пифагора". Приготовить ссылки на сайты, в которых содержится материал по теме;

- составить сборник высказываний знаменитых людей (ученых, писателей, поэтов и др.) о Пифагоре и его теореме.

Записывают домашнее задание

Формы контроля и оценки результатов урока:

  • самостоятельная работа учащихся,
  • взаимоконтроль,
  • демонстрация лучших продуктов,
  • издание литературно-художественного сборника.

Способы диагностики внешнего и внутреннего образовательных продуктов ученика.

Диагностика личностных качеств (внутренний образовательный продукт): результаты его образовательных достижений по теме (на начало темы и конец темы)

Диагностика внешнего образовательного продукта ученика – вербальная самооценка ученика, затем вербальная оценка учителем по наблюдению за его деятельностью на уроке.

Способы оценки успешности проведения своего урока:

Эффект последействия.

Литература: Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М.:Вентана_Граф, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"

Методическая разработка урока геометрии  по теме "Теорема Пифагора" предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, изучающих геометрию по УМК Атанасяна Л.с. К уроку прилагает...

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"...

Презентация к уроку геометрии по теме "Теорема Пифагора", 8 класс

Презентация подготовлена к уроку геометрии по теме "Теорема Пифагора" в 8 классе....

презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме  Пифагора"...

Методическая разработка для учителей по проведению урока геометрии по теме "теорема Пифагора"

Презентация к уроку геометрии по теме "теорема Пифагора".Данный материал направлен на формирование УУД моделирование на уроках геометрии....

Методическая разработка урока геометрии по теме «Трапеция», 8 класс

Методическая разработка урока геометрии по теме "Трапеция", 8 класс...