Математический вечер «Архимеду посвящается».
методическая разработка по геометрии на тему
Одна из главных целей учителя – обогатить духовный облик школьника, помочь ему стать конкурентоспособным в реальной жизни, научить самостоятельно работать с информацией. Постоянный поиск путей повышения эффективности уроков и внеклассных мероприятий всегда увлекает и заинтересовывает учащихся. Ведь конечная цель – достижение устойчивого интереса к учению, повышение знаний по математике как части общекультурной и общечеловеческой ценности И тогда ученик станет не просто отсиживаться на уроках математики, а будет подобен зажженному факелу, освещающему все на своем пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_vecher_arkhimedu_posvyashchaetsya.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГКОУ "Казанское суворовское военное училище Министерства обороны РФ"
Математический вечер «Архимеду посвящается».
Калинина Жанна Владимировна
преподаватель математики
Декабрь 2014
Одна из главных целей учителя – обогатить духовный облик школьника, помочь ему стать конкурентоспособным в реальной жизни, научить самостоятельно работать с информацией.
Постоянный поиск путей повышения эффективности уроков и внеклассных мероприятий всегда увлекает и заинтересовывает учащихся.
Ведь конечная цель – достижение устойчивого интереса к учению, повышение знаний по математике как части общекультурной и общечеловеческой ценности
И тогда ученик станет не просто отсиживаться на уроках математики, а будет подобен зажженному факелу, освещающему все на своем пути.
1 ведущий: «Пусть властно по своей орбите
Нас ритм сегодняшний кружит.
Вернее будущее видит
Лить тот, кто прошлым дорожит».
2 ведущий: «Мы часто пользуемся математическими понятиями, символами, идеями, методами. Но порой мало знаем о жизни великих творцов математики - интенсивной, целенаправленной, поучительной, хотя подчас и драматичной.
Так и остается для нас неведомым облик незаурядной, духовно красивой личности ученого - гения математики - со всем богатством его натуры, разносторонними интересами. Одному из таких гениев - великому геометру древности Архимеду - посвящается наш вечер».
В зале гаснет свет, в это время на сцене на пьедестал встает Архимед. Под музыку читается стихотворение (освещается статуя Архимеда).
- Преданье старинное знает весь свет,
Как, тешась горячею ванной,
Открыл свой великий закон Архимед,
Связав его с выходкой странной...
- Сияющий выскочил вон Архимед
Из ванны горячей, где мылся,
И прямо из бани, как был не одет,
Куда-то бежать он пустился...
- Картина, достойная кисти богов:
По улице, солнцем нагретой,
Пунктир оставляя из мокрых следов,
Бежит Архимед неодетый.
- Толпа сиракузцев несется вослед,
В восторге от бешеной гонки,
И громко ликует, когда Архимед
Выкрикивал «Эврика» звонко.
- Нашел! Он нашел тот желанный ответ,
Который искал так упорно!
«Нашел!»- в упоенье кричал Архимед,
«Нашел!»- повторяли задорно...
- ведущий: «Но вначале отправимся в путешествие во времени и узнаем, как люди познавали числа».
Выключается свет.
- ведущий: «Я ничего ни вижу!».
1ведущий: «Вполне понятно, ведь мы находимся во тьме веков.
Сейчас я немного разгоню ее. Раз, два, три...».
Свет зажигается. В центре сиены стоят два человека в шкурах, потрясают копьями, танцуют ритуальный танец.
Нгам: «Надо окружить лося. Ты, Арет, возьмешь (показывает 5пальцев) одну руку человек и будешь загонять лося справа. Мирдин возьмет (показывает 4 пальца) человек и подстережет слева. Эмрис закроет путь к отступлению, а я с остальными охотниками буду в засаде. Племя голодает, добыча необходима. Торопитесь, скоро лоси пойдут на водопой! Эгей!».
Оба убегают. По сцене пробегает лось, за ним несколько охотников (под музыку).
На сцене появляются Нгам и Арет. Оба счастливы - охота удалась. Нгам: «Хвала духу леса, пославшего нам удачу! Большая добыча у племени! Наконец-то сородичи будут сыты! Хей! Хей!». Арет: «Мужчины племени храбры и сильны. Они никого не боятся. Хей! Хей! Ответь мне, о Нгам, как разделить мясо между семьями охотников?»
Нгам: «В охоте участвовали 2 руки, 1 нога и 1 палец на другой ноге людей, а еще ты, я и Эмрис. Это еще три пальца. У меня есть жена (указывает на свой последний незанятый палец), 3 сына (пальцы начинает загибать Арет), 2 дочери, старая мать. Ты молод, но имеешь много родни: жена, 2 сына, дочь, покалеченный изюбром брат и четыре члена его семьи.У Эмриса есть старые мать, отец и три брата. У Мирдина…».
Арет: «Подожди! Не могу сосчитать. Пальцев не хватает!»
Оба тяжело задумываются. Вдруг Нгам поднимает руки.
Нгам: «Хвала духу леса! Он показал мне выход. Чтобы правильно разделить добычу, надо позвать сюда несколько человек из нашего племени. Тогда пальцев хватит! А другого выхода нет».
Арет: «Да будет вечной твоя мудрость, о Нгам!».
Оба уходят.
- ведущий: «Ну и при чем же здесь Архимед?»
- ведущий: «Как это при чем? Трудно себе даже представить, что было такое время. Когда ни один человек на земном шаре не умел вычислять объем и площадь поверхности шара, центр тяжести треугольника, величину силы, выталкивающей тело, погруженное в жидкость, так просто и точно как теперь это делает любой из нас. Первым, кому покорились эти задачи и многие другие, был Архимед».
- ведущий: «Родина Архимеда - город Сиракузы (Сицилия). Первоначальным его образованием руководил отец - математик и астроном Фидий, умело побуждая сына к творческому познанию астрономии, механики и математики.
Позже тяга к углублению теоретических знаний - результат воспитания и природного дарования - привела Архимеда в Александрию (Египет) - тогдашний мировой научный центр».
На сцене танец (Архимед и 3 науки: астрономия, механика, математика). Звучит песня А.Буйнова «Говорили мне, не ходи за ней...»).
- ведущий: «В Александрии первые его блестящие успехи были достигнуты в теоретической механике и ее практических применениях. Замечательным его изобретением была машина для поливки полей («винт-улитка»), имеющая и до сих пор большое хозяйственное значение в Египте, где дождей почти не бывает и где все сельское хозяйство основано на орошении»,
- ведущий: «Вернувшись из Александрии в Сиракузы, Архимед в течение 5-10 лет делает выдающиеся открытия в геометрии. Одновременно развивает бурную инженерную деятельность: конструирует разнообразные остроумные оборонительные сооружения и военные машины для своего города».
- ведущий: «Архимед первым ввел понятие центра тяжести фигуры и разработал методы его вычисления для различных фигур, открыл и сформулировал «закон рычага». Известно еще одно его горделиво-образное восклицание, пережившее века: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Разумеется, эти слова не более чем поэтическая гипербола».
- ведущий: «В работе «О равновесии...» Архимед формулирует такой постулат о рычаге, имеющем точку опоры точно в его середине и равные грузы, подвешенные на его концах: «Равные грузы на равном расстоянии находятся в равновесии»».
На сцене танец (мотив песни:«Замечательный сосед»).
Как-то раз мудрец пытался
Сдвинуть Землю...О, нет. нет!
И искал точку опоры Сей великий геометр. Центр тяжести открыл он,
Площади кривых фигур,
Сочинил трактат «О шаре...».
Всю науку подтолкнул.
Припев: Пап-пап...Снимаем шляпы,
Перед ученым, перед таким большим.
Пап-пап...Его законы,
Его законы мы свято чтим.
Архимеда все мы любим,
Его будем уважать.
В математике законы эти будем применять.
Архимед! Твои заветы
Мы запомним навсегда!
Будем мы учить все это.
Остальное - ерунда!
Припев: Пап-пап...Снимаем шляпы,
Перед ученым, перед таким большим.
Пап-пап...Его законы,
Его законы мы свято чтим.
- ведущий: «По словам греческого писателя Плутарха, Архимед имел возвышенную душу, глубокий ум и обладал огромным богатством геометрических теорий. «Во всей геометрии,- писал Плутарх,- нельзя найти более трудных и глубокомысленных задач, которые были бы решены так просто и так ясно, как те, которыми занимался Архимед».
- ведущий: «В письме-трактате «О шаре и цилиндре» Архимед изложил свой метод вычисления объема шара и - что гораздо важнее - поверхности шара. И был очень горд открытием
красивого результата: «Объем шара, вписанного в цилиндр, в полтора раза меньше объема цилиндра, также относятся поверхности этих тел».
Теперь- то доказательство утверждения Архимеда для нас - простенькая задача, решаемая по готовым формулам».
- ведущий: «А вы слышали о задаче-легенде?»
- ведущий: «Нет! Расскажи нам о ней!»
3 ведущий: «Однажды царь приказал Архимеду установить , сколько потребуется золота, чтобы оно по массе равнялось бы массе слона. Но таких весов, чтобы взвесить этот громадный груз, нигде не оказалось. Интересно, знает ли кто-нибудь из вас, каким способом - и довольно простым Архимед решил эту задачу?» Если в зале есть правильный ответ, то угадавшему вручается медаль Архимеда; если нет, то ведущий зачитывает правильное решение.
- ведущий: «Архимед решил задачу, поставив слона на большой плот и отметив уровень, до которого плот погрузился в воду. Потом слона сняли с плота и стали нагружать плот слитками золота до тех пор, пока плот не погрузился до отмеченного уровня. В этом положении вес плота с золотом сравнялся с весом плота со слоном и, значит, золото весило столько же, сколько слон».
- ведущий: «Да, интересная была задача! Но не менее изумительное изобретение Архимеда - механический небесный глобус - своеобразный планетарий, демонстрировавший все видимые движения небесных тел и даже фазы Луны, осуществляемые с помощью специальных механизмов, расположенных внутри глобуса. На поверхности глобуса нанесены звезды и 12 зодиакальных созвездий, через которые движется
Солнце, проходя одно созвездие в месяц.
Это был первый на Земле планетарий, много столетий бывший непревзойденным творением практической механики».
1 ведущий: «Вернемся на 5000 лет назад - в культуру вавилонян. На одной из найденных археологами глиняных табличек клинописными знаками сформулирована задача «Найти треть угла от прямого». Вавилоняне умели строить равносторонний треугольник, и прямой угол у них, как и у нас, содержал 90°. Каким простым способом могли вавилоняне построить угол, равный прямого?»
На сцене танец (на мотив песни Кая Метова
«Position №2»).
The question number one-
Прямой угол дан...
The question number two-
Треугольник к нему...
Я знаю точно, знаю наверняка-
Равносторонний...
Задача ясна?
И я говорю:
The question number two...
Припев:
Вот вам вопрос - на него дайте мне же ответ.
Скажите «да» или вы мне скажите же «нет».
Найдите треть от угла, поскорей, поскорей найдите!
И я скажу вам, что все о key,
И я скажу вам, кто всех сильней,
И где решение скажу...
Эй, эрудит, где ты? (повтор 2-3 раза).
Если в зале есть правильный ответ - вручается медаль Архимеда. Если нет - показывается решение.
2 ведущий: «Да, при решении этой задачи как не вспомнить слова Д.Пойа: «Нужно всеми средствами обучать искусству доказывать, не забывая при этом и об искусстве догадываться».
3 ведущий: «А как сложилась дальнейшая судьба Архимеда?»
4 ведущий: «В 212 году до н.э. римские легионеры, двинувшиеся на завоевание Карфагена (вторая пуническая война) длительное время безуспешно пытались ворваться в Сиракузы - город, расположенный па их пути в Карфаген».
В это время чуть гаснет свет, на экране сцены показываются слайды об обороне города и об инженерных изобретениях. Под слайды продолжается рассказ.
- ведущий: «Оборона города держалась гениальной изобретательностью Архимеда. При помощи нескольких десятков хорошо отполированных щитов сиракузских воинов, собирающих в одну точку отраженные солнечные зайчики, он поджигал галеры римлян, с моря подступавших к стенам города, или схватывал галеры железными челюстями-клювами, выдвигавшимися из стен, ограждавших город, и разбивал их о скалы, топил в пучине моря.
Невиданные доселе баллисты катапульты Архимеда обрушивали на легионы римлян град камней массой почти в четверть тонны».
- ведущий: «Отступили римляне от Сиракуз, но далеко не ушли, а горожане и утомленные воины затеяли традиционное празднество в честь Артемиды (богини победы). Этим тактическим промахом воспользовались римляне. В ночь праздника, когда потерявшие бдительность защитники города заснули, отряд римлян бесшумно поднялся на стену, перебил стражу и открыл ворота. Ворвавшиеся римляне учинили варварскую резню, грабеж, насилия. Включается полный свет.
- ведущий: «Но ничто не могло отвлечь семидесятилетнего Архимеда от глубоких размышлений над решением какой-то очередной задачи. По одной версии предания, первым признаком того, что город пал, была для Архимеда тень римского солдата, упавшая на чертеж, и рассердившийся Архимед воскликнул: «Не трогай моих чертежей!». Разъяренный солдат поднял меч и убил безоружного старца».
4ведущий:
«Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен…
Над ним невежественный воин Взмахнул разбойничьим мечом.
Чертил мыслитель с вдохновеньем,
Славил лишь сердце тяжкий груз:
«Ужель гореть моим твореньям
Среди развалин Сиракуз?»
И думал Архимед: «Поникну ль
Я головой на смех врагу?»
Рукою твердой взял он циркуль-
Провел последнюю дугу.
Уж пыль клубилась над дорогой,
То в рабство путь, в ярмо цепей.
«Убей меня, но лишь не трогай,
О, варвар, этих чертежей!»
Слышится музыка-реквием.
- ведущий: «В Сиракузах воздвигли памятник Архимеду с моделью вогнутого зеркала в руке. По преданию, с помощью такого зеркала Архимед поджигал корабли неприятеля, угрожавшие Сиракузам». Демонстрируется на экране сцены вид памятника.
- ведущий: «Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца.
Но знают все, кто был убит».
Играет музыка; все участники вечера собираются на сцене и, обнявшись, поют заключительную песню (на мотив «Замыкая круг»).
Вот одна из тех историй, О которых люди спорят... Рассказали вам о ней, друзья. Чтоб шагать по жизни смело, Чтобы не вставало дело, Должен знать и ты, и ты, и я.
Припев: Ключ к науке всей,
И к порядку у вещей
Сей предмет, мой друг,
Что учишь ты не вдруг.
Математика, мой друг,
И терпение, и труд
Нам помогут всех достичь вершин...
Архимед свои заветы,
И вопросы, и ответы
Завещал нам всем в своих трудах.
Остается нам учиться,
И трудиться, не лениться,
И тогда мы не потерпим крах.
Припев: Ключ к науке всей,
И к порядку у вещей
Сей предмет, мой друг,
Что учишь ты не вдруг. Математика, мой друг,
И терпение, и труд
Нам помогут всех достичь вершин...
Под музыку уходят со сцены.
- Журнал «Математика в школе», №4, 1988год.
- Б.А.Кордемский «Великие жизни в математике».
В.К.Смышляев «О математике и математиках».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физико-математический вечер для старшеклассников
Каждый из нас тренирует свои руки, ноги, брюшной пресс, чтобы выглядеть сильным, стройным и красивым. И разумеется, что еще с большим усердием надо тренировать то, что дает нам людям превосходство над...
Сценарий математического вечера
Внеклассное мероприятие...
"Математический вечер"
Математический вечер рассчитан на учащихся 6 - 9 классов и проводится как завершающий этап "Недели математики".Ведущие вечера - старшеклассники.Но можно его провести и для учащихся 5 классо...
Математический вечер
Сценарий классного часа "Математический вечер"...
Вечер Архимеда
Вечер, посвященный великому математику, физику, механику древности - Архимеду...
Математические сочинения Архимеда
Ознакомительный материал из области истории математики....
Статья: "Сценарий историко-математического спектакля "Архимед"
Статья посвящена организации театральной деятельности для менее формализованного отношения к изучению математики в школе. Представленный вариант сценария метапредметный, что особенно важно в современн...