Математический вечер «Архимеду посвящается».
методическая разработка по геометрии на тему

Калинина Жанна Владимировна

Одна из главных целей учителя – обогатить духовный облик школьника, помочь ему стать конкурентоспособным в реальной жизни, научить самостоятельно работать с информацией. Постоянный поиск путей повышения эффективности уроков и внеклассных мероприятий всегда увлекает и заинтересовывает учащихся. Ведь конечная цель – достижение устойчивого интереса к учению, повышение знаний по математике как части общекультурной и общечеловеческой ценности И тогда ученик станет не просто отсиживаться на уроках математики, а будет подобен зажженному факелу, освещающему все на своем пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_vecher_arkhimedu_posvyashchaetsya.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ "Казанское суворовское военное училище Министерства обороны РФ"

Математический вечер «Архимеду посвящается».

Калинина Жанна Владимировна

преподаватель математики

                                        Декабрь 2014

Одна из главных целей учителя – обогатить духовный облик школьника, помочь ему стать конкурентоспособным в реальной жизни, научить самостоятельно работать с информацией.

Постоянный поиск путей повышения эффективности уроков и внеклассных мероприятий всегда увлекает и заинтересовывает учащихся.

Ведь конечная цель – достижение устойчивого интереса к учению, повышение знаний по математике как части общекультурной и общечеловеческой ценности

И тогда ученик станет не просто отсиживаться на уроках математики, а будет подобен зажженному факелу, освещающему все на своем пути.

Сценарий вечера:

1 ведущий:      «Пусть властно по своей орбите

Нас ритм сегодняшний кружит.

Вернее будущее видит

Лить тот, кто прошлым дорожит».

2 ведущий: «Мы часто пользуемся математическими понятиями, символами, идеями, методами. Но порой мало знаем о жизни великих творцов математики - интенсивной, целенаправленной, поучительной, хотя подчас и драматичной.

Так и остается для нас неведомым облик незаурядной, духовно красивой личности ученого - гения математики - со всем богатством его натуры, разносторонними интересами. Одному из таких гениев - великому геометру древности Архимеду - посвящается наш вечер».

В зале гаснет свет, в это время на сцене на пьедестал встает Архимед. Под музыку читается стихотворение (освещается статуя Архимеда).

- Преданье старинное знает весь свет,

Как, тешась горячею ванной,

Открыл свой великий закон Архимед,

Связав его с выходкой странной...

- Сияющий выскочил вон Архимед

Из ванны горячей, где мылся,

И прямо из бани, как был не одет,

Куда-то бежать он пустился...

- Картина, достойная кисти богов:

По улице, солнцем нагретой,

Пунктир оставляя из мокрых следов,

Бежит Архимед неодетый.

- Толпа сиракузцев несется вослед,

В восторге от бешеной гонки,

И громко ликует, когда Архимед

Выкрикивал «Эврика» звонко.

- Нашел! Он нашел тот желанный ответ,

Который искал так упорно!

«Нашел!»- в упоенье кричал Архимед,

«Нашел!»- повторяли задорно...

  1. ведущий: «Но вначале отправимся в путешествие во времени и узнаем, как люди познавали числа».

Выключается свет.

  1. ведущий: «Я ничего ни вижу!».

1ведущий: «Вполне понятно, ведь мы находимся во тьме веков.

Сейчас я немного разгоню ее. Раз, два, три...».

Свет зажигается. В центре сиены стоят два человека в шкурах, потрясают копьями, танцуют ритуальный танец.

Нгам: «Надо окружить лося. Ты, Арет, возьмешь (показывает 5пальцев) одну руку человек и будешь загонять лося справа. Мирдин возьмет (показывает 4 пальца) человек и подстережет слева. Эмрис закроет путь к отступлению, а я с остальными охотниками буду в засаде. Племя голодает, добыча необходима. Торопитесь, скоро лоси пойдут на водопой! Эгей!».

Оба убегают. По сцене пробегает лось, за ним несколько охотников (под музыку).

На сцене появляются Нгам и Арет. Оба счастливы - охота удалась. Нгам: «Хвала духу леса, пославшего нам удачу! Большая добыча у племени! Наконец-то сородичи будут сыты! Хей! Хей!». Арет: «Мужчины племени храбры и сильны. Они никого не боятся. Хей! Хей! Ответь мне, о Нгам, как разделить мясо между семьями охотников?»

Нгам: «В охоте участвовали 2 руки, 1 нога и 1 палец на другой ноге людей, а еще ты, я и Эмрис. Это еще три пальца. У меня есть жена (указывает на свой последний незанятый палец), 3 сына (пальцы начинает загибать Арет), 2 дочери, старая мать. Ты молод, но имеешь много родни: жена, 2 сына, дочь, покалеченный изюбром брат и четыре члена его семьи.У Эмриса есть старые мать, отец и три брата. У Мирдина…».

Арет: «Подожди! Не могу сосчитать. Пальцев не хватает!»

Оба тяжело задумываются. Вдруг Нгам поднимает руки.

Нгам: «Хвала духу леса! Он показал мне выход. Чтобы правильно разделить добычу, надо позвать сюда несколько человек из нашего племени. Тогда пальцев хватит! А другого выхода нет».

Арет: «Да будет вечной твоя мудрость, о Нгам!».

Оба уходят.

  1. ведущий: «Ну и при чем же здесь Архимед?»
  2. ведущий: «Как это при чем? Трудно себе даже представить, что было такое время. Когда ни один человек на земном шаре не умел вычислять объем и площадь поверхности шара, центр тяжести треугольника, величину силы, выталкивающей тело, погруженное в жидкость, так просто и точно как теперь это делает любой из нас. Первым, кому покорились эти задачи и многие другие, был Архимед».
  3. ведущий: «Родина Архимеда - город Сиракузы (Сицилия). Первоначальным его образованием руководил отец - математик и астроном Фидий, умело побуждая сына к творческому познанию астрономии, механики и математики.

Позже тяга к углублению теоретических знаний - результат воспитания и природного дарования - привела Архимеда в Александрию (Египет) - тогдашний мировой научный центр».

На сцене танец (Архимед и 3 науки: астрономия, механика, математика). Звучит песня А.Буйнова «Говорили мне, не ходи за ней...»).

  1. ведущий: «В Александрии первые его блестящие успехи были достигнуты в теоретической механике и ее практических применениях. Замечательным его изобретением была машина для поливки полей («винт-улитка»), имеющая и до сих пор большое хозяйственное значение в Египте, где дождей почти не бывает и где все сельское хозяйство основано на орошении»,
  2. ведущий: «Вернувшись из Александрии в Сиракузы, Архимед в течение 5-10 лет делает выдающиеся открытия в геометрии. Одновременно развивает бурную инженерную деятельность: конструирует разнообразные остроумные оборонительные сооружения и военные машины для своего города».
  3. ведущий: «Архимед первым ввел понятие центра тяжести фигуры и разработал методы его вычисления для различных фигур, открыл и сформулировал «закон рычага». Известно еще одно его горделиво-образное восклицание, пережившее века: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Разумеется, эти слова не более чем поэтическая гипербола».
  4. ведущий: «В работе «О равновесии...» Архимед формулирует такой постулат о рычаге, имеющем точку опоры точно в его середине и равные грузы, подвешенные на его концах: «Равные грузы на равном расстоянии находятся в равновесии»».

На сцене танец  (мотив песни:«Замечательный сосед»).

Как-то раз мудрец пытался

Сдвинуть Землю...О, нет. нет!

И искал точку опоры Сей великий геометр. Центр тяжести открыл он,

Площади кривых фигур,

Сочинил трактат «О шаре...».

Всю науку подтолкнул.

Припев:  Пап-пап...Снимаем шляпы,

          Перед ученым, перед таким большим.

          Пап-пап...Его законы,

          Его законы мы свято чтим.

          Архимеда все мы любим,

 Его будем уважать.

В математике законы эти будем применять.

Архимед! Твои заветы

Мы запомним навсегда!

Будем мы учить все это.

Остальное - ерунда!

Припев: Пап-пап...Снимаем шляпы,

Перед ученым, перед таким большим.

Пап-пап...Его законы,

Его законы мы свято чтим.

  1. ведущий: «По словам греческого писателя Плутарха, Архимед имел возвышенную душу, глубокий ум и обладал огромным богатством геометрических теорий. «Во всей геометрии,- писал Плутарх,- нельзя найти более трудных и глубокомысленных задач, которые были бы решены так просто и так ясно, как те, которыми занимался Архимед».
  2. ведущий: «В письме-трактате «О шаре и цилиндре» Архимед изложил свой метод вычисления объема шара и - что гораздо важнее - поверхности шара. И был очень горд открытием

красивого результата: «Объем шара, вписанного в цилиндр, в полтора раза меньше объема цилиндра, также относятся поверхности этих тел».

Теперь- то доказательство утверждения Архимеда для нас - простенькая задача, решаемая по готовым формулам».

  1. ведущий: «А вы слышали о задаче-легенде?»
  2. ведущий: «Нет! Расскажи нам о ней!»

3 ведущий: «Однажды царь приказал Архимеду установить , сколько потребуется золота, чтобы оно по массе равнялось бы массе слона. Но таких весов, чтобы взвесить этот громадный груз, нигде не оказалось. Интересно, знает ли кто-нибудь из вас, каким способом - и довольно простым Архимед решил эту задачу?» Если в зале есть правильный ответ, то угадавшему вручается медаль Архимеда; если нет, то ведущий зачитывает правильное решение.

  1. ведущий: «Архимед решил задачу, поставив слона на большой плот и отметив уровень, до которого плот погрузился в воду. Потом слона сняли с плота и стали нагружать плот слитками золота до тех пор, пока плот не погрузился до отмеченного уровня. В этом положении вес плота с золотом сравнялся с весом плота со слоном и, значит, золото весило столько же, сколько слон».
  2. ведущий: «Да, интересная была задача! Но не менее изумительное изобретение Архимеда - механический небесный глобус - своеобразный планетарий, демонстрировавший все видимые движения небесных тел и даже фазы Луны, осуществляемые с помощью специальных механизмов, расположенных внутри глобуса. На поверхности глобуса нанесены звезды и 12 зодиакальных созвездий, через которые движется

Солнце, проходя одно созвездие в месяц.

Это был первый на Земле планетарий, много столетий бывший непревзойденным творением практической механики».

1 ведущий: «Вернемся на 5000 лет назад - в культуру вавилонян. На одной из найденных археологами глиняных табличек клинописными знаками сформулирована задача «Найти треть угла от прямого». Вавилоняне умели строить равносторонний треугольник, и прямой угол у них, как и у нас, содержал 90°. Каким простым способом могли вавилоняне построить угол, равный  прямого?»

На сцене танец (на мотив песни Кая Метова

«Position №2»).

The question number one-

Прямой угол дан...

The question number two-

Треугольник к нему...

Я знаю точно, знаю наверняка-

Равносторонний...

Задача ясна?

И я говорю:

The question number two...

Припев:

Вот вам вопрос - на него дайте мне же ответ.

Скажите «да» или вы мне скажите же «нет».  

Найдите треть от угла, поскорей, поскорей найдите!

И я скажу вам, что все о key,

И я скажу вам, кто всех сильней,

И где решение скажу...

Эй, эрудит, где ты? (повтор 2-3 раза).

Если в зале есть правильный ответ - вручается медаль Архимеда. Если нет - показывается решение.

2 ведущий: «Да, при решении этой задачи как не вспомнить слова Д.Пойа: «Нужно всеми средствами обучать искусству доказывать, не забывая при этом и об искусстве догадываться».

3 ведущий: «А как сложилась дальнейшая судьба Архимеда?»

4 ведущий: «В 212 году до н.э. римские легионеры, двинувшиеся на завоевание Карфагена (вторая пуническая война) длительное время безуспешно пытались ворваться в Сиракузы - город, расположенный па их пути в Карфаген».

В это время чуть гаснет свет, на экране сцены показываются слайды об обороне города и об инженерных изобретениях. Под слайды продолжается рассказ.

  1. ведущий: «Оборона города держалась гениальной изобретательностью Архимеда. При помощи нескольких десятков хорошо отполированных щитов сиракузских воинов, собирающих в одну точку отраженные солнечные зайчики, он поджигал галеры римлян, с моря подступавших к стенам города, или схватывал галеры железными челюстями-клювами, выдвигавшимися из стен, ограждавших город, и разбивал их о скалы, топил в пучине моря.

Невиданные доселе баллисты катапульты Архимеда обрушивали на легионы римлян град камней массой почти в четверть тонны».

  1. ведущий: «Отступили римляне от Сиракуз, но далеко не ушли, а горожане и утомленные воины затеяли традиционное празднество в честь Артемиды (богини победы). Этим тактическим промахом воспользовались римляне. В ночь праздника, когда потерявшие бдительность защитники города заснули, отряд римлян бесшумно поднялся на стену, перебил стражу и открыл ворота. Ворвавшиеся римляне учинили варварскую резню, грабеж, насилия. Включается полный свет.
  2. ведущий: «Но ничто не могло отвлечь семидесятилетнего Архимеда от глубоких размышлений над решением какой-то очередной задачи. По одной версии предания, первым признаком того, что город пал, была для Архимеда тень римского солдата, упавшая на чертеж, и рассердившийся Архимед воскликнул: «Не трогай моих чертежей!». Разъяренный солдат поднял меч и убил безоружного старца».

4ведущий:

«Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен…      

Над ним невежественный воин         Взмахнул разбойничьим мечом.

Чертил мыслитель с вдохновеньем,

Славил лишь сердце тяжкий груз:

«Ужель гореть моим твореньям

Среди развалин Сиракуз?»

И думал Архимед: «Поникну ль

Я головой на смех врагу?»

Рукою твердой взял он циркуль-

Провел последнюю дугу.

Уж пыль клубилась над дорогой,

То в рабство путь, в ярмо цепей.

«Убей меня, но лишь не трогай,

О, варвар, этих чертежей!»

Слышится музыка-реквием.

  1. ведущий: «В Сиракузах воздвигли памятник Архимеду с моделью вогнутого зеркала в руке. По преданию, с помощью такого зеркала Архимед поджигал корабли неприятеля, угрожавшие Сиракузам». Демонстрируется на экране сцены вид памятника.
  2. ведущий: «Прошла столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца.

Но знают все, кто был убит».

Играет музыка; все участники вечера собираются на сцене и, обнявшись, поют заключительную песню (на мотив «Замыкая круг»).

Вот одна из тех историй, О которых люди спорят... Рассказали вам о ней, друзья. Чтоб шагать по жизни смело, Чтобы не вставало дело, Должен знать и ты, и ты, и я.

Припев: Ключ к науке всей,

И к порядку у вещей

Сей предмет, мой друг,

Что учишь ты не вдруг.

Математика, мой друг,

И терпение, и труд

Нам помогут всех достичь вершин...

Архимед свои заветы,

И вопросы, и ответы

Завещал нам всем в своих трудах.

Остается нам учиться,

И трудиться, не лениться,

И тогда мы не потерпим крах.

Припев:         Ключ к науке всей,

И к порядку у вещей

Сей предмет, мой друг,

Что учишь ты не вдруг. Математика, мой друг,

И терпение, и труд

Нам помогут всех достичь вершин...

Под музыку уходят со сцены.

Литература:

  1. Журнал «Математика в школе», №4, 1988год.
  2. Б.А.Кордемский «Великие жизни в математике».

         В.К.Смышляев «О математике и математиках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математический вечер для старшеклассников

Каждый из нас тренирует свои руки, ноги, брюшной пресс, чтобы выглядеть сильным, стройным и красивым. И разумеется, что еще с большим усердием надо тренировать то, что дает нам людям превосходство над...

Сценарий математического вечера

Внеклассное мероприятие...

"Математический вечер"

Математический вечер рассчитан на учащихся 6 - 9 классов и проводится как завершающий этап  "Недели математики".Ведущие вечера - старшеклассники.Но можно его провести и для учащихся 5 классо...

Математический вечер

Сценарий классного часа "Математический вечер"...

Вечер Архимеда

Вечер, посвященный великому математику, физику, механику древности - Архимеду...

Математические сочинения Архимеда

Ознакомительный материал из области истории математики....

Статья: "Сценарий историко-математического спектакля "Архимед"

Статья посвящена организации театральной деятельности для менее формализованного отношения к изучению математики в школе. Представленный вариант сценария метапредметный, что особенно важно в современн...