Основная общеобразовательная программа по геометрии 7-9 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Основная общеобразовательная программа по геометрии дя 7-9 класса составлена на основе авторской программы по учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузова, С.В. Кадомцева и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7-9_nefedova_geometriya_190ch.docx | 54.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному курсу
«Геометрия»
основного общего образования
для 7-9-х классов
(базовый уровень)
Составитель
Нефедова Валентина Ивановна,
учитель математики
Старый Оскол
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Геометрия» основного общего образования для 7 – 9 классов (базовый уровень) разработана на основе авторской программы Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.В. Кадомцева и др. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9 классы. / сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2009. -127 с.).
Изучение геометрии в данном профиле направлено на достижение следующей цели: овладение учащимися системой геометрических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
- ввести понятия прямой, точки, отрезка, луча, угла; определения вертикальных, смежных углов.
- научить изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.
- научить доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; Ввести определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
- научить применять теоремы в решении задач, строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла,
- уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.
- развивать пространственное мышление и математическую культуру;
- формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Преподавание геометрии в 7 – 9 классах ориентировано на использование учебного и учебно-методического комплекта, в который входят:
7 класс
Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.-384 c.
Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2012. -128 с.
8 класс
Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.-384 с.
Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2012.-159 с.
9 класс
Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.-384 с.
Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2012.-126 с.
Авторская программа по курсу «Геометрия» для учащихся 7-9 классов рассчитана на 186 учебных часов (7 класс – 50 часов, 8 класс – 68 часов, 9 класс – 68 часов), предусматривая ежегодно 34 учебные недели, по 2 часа в неделю. Однако в связи с тем, что годовой календарный учебный график школы для учащихся 7 – 8 классов рассчитан на 35 учебных недель, рабочая программа реализуется в объеме 190 учебных часов (7 класс – 52 часа, 8 класс – 70 часов, 9 класс – 68 часов). Таким образом, в 7 и 8 классах в отличие от авторской программы отводится дополнительно по 2 часа на раздел «Итоговое повторение».
Рабочей программой предусмотрено выполнение 5 тематических контрольных работ и 5 самостоятельных работ в 7 классе, 5 тематических контрольных работ и 8 самостоятельных работ в 8 классе, 4 тематических контрольных работ и 5 самостоятельных работ в 9 классе. Текущий контроль осуществляется с помощью опросов, самостоятельных и контрольных работ.
Преобладающие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения геометрии ученик должен:
знать/понимать
7 класс. Основные свойства простейших геометрических фигур
уметь:
строить простейшие геометрические фигуры: отрезок, луч, угол;
- измерять длину отрезка, градусную меру угла;
- Сравнивать отрезки и углы;
- Строить перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
- решать задачи на построение.
Треугольники
уметь:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- определять вид треугольника;
- доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника;
- уметь строить медиану, биссектрису, высоту треугольника, окружность
- выполнять чертежи по условию задач;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат.
Параллельные прямые
уметь:
- доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности прямых;
- доказывать теоремы, выражающие свойства параллельных прямых
- изображать параллельные прямые;
- уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;
- выполнять чертежи по условию задач.
Соотношения между сторонами и углами треугольника
уметь:
- доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
- доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
8 класс. Четырёхугольники
Уметь:
- объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы;
- находить углы многоугольников, их периметры;
- различать виды четырехугольников, их признаки и свойства;
- применять свойства четырехугольников при решении простых задач;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
- решать задачи на построение.
Площадь
Уметь:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- применять формулы вычисления геометрических фигур, теорему Пифагора и уметь применять их при решении задач;
- выполнять чертежи по условию задач;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии.
Подобные треугольники
Уметь:
- применять подобие треугольников при решении несложных задач;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры;
- решать геометрические задачи на соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
- выполнять чертежи по условию задач;
- применять признаки подобия треугольников для решения практических задач;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.
Окружность
Уметь:
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
- применять при решении задач метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
- вычислять значения геометрических величин.
- решать задачи на построение.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
9 класс. Векторы
уметь
- изображать и обозначать вектор;
- откладывать вектор, равный данному;
- строить сумму двух и нескольких векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника;
- умножать вектор на число;
- применять векторы к решению задач.
Метод координат
уметь
- находить координаты вектора по координатам его начала и конца;
- вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам;
- строить окружности и прямые, заданные уравнениями.
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
уметь
- воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач;
- находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.
Длина окружности и площадь круга
уметь
- вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников;
- находить длину окружности и длину дуги;
- применять формулы площади круга, сектора при решении задач.
Движения
уметь
- решать задачи, используя определения видов движения;
- с помощью инструментов выполнять параллельный перенос, поворот
- строить образ точки и отрезка;
- отображать треугольники с помощью симметрии, параллельного переноса, поворота.
Начальные сведения стереометрии
уметь
- изображать стереометрические тела;
- находить площади боковой и полной поверхности геометрических тел.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени |
7 класс | ||
Начальные геометрические сведения | 7 | |
1 | Прямая и отрезок. Луч и угол | 1 |
2 | Сравнение отрезков и углов | 1 |
3 | Измерение отрезков. Измерение углов | 2 |
4 | Перпендикулярные прямые. Решение задач | 3 |
Треугольники | 14 | |
5 | Первый признак равенства треугольников | 3 |
6 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 3 |
7 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 3 |
8 | Задачи на построение | 2 |
9 | Решение задач по теме «Треугольники» | 3 |
Параллельные прямые | 9 | |
10 | Признаки параллельности двух прямых | 3 |
11 | Аксиома параллельных прямых | 3 |
12 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 3 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16 | |
13 | Сумма углов треугольника | 2 |
14 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 4 |
15 | Прямоугольные треугольники | 4 |
16 | Построение треугольника по трем элементам | 2 |
17 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | 4 |
Повторение. Решение задач | 6 | |
Итого | 52 | |
8 класс | ||
Четырехугольники | 14 | |
18 | Многоугольники | 2 |
19 | Параллелограмм и трапеция | 6 |
20 | Прямоугольник, ромб, квадрат | 6 |
Площадь | 14 | |
21 | Площадь многоугольника. | 2 |
22 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 6 |
23 | Теорема Пифагора | 6 |
Подобные треугольники | 19 | |
24 | Определение подобных треугольников | 2 |
25 | Признаки подобия треугольников | 6 |
26 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 7 |
27 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 4 |
Окружность | 17 | |
28 | Касательная к окружности | 3 |
29 | Центральные и вписанные углы | 4 |
30 | Четыре замечательные точки треугольника | 3 |
31 | Вписанная и описанная окружности | 4 |
32 | Решение задач по теме «Окружность». | 3 |
Повторение | 6 |
Итого | 70 | |
9 класс | ||
Векторы | 8 | |
33 | Понятие вектора | 2 |
34 | Сложение и вычитание векторов | 3 |
35 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 3 |
Метод координат координат | 10 | |
36 | Координаты вектора | 2 |
37 | Простейшие задачи в координатах | 2 |
38 | Уравнения окружности и прямой | 3 |
39 | Решение задач по теме «Векторы» | 3 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | |
40 | Синус, косинус, тангенс угла | 3 |
41 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 4 |
42 | Скалярное произведение векторов | 4 |
Длина окружности и площадь круга | 12 | |
43 | Правильные многоугольники | 4 |
44 | Длина окружности и площадь круга | 4 |
45 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 4 |
Движения | 8 | |
46 | Понятие движения | 3 |
47 | Параллельный перенос и поворот | 5 |
Начальные сведения из стереометрии | 8 | |
48 | Многогранники | 4 |
49 | Тела и поверхности вращения | 4 |
Об аксиомах планиметрии | 2 | |
Повторение. Решение задач | 9 | |
Итого | 68 | |
Итого 7-9 класс | 190 |
Содержание программы учебного курса
7 класс
- Основные свойства простейших геометрических фигур.
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
- Треугольники.
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
- Параллельные прямые.
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
- Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Построение треугольника по трём элементам.
8 класс
- Четырёхугольники.
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат,
ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса. Осевая и центральная симметрии.
- Площадь.
Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
- Подобные треугольники.
Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применения подобия к доказательству теорем и их решению задач. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника.
- Окружность.
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки. Вписанная и описанная окружности.
9 класс
- Векторы. Метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
- Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
- Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
- Движения.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
- Об аксиомах геометрии
Беседа об аксиомах геометрии.
- Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращении: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
- Повторение. Решение задач
Формы и средства контроля
7 класс
Вид контроля | Текущий контроль | Итого | |||
1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв. | ||
Количество плановых: | |||||
Контрольных работ | 1 | 2 | 2 | 5 | |
Самостоятельных работ | - | 3 | 2 | 5 |
8 класс
Вид контроля | Текущий контроль | Итого | |||
1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв. | ||
Количество плановых: | |||||
Контрольных работ | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Самостоятельных работ | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
9 класс
Вид контроля | Текущий контроль | Итого | |||
1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв. | ||
Количество плановых: | |||||
Контрольных работ | 2 | 2 | 4 | ||
Самостоятельных работ | 2 | 2 | 1 | 5 |
Содержание контрольных и самостоятельных работ формируется на основании:
7 класс:
Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.:
Просвещение, 2011-2014
Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7 класс. /
А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2014. -208 с.
8 класс:
Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.:
Просвещение, 2011-2014
Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 8 класс. /
А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2013. -239 с.
9 класс
Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.:
Просвещение, 2011-2014
Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 9 класс. /
А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2014. -224 с.
Перечень учебно-методических средств обучения
Оборудование и приборы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание | Количество |
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ | |||
1. | Основная литература: 7 класс
8 класс Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011. -384 с. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2012.-159 с. 9 класс
2. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2012. -126 с. Дополнительная литература: 7 класс Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7 класс. / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. –М.: Илекса, 2014.-208 с. 8 класс Изучение геометрии в 8 классе: Метод. рекомендации к учебнику: Книга для учителя / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2010 Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 8 класс. / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. –М.: Илекса, 2013. -239 с. 9 класс 1. Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 9 класс. / А.Д. Блинков, Т.М. Мищенко -М.- Просвещение, 2014.-94 с. 2. Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 9 класс. / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. –М.: Илекса, 2014. -224 с. | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 28 14 28 14 28 14 14 1 14 14 14 |
ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ | |||
2. | Таблицы демонстрационные по геометрии «Многогранники и тела вращения» | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату. | 13 |
3. | Набор «Геометрические фигуры» | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала | 1 |
СРЕДСТВА ИКТ | |||
4. | Универсальный портативный компьютер | Используется учителем | 1 |
5. | Диски: «Геометрические фигуры и величины». | Используется в соответствии с планированием | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....
Адаптированная основная общеобразовательная программа по русскому языку 6 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена на основе - Протокола ПМПК № 92, коллегиального заключения ПМПК, рекомендаций ПМПК,...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику для 2 класса Starlight К.М. Барановой, Д.Д, Дули
Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику для 2 класса Starlight К.М. Барановой, Д.Д, Дули предназначенная для обучающихся с ОВЗ, составлена с учето...
Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику для 3 класса Starlight К.М. Барановой, Д.Д. Дули
Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику для 3 класса Starlight К.М. Барановой, Д.Д. Дули, предназначена для обучающихся с ОВЗ, учитывает особенности их психофизического развит...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...