Основная общеобразовательная программа по геометрии 7-9 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Основная общеобразовательная программа по геометрии дя 7-9 класса составлена на основе авторской программы по учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузова, С.В. Кадомцева и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7-9_nefedova_geometriya_190ch.docx54.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному курсу

«Геометрия»

основного общего образования

для 7-9-х классов

(базовый уровень)

Составитель

Нефедова Валентина Ивановна,

учитель математики

Старый Оскол

2014

Пояснительная записка

Рабочая   программа по учебному курсу «Геометрия»  основного общего образования для    7 – 9  классов (базовый уровень)   разработана на основе авторской программы  Л.С. Атанасяна,   В.Ф. Бутузова, С.В. Кадомцева и др. (Программы   общеобразовательных учреждений. Геометрия  7 – 9 классы. / сост. Т.А. Бурмистрова. - М.:   Просвещение, 2009. -127 с.).

 Изучение геометрии в данном профиле направлено на достижение следующей цели: овладение учащимися системой геометрических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
  • ввести понятия прямой, точки, отрезка, луча, угла; определения вертикальных, смежных углов.
  • научить изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.
  • научить доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; Ввести определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
  • научить применять теоремы в решении задач, строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла,  
  • уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.
  • развивать пространственное мышление и математическую культуру;
  • формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Преподавание  геометрии в 7 – 9 классах ориентировано на использование учебного и учебно-методического комплекта, в который входят:

7 класс

Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.-384 c.

  Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2012. -128 с.

8 класс

Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.-384 с.

  Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2012.-159 с.

9 класс

Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.-384 с.

  Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2012.-126 с.

Авторская программа по курсу «Геометрия» для учащихся 7-9 классов  рассчитана на   186 учебных часов (7 класс – 50 часов, 8 класс – 68 часов, 9 класс – 68 часов), предусматривая ежегодно 34 учебные недели, по 2 часа в неделю. Однако в  связи с  тем, что годовой  календарный учебный график  школы для учащихся 7 – 8 классов рассчитан на 35 учебных недель, рабочая программа реализуется    в объеме  190 учебных часов (7 класс – 52 часа, 8 класс – 70 часов, 9 класс – 68 часов). Таким образом, в 7 и 8 классах   в отличие от авторской программы отводится дополнительно по 2 часа на раздел «Итоговое повторение».

Рабочей программой предусмотрено выполнение  5   тематических контрольных работ и 5 самостоятельных работ  в 7 классе, 5 тематических контрольных работ и 8 самостоятельных работ  в 8 классе, 4 тематических контрольных работ и 5 самостоятельных работ в 9 классе. Текущий контроль осуществляется с помощью опросов, самостоятельных и контрольных работ.

Преобладающие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, групповая  и  индивидуальная.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения геометрии ученик должен:

знать/понимать

7 класс. Основные свойства простейших геометрических фигур

  уметь:        

строить простейшие геометрические фигуры: отрезок, луч, угол;

  • измерять длину отрезка, градусную меру угла;
  • Сравнивать отрезки и углы;
  • Строить перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
  • решать задачи на построение.

Треугольники

уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • определять вид треугольника;
  • доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника;  
  • уметь строить медиану, биссектрису, высоту  треугольника, окружность
  • выполнять чертежи по условию задач;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат.

Параллельные  прямые

 уметь:

  • доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности  прямых;
  • доказывать теоремы, выражающие свойства параллельных  прямых
  • изображать параллельные прямые;
  • уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых;  
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;
  • выполнять чертежи по условию задач.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

    уметь:

  • доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
  • доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 8 класс. Четырёхугольники

Уметь:

  • объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы;
  • находить углы многоугольников, их периметры;
  • различать виды четырехугольников, их признаки и свойства;
  • применять свойства четырехугольников при решении простых задач;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
  • решать задачи на построение.

Площадь

Уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных  из них;
  • применять формулы вычисления геометрических фигур, теорему Пифагора и уметь применять их при решении задач;
  • выполнять чертежи по условию задач;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии.

Подобные треугольники

Уметь:

  • применять подобие треугольников при решении несложных задач;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры;
  • решать геометрические задачи на соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
  • выполнять чертежи по условию задач;
  • применять признаки подобия треугольников  для решения практических задач;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.

Окружность

Уметь:

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
  • применять  при решении задач метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
  • вычислять значения геометрических величин.
  • решать задачи на построение.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

  9 класс. Векторы

уметь

  • изображать и обозначать вектор;
  • откладывать вектор, равный данному;
  • строить сумму двух и нескольких векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника;
  • умножать вектор на число;
  • применять векторы к решению задач.

Метод координат

 уметь

  • находить координаты вектора по координатам его начала и конца;
  • вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам;
  • строить окружности и прямые, заданные уравнениями.

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное  произведение векторов

 уметь

  •  воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач;
  •  находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.

Длина окружности и площадь круга

уметь

  • вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников;
  • находить  длину окружности и длину дуги;
  • применять формулы площади круга, сектора при решении задач.

Движения

уметь

  • решать задачи, используя определения видов движения;
  • с помощью инструментов выполнять параллельный перенос, поворот
  • строить образ точки  и отрезка;
  • отображать треугольники  с помощью  симметрии, параллельного переноса, поворота.

Начальные сведения стереометрии

уметь

  • изображать стереометрические тела;
  • находить площади боковой и полной поверхности геометрических тел.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  •  расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  •  решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  •  решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя    при     необходимости справочники и технические средства);
  •  построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов,  тем

Часы учебного времени

7 класс

Начальные геометрические сведения

7

1

 Прямая и отрезок. Луч и угол

1

2

Сравнение отрезков и углов

1

3

Измерение отрезков. Измерение углов

2

4

Перпендикулярные прямые.

Решение задач

3

Треугольники

14

5

Первый признак равенства треугольников

3

6

Медианы, биссектрисы и высоты

треугольника

3

7

Второй и третий признаки равенства треугольников

3

8

Задачи на построение

2

9

Решение задач по теме «Треугольники»

3

 Параллельные прямые

9

10

Признаки параллельности двух прямых

3

11

Аксиома параллельных прямых

3

12

Решение задач по теме «Параллельные

прямые»

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника

16

13

Сумма углов треугольника

2

14

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

4

15

 Прямоугольные

треугольники

4

16

Построение треугольника по трем

элементам

2

17

Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник»

4

Повторение. Решение задач

6

Итого

52

8 класс

 Четырехугольники

14

18

Многоугольники

2

19

Параллелограмм и трапеция

6

20

Прямоугольник, ромб, квадрат

6

 Площадь

14

21

Площадь многоугольника.

2

22

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции

6

23

Теорема Пифагора

6

 Подобные треугольники

19

24

 Определение подобных  треугольников

2

25

Признаки подобия треугольников

6

26

 Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

7

27

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

4

  Окружность

17

28

Касательная к окружности

3

29

Центральные и вписанные углы

4

30

Четыре замечательные точки треугольника

3

31

Вписанная и описанная окружности

4

32

Решение задач по теме «Окружность».

3

Повторение

6

Итого

70

9 класс

 Векторы

8

33

Понятие вектора

2

34

Сложение и вычитание векторов

3

35

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

3

 Метод    координат координат

10

36

Координаты вектора

2

37

Простейшие задачи в координатах

2

38

Уравнения окружности и прямой

3

39

Решение задач по теме «Векторы»

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника.  Скалярное произведение векторов

11

40

Синус, косинус, тангенс угла

3

41

Соотношения между сторонами и углами треугольника

4

42

Скалярное произведение векторов

4

Длина окружности и  площадь круга

12

43

 Правильные многоугольники

4

44

Длина окружности и  площадь круга

4

45

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

4

 Движения

8

46

Понятие движения

3

47

Параллельный перенос и поворот

5

 Начальные сведения из стереометрии

8

48

 Многогранники

4

49

Тела и поверхности вращения

4

Об аксиомах планиметрии

2

Повторение.  Решение задач

9

Итого

68

Итого 7-9 класс

190

Содержание программы учебного курса

7 класс

  1. Основные свойства простейших геометрических фигур.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка.  Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

  1. Треугольники.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

  1. Параллельные прямые.

Признаки параллельности  прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Построение треугольника по трём элементам.

8 класс

  1. Четырёхугольники.

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат,

ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса. Осевая и центральная симметрии.

  1. Площадь. 

Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольника,  параллелограмма,  треугольника,  трапеции. Теорема Пифагора.

  1. Подобные треугольники.

Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применения подобия к доказательству теорем и их решению задач. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника.

  1. Окружность.

     Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности, её свойство и признак. Центральные и  вписанные углы. Четыре замечательные точки. Вписанная и описанная окружности.

9 класс

  1. Векторы. Метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

  1. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

  1. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

  1. Движения.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия.   Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

  1. Об аксиомах геометрии

Беседа об аксиомах геометрии.

  1. Начальные сведения из стереометрии

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращении: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

  1. Повторение. Решение задач

Формы и средства контроля

7 класс

Вид контроля

Текущий контроль

Итого

1

четв

2

четв

3

четв

4

четв.

Количество плановых:

Контрольных работ

1

2

2

5

Самостоятельных работ

-

3

2

5

8 класс

Вид контроля

Текущий контроль

Итого

1

четв

2

четв

3

четв

4

четв.

Количество плановых:

Контрольных работ

1

1

2

1

5

Самостоятельных работ

2

2

2

2

8

 9 класс

Вид контроля

Текущий контроль

Итого

1

четв

2

четв

3

четв

4

четв.

Количество плановых:

Контрольных работ

2

2

4

Самостоятельных работ

2

2

1

5

Содержание контрольных и самостоятельных работ формируется  на основании:

 7 класс:

 Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.:

Просвещение, 2011-2014

Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы.  7 класс. /

 А.П. Ершова,  В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2014. -208 с.

8 класс:

  Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.:

Просвещение, 2011-2014

Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы.  8 класс. /

А.П. Ершова,  В.В. Голобородько.  – М.: Илекса, 2013. -239 с.

9 класс

  Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.:

Просвещение, 2011-2014

Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы.  9 класс. /

А.П. Ершова,  В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2014. -224 с.

Перечень учебно-методических средств обучения

Оборудование и приборы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

1.

Основная литература:  7 класс

  1. Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011. -384 с.
  2. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2012.-128 с.

8 класс

Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011. -384 с.

Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2012.-159 с.

9 класс

  1. Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.-384 с.

2. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2012. -126 с.

Дополнительная литература:

 7 класс

  Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы.  7 класс. / А.П. Ершова,  В.В. Голобородько. –М.: Илекса, 2014.-208 с.

8 класс

Изучение геометрии в 8 классе: Метод. рекомендации к учебнику: Книга для учителя / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2010

  Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы.  8 класс. / А.П. Ершова,  В.В. Голобородько. –М.: Илекса, 2013. -239 с.

9 класс

1. Геометрия. Тематические тесты  к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 9 класс. / А.Д. Блинков, Т.М. Мищенко -М.- Просвещение, 2014.-94 с.

2.  Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы.  9 класс. / А.П. Ершова,  В.В. Голобородько. –М.: Илекса, 2014. -224 с.

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

28

14

28

14

28

14

14

1

14

14

14

ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ

2.

 Таблицы  демонстрационные по геометрии «Многогранники и тела вращения»

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.

13

3.

Набор

«Геометрические фигуры»

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала

1

СРЕДСТВА ИКТ

4.

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем

1

5.

Диски: «Геометрические фигуры и величины».

Используется в соответствии с планированием

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по русскому языку 6 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена на основе  - Протокола ПМПК № 92, коллегиального заключения  ПМПК,  рекомендаций ПМПК,...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику для 2 класса Starlight К.М. Барановой, Д.Д, Дули

Адаптированная основная общеобразовательная программа  к учебнику  для 2 класса Starlight К.М. Барановой, Д.Д, Дули  предназначенная для обучающихся с ОВЗ, составлена  с учето...

Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику для 3 класса Starlight К.М. Барановой, Д.Д. Дули

Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику для 3 класса Starlight К.М. Барановой, Д.Д. Дули, предназначена для обучающихся с ОВЗ, учитывает особенности их психофизического развит...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...