Календарно - тематическое планирование по геометрии.
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Артюхина Наталия Викторовна

Календарно - тематическое планирование по геометрии. 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

протокол № ____ от

«____» ____________ 2014 г.

Руководитель  ШМО

________ /_______________

«Согласовано»

«___» _______________ 2014г.

Зам. директора по УВР

__________ /Макарова Т.В./

«Утверждаю»

Директор МБОУСредняя общеобразовательная школа № 81

___________ /Кнутов А..Н./  

 

«____» ____________ 2014г.

                                                       Рабочая программа

Наименование учебного предмета       геометрия

Класс                                                       9 класс

Уровень общего образования              базовый

Учитель                                         АРТЮХИНА НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА

Срок реализации программы, учебный год  2014-2015 учебный год

Количество часов по учебному плану  всего  68  часов в год; в неделю 2  часа.

Планирование составлено на основе  Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений / составитель Т.А.Бурмистрова. –

М.: Просвещение, 2011.

 (название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Учебник   Геометрия.7-9 классы : учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутусов,С.Б.Кадомцев и др. – М.:Просвещение,2012..

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил(а)________________________________________________________________________________

подпись                         расшифровка  подписи

                                                                                         2014 год

Структура документа

Титульный лист

Структура документа        

Пояснительная записка        

Учебно-тематический план        

Содержание рабочей программы.        

Календарно-тематическое планирование.        

Требования к уровню подготовки обучающихся        

Критерии оценки уровня знаний учащихся        

Ресурсное обеспечение программы        


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа погеометрии для9 класса разработана на основе:

  • Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Базисный учебный план для образовательных учреждений Нижегородской области, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Департамента образования Нижегородской области от 05.06..2006 г. №626;
  • Локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ № 81, реализующего образовательные программы общего образования».
  • Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
  • Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №81»;
  • Планирование составлено на основе: Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 -9  классы: пособие для учителей образоват. Учреждений/составитель Т. А. Бурмистрова /. – М.: Просвещение, 2011. -95 с.  

Количество часов по плану: всего – 68 ч; в неделю – 2 ч;

         Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

         В ходе обучения геометрии по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
  • формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
  • овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.

В основу курса геометрии для 9 класса положены такие принципы как:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых
  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
  • Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

        Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 ч.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.


Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Уроки

Лабораторно-практические работы, уроки развития речи

1

Глава 9. Векторы.

8

8

-

-

2

Глава 10. Метод координат.

10

10

-

1

3

Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

11

-

1

4

Глава 12. Длина окружности и площадь круга.

12

12

-

1

5

Глава 13. Движения.

8

8

-

1

6

Глава 14. Начальные сведения из стереометрии.

8

8

-

-

7

Об аксиомах планиметрии.

2

2

-

-

8

Повторение. Решение задач.

9

9

-

1

Всего

68

68

5


Содержание рабочей программы.

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.

Векторы и метод координат – 18 часов

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. 11 часов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга - 12 часов

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Движения - 8 часов

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя,   сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Начальные сведения из стереометрии. 8 часов

Об аксиомах планиметрии. 2 часа.

Повторение. Решение задач.  9 часов


Календарно-тематическое планирование.

№п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические, лабораторные работы

Оборудование

наглядность

Дата проведения

план

корректировка

Глава 9. Векторы.

1

Понятие вектора

Урок изучения нового.

Вектор, равные

вектора.

Коллинеарные и

неколлинеарные

вектора.

Сонаправленные и

противоположно-

направленные

вектора

Знать определения понятий вектор, сонаправленные и

противоположно-

направленные

вектора. Сравнивать

вектора.

Презентация

4.09

2

Понятие вектора

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

5.09

3

Сложение и вычитание векторов

Урок изучения нового.

Правило

треугольника и

параллелограмма.

Законы сложения

векторов. Разность

векторов.

Использовать

правило

треугольника и

параллелограмма

для решения задач.

Уметь вычитать

вектора

Презентация

11.09

4

Сложение и вычитание векторов

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

12.09

5

Сложение и вычитание векторов

Урок систематизации и обобщения знаний.

Учебник. Иллюстрация на доске.

18.09

6

Умножение векторов на число. Применение векторов к решению

задач.

Урок изучения нового.

Произведение

вектора на число.

Средняя линия

трапеции

Применение

векторов к решению

задач. Находить

среднюю линию

трапеции

Презентация

19.09

7

Умножение векторов на число. Применение векторов к решению

задач.

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

25.09

8

Умножение векторов на число. Применение векторов к решению

задач.

Урок систематизации и обобщения знаний.

Учебник. Иллюстрация на доске.

26.09

Глава 10. Метод координат.

9

Координаты вектора

Урок изучения нового.

Координаты вектора, правила действия над векторами с заданными координатами

Действия над векторами

Знать: понятия координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведения вектора на число

Презентация

2.10

10

Координаты вектора

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

3.10

11

Простейшие задачи в координатах

Урок изучения нового.

Координаты вектора, координаты середины отрезка,

Знать: определение суммы, разности векторов, произведения вектора на число. Уметь: решать простейшие задачи методом координат

Презентация

9.10

12

Простейшие задачи в координатах

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

10.10

13

Уравнение окружности и  прямой

Урок изучения нового.

Уравнения окружности и прямой

Знать: уравнения окружности. Уметь: решать задачи на определение координат центра окружности и его радиуса по заданному уравнению окружности. Уметь: составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности

Знать: уравнение прямой. Уметь: составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек

Презентация

16.10

14

Уравнение окружности и  прямой

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

17.10

15

Уравнение окружности и  прямой

Комбинированный урок.

Презентация

23.10

16

Решение задач по теме «Метод координат»

Урок систематизации и обобщения знаний.

Решение задач по теме «Метод координат»

Знать: правила действий над векторами с заданными координатами (суммы, разности, произведения вектора на число); формулы координат вектора через координаты его начала и конца, координаты середины отрезка; формулу длины вектора по его координатам; формулу нахождениярасстояния между двумя точками через их координаты; уравнения окружности и прямой. Уметь: решать простейшие геометрические задачи, пользуясь указанными формулами

Презентация

24.10

17

Решение задач по теме «Метод координат»

Урок систематизации и обобщения знаний.

Презентация

30.10

18

Контрольная работа №1 «Векторы. Метод координат»

Урок проверки, оценки и коррекции знаний

31.10

Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

19

Синус, косинус, тангенс угла

Урок изучения нового.

1) Синус, косинус, тангенс.

2) Основное тригонометрическое тождество.

3) Формулы приведения.

4) Синус, косинус, тангенс углов от 0° до 180°

Знать: определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0° до 1 80°, формулы для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество. Уметь: применять тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую

Знать: формулу основного тригонометрического тождества, простейшие формулы приведения. Уметь: определять значения тригонометрических функций для углов от 0° до 180° по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них

Презентация

13.11

20

Синус, косинус, тангенс угла

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

14.11

21

Синус, косинус, тангенс угла

Комбинированный урок.

Учебник. Иллюстрация на доске.

20.11

22

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Урок изучения нового.

Задачи на использование теорем синусов и косинусов

Решение треугольников

Методы решения задач, связанные с измерительными работами

Знать: основные виды задач. Уметь: применять теоремы синусов и косинусов, выполнять чертеж по условию задачи

Знать: способы решения треугольников. Уметь: решать треугольники по двум сторонам и углу между ними; по стороне и прилежащим к ней углам; по трем сторонам

Знать: методы проведения измерительных работ. Уметь: выполнять    чертеж по условию задачи, применять теоремы синусов и косинусов при выполнении измерительных работ на местности

Презентация

21.11

23

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

27.11

24

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Комбинированный урок.

Учебник. Иллюстрация на доске.

28.11

25

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Комбинированный урок.

Учебник. Иллюстрация на доске.

4.12

26

Скалярное произведение векторов

Урок изучения нового.

Понятие угла между векторами, скалярного произведения векторов и его свойств, скалярный квадрат вектора

Понятие скалярного произведения векторов в координатах и его свойства

Знать: что такое угол между векторами, определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов. Уметь: изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение

Знать: теорему о скалярном произведении двух векторов и ее следствия. Уметь: доказывать теорему, находить углы между векторами, используя формулускалярного произведения в координатах

Презентация

5.12

27

Скалярное произведение векторов

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

11.12

28

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

Урок систематизации и обобщения знаний.

Задачи на применение теорем синусов и косинусов и скалярного произведения векторов

Знать: формулировки теоремы синусов, теоремы косинусов, теоремы о нахождении площади треугольника, определение скалярного произведения и формулу в координатах. Уметь: решать простейшие планиметрические задачи

Презентация

12.12

29

Контрольная работа №2  «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

Урок проверки, оценки и коррекции знаний

18.12

Глава 12. Длина окружности и площадь круга.

30

Правильные многоугольники

Урок изучения нового.

1 ) Понятие правильного многоугольника.

 2) Формула для вычисления угла правильного п-угольника

Знать: определение правильного многоугольника, формулу для вычисления угла правильного п--угольника. Уметь: выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач

Набор  конструктор Геометрические тела

19.12

31

Правильные многоугольники

Урок решения задач.

Презентация

25.12

32

Правильные многоугольники

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

26.12

33

Правильные многоугольники

Комбинированный урок.

Учебник. Иллюстрация на доске.

15.01

34

Длина окружности и площадь круга

Урок изучения нового.

1) Формула длины окружности.

 2) Формула длины дуги окружности

Формулы, связывающие площадь и сторону правильного многоугольника с радиусами вписанной и описанной окружностей         

Знать: формулы длины окружности и ее дуги. Уметь: применять формулы при решении задач Знать: формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной окружности. Уметь: применять формулы при решении задач

Презентация

16.01

35

Длина окружности и площадь круга

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

22.01

36

Длина окружности и площадь круга

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

23.01

37

Длина окружности и площадь круга

Комбинированный урок.

Учебник. Иллюстрация на доске.

29.01

38

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

Урок решения задач.

Задачи на применение формул длины окружности и длины дуги окружности

Задачи на применение формул площади круга и кругового сектора

Знать: формулы. Уметь: выводить формулы длины окружности и длины дуги окружности, применять формулы для решения задач

Знать: формулы. Уметь: решать задачи с применением формул

Презентация

30.01

39

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

5.02

40

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

Урок систематизации и обобщения знаний.

Учебник. Иллюстрация на доске.

6.02

41

Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга»

Урок проверки, оценки и коррекции знаний

12.02

Глава 13. Движения.

42

Понятие движения

Урок изучения нового.

Понятие отображения плоскости на себя и движение

Осевая и центральная симметрия

Знать: понятие отображения плоскости на себя и движения. Уметь: выполнять построение движений, осуществлять преобразования фигур

Знать: осевую и центральную симметрию. Уметь: распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой и центральной симметрии

Презентация

13.02

43

Понятие движения

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

19.02

44

Понятие движения

Комбинированный урок.

Учебник. Иллюстрация на доске.

20.02

45

Параллельный перенос и поворот.

Урок изучения нового.

Движение фигур с помощью параллельного переноса

Поворот

Знать: основные этапы доказательства, что параллельный перенос есть движение. Уметь: применять параллельный перенос при решении задач

Знать: определение поворота. Уметь: доказывать, что поворот есть движение, осуществлять поворот фигур

Презентация

26.02

46

Параллельный перенос и поворот.

Урок решения задач.

Учебник. Иллюстрация на доске.

27.02

47

Параллельный перенос и поворот.

Комбинированный урок.

Учебник. Иллюстрация на доске.

5.03

48

Решение задач по теме: «Движения»

Урок систематизации и обобщения знаний.

Движение фигур с помощью параллельного переноса и поворота

Задачи с применением движения

Знать: определение параллельного переноса и поворота. Уметь: осуществлять параллельный перенос и поворот фигур

Знать: все виды движений. Уметь: выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки

Презентация

6.03

49

Контрольная работа №4 «Движение»

Урок проверки, оценки и коррекции знаний

12.03

Глава 14. Начальные сведения из стереометрии.

50

Многогранники

Урок изучения нового.

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида» формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Знать  начальное представление телах и поверхностях в пространстве; основные формулы для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Простейшие многогранники (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тела и поверхности вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара). Формулы для вычисления объемов,

формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса,

формула площади сферы.

Набор  конструктор Геометрические тела

13.03

51

Многогранники

Урок решения задач.

Набор  конструктор Геометрические тела

19.03

52

Многогранники

Комбинированный урок.

Набор  конструктор Геометрические тела

20.03

53

Многогранники

Комбинированный урок.

Набор  конструктор Геометрические тела

2.04

54

Тела и поверхности вращения

Урок изучения нового.

Набор  конструктор Геометрические тела

3.04

55

Тела и поверхности вращения

Урок решения задач.

Набор  конструктор Геометрические тела

9.04

56

Тела и поверхности вращения

Урок решения задач.

Набор  конструктор Геометрические тела

10.04

57

Тела и поверхности вращения

Комбинированный урок.

Набор  конструктор Геометрические тела

16.04

58

Об аксиомах планиметрии.

Урок изучения нового.

1) Аксиоматический метод. 2) Система аксиом

Система аксиом

Знать: неопределенные понятия и систему аксиом как необходимые утверждения при создании геометрии

Знать: основные аксиомы планиметрии, иметь представление об основных этапах развития геометрии

Презентация

17.04

59

Об аксиомах планиметрии.

Урок решения задач.

Презентация

23.04

60

Итоговая контрольная работа №5

Урок проверки, оценки и коррекции знаний

24.04

61

Повторение. Решение задач по теме «Векторы. Метод координат».

Урок систематизации и обобщения знаний.

Треугольник,

окружность,

четырехугольники

многоугольники,

векторы, метод

координат,

движения.

Решение комплексных задач. Применение формул при решении задач.

Презентация

30.04

62

Повторение. Решение задач по теме «Векторы. Метод координат».

Урок систематизации и обобщения знаний.

Презентация

1.05

63

Повторение. Решение задач по теме «Векторы. Метод координат».

Урок систематизации и обобщения знаний.

Презентация

7.05

64

Повторение. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».

Урок систематизации и обобщения знаний.

Презентация

8.05

65

Повторение. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».

Урок систематизации и обобщения знаний.

14.05

66

Повторение. Решение задач по теме «Движения».

Урок систематизации и обобщения знаний.

15.05

67

Повторение. Решение задач по теме «Движения».

Урок систематизации и обобщения знаний.

21.05

68

Повторение. Решение задач по теме «Движения».

Урок систематизации и обобщения знаний.

22.05

        


Требования к уровню подготовки обучающихся

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневойдифференциации  обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:

Формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.

Методы работы: рассказ; объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка, дидактическая игра; решение проблемно-поисковых задач.

Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, графические диктанты, тесты);. Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, контрольно-проверочных и др. типов уроков


Критерии оценки уровня знаний учащихся

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

2.Оценка устных ответов обучающихся по геометрии

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

 Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  •  логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Ресурсное обеспечение программы

  1. Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение,  
  2. Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение,  
  3.   Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2005.
  4.   Задачи по геометрии 7-11 класс под редакцией Мейлера В.М.
  5.   «Дидактические карточки – задания по геометрии  9 класс» Т.М.Мищенко
  6.   «Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии 9 класс» А.В. Фарков,

Литература для ученика:

  1. Учебник “Геометрия 7-9” под редакцией Атанасяна Л.С.;
  2. Геометрия 9 класс, рабочая тетрадь под редакцией Атанасяна Л.С.;
  3. Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2005.
  4. Энциклопедия по геометрии;
  5. “Все вопросы геометрии” – энциклопедический словарь

Учебно – методическое обеспечение.

  1. Комплект инструментов классный КИК
  2. Набор  конструктор Геометрические тела

       3.  Комплект таблиц по геометрии для 9 класса.

       4. Раздаточный материал по темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс Л. С. Атанасян

Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л. С. Атанасяна...

Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс

Данное планирование по геометрии в 7 классе, автор Атанасян....

календарно-тематическое планирование по геометрии, 7 класс

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной программы курса геометрии для 7 классов средней общеобраз...

календарно-тематическое планирование по геометрии, 7 класс

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной программы курса геометрии для 7 классов средней общеобраз...

Календарно тематическое планирование по геометрии для 7-9 классов

КТП для 7, 8 ,9 классов к учебнику  ГЕОМЕТРИЯ 7-9 под. ред. Атанасян Л.С....

Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс.

Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс.  Автор учебника: Атанасян Л.С....

Календарно-тематическое планирование по геометрии 12 класс Л.С.Атанасян «Геометрия 10-11 класс»

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (заочное обучение) Класс: 12Всего часов: 34 (1 час в неделю)УМК:Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11:...