Рабочая программа по геометрии 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 1
_________ /Флюрова В.М./ МБОУ СОШ №1 с. Чекмагуш с. Чекмагуш
Протокол № 1 ________/Гилязова И. Р./ ________ /Амирханов Р. Г. /
от «26» августа 2014 г. от «___» ______________ 2014 г. Приказ № 33/2
от «29» августа 2014 г.
Рабочая программа
учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1 с. Чекмагуш
Саетовой Алии Фаиловны по геометрии 9 класса
на 2014-2015 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от « 27 » августа 2014 г.
Рабочая программа
к учебнику «Геометрия 7-9», Атанасян Л.С. и др., 9 класс ,
2 часа в неделю
Составлена на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы УМК по предмету «Геометрия 9 класс», авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 37-39)
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Количество учебных часов:
В год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)
В том числе:
Контрольных работ - 4
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.
Уровень обучения – базовый.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
Вводное повторение | 2 | 2 |
9,10. Векторы. Метод координат. | 20 | 18 |
11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 12 | 13 |
12. Длина окружности и площадь круга. | 12 | 12 |
13. Движения. | 12 | 9 |
14. Об аксиомах геометрии. | 2 | 2 |
15. Повторение | 8 | 12 |
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, ИКТ.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Тематическое и поурочное планирование по геометрии.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове-дения | Оборудо-вание | Отметка о выпол-нении |
1 | Повторение. Четырехугольник. Площадь. | 1 | 1, главы\/,\/I | ||
2 | Повторение. Подобные треугольники. Окружность. | 1 | 1,главы \/II,\/III | ||
ВЕКТОРЫ | 8 | ||||
3 | Понятие вектора | 1 | 1, п.76 | ||
4 | Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. | 1 | 1, п.77, п. 78 | ||
5 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 1 | 1, п.79, п. 80 | ||
6 | Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. | 1 | 1, п.81, п. 82 | ||
7 | Сложение и вычитание векторов. Решение задач | 1 | 1, п.п. 79-82 | ||
8 | Произведение вектора на число | 1 | 1, п. 83 | ||
9 | Применение векторов к решению задач | 1 | 1. п.84 | ||
10 | Средняя линия трапеции | 1 | 1, п. 85 | ||
МЕТОД КООРДИНАТ | 10 | ||||
11 | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам | 1 | 1, п.86 | ||
12 | Координаты вектора | 1 | 1, п.87 | ||
13 | Контрольная работа №1 «Векторы. Координаты вектора» | 1 | |||
14 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 1 | 1, п.88 | ||
15 | Простейшие задачи в координатах | 1 | 1, п.89 | ||
16 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | 1 | 1, п.90-91 | ||
17 | Уравнение прямой | 1 | 1, п.92 | ||
18 | Использование уравнений окружности и прямой при решении задач | 1 | 1, п.90-92 | ||
19 | Решение задач на метод координат | 1 | 1, п.86-89 | ||
20 | Решение задач на уравнение прямой и окружности | 1 | 1, п.90-92 | ||
СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ | 13 | ||||
21 | Синус, косинус и тангенс угла. | 1 | 1, п.93 | ||
22 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения | 1 | 1, п.94 | ||
23 | Формулы для вычисления координат точки | 1 | 1, п.95 | ||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове-дения | Оборудо-вание | Отметка о выпол-нении |
24 | Теорема о площади треугольника. Теорема синусов | 1 | 1, п.96, п.97 | ||
25 | Теорема косинусов | 1 | 1, п.98 | ||
26 | Решение треугольников | 1 | 1, п.99 | ||
27 | Измерительные работы на местности | 1 | 1, п.100 | ||
28 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | 1, п.101, п.102 | ||
29 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов | 1 | 1, п.103, п.104 | ||
30 | Применение скалярного произведения векторов к решению задач. | 1 | 1, п.101-104 | ||
31 | Задачи на решение треугольников | 1 | 1, п.96-99 | ||
32 | Применение метода координат к решению задач | 1 | 1, п.п. 88-89 | ||
33 | Контрольная работа №2 «Метод координат. Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 1, п.93-104 | ||
ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА | 12 | ||||
34 | Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | 1,п.105-106 | ||
35 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | 1 | 1,п.107 | ||
36 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | 1,п.108 | ||
37 | Построение правильных многоугольников | 1 | 1,п.109 | ||
38 | Длина окружности | 1 | 1,п.110 | ||
39 | Площадь круга | 1 | 1,п.111 | ||
40 | Площадь кругового сектора | 1 | 1,п.112 | ||
41 | Применение формул длины окружности и площади круга при решении задач | 1 | 1,п.110-112 | ||
42 | Решение задач на применение формул зависимости R и r от стороны правильного многоугольника | 1 | 1,п.108 | ||
43 | Задачи на формулу длины окружности | 1 | 1,п.110 | ||
44 | Задачи на формулы площади круга и площади кругового сектора | 1 | 1,п.111-112 | ||
45 | Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга» | 1 | 1,п.105-112 | ||
ДВИЖЕНИЯ | 9 | ||||
46 | Отображение плоскости на себя | 1 | 1, п.113 | ||
47 | Понятие движения | 1 | 1, п.114 | ||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове-дения | Оборудо-вание | Отметка о выпол-нении |
48 | Решение задач на понятие движения | 1 | 1, п.113-114 | ||
49 | Параллельный перенос | 1 | 1, п.116 | ||
50 | Поворот | 1 | 1, п.117 | ||
51 | Решение задач на параллельный перенос и поворот | 1 | 1, п.116-117 | ||
52 | Задачи на построение симметричных фигур | 1 | 1, п.113 | ||
53 | Задачи на построение фигур с помощью параллельного переноса и поворота | 1 | 1, п.116-117 | ||
54 | Контрольная работа №4 «Движения» | 1 | 1, п.113-117 | ||
Аксиомы планиметрии | 2 | ||||
55 | Об аксиомах планиметрии | 1 | 1, прилож. 1 | ||
56 | Некоторые сведения о развитии геометрии | 1 | 1, прилож. 3 | ||
Повторение. | 12 | ||||
57 | Повторение. Признаки равенства треугольников | 1 | 1, Глава 2 | ||
58 | Повторение. Признаки подобия треугольников | 1 | 1, Глава 7 | ||
59 | Повторение. Виды треугольников. Площадь треугольника. Теорема Пифагора | 1 | 1, Глава 2,4 | ||
60 | Повторение. Четырёхугольники. | 1 | 1, Глава5 | ||
61 | Повторение. Четырёхугольники. | 1 | 1, Глава5 | ||
62 | Повторение. Правильные многоугольники | 1 | 1, Глава 12 | ||
63 | Повторение. Окружность | 1 | 1, Глава 8,12 | ||
64 | Повторение. Углы | 1 | 1, Глава 1,3,8 | ||
65 | Повторение. Векторы | 1 | 1, Глава 9 | ||
66 | Повторение. Метод координат | 1 | 1, Глава 10 | ||
67 | Повторение. Метод координат | 1 | 1, Глава 10 | ||
68 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 1, Глава 4,11 |
Список литературы:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
- Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2010 - 2012.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.
- Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
- Зив Б. Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....