Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Желанова Ирина Валерьевна

Рабочая программа по геометрии 8 класс, Л.С.Атанасян (2 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_g-8.docx54.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом примерной программы по математике и скорректированной на её основе программы: «Геометрия 7-9»,  авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год;
  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонентами государственного стандарта общего образования;
  • авторского тематического планирования учебного материала;
  • базисного учебного плана.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Из них контрольных работ 5 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Четырехугольники» - 1 час, «Площадь» - 1 час, «Подобие треугольников» - 2 часа, «Окружность» - 1 час.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

В курсе геометрии 8 класса продолжается решение задач на применение признаков равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических фактов. Теорема о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируются  практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника; систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования  выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

В примерную   программу внесены некоторые изменения, которые отражены в настоящей рабочей программе:

  • уменьшение количества часов на изучение темы «Четырехугольники»  с 14 ч до 13ч за счет блочной подачи материала на первом уроке темы, где объединены изучение определений многоугольника, четырехугольника, параллелограмма в связи с логически взаимосвязанными понятиями об этих фигурах;
  • увеличение количества часов на изучение темы «Площади»  с 14 ч до 15 ч в связи с высоким уровнем значимости применения темы на практике и углублением знаний о формулах для вычисления площадей треугольников;
  • увеличение количества часов на изучение темы «Подобные треугольники» с 19 ч до 20 ч за счет часов повторения в связи со сложностью материала.

Цели изучения курса геометрии 8 класса:

  • развивать пространственное мышление и математическую культуру;
  • -учить ясно и точно излагать свои мысли;
  • формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • помочь приобрести опыт исследовательской работы.

       

Задачи:

  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
  • начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
  • ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
  • ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
  • ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
  • ознакомить с понятием касательной к окружности, центральных и вписанных углов, вписанной и описанной окружностей, научить применять их при решении задач;
  • рассмотреть четыре замечательные точки треугольника, научить выполнять их построение.

        

В результате изучения курса математики, в частности геометрии,  обучающиеся должны

Понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Глава V.  Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Глава VI.  Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Глава VII. Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

        В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Глава VIII. Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Повторение. Решение задач. (4 часа)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

Требования к уровню подготовки обучающихся  8  класса

  1. Четырехугольники

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

  • понятие многоугольника и выпуклого многоугольника, элементов многоугольника, внутренней и внешней области;
  • понятие периметра многоугольника;
  • формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
  • понятие параллелограмма,  его признаки и свойства;
  • понятие трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции;
  • понятие прямой и обратной теоремы;
  • понятия прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;
  • понятие симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;

уметь

  • объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы;
  • выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;
  • доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма и трапеции  при решении задач;
  • доказывать и применять свойства и признаки   прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;
  • решать задачи на построение;
  • строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;

использовать в практической деятельности

  • умения строить и исследовать простейших математических моделей;

приобретать опыт

  • алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.

  1. Площади фигур

 В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

  • основные свойства площадей;
  • формулу для вычисления площади прямоугольника;
  • формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника и трапеции;
  • теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
  • теорему Пифагора и обратную ей теорему;

уметь

  • вывести формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
  • доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
  • доказывать Пифагора и обратную ей теорему;
  • применять все изученные формулы при решении задач;
  • выполнять чертежи по условию задачи;

использовать в практической деятельности

  • конструирования новых алгоритмов;

приобретать опыт

  • вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.

  1. Подобные треугольники.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

  • понятие пропорциональных отрезков и подобных треугольников;
  • теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
  • признаки подобия  треугольников;
  • утверждении о пропорциональности отрезков, отсеченными параллельными прямыми на сторонах угла;
  • теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
  • понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
  • основное тригонометрическое тождество;
  • значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30˚, 45˚, 60˚;

уметь

  • доказывать признаки подобия  треугольников;
  • доказывать теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
  • доказывать  основное тригонометрическое тождество;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • применять все изученные формулы при решении задач;
  • с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении;
  • решать задачи на построение;

использовать в практической деятельности

  • умения строить и исследовать простейших математических моделей;

приобретать опыт

  • алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.

  1. Окружность

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

  • возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности;
  • понятие касательной, ее свойство и признак;
  • понятие центрального и вписанного угла;
  • как определяется градусная мера дуги окружности;
  • теорему о вписанном угле, следствия из нее;
  • теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
  • теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
  • теорему о пересечении высот треугольника;
  • понятие окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;
  • теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;
  • свойства вписанного и описанного четырехугольника;
  • при каком условии  четырехугольник является вписанным и описанным;

уметь

  • доказывать признак и свойства касательной;
  • доказывать теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
  • доказывать теорему о вписанном угле, следствия из нее;
  • доказывать теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
  • доказывать теорему о пересечении высот треугольника;
  • доказывать теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;
  • доказывать свойства вписанного и описанного четырехугольника;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • применять все изученные теоремы и утверждения при решении задач;
  • доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;
  • вычислять элементы подобных треугольников;

использовать в практической деятельности

  • умения строить и исследовать простейших математических моделей;

приобретать опыт

  • алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.

  1. Повторение. Решение задач.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

  • формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
  • понятие и свойства равнобедренной и прямоугольной трапеции;
  • понятия параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;
  • формулы для вычисления площади  прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
  • теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
  • теорему Пифагора;
  • признаки подобия  треугольников;
  • теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
  • основное тригонометрическое тождество;
  • теорему о вписанном угле, следствия из нее;
  • теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
  • теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;
  • свойства вписанного и описанного четырехугольника;

уметь

  • выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;
  • доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба и квадрата  при решении задач;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • делить отрезок на n равных частей,  в данном отношении  с помощью циркуля и линейки;
  • решать задачи на построение;
  • строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;
  • выводить и использовать  формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
  • применять все изученные  формулы и теоремы  при решении задач, проводя  аргументацию  в ходе решения задач;
  • доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;
  • вычислять элементы подобных треугольников;

использовать в практической деятельности

  • умения строить и исследовать простейших математических моделей;
  • умение решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

приобретать опыт

  • алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации;
  • вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.

УМК учителя:

  1. Геометрия, 7-9:   Учебник   для общеобразовательных учреждений /[Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2010
  2. Зив Б.Г. .Геометрия:   дидактические   материалы  для   8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2010.
  3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учебнику: Книга  для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2008
  4. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 368 с.
  5. Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.

УМК ученика:

  1. Геометрия:   учеб,   для   7—9 кл. / Л. С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Зив Б.Г. .Геометрия:   дидактические   материалы  для   8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004 —2010.

Распределение тем по учебным неделям

НЕДЕЛИ

ДАТА

ТЕМА

УРОКИ

КОРРЕКТИРОВКА

1

Повторение курса геометрии 7 класса

1-2

2

Многоугольники. Четырехугольники. Определение параллелограмма. Свойства параллелограмма

3-4

3

Признаки параллелограмма. Теорема Фалеса

5-6

4

Решение задач по теме «Сумма углов многоугольника. Свойства и признаки параллелограмма»

Трапеция

7-8

5

Задачи на построение циркулем и линейкой. Прямоугольник, его свойства

9-10

6

Ромб. Квадрат. Осевая и центральная симметрия.

11-12

7

Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

13-14

8

Контрольная работа № 1.

Площадь многоугольника

15-16

9

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма

17-18

10

Решение задач на нахождение площади прямоугольника и параллелограмма

19-20

11

Площадь треугольника  и трапеции

21-22

12

Решение задач на нахождение площади треугольника  и трапеции

23-24

13

Теорема Пифагора

25-26

14

Теорема Пифагора. Решение задач

27-28

15

Решение задач.

Контрольная работа № 2

29-30

16

Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников.

31-32

17

Первый признак подобия треугольников. Решение задач.

33-34

18

Второй  и третий признаки подобия треугольников. Решение задач.

35-36

19

Решение задач с использованием признаков подобия треугольников. Контрольная работа № 3

37-38

20

Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников: средняя линия треугольника, свойство медиан треугольника.

39-40

21

Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников: пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

41-42

22

Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников: измерительные работы на местности, задачи на построение методом подобия

43-44

23

Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников: задачи на построение методом подобных треугольников.

 Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника: синус, косинус  и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

45-46

24

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.

47-48

25

Повторение и обобщение материала по теме «Применение метода подобия». 

Контрольная работа № 4

49-50

26

 Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности.

51-52

27

Решение задач по теме «Касательная к окружности» Градусная мера дуги окружности. Центральный угол.

53-54

28

Вписанные углы. Теорема о вписанном угле. Теорема об отрезках пересекающихся хорд. Четыре замечательные точки треугольника

55-56

29

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».

Свойство биссектрисы угла.

57-58

30

Серединный перпендикуляр к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника.

59-60

31

Вписанная окружность. Свойство описанного четырехугольника.

61-62

32

Описанная окружность. Свойство вписанного четырехугольника.

63-64

33

Решение задач по теме  «Окружность».

Контрольная работа № 5.

65-66

34

Повторение. Решение задач

67-68

35

Повторение. Решение задач.

69-70

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Название раздела, содержание темы урока

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

факт

Дом.

задание

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

11-2

Повторение курса геометрии 7 класса

2

П 1-30

Уметь выполнять задачи из разделов курса VII класса: признаки равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами треугольника; признаки и свойства параллельных прямых. Знать понятия: теорема, свойство, признак.

На протяжении всего курса планировать работу с использованием электронного курса (школа Кирилла и Мефодия, Геометрия 7-9)

Глава: Четырехугольники (14 часов)

33

Многоугольники.

1

П 39-41

№364 (а,б), 365 (а,б,г), 368

Уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы;

знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым;

уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника и решать задачи типа 364 – 370. Уметь находить углы многоугольников, их периметры. Знать определение параллелограмма

Фронтальная работа с классом

СРОХ

4

Многоугольники. Решение задач

1

№ 366, 369, 370

5

Параллелограмм.

1

П 42,

в. 6-8

№ 371 (а), 372 (в), 376 (в,г)

Знать определения параллелограмма и трапеции, виды трапеций, формулировки свойств и признаков  параллелограмма и равнобедренной трапеции,  основные типы задач на построение;

уметь их доказывать и применять при решении задач типа 372 – 377, 379 – 383, 390.

Уметь выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки; используя свойства параллелограмма и равнобедренной трапеции уметь доказывать некоторые утверждения.

Знать формулировку теоремы Фалеса

Уметь применять теорему в процессе решения задач, выполнять задачи на построение четырехугольников.

6

Признаки параллелограмма

1

П 43, в. 9

№ 383, 373, 378

Индивидуальная работа по карточкам

77

Решение задач по теме «Параллелограмм»

1

П 43

№375, 380, 384

Самостоятельная работа

88

Трапеция

1

П 44,

в. 10-11,

№3386, 387, 390, 384

9

Трапеция теорема Фалеса.

1

№391, 392, док-во теоремы Фалеса (384, 385)

СРОХ

Е10

Задачи на построение циркулем и линейкой

1

П 42-44, № 394, 398, 393 (б)

Индивидуальная работа по карточкам

11

Прямоугольник

1

П 45,

в. 12-13, № 399, 401(а), 404

Знать определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков.

 Уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач типа 401 – 415.

Знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки.

Уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией.

12

Ромб. Квадрат

1

П 46,

В. 14-15, № 405, 409, 411

13

Решение задач

1

П 47,

в. 16-20,

№ 415 (б), 413 (а), 410

Проверочный тест

114

Осевая и центральная симметрия

1

Исслед. работа,

проектная работа

Проверочная работа

15

Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

1

П 42-47. дом. контр. работа

16

Контрольная работа №1 «Четырехугольники»

1

П 42-47

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач. Находить углы, используя свойства диагоналей  прямоугольника, свойства трапеции; находить стороны параллелограмма.

Глава: Площадь (14 часов)

17

 Площадь многоугольника.

1

П 48-49,

в. 1-2,

№ 448, 449 (б), 450 (б), 446

Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника.

Уметь вывести формулу для вычисления, вычислять площадь квадрата, площади прямоугольника и использовать ее при решении задач типа 447 – 454, 457.

18

Площадь прямоугольника

1

П 50, в. 3,

№ 454, 455, 456

Индивидуальная работа по карточкам

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

19

 Площадь  параллелограмма

1

П 52, в. 4,

№ 459 (в,г), 460, 464 (а), 462

Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма,

треугольника и трапеции;

уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу,

уметь применять все изученные формулы при решении задач типа 459 – 464, 468 – 472, 474. 

Уметь применять все изученные формулы при решении задач, в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал.

Индивидуальная работа по карточкам

20

Площадь треугольника  

1

П 51, в. 5,

№ 468 (в,г), 473, 469

21

Площадь треугольника  

1

П 52, в. 6, № 479 (а), 476 (а), 477

СРОХ

22

Площадь трапеции

1

П 53, в. 7, № 480 (б, в), 481, 478, 476 (б)

23

Решение задач на вычисление площадей фигур

1

П 50-53, № 466, 467, 476 (б)

Теоретический тест

24

Решение задач на нахождение площади

1

Самостоятельная работа

25

Теорема Пифагора

1

П 54, в. 8, № 483 (в,г), 484 (в, г, д), 486 (в)

Знать теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки. Уметь доказывать теоремы и применять их при решении задач типа 483 – 499 (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике).

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач; в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал.

Сообщение о Пифагоре, существующих способах доказательства теоремы; СТИХОТВОРЕНИЯ!

26

Теорема, обратная теореме Пифагора

1

П 55,

в. 9-10,

№ 498 (г, д, е), 499 (б), 488

Фронтальная работа с классом

27

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

1

№ 489 (а,в), 491 (а), 493

Самостоятельная работа

28

Решение задач

1

№ 495 (б), 494, 490 (а), 524

29

Решение задач

1

№ 490 9в), 497, 503, 518

30

Контрольная работа №2 «Площадь»

1

П 48-55

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач

Глава: Подобные треугольники (19 часов)

31

Определение подобных треугольников.

1

П 56-57,

в. 1-3,

№ 534 (а,б), 536 (а), 538, 542

Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников

и свойство биссектрисы треугольника (задача 535).

Уметь определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач типа 535 – 538, 541.

Знать признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков. Уметь доказывать признаки подобия и применять их при р/з 550 – 555, 559 – 562.

32

Отношение площадей подобных треугольников

1

П 58, в. 4,

№ 544, 546, 549

Индивидуальная работа по карточкам

Самостоятельная работа

33

Первый признак подобия треугольников

1

П 59, в. 5, № 550, 551 (б), 553, 555(б)

34

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

1

П 59, № 552 (а, б), 557 (в), 558, 556

35

Второй и третий признаки подобия треугольников

1

П 60-61, в. 6-7, № 559, 560, 561

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

1

№ 562, 563, 604, 605

Индивидуальная работа по карточкам

Самостоятельная работа

37

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

1

38

Контрольная работа №3 «Признаки подобия треугольников»

1

П 56-61

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач, знать отношения периметров и площадей; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия.

39

Средняя линия треугольника

1

П 62,

в 8-9,

№ 556, 570, 571

Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, свойства высоты прямоугольного треугольника, проведённого из вершины прямого угла.

Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач типа 567, 568, 570, 572 – 577, а также уметь находить элементы прямоугольного треугольника, используя свойства высоты, с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение типа 586 – 590. 

Знать: как находить расстояние до недоступной точки.  

Уметь: использовать подобие треугольников в измерительных работах на местности, описывать реальные ситуации на языке геометрии. 

Знать: этапы построения.

Уметь: строить биссектрису, высоту, медиану треугольника; угол, равный данному; прямую, параллельную данной.

Знать: метод подобия

Уметь: применять метод подобия при решении задач на построение.

 

40

Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника

1

№ 568, 569

Самостоятельная работа

41

Пропорциональные отрезки

1

П 63,

в.10-11,

№572 (а, в, д), 573, 574 (б)

Творческое задание по группам

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

№ 575, 577, 579, 578

Индивидуальная работа по карточкам

Самостоятельная работа

43

Измерительные работы на местности

1

П 64, в. 13,

№ 580, 581

44

Задачи на построение методом подобия

1

№ 585 (б, в), 587, 588, 590

45

Решение задач на построение методом подобных треугольников

1

П 65, в. 14,

№606, 607, 628, 629

Самостоятельная работа

46

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

1

П 66,    

в. 15-17,

№ 591 (в, г), 592 (б, г, е), 593 (в, г)

Знать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, основное тригонометрическое тождество, соотношения между сторонами и углами  прямоугольного треугольника.

Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, находить значение одной из тригонометрических функций по значению другой, решать прямоугольные треугольники, используя определение синуса, косинуса и тангенса острого угла

47

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°

1

П 67, в. 18,

№ 595, 597, 598

Индивидуальная работа по карточкам

48

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач

1

П 63-67, 3 559, 601, 602

Тест

49

Подготовка к контрольной работе

1

№ 620, 622, 623, 625, 630

50

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

1

Уметь применять все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические отношения при решении задач

Глава: Окружность (17 часов)

51

Взаимное расположение прямой и окружности

1

П 68,

в. 1-2,

№ 631 (в, г), 632, 633

Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. 

Уметь определять взаимное расположение прямой и окружности, их доказывать и применять при решении задач типа 631, 633 – 636, 638 – 643, 648, выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей.

52

Касательная к окружности

1

П 69,

в. 3-7,

№ 634, 636, 639

Математический диктант

53

Касательная к окружности. Решение задач

1

№ 641, 643, 645, 648

Самостоятельная работа

54

Градусная мера дуги окружности

1

П 70,

в. 8-10,

№ 649 (б, г), 650 (б), 651 (б), 562

Знать: какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд.

Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач типа 651 – 657, 659, 666 – 669, распознавать на чертеже вписанные углы и находить их величину.

55

Теорема о вписанном угле

1

П 71,

в. 11-13,

№654 (б, г), 655, 657, 659

56

Теорема об отрезках пересекающих хорду

1

П 71, в. 14,

№ 666 (б, в), 671 (б), 660, 668

57

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»

1

№ 661, 663, 672, 673

Самостоятельная работа

58

Свойство биссектрисы угла

1

П 72,

в. 15-16,

№ 675, 676 (б), 678 (б), 677

Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника; четыре замечательные точки треугольника. Уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач типа 674 – 679, 682 – 686.

Уметь выполнять построение замечательных точек треугольника, находить элементы треугольника.

59

Серединный перпендикуляр

1

П 72, в. 17-19, № 679 (б), 680 (б), 681

Теоретический опрос

60

Теорема о точке пересечения высот треугольника

1

Дом. провер. работа

Домашняя проверочная работа

61

 Вписанная окружность

1

П 74,

в. 21-22,

№ 689, 692, 693 (б), 694

Знать: какая окружность называется вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников.

Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач типа 689 – 696, 701 – 711.

62

Свойство описанного четырехугольника

1

П 74, в. 23, № 695, 699, 700, 701

Теоретический тест

СРОХ

63

Описанная окружность

1

П 75,

в. 24-25,

№ 702 (б), 705 (б), 707, 711

64

Свойство вписанного четырехугольника

1

№ 709, 710, 731, 735

Теоретический опрос

Самостоятельная работа

65

Решение задач по теме «Окружность»

1

П 74-75

Знать утверждения задач 724, 729

уметь их применять при решении задач типа 698 – 700, 708.

Теоретический тест

66

Контрольная работа №5 «Окружность»

1

П 74-75

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

67

Повторение по теме «Четырехугольники»

1

Вопросы для повторения к главе VII

68

Повторение по теме  «Площадь»

1

Вопросы для повторения к главе VIII

Тест

69

Повторение по темам «Подобные треугольники»

1

Вопросы для повторения к главе IX

70

Повторение по темам  «Окружность»

1

Вопросы для повторения к главе X

Тест

т

Всего:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....