Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии 8 класс, Л.С.Атанасян (2 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_g-8.docx | 54.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом примерной программы по математике и скорректированной на её основе программы: «Геометрия 7-9», авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год;
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонентами государственного стандарта общего образования;
- авторского тематического планирования учебного материала;
- базисного учебного плана.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Из них контрольных работ 5 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Четырехугольники» - 1 час, «Площадь» - 1 час, «Подобие треугольников» - 2 часа, «Окружность» - 1 час.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
В курсе геометрии 8 класса продолжается решение задач на применение признаков равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических фактов. Теорема о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируются практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника; систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
В примерную программу внесены некоторые изменения, которые отражены в настоящей рабочей программе:
- уменьшение количества часов на изучение темы «Четырехугольники» с 14 ч до 13ч за счет блочной подачи материала на первом уроке темы, где объединены изучение определений многоугольника, четырехугольника, параллелограмма в связи с логически взаимосвязанными понятиями об этих фигурах;
- увеличение количества часов на изучение темы «Площади» с 14 ч до 15 ч в связи с высоким уровнем значимости применения темы на практике и углублением знаний о формулах для вычисления площадей треугольников;
- увеличение количества часов на изучение темы «Подобные треугольники» с 19 ч до 20 ч за счет часов повторения в связи со сложностью материала.
Цели изучения курса геометрии 8 класса:
- развивать пространственное мышление и математическую культуру;
- -учить ясно и точно излагать свои мысли;
- формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи:
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
- начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
- ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
- ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
- ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
- ознакомить с понятием касательной к окружности, центральных и вписанных углов, вписанной и описанной окружностей, научить применять их при решении задач;
- рассмотреть четыре замечательные точки треугольника, научить выполнять их построение.
В результате изучения курса математики, в частности геометрии, обучающиеся должны
Понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Уметь:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава V. Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава VI. Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава VII. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава VIII. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Повторение. Решение задач. (4 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
- Четырехугольники
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- понятие многоугольника и выпуклого многоугольника, элементов многоугольника, внутренней и внешней области;
- понятие периметра многоугольника;
- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- понятие параллелограмма, его признаки и свойства;
- понятие трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции;
- понятие прямой и обратной теоремы;
- понятия прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;
- понятие симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;
уметь
- объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы;
- выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;
- доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма и трапеции при решении задач;
- доказывать и применять свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;
- решать задачи на построение;
- строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.
- Площади фигур
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- основные свойства площадей;
- формулу для вычисления площади прямоугольника;
- формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника и трапеции;
- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- теорему Пифагора и обратную ей теорему;
уметь
- вывести формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
- доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- доказывать Пифагора и обратную ей теорему;
- применять все изученные формулы при решении задач;
- выполнять чертежи по условию задачи;
использовать в практической деятельности
- конструирования новых алгоритмов;
приобретать опыт
- вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.
- Подобные треугольники.
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- понятие пропорциональных отрезков и подобных треугольников;
- теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
- признаки подобия треугольников;
- утверждении о пропорциональности отрезков, отсеченными параллельными прямыми на сторонах угла;
- теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
- основное тригонометрическое тождество;
- значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30˚, 45˚, 60˚;
уметь
- доказывать признаки подобия треугольников;
- доказывать теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- доказывать основное тригонометрическое тождество;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- применять все изученные формулы при решении задач;
- с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении;
- решать задачи на построение;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.
- Окружность
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности;
- понятие касательной, ее свойство и признак;
- понятие центрального и вписанного угла;
- как определяется градусная мера дуги окружности;
- теорему о вписанном угле, следствия из нее;
- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
- теорему о пересечении высот треугольника;
- понятие окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;
- теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;
- свойства вписанного и описанного четырехугольника;
- при каком условии четырехугольник является вписанным и описанным;
уметь
- доказывать признак и свойства касательной;
- доказывать теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- доказывать теорему о вписанном угле, следствия из нее;
- доказывать теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
- доказывать теорему о пересечении высот треугольника;
- доказывать теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;
- доказывать свойства вписанного и описанного четырехугольника;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- применять все изученные теоремы и утверждения при решении задач;
- доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;
- вычислять элементы подобных треугольников;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.
- Повторение. Решение задач.
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- понятие и свойства равнобедренной и прямоугольной трапеции;
- понятия параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;
- формулы для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- теорему Пифагора;
- признаки подобия треугольников;
- теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- основное тригонометрическое тождество;
- теорему о вписанном угле, следствия из нее;
- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;
- свойства вписанного и описанного четырехугольника;
уметь
- выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;
- доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- делить отрезок на n равных частей, в данном отношении с помощью циркуля и линейки;
- решать задачи на построение;
- строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;
- выводить и использовать формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
- применять все изученные формулы и теоремы при решении задач, проводя аргументацию в ходе решения задач;
- доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;
- вычислять элементы подобных треугольников;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
- умение решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации;
- вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.
УМК учителя:
- Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений /[Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2010
- Зив Б.Г. .Геометрия: дидактические материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2010.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учебнику: Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2008
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 368 с.
- Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
УМК ученика:
- Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2010.
- Зив Б.Г. .Геометрия: дидактические материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004 —2010.
Распределение тем по учебным неделям
НЕДЕЛИ | ДАТА | ТЕМА | УРОКИ | КОРРЕКТИРОВКА |
1 | Повторение курса геометрии 7 класса | 1-2 | ||
2 | Многоугольники. Четырехугольники. Определение параллелограмма. Свойства параллелограмма | 3-4 | ||
3 | Признаки параллелограмма. Теорема Фалеса | 5-6 | ||
4 | Решение задач по теме «Сумма углов многоугольника. Свойства и признаки параллелограмма» Трапеция | 7-8 | ||
5 | Задачи на построение циркулем и линейкой. Прямоугольник, его свойства | 9-10 | ||
6 | Ромб. Квадрат. Осевая и центральная симметрия. | 11-12 | ||
7 | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» | 13-14 | ||
8 | Контрольная работа № 1. Площадь многоугольника | 15-16 | ||
9 | Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма | 17-18 | ||
10 | Решение задач на нахождение площади прямоугольника и параллелограмма | 19-20 | ||
11 | Площадь треугольника и трапеции | 21-22 | ||
12 | Решение задач на нахождение площади треугольника и трапеции | 23-24 | ||
13 | Теорема Пифагора | 25-26 | ||
14 | Теорема Пифагора. Решение задач | 27-28 | ||
15 | Решение задач. Контрольная работа № 2 | 29-30 | ||
16 | Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. | 31-32 | ||
17 | Первый признак подобия треугольников. Решение задач. | 33-34 | ||
18 | Второй и третий признаки подобия треугольников. Решение задач. | 35-36 | ||
19 | Решение задач с использованием признаков подобия треугольников. Контрольная работа № 3 | 37-38 | ||
20 | Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников: средняя линия треугольника, свойство медиан треугольника. | 39-40 | ||
21 | Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников: пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 41-42 | ||
22 | Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников: измерительные работы на местности, задачи на построение методом подобия | 43-44 | ||
23 | Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников: задачи на построение методом подобных треугольников. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника: синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 45-46 | ||
24 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач. | 47-48 | ||
25 | Повторение и обобщение материала по теме «Применение метода подобия». Контрольная работа № 4 | 49-50 | ||
26 | Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. | 51-52 | ||
27 | Решение задач по теме «Касательная к окружности» Градусная мера дуги окружности. Центральный угол. | 53-54 | ||
28 | Вписанные углы. Теорема о вписанном угле. Теорема об отрезках пересекающихся хорд. Четыре замечательные точки треугольника | 55-56 | ||
29 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». Свойство биссектрисы угла. | 57-58 | ||
30 | Серединный перпендикуляр к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 59-60 | ||
31 | Вписанная окружность. Свойство описанного четырехугольника. | 61-62 | ||
32 | Описанная окружность. Свойство вписанного четырехугольника. | 63-64 | ||
33 | Решение задач по теме «Окружность». Контрольная работа № 5. | 65-66 | ||
34 | Повторение. Решение задач | 67-68 | ||
35 | Повторение. Решение задач. | 69-70 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название раздела, содержание темы урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт | Дом. задание | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля |
11-2 | Повторение курса геометрии 7 класса | 2 | П 1-30 | Уметь выполнять задачи из разделов курса VII класса: признаки равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами треугольника; признаки и свойства параллельных прямых. Знать понятия: теорема, свойство, признак. | На протяжении всего курса планировать работу с использованием электронного курса (школа Кирилла и Мефодия, Геометрия 7-9) | ||
Глава: Четырехугольники (14 часов) | |||||||
33 | Многоугольники. | 1 | П 39-41 №364 (а,б), 365 (а,б,г), 368 | Уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы; знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника и решать задачи типа 364 – 370. Уметь находить углы многоугольников, их периметры. Знать определение параллелограмма | Фронтальная работа с классом СРОХ | ||
4 | Многоугольники. Решение задач | 1 | № 366, 369, 370 | ||||
5 | Параллелограмм. | 1 | П 42, в. 6-8 № 371 (а), 372 (в), 376 (в,г) | Знать определения параллелограмма и трапеции, виды трапеций, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции, основные типы задач на построение; уметь их доказывать и применять при решении задач типа 372 – 377, 379 – 383, 390. Уметь выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки; используя свойства параллелограмма и равнобедренной трапеции уметь доказывать некоторые утверждения. Знать формулировку теоремы Фалеса Уметь применять теорему в процессе решения задач, выполнять задачи на построение четырехугольников. | |||
6 | Признаки параллелограмма | 1 | П 43, в. 9 № 383, 373, 378 | Индивидуальная работа по карточкам | |||
77 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | 1 | П 43 №375, 380, 384 | Самостоятельная работа | |||
88 | Трапеция | 1 | П 44, в. 10-11, №3386, 387, 390, 384 | ||||
9 | Трапеция теорема Фалеса. | 1 | №391, 392, док-во теоремы Фалеса (384, 385) | СРОХ | |||
Е10 | Задачи на построение циркулем и линейкой | 1 | П 42-44, № 394, 398, 393 (б) | Индивидуальная работа по карточкам | |||
11 | Прямоугольник | 1 | П 45, в. 12-13, № 399, 401(а), 404 | Знать определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков. Уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач типа 401 – 415. Знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки. Уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией. | |||
12 | Ромб. Квадрат | 1 | П 46, В. 14-15, № 405, 409, 411 | ||||
13 | Решение задач | 1 | П 47, в. 16-20, № 415 (б), 413 (а), 410 | Проверочный тест | |||
114 | Осевая и центральная симметрия | 1 | Исслед. работа, проектная работа | Проверочная работа | |||
15 | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» | 1 | П 42-47. дом. контр. работа | ||||
16 | Контрольная работа №1 «Четырехугольники» | 1 | Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач. Находить углы, используя свойства диагоналей прямоугольника, свойства трапеции; находить стороны параллелограмма. | ||||
Глава: Площадь (14 часов) | |||||||
17 | Площадь многоугольника. | 1 | П 48-49, в. 1-2, № 448, 449 (б), 450 (б), 446 | Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника. Уметь вывести формулу для вычисления, вычислять площадь квадрата, площади прямоугольника и использовать ее при решении задач типа 447 – 454, 457. | |||
18 | Площадь прямоугольника | 1 | П 50, в. 3, № 454, 455, 456 | Индивидуальная работа по карточкам Самостоятельная работа с последующей самопроверкой | |||
19 | Площадь параллелограмма | 1 | П 52, в. 4, № 459 (в,г), 460, 464 (а), 462 | Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, уметь применять все изученные формулы при решении задач типа 459 – 464, 468 – 472, 474. Уметь применять все изученные формулы при решении задач, в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал. | Индивидуальная работа по карточкам | ||
20 | Площадь треугольника | 1 | П 51, в. 5, № 468 (в,г), 473, 469 | ||||
21 | Площадь треугольника | 1 | П 52, в. 6, № 479 (а), 476 (а), 477 | СРОХ | |||
22 | Площадь трапеции | 1 | П 53, в. 7, № 480 (б, в), 481, 478, 476 (б) | ||||
23 | Решение задач на вычисление площадей фигур | 1 | П 50-53, № 466, 467, 476 (б) | Теоретический тест | |||
24 | Решение задач на нахождение площади | 1 | Самостоятельная работа | ||||
25 | Теорема Пифагора | 1 | П 54, в. 8, № 483 (в,г), 484 (в, г, д), 486 (в) | Знать теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки. Уметь доказывать теоремы и применять их при решении задач типа 483 – 499 (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике). Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач; в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал. | Сообщение о Пифагоре, существующих способах доказательства теоремы; СТИХОТВОРЕНИЯ! | ||
26 | Теорема, обратная теореме Пифагора | 1 | П 55, в. 9-10, № 498 (г, д, е), 499 (б), 488 | Фронтальная работа с классом | |||
27 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 1 | № 489 (а,в), 491 (а), 493 | Самостоятельная работа | |||
28 | Решение задач | 1 | № 495 (б), 494, 490 (а), 524 | ||||
29 | Решение задач | 1 | № 490 9в), 497, 503, 518 | ||||
30 | Контрольная работа №2 «Площадь» | 1 | П 48-55 | Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач | |||
Глава: Подобные треугольники (19 часов) | |||||||
31 | Определение подобных треугольников. | 1 | П 56-57, в. 1-3, № 534 (а,б), 536 (а), 538, 542 | Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника (задача 535). Уметь определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач типа 535 – 538, 541. Знать признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков. Уметь доказывать признаки подобия и применять их при р/з 550 – 555, 559 – 562. | |||
32 | Отношение площадей подобных треугольников | 1 | П 58, в. 4, № 544, 546, 549 | Индивидуальная работа по карточкам Самостоятельная работа | |||
33 | Первый признак подобия треугольников | 1 | П 59, в. 5, № 550, 551 (б), 553, 555(б) | ||||
34 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников | 1 | П 59, № 552 (а, б), 557 (в), 558, 556 | ||||
35 | Второй и третий признаки подобия треугольников | 1 | П 60-61, в. 6-7, № 559, 560, 561 | ||||
36 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | 1 | № 562, 563, 604, 605 | Индивидуальная работа по карточкам Самостоятельная работа | |||
37 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | 1 | |||||
38 | Контрольная работа №3 «Признаки подобия треугольников» | 1 | П 56-61 | Уметь применять все изученные теоремы при решении задач, знать отношения периметров и площадей; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия. | |||
39 | Средняя линия треугольника | 1 | П 62, в 8-9, № 556, 570, 571 | Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, свойства высоты прямоугольного треугольника, проведённого из вершины прямого угла. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач типа 567, 568, 570, 572 – 577, а также уметь находить элементы прямоугольного треугольника, используя свойства высоты, с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение типа 586 – 590. Знать: как находить расстояние до недоступной точки. Уметь: использовать подобие треугольников в измерительных работах на местности, описывать реальные ситуации на языке геометрии. Знать: этапы построения. Уметь: строить биссектрису, высоту, медиану треугольника; угол, равный данному; прямую, параллельную данной. Знать: метод подобия Уметь: применять метод подобия при решении задач на построение. |
| ||
40 | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника | 1 | № 568, 569 | Самостоятельная работа | |||
41 | Пропорциональные отрезки | 1 | П 63, в.10-11, №572 (а, в, д), 573, 574 (б) | Творческое задание по группам | |||
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | № 575, 577, 579, 578 | Индивидуальная работа по карточкам Самостоятельная работа | |||
43 | Измерительные работы на местности | 1 | П 64, в. 13, № 580, 581 | ||||
44 | Задачи на построение методом подобия | 1 | № 585 (б, в), 587, 588, 590 | ||||
45 | Решение задач на построение методом подобных треугольников | 1 | П 65, в. 14, №606, 607, 628, 629 | Самостоятельная работа | |||
46 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 1 | П 66, в. 15-17, № 591 (в, г), 592 (б, г, е), 593 (в, г) | Знать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, основное тригонометрическое тождество, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, находить значение одной из тригонометрических функций по значению другой, решать прямоугольные треугольники, используя определение синуса, косинуса и тангенса острого угла | |||
47 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60° | 1 | П 67, в. 18, № 595, 597, 598 | Индивидуальная работа по карточкам | |||
48 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач | 1 | П 63-67, 3 559, 601, 602 | Тест | |||
49 | Подготовка к контрольной работе | 1 | № 620, 622, 623, 625, 630 | ||||
50 | Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | Уметь применять все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические отношения при решении задач | ||||
Глава: Окружность (17 часов) | |||||||
51 | Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | П 68, в. 1-2, № 631 (в, г), 632, 633 | Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. Уметь определять взаимное расположение прямой и окружности, их доказывать и применять при решении задач типа 631, 633 – 636, 638 – 643, 648, выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей. | |||
52 | Касательная к окружности | 1 | П 69, в. 3-7, № 634, 636, 639 | Математический диктант | |||
53 | Касательная к окружности. Решение задач | 1 | № 641, 643, 645, 648 | Самостоятельная работа | |||
54 | Градусная мера дуги окружности | 1 | П 70, в. 8-10, № 649 (б, г), 650 (б), 651 (б), 562 | Знать: какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач типа 651 – 657, 659, 666 – 669, распознавать на чертеже вписанные углы и находить их величину. | |||
55 | Теорема о вписанном угле | 1 | П 71, в. 11-13, №654 (б, г), 655, 657, 659 | ||||
56 | Теорема об отрезках пересекающих хорду | 1 | П 71, в. 14, № 666 (б, в), 671 (б), 660, 668 | ||||
57 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | 1 | № 661, 663, 672, 673 | Самостоятельная работа | |||
58 | Свойство биссектрисы угла | 1 | П 72, в. 15-16, № 675, 676 (б), 678 (б), 677 | Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника; четыре замечательные точки треугольника. Уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач типа 674 – 679, 682 – 686. Уметь выполнять построение замечательных точек треугольника, находить элементы треугольника. | |||
59 | Серединный перпендикуляр | 1 | П 72, в. 17-19, № 679 (б), 680 (б), 681 | Теоретический опрос | |||
60 | Теорема о точке пересечения высот треугольника | 1 | Дом. провер. работа | Домашняя проверочная работа | |||
61 | Вписанная окружность | 1 | П 74, в. 21-22, № 689, 692, 693 (б), 694 | Знать: какая окружность называется вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач типа 689 – 696, 701 – 711. | |||
62 | Свойство описанного четырехугольника | 1 | П 74, в. 23, № 695, 699, 700, 701 | Теоретический тест СРОХ | |||
63 | Описанная окружность | 1 | П 75, в. 24-25, № 702 (б), 705 (б), 707, 711 | ||||
64 | Свойство вписанного четырехугольника | 1 | № 709, 710, 731, 735 | Теоретический опрос Самостоятельная работа | |||
65 | Решение задач по теме «Окружность» | 1 | П 74-75 | Знать утверждения задач 724, 729 уметь их применять при решении задач типа 698 – 700, 708. | Теоретический тест | ||
66 | Контрольная работа №5 «Окружность» | 1 | П 74-75 | Уметь применять все изученные теоремы при решении задач. | |||
67 | Повторение по теме «Четырехугольники» | 1 | Вопросы для повторения к главе VII | ||||
68 | Повторение по теме «Площадь» | 1 | Вопросы для повторения к главе VIII | Тест | |||
69 | Повторение по темам «Подобные треугольники» | 1 | Вопросы для повторения к главе IX | ||||
70 | Повторение по темам «Окружность» | 1 | Вопросы для повторения к главе X | Тест | |||
т | Всего: | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....