Урок геометрии в 10 классе по теме "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"
методическая разработка по геометрии (10 класс) на тему
Предлагаемый Вашему вниманию материал содержит методическую разработку первого в учебном году урока геометрии в 10 классе. В ней Вы найдёте исторические сведения о возникновении науки стереометрии, ответ на вопрос "Зачем нужно изучать стереометрию?", задачу психологического плана, решение которой непосредственно даёт нам новый для учащихся раздел геометрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geometrii_v_10_klasse_po_teme_predmet_stereometrii._aksiomy_stereometrii.docx | 86.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии».
Цель:
познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с некоторыми геометрическими телами;
показать связь курса стереометрии с практической деятельностью людей;
изучить три аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве.
Ход урока.
- Вводная беседа
Стереометрия или геометрия в пространстве – это раздел геометрии, изучающий положение, форму, размеры и свойства различных пространственных фигур.
Стереометрия – греческое слово.
Оно произошло от слов «стерео» - тело и «метрио» - измерять, т. е. буквально стереометрия означает «теломерие».
«Зачем нужно изучать стереометрию?»
- Стереометрия как ни один другой предмет даёт человеку необходимые пространственные представления, знакомит с разнообразием пространственных форм, законами восприятия и изображения пространственных фигур, что позволяет человеку правильно ориентироваться в окружающем мире. С другой стороны, стереометрия даёт метод научного познания, способствует развитию мышления, формирует навыки дедуктивных рассуждений. Помимо этого изучение стереометрии вырабатывает необходимые практические навыки в изображении, моделировании и конструировании пространственных фигур, в измерении основных геометрических величин.
- Стереометрия равномерно развивает левое и правое полушария головного мозга человека, которые «отвечают» соответственно за логическое и образное мышление.
Именно в стереометрии наглядные понятные факты получают строгие логические обоснования, доказательства.
- Кроме того, стереометрия сама по себе обладает интересным содержанием, имеет интересную историю, яркие приложения, она занимательна, изучает красивые объекты.
Вниманию учащихся предлагается задача (психологического плана):
Из шести одинаковых палочек (например, спичек) сложите четыре равных треугольника.
Историческая справка
Геометрия как теоретическая наука зародилась в Древней Греции (VΙ в. до н.э. – ΙΙ в. н.э.) и развивалась в так называемых философских школах. Одной из самых первых и самых известных школ была школа Пифагора (VΙ – V вв. до н.э.), названная именем его основателя.
Для своих философских теорий пифагорейцы использовали правильные многогранники, формы которых придавали элементам первооснову бытия, а именно:
ОГОНЬ ТЕТРАЭДР
ЗЕМЛЯ ГЕКСАЭДР (КУБ)
ВОЗДУХ ОКТАЭДР
ВОДА ИКОСАЭДР
В процессе рассказа демонстрируем учащимся все виды указанных многогранников.
Названия многогранников тоже имеют древнегреческое происхождение, в них зашифровано число граней.
«Эдра» - грань.
Видя модель каждого из представленных многогранников, учащиеся сами смогут сделать перевод: «тетра» - четыре, «гекса» - шесть, «окта» - восемь, «икоса» - двадцать.
Обращаем внимание на пятый правильный многогранник – додекаэдр.
«Додека» - двенадцать. Форму додекаэдра, по мнению древних, имела вся Вселенная, т.е. мы живём внутри небесного свода, имеющего форму поверхности правильного додекаэдра.
- Основные понятия стереометрии
Ими являются точки, прямые и плоскости, которые являются идеализациями объектов реального пространства.
- Точка является идеализацией очень маленьких объектов, т.е. таких, размерами которых можно пренебречь. Древнегреческий учёный Евклид, впервые давший научное изложение геометрии, в своей книге «Начала» определял точку как то, что не имеет частей.
- Прямая является идеализацией тонкой натянутой нити, края стола прямоугольной формы. По прямой распространяется луч света.
- Плоскость является идеализацией ровной поверхности воды, поверхности стола, доски, зеркала и т.п.
ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ
точка прямая плоскость
Прописные латинские Строчные латинские буквы: Греческие буквы:
буквы: A,B,C,D,E,K, … a,b,c,d,e,k, …
- Аксиомы стереометрии
«Аксиома» в переводе с греческого означает «достойная признания».
За аксиомы берутся те факты, которые принимаются без доказательства. Остальные факты доказываются с помощью аксиом и носят названия теорем, следствий, свойств, признаков и т.д.
- Разъяснение учителем содержания аксиомы и иллюстрация этого свойства на модели
- Чтение текста аксиомы учащимися
- Схематический чертёж
- Запись содержания аксиомы с помощью символики
Аксиома | Чертёж | Запись | Чтение |
А1 |
B A C
| A,B,C – произвольные точки, не лежащие на одной прямой Через точки A,B,C проходит единственная плоскость | Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна |
А2 |
С В А
|
| Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости |
А3 | A
a
|
| Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей |
- Применение полученных знаний
На этом этапе урока учащимся предлагаются упражнения №1 и №3 учебника.
Учитель демонстрирует учащимся образец оформления решения такого типа заданий.
- Подведение итогов урока
Целесообразно задать учащимся следующие вопросы:
- Что означает термин «аксиома»?
- Какое минимальное число точек определяет: прямую? плоскость?
- Сколько плоскостей можно провести через одну прямую?
- Прямая имеет с плоскостью параллелограмма АВСD две общие точки K и L. Как расположена точка М прямой КL относительно плоскости параллелограмма ABCD?
А В
L
K
M
D C
- Как расположены плоскости на приведённом ниже рисунке?
А
- Может ли стул на трёх ножках, имеющих разную длину, не качаться?
- Постановка домашнего задания
- п.1, п.2 учебника (выучить формулировки аксиом)
- № 2, 4
- Чтобы выровнять зазубрившееся ребро линейки, мастер поступает так: тщательно выстругивает широкую поверхность линейки и узкую боковую поверхность. На каком основании можно утверждать, что после выполнения этих операций линейка окажется пригодной к употреблению?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная презентация к уроку геометрии в 10 классе "Аксиомы стереометрии"
Первый урок геометрии в 10 классе (УМК Погорелова А. В.), на котором закладываются основы стереометрии. Вводится новый геометрический образ - плоскость и, соответственно, формулируются аксиомы, выража...
урок геометрии в 10 классе "Аксиомы стереометрии"
Урок изучения нового материала в 10 классе с презентацией...
Технологическая карта урока «Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии»
«Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии»...
Методическая разработка урока « Стереометрия. Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости»
Методическая разработка урока по геометрии для групп первого курса социально-экономического профиля. Целью работы является познакомить с разделом геометрии: стереометрия; изучи...
Презентация к уроку геометрия 10 класс по теме "Предмет стереометрия. Аксиомы стереометрии"
Подробный разбор аксиом с черчежами....
План-конспект урока геометрии в 10 классе "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"
План-конспект урока геометрии в 10 классе "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"...
Презентация по геометрии для 10 класса на тему:"Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"
Презентация по геометрии для 10 класса...