урок геометрии в 10 классе "Аксиомы стереометрии"
учебно-методический материал по геометрии (10 класс) по теме
Урок изучения нового материала в 10 классе с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок изучения нового материала | 177.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран.
Цели урока:
Учебные: 1) Ознакомить учащихся с содержанием курса стереометрия.
2)Изучить аксиомы о взаимном расположении точек , прямых и плоскостей в пространстве.
- Задачи:
в направлении личностного развития:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- воспитание способности принимать самостоятельные решения;
- уметь осознавать и понимать личную ответственность за будущий результат;
-
в метапредметном направлении:
-уметь использовать математическую терминологию;
- уметь использовать эталон для самопроверки;
- уметь воспринимать устную речь;
в предметном направлении:
- владеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования;
- уметь использовать математическую терминологию;
-уметь использовать аксиомы стереометрии при решении конкретных задач и анализа реальных ситуаций.
Ход урока.
- Оргмомент
- Актулизация новых знаний
-Что такое Геометрия?(слайд 1 презентации)
-Какой раздел геометрии мы изучали в 7-9 классах?
-Что такое планиметрия? ( слайд 1 презентации)
3.Изучение нового материала.
-Сегодня мы приступим к изучению нового раздела геометрии - стереометрия. Попробуйте сформулировать что такое стереометрия?
Учащиеся формулируют определение и более точное записывают в тетради. ( слайд 1 презентации)
-Назовите основные понятия планиметрии. ( слайд 1 презентации)
-Каковы основные фигуры в пространстве?
-Что дает представление о плоскости?
-Каким свойством обладает плоскость?
Учитель изображает плоскость на доске.
Плоскости обозначают греческими буквами α,β,(слайд 2 презентации)
-Наряду с точкой, прямой и плоскостью в стереометрии рассматривают геометрические тела, изучают их свойства, измеряют их площади и объёмы. Рассматриваются такие случаи, когда не все точки, линии и углы данной или данных фигур будут располагаться на одной плоскости.
( слайд 3презентации)учащиеся выполняют задания в тетрадях.
Выполняется взаимопроверка.
Вывод: плоскости могут вступать во взаимодействие с другими элементами фигур и друг с другом. ( слайд 4 презентации)
-Отсюда вытекает необходимость изучать различные случаи комбинации плоскостей между собой, комбинации плоскостей с линиями и другими геометрическими объектами. В первую очередь надо выяснить основные свойства плоскостей по отношению друг к другу , к точкам и прямым.
Напомнить основные геометрические обозначения.
( слайд 5 презентации)
Учащиеся определяют взаимное расположения точек и плоскости, прямых и плоскости, плоскостей. Проверяется на доске.
( слайд 6 презентации)
Учащимся предлагается составить вопросы по чертежу о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей.
-так основными фигурами стереометрии являются точка, прямая, плоскость. Определения этих фигур в геометрии не даются. Их свойства выражаются в аксиомах. ( слайд 7 презентации)
- Что такое аксиома? ( слайд 8презентации)
-Сформулируйте аксиомы планиметрии. ( слайд 9 презентации)
-Всем знакома ситуация: если ножки у стула не одинаковые по длине, то стул стоит на трех ножках, а четвёртая весит в воздухе. Этот пример служит наглядным подтверждением того факта, что через любые три точки, не лежащие на одной прямой проходит плоскость и при том только одна. Поэтому плоскость можно обозначать (АВС) ( слайд 9презентации)
-Если две точки прямой лежат в одной плоскости , то все точки прямой лежат в этой плоскости.
-Приведите пример подтверждающий данное утверждение или использующий его.
-Если две плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через данную точку.
Приведите примеры подтверждающие эту аксиому.
Учащиеся выполняют задание (приложение 1,2(чертёж слайд 10))
Проверка осуществляется с помощью листа самоконтроля (приложение 3)
- Закрепление изученного материала.
Учащиеся читают задачи по учебнику и дают ответ с объяснениями.
Задача 1(а,б)
Задача 2(а)
5.Подведение итогов. Объявление оценок ( с комментариями).
Домашнее задание: Повторить аксиомы планиметрии, выучить аксиомы А1-А3, прочитать пункт !-2, задача 1(в,г)
Технологическая карта.
Этапы урока | Задачи этапа | Метод | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Ожидаемый результат |
Организационно- психологический. | Подготовить учащихся к работе на уроке. | Вербальный | Взаимное приветствие. Проверка подготовленности учащихся и классной комнаты к занятию. Определение отсутствующих. Настрой на работу. | Взаимное приветствие. Слушают учителя; включаются в деловой ритм урока. | Налаживание устойчивого положительного контакта с учащимися. | |
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. | Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся | Наглядно – иллюстративный; поисковый | Предлагает устные задания; задает наводящие вопросы. Слайды №1
| Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя. | Фронтальный опрос | Повторить понятия: Геометрия, планиметрия, основные понятия планиметрии, их обозначения |
Сообщение темы, цели и задач урока. Подготовка к изучению нового материала | Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся | Создание проблемной ситуации | Сообщает тему, цели урока; показывает практическую значимость изучения нового материала. Слайд №1 | Записывают тему урока; слушают учителя | Иметь представление о плоскости, приводить примеры плоскости. Понимать что является предметом изучения стереометрии. | |
Актуализация знаний учащихся | Логический переход к основному этапу урока; воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации | Объяснительно- иллюстративный | Задает вопросы учащимся с целью подготовить их к усвоению нового материала Слайд №1,2 | Отвечают на вопросы | Беседа | Подготовить учащихся к самостоятельной поисковой деятельности; осознанному восприятию нового материала |
Изучение нового материала | Обеспечить восприятие, усвоение и осмысление формул для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, объема куба | Объяснительно- иллюстративный | Предлагает практическую работу по определению места нахождения точек, углов, прямых. Предлагает сформулировать понятие «аксиома» Задает вопросы учащимся с целью воспроизвести аксиомы планиметрии Приводит примеры иллюстрирующие 1 аксиому Формулирует 2-3 аксиомы | Определяют местоположение точек, углов, прямых. Делают выводы о взаимодействии точек, углов, прямых, плоскостей Составляют задачи по определению положения точек, углов, прямых, плоскостей Формулируют и записывают понятие «аксиома» воспроизводят аксиомы планиметрии Формулируют и записывают 1 аксиому Приводят примеры применения или иллюстрации аксиом. | индивидуальная | Формирование практических навыков определения местоположение и взаимодействии точек, углов, прямых плоскостей Запомнить аксиомы планиметрии и стереометрии и уметь проиллюстрировать их примерами. |
Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний | Установить правильность и осознанность изученного материала и провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала | Поисковый | 1)Предлагает выполнить задания на листах самоконтроля 2)Предлагает выполнить задачи из учебника, вызвав к доске трех учащихся. Контролирует решение задач; задает наводящие вопросы, устраняет пробелы в понимании учащимися нового материала. | 1Выполняют задания, проверяют их с помощью ключа, делают корректировку и оценивают выполнение. 2)Выполняют в тетради решение предложенных задач (по рядам); индивидуально работают у доски; взаимная проверка решения; обсуждение решения все задач | Работа в парах. Групповая работа по рядам; Индиви -дуальная работа Взаимодействие учащихся друг с другом при проверке. | Привитие интереса к изучению математики с помощью практической работы; приобретение построения чертежей Понимание условия задачи; отработка навыка грамотного изложения своих мыслей ,применить нужную аксиому |
Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний | Проверка первичного усвоения базовых знаний | Поисковый | самопроверка; обсуждение решения задачи; самооценка знаний, умений и навыков. | Фронтальная, индивидуальная работа, самоконтроль | Развитие наблюдательности, воображения, творческих способностей. Применение знаний в нестандартной ситуации. Формирование навыков самооценки способов учебной деятельности; осознание качества и уровня усвоения новых знаний. | |
Рефлексия деятельности | Дать оценку работы класса | Словесный | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Фронтальная | Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Определение домашнего задания; выставление оценок. | Обеспечить понимание содержания домашнего задания | Словесный | Поясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Литература: 1.Л. С. Атанасян и др. Геометрия учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение 2010г.
- В.А. Яровенко. Поурочные разработки по геометрии. Вако 2013г
- Г. И. Ковалёва. Геометрия 10 класс поурочные планы. Волгоград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная презентация к уроку геометрии в 10 классе "Аксиомы стереометрии"
Первый урок геометрии в 10 классе (УМК Погорелова А. В.), на котором закладываются основы стереометрии. Вводится новый геометрический образ - плоскость и, соответственно, формулируются аксиомы, выража...
Урок геометрии в 10 классе по теме "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"
Предлагаемый Вашему вниманию материал содержит методическую разработку первого в учебном году урока геометрии в 10 классе. В ней Вы найдёте исторические сведения о возникновении науки стереометр...
Урок геометрии в 10 классе «Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий»
Сформировать навык применения аксиом стереометрии и их следствий при решении задач....
Презентация к уроку геометрия 10 класс по теме "Предмет стереометрия. Аксиомы стереометрии"
Подробный разбор аксиом с черчежами....
План-конспект урока геометрии в 10 классе "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"
План-конспект урока геометрии в 10 классе "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"...
Блок презентаций . Материал для уроков геометрии: « Стереометрия»».
Материал для уроков геометрии: « Стереометрия»»...
Методическая разработка урока геометрии в 10-м классе по теме «Аксиомы стереометрии, следствия из аксиом»
Методическая разработка урока геометрии в 10-м классе по теме «Аксиомы стереометрии, следствия из аксиом» План урока....