РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ, 7 КЛАСС
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Касян Наталья Сергеевна

 

Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка и И.И.Юдиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._rabochaya_programma.geometriya_7kl._atanasyan.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка и И.И.Юдиной.

Предназначена для 7 класса и рассчитана на 68 часов за год в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2013-2014 учебный год.

Цели курса:

  • продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Задачи курса:

  • ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
  • научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
  • ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
  • изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
  • изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
  • научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
  • подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Предлагаются учащимся разноуровневые работы, т.е. список заданий делится на две части - обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания темы. Цель: способствовать развитию устойчивого умения и знания согласно желаниям и возможностям учащихся.

Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Начальные геометрические сведения (11ч).

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

  1. Треугольники (18ч).

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

  1. Параллельные прямые (13ч).

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20ч).

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами

и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

  1. Повторение. Решение задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:

        знать/понимать:

  • основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  • формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;

        уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I. Начальные геометрические сведения (11ч).

1

§1. Прямая и отрезок

2.09.2013-6.09.2013

2

§2. Луч и угол

2.09.2013-6.09.2013

3

§3. Сравнение отрезков и углов

9.09.2013-13.09.2013

4

§4. Измерение отрезков

9.09.2013-13.09.2013

5

Измерение отрезков

16.09.2013-20.09.2013

6

§5. Измерение углов

16.09.2013-20.09.2013

7

§6. Перпендикулярные прямые

23.09.2013-27.09.2013

8

Перпендикулярные прямые

23.09.2013-27.09.2013

9

Решение задач

30.09.2013-4.10.2013

10

Решение задач

30.09.2013-4.10.2013

11

Контрольная работа № 1

7.10.2013-11.10.2013

II. Треугольники (18ч).

12

§1. Первый признак равенства треугольника

7.10.2013-11.10.2013

13

Первый признак равенства треугольника

14.10.2013-18.10.2013

14

Первый признак равенства треугольника

14.10.2013-18.10.2013

15

§2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

21.10.2013-25.10.2013

16

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

21.10.2013-25.10.2013

17

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

28.10.2013-31.10.2013

18

§3. Второй и третий признаки равенства треугольников

28.10.2013-31.10.2013

19

Второй и третий признаки равенства треугольников

7.11.2013-8.11.2013

20

Второй и третий признаки равенства треугольников

11.11.2013-15.11.2013

21

Второй и третий признаки равенства треугольников

11.11.2013-15.11.2013

22

§4. Задачи на построение

18.11.2013-22.11.2013

23

Задачи на построение

18.11.2013-22.11.2013

24

Задачи на построение

25.11.2013-29.11.2013

25

Решение задач

25.11.2013-29.11.2013

26

Решение задач

2.12.2013-6.12.2013

27

Решение задач

2.12.2013-6.12.2013

28

Решение задач

9.12.2013-13.12.2013

29

Контрольная работа № 2

9.12.2013-13.12.2013

III. Параллельные прямые (13ч).

30

§1. Признаки параллельности двух прямых

16.12.2013-20.12.2013

31

Признаки параллельности двух прямых

16.12.2013-20.12.2013

32

Признаки параллельности двух прямых

23.12.2013-27.12.2013

33

Признаки параллельности двух прямых

23.12.2013-27.12.2013

34

§2. Аксиома параллельных прямых

9.01.2014-10.01.2014

35

Аксиома параллельных прямых

13.01.2014-17.01.2014

36

Аксиома параллельных прямых

13.01.2014-17.01.2014

37

Аксиома параллельных прямых

20.01.2014-24.01.2014

38

Аксиома параллельных прямых

20.01.2014-24.01.2014

39

Решение задач

27.01.2014-31.01.2014

40

Решение задач

27.01.2014-31.01.2014

41

Решение задач

3.02.2014-7.02.2014

42

Контрольная работа №3

3.02.2014-7.02.2014

IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (26ч).

43

§1.  Сумма углов треугольника

10.02.2014-14.02.2014

44

Сумма углов треугольника

10.02.2014-14.02.2014

45

§2.  Соотношения между сторонами и углами треугольника

17.02.2014-18.02.2014

46

Соотношения между сторонами и углами треугольника

24.02.2014-28.02.2014

47

Соотношения между сторонами и углами треугольника

24.02.2014-28.02.2014

48

Контрольная работа № 4

3.03.2014-7.03.2014

49

§3.  Прямоугольные треугольники

3.03.2014-7.03.2014

50

Прямоугольные треугольники

11.03.2014-14.03.2014

51

Прямоугольные треугольники

11.03.2014-14.03.2014

52

Прямоугольные треугольники

17.03.2014-21.03.2014

53

§4.  Построение треугольника по трём элементам

17.03.2014-21.03.2014

54

Построение треугольника по трём элементам

31.03.2014-4.04.2014

55

Построение треугольника по трём элементам

31.03.2014-4.04.2014

56

Построение треугольника по трём элементам

7.04.2014-11.04.2014

57

Решение задач

7.04.2014-11.04.2014

58

Решение задач

14.04.2014-18.04.2014

59

Решение задач

14.04.2014-18.04.2014

60

Решение задач

21.04.2014-25.04.2014

61

Решение задач

21.04.2014-25.04.2014

62

Контрольная работа №5

28.04.2014-30.04.2014

63

Уроки повторения

5.05.2014-7.05.2014

64

Уроки повторения

12.05.2014-16.05.2014

65

Уроки повторения

12.05.2014-16.05.2014

66

Итоговая контрольная работа

19.05.2014-23.05.2014

67-68

Резерв

19.05.2014-29.05.2014

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

1. Оценка письменных контрольных, самостоятельных работ обучающихся по математике. 

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках,

чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

        Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

  1. Оценка устных ответов обучающихся по математике. 

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности:
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

3. Общая классификация ошибок.

        При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

  1. Грубыми считаются ошибки:
  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

            b) К негрубым ошибкам следует отнести

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

            c) Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Геометрия: учеб. для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004—2008.

2. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. — М.: Просвещение, 2004—2008.

3. Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.

  1. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. — М.: Просвещение, 2003 — 2008.
  2. Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
  3. Тестирование online: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
  4. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
  5. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
  6. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/
  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
  8. сайты «Энциклопедий энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/

СОГЛАСОВАНО. Протокол № ____ заседания ШМО

Учителей естественно-научного цикла от _________

СОГЛАСОВАНО. Зам.директора по УВР

________________Хаустова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....