Рабочая программа по геометрии для 9 класса, по учебнику Атанасяна Л.С.
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Морозкина Галина Геннадьевна

Рабочая программа по геометрии для 9 класса, по учебнику Атанасяна Л.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Рассмотрено и одобрено на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

                  Кулагина О.В.

       Утверждаю.

Директор МБОУ «Марьяновская

средняя общеобразовательная школа»

 
__________/Кипаева Г.А/

 29.08.2014                                                                      01.09.2014 г.

  
 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

   ГЕОМЕТРИЯ

9 класс 
 

Составитель:

Морозкина Галина Геннадьевна,

учитель математики


 
 

2014 год


Пояснительная записка

1.1  Цель изучения геометрии.

        Настоящая программа по геометрии для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21)

Цели изучения:

  • -овладеть системой геометрических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
  • -приобрести опыт планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
  • -освоить навыки и умения проведения доказательств, обоснования  выбора решений;
  • -приобрести умения ясного и точного изложения мыслей;
  • -развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

Задачи обучения:

В курсе геометрии 9 класса  обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.1.2. Общая характеристика учебного предмета

                Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В   совокупности с другими разделами математики она отражает богатый опыт изучения математики,

        В курсе геометрии 9 класса систематизируются знания обучающихся о  геометрических фигурах, их свойствах и признаках;   развивается  умение доказывать геометрические утверждения помощью изученных признаков;  продолжается решение задач  на построение с помощью циркуля и линейки; продолжается знакомство с аксиомами; рассматриваются новые интересные и важные свойства  геметрических фигур.

1.3. Место предмета в учебном плане

             Учебный план МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа» отводит на изучение геометрии в  9 классе 2 часа в неделю, в год 68 часов. В том числе: контрольных работ 4 .

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

        В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение,  ИКТ.

  1. Результаты освоения курса

В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

        знать/понимать        

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

2.     Тематическое планирование.

№п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Контрольные работы

Всего

Вводное повторение

2

2

Векторы

9

9

Метод координат

10

1

11

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.  

11

1

12

Длина окружности и площадь круга    

11

1

12

Движения

11

1

12

Об аксиомах планиметрии

2

2

Заключительное повторение

7

8

Итоговая контрольная работа

1

Всего:

63

5

68

Содержание учебного предмета

3.1  Планируемые результаты изучения геометрии

№п/п

Основные разделы

Обязательный минимум

Знать:

Уметь:

1

Векторы и метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

 -выполнять операции над векторами  

-использовать метод векторов и метод  координат при решении геометрических задач.  Примененять формулы для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах

2

Соотношения между сторонами и углами треуголь ника. Скалярное произведение векторов

 Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах

Применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

3

Длина окружности и площадь круга    

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Использовать формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга.

4

Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Построение образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте.

3.2. Требования к уровню подготовки обучающихся  

        В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

4. Календарно-тематическое планирование 

№ урока

 

Наименование тем  и разделов

 Вид занятия

Виды самост. работы

Дата  

план

Дата  

факт

Вводное повторение

УПО

Учебная практическая работа в парах

3.09

Вводное повторение

УПО

Практикум решения задач

8.09

      Глава IX.       ВЕКТОРЫ. 9 час.

УЗИ

Понятие вектора

КУ

Составление опорного конспекта

10 .09

Понятие вектора

КУ

Работа с учебником

15 .09

Сложение и вычитание векторов

КУ

Составление опорного конспекта

17 .09

Сложение и вычитание векторов

УЗИ

Практикум решения задач

22 .09

Сложение и вычитание векторов

УПО

С.Р. «Сложение и вычитание векторов»

24 .09

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

КУ

Составление опорного конспекта

29.09.

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

УЗИ

Практикум решения задач

01.10.

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

УЗИ

Практикум решения задач

06.10.

Умножение вектора на число. Применение векторов к решениюзадач

УЗИ

С.Р. « Умножение вектора на число »

8.10.

  Глава X. МЕТОД КООРДИНАТ, 11 час                                      

Координаты вектора

Работа с учебником

13.10.

Координаты вектора

КУ

Практикум решения задач

15.10

Решение задач

УПО

С.Р. « Координаты вектора »

20.10.

Контрольная работа № 1 «Метод координат»

УК ЗУН

Контрольная работа.

22.10.

 Простейшие задачи в координатах

Составление опорного конспекта

27.10.

Простейшие задачи в координатах

УПО

С.Р. « Задачи в координатах »

29.10.

 Уравнение окружности и прямой.

КУ

Практикум решения задач

10.11.

Уравнение окружности и прямой.

КУ

Практикум решения задач

12.11.

Уравнение окружности и прямой.

КУ

С.Р. «Уравнение окру жности и прямой»

17. 11

Решение задач

КУ

Практикум решения задач

19.11.

Решение задач

УЗИ

Практикум решения задач

24.11.

Глава XI. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ  ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ.    12 Ч

Синус, косинус, тангенс угла.

КУ

Составление опорного конспекта

26.12

Синус, косинус, тангенс угла.

УЗИ

Работа с учебником

01.12.

Синус, косинус, тангенс угла.

УЗИ

Практикум решения задач

03.12.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

КУ

Работа с учебником

08.12.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

УЗИ

Практикум решения задач

10.12.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

УЗИ

Практикум решения задач

15.12.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

УЗИ

Учебная практическая работа в группах

17.12.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

УЗИ

С.Р. «  Соотношения между сторонами и углами треугольн.»

22.12.

 Соотношения между сторонами и углами треугольника

УЗИ

24.12.

 Решение задач

УПО

Практикум решения задач

12.01.

Решение задач

УПО

Практикум решения задач

14.01.

Контрольная работа № 2 Соотношения между сторонами и углами треугольника.

УК ЗУН

Контрольная работа.

19.01.

Глава XII.  ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА  12 час.

21.01.

Правильные многоугольники.

КУ

Работа с учебником

21.12

Правильные многоугольники.

УЗИ

26.01.

Правильные многоугольники.

УЗИ

Практикум решения задач

28.01.

Правильные многоугольники.

УЗИ

Практикум решения задач

02.02.

Длина окружности и площадь круга.

КУ

Работа с учебником

04.02.

Длина окружности и площадь круга.

УЗИ

9.02.

Длина окружности и площадь круга.

УЗИ

С.Р. «Длина окружно сти и площадь круга»

11.02.

Длина окружности и площадь круга.

УЗИ

16.02.

Решение задач

УЗИ

Практикум решения задач

18.02.

Решение задач

УПО

Практикум решения задач

25.02  

Решение задач

УПО

02.03

Контрольная работа № 3  по теме Длина окружности и площадь круга

УК ЗУН

Контрольная работа

04.03

Глава XIII.   ДВИЖЕНИЯ 12 час

Понятие движения.

КУ

Работа с учебником

9.03

Понятие движения.

УПО

Работа с учебником

11.03

Понятие движения.

КУ

Практикум решения задач

16.03

Понятие движения.

УЗИ

Практикум решения задач

18.03

Параллельный перенос и поворот.

КУ

С.Р. «Понятие движения»

23.03

Параллельный перенос и поворот.

УЗИ

25.03

Параллельный перенос и поворот.

УЗИ

6.04

Параллельный перенос и поворот.

УЗИ

С.Р. «Параллельный перенос»

8.04

Решение задач

УЗИ

13.04

 Решение задач

УПО

15.04

Решение задач

УПО

20.04

Контрольная работа № 4  по теме Движения

УК ЗУН

Контрольная работа

22.04

Об аксиомах планиметрии.

КУ

Работа с учебником

27.04

Об аксиомах планиметрии.

КУ

Работа с учебником

29.04

Заключительное повторение, решение задач     8 час

4.05

Повторение,  решение задач

УПО

 Работа по индивиду альным карточкам

4.05

Повторение,  решение задач

УПО

 Работа по индивиду альным карточкам

6.05

Повторение, решение задач

УПО

 Работа по индивиду альным карточкам

11.05

 Повторение, решение задач

УПО

 Работа по индивиду альным карточкам

13.05

Повторение, решение задач

УПО

 Работа по индивиду альным карточкам

18.05

 Повторение, решение задач

УПО

 Работа по индивиду альным карточкам

20.05

 Повторение, решение задач

УПО

26.05

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

УК ЗУН

28.05

5.        Материально-техническое обеспечение

5.1. Перечень оборудования

Технические средства обучения.

Компьютер

Мультимедиапроектор

    Классная доска 

5.2. Перечень наглядных и дидактических материалов

-Цифровые образовательные ресурсы: «Геометрия», 9 класс

 

Учебно-методическое обеспечение предмета

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
  3. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
  4. Атанасян, Л. С. Геометрия, 7–9 : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2010.
  5. Атанасян, Л. С. Геометрия : рабочая тетрадь для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. – М. : Просвещение, 2010.
  6. Атанасян, Л. С. Изучение геометрии в 7–9 классах : методические рекомендации для учителя / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2003.
  7. Жохов, В. И. Карточки для проведения контрольных работ. Геометрия. 9 класс / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. – М. : Мнемозина, 2002.
  8. Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М. : Просвещение, 2005.
  9. Зив, Б. Г. Задачи к урокам геометрии. 7–11 кл. / Б. Г. Зив. – СПб. : НПО «Мир и семья – 95», 1998.
  10. Саврасова, С. М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М. : Просвещение, 1987.
  11. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
  12. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.

Приложение к рабочей программе по геометрии 9 класс:

Контрольные работы

Контрольная работа № 1                                          Метод координат

Вариант 1

1.Найдите координаты и длину вектора   если

2. Даны координаты вершин треугольника ABC: A (-6; 1), B (2; 4), С (2; -2).

Докажите, что треугольник  ABC равнобедренный, и найдите высоту  треугольника, проведенную из вершины A.

3. Окружность задана уравнением Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси ординат.

Вариант 2

1.Найдите координаты и длину вектора   если

2. Даны координаты вершин четырехугольника  ABCD: A (-6; 1), B (0; 5), С (6; -4),D (0; -8).

Докажите, что ABCD – прямоугольник, и найдите координаты точки пересечения его диагоналей.

3. Окружность задана уравнением Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси абсцисс.

Контрольная работа № 2

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов.

Вариант 1

1. Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох, если А(-1; 3).

2. Решите треугольник АВС, если

3. Найдите косинус угла М треугольника KLM, если К(1; 7), L(-2; 4), М(2; 0).

Вариант 2

1. Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью Ох, если В(3; 3).

2. Решите треугольник ВСD, если

3. Найдите косинус угла А треугольника АВC, если А(3; 9), В(0;6), С(4;2).

Контрольная работа №3 Длина окружности и площадь круга

Вариант 1

1.  Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.

2. Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм2.

3. найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если её градусная мера равна 150о.

Вариант 2

1.  Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 см. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.

2. Найдите длину окружности, если площадь вписанного в  неё правильного шестиугольника  равна .

3. Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна  120о, а радиус круга равен  12 см.

Контрольная работа №4 Движения

Вариант 1

1.  Дана трапеция АВСD.  Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.

2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2  и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, четырехугольник О1МDО2 является   параллелограммом.

Вариант 2

1.  Дана трапеция АВСD.  Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, Являющейся серединой боковой стороны CD..

2.  Дан шестиугольник А1А2А3А4А5А6. Его стороны А1А2 и А4А5, А2А3 и А5А6, А3А4 и А6А1 попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1А4, А2А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.

                                                                                                      Геометрия 9 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасяна Л. С.

Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, цели обучения, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание программы, средства контроля, учебно-методические...

Рабочая программа по геометрии 8 класса по учебнику Атанасяна

Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы.», авторы - Л.С. Атанасян, В.Ф. Б...

Рабочая программа по геометрии 9 класса по учебнику Атанасяна

Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы.», авторы - Л.С. Атанасян, В.Ф. Б...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасяна

Программа расчитана на 35 рабочих недель. 2 часа в неделю начиная со ворой четверти, всего 52 часа....

Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна Л.С.

В данном материале представлена рабочая программа по ФГОС с учетом планируемых результатов. В УТП прописаны предметные, метапредметные и личностные результаты....

Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна ( 2 часа в неделю)

Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна...

Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Атанасяна А.С.

Рабочая программа по геометрии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Атанасяна и др. содержит планируемые результаты освоения курса, тематическое распределение часов....