Рабочая программа по геометрии для 9 класса, по учебнику Атанасяна Л.С.
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии для 9 класса, по учебнику Атанасяна Л.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику Атанасяна Л.С. | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения Председатель МО_______ Кулагина О.В. | Директор МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа» |
29.08.2014 01.09.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
ГЕОМЕТРИЯ
9 класс
Составитель:
Морозкина Галина Геннадьевна,
учитель математики
2014 год
Пояснительная записка
1.1 Цель изучения геометрии.
Настоящая программа по геометрии для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21)
Цели изучения:
- -овладеть системой геометрических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
- -приобрести опыт планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
- -освоить навыки и умения проведения доказательств, обоснования выбора решений;
- -приобрести умения ясного и точного изложения мыслей;
- -развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
Задачи обучения:
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.1.2. Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В совокупности с другими разделами математики она отражает богатый опыт изучения математики,
В курсе геометрии 9 класса систематизируются знания обучающихся о геометрических фигурах, их свойствах и признаках; развивается умение доказывать геометрические утверждения помощью изученных признаков; продолжается решение задач на построение с помощью циркуля и линейки; продолжается знакомство с аксиомами; рассматриваются новые интересные и важные свойства геметрических фигур.
1.3. Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа» отводит на изучение геометрии в 9 классе 2 часа в неделю, в год 68 часов. В том числе: контрольных работ 4 .
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, ИКТ.
- Результаты освоения курса
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие формулы;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
2. Тематическое планирование.
№п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Контрольные работы | Всего | ||
Вводное повторение | 2 | 2 | ||
Векторы | 9 | 9 | ||
Метод координат | 10 | 1 | 11 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 | 1 | 12 | |
Длина окружности и площадь круга | 11 | 1 | 12 | |
Движения | 11 | 1 | 12 | |
Об аксиомах планиметрии | 2 | 2 | ||
Заключительное повторение | 7 | 8 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | |||
Всего: | 63 | 5 | 68 |
Содержание учебного предмета
3.1 Планируемые результаты изучения геометрии
№п/п | Основные разделы | Обязательный минимум | |
Знать: | Уметь: | ||
1 | Векторы и метод координат | Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. | -выполнять операции над векторами -использовать метод векторов и метод координат при решении геометрических задач. Примененять формулы для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах |
2 | Соотношения между сторонами и углами треуголь ника. Скалярное произведение векторов | Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах | Применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. |
3 | Длина окружности и площадь круга | Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. | Использовать формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. |
4 | Движения | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. | Построение образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. |
3.2. Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
4. Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Наименование тем и разделов | Вид занятия | Виды самост. работы | Дата план | Дата факт |
Вводное повторение | УПО | Учебная практическая работа в парах | 3.09 | ||
Вводное повторение | УПО | Практикум решения задач | 8.09 | ||
Глава IX. ВЕКТОРЫ. 9 час. | УЗИ | ||||
Понятие вектора | КУ | Составление опорного конспекта | 10 .09 | ||
Понятие вектора | КУ | Работа с учебником | 15 .09 | ||
Сложение и вычитание векторов | КУ | Составление опорного конспекта | 17 .09 | ||
Сложение и вычитание векторов | УЗИ | Практикум решения задач | 22 .09 | ||
Сложение и вычитание векторов | УПО | С.Р. «Сложение и вычитание векторов» | 24 .09 | ||
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | КУ | Составление опорного конспекта | 29.09. | ||
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | УЗИ | Практикум решения задач | 01.10. | ||
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | УЗИ | Практикум решения задач | 06.10. | ||
Умножение вектора на число. Применение векторов к решениюзадач | УЗИ | С.Р. « Умножение вектора на число » | 8.10. | ||
Глава X. МЕТОД КООРДИНАТ, 11 час | |||||
Координаты вектора | Работа с учебником | 13.10. | |||
Координаты вектора | КУ | Практикум решения задач | 15.10 | ||
Решение задач | УПО | С.Р. « Координаты вектора » | 20.10. | ||
Контрольная работа № 1 «Метод координат» | УК ЗУН | Контрольная работа. | 22.10. | ||
Простейшие задачи в координатах | Составление опорного конспекта | 27.10. | |||
Простейшие задачи в координатах | УПО | С.Р. « Задачи в координатах » | 29.10. | ||
Уравнение окружности и прямой. | КУ | Практикум решения задач | 10.11. | ||
Уравнение окружности и прямой. | КУ | Практикум решения задач | 12.11. | ||
Уравнение окружности и прямой. | КУ | С.Р. «Уравнение окру жности и прямой» | 17. 11 | ||
Решение задач | КУ | Практикум решения задач | 19.11. | ||
Решение задач | УЗИ | Практикум решения задач | 24.11. | ||
Глава XI. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ. 12 Ч | |||||
Синус, косинус, тангенс угла. | КУ | Составление опорного конспекта | 26.12 | ||
Синус, косинус, тангенс угла. | УЗИ | Работа с учебником | 01.12. | ||
Синус, косинус, тангенс угла. | УЗИ | Практикум решения задач | 03.12. | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | КУ | Работа с учебником | 08.12. | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | УЗИ | Практикум решения задач | 10.12. | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | УЗИ | Практикум решения задач | 15.12. | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | УЗИ | Учебная практическая работа в группах | 17.12. | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | УЗИ | С.Р. « Соотношения между сторонами и углами треугольн.» | 22.12. | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | УЗИ | 24.12. | |||
Решение задач | УПО | Практикум решения задач | 12.01. | ||
Решение задач | УПО | Практикум решения задач | 14.01. | ||
Контрольная работа № 2 Соотношения между сторонами и углами треугольника. | УК ЗУН | Контрольная работа. | 19.01. | ||
Глава XII. ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА 12 час. | 21.01. | ||||
Правильные многоугольники. | КУ | Работа с учебником | 21.12 | ||
Правильные многоугольники. | УЗИ | 26.01. | |||
Правильные многоугольники. | УЗИ | Практикум решения задач | 28.01. | ||
Правильные многоугольники. | УЗИ | Практикум решения задач | 02.02. | ||
Длина окружности и площадь круга. | КУ | Работа с учебником | 04.02. | ||
Длина окружности и площадь круга. | УЗИ | 9.02. | |||
Длина окружности и площадь круга. | УЗИ | С.Р. «Длина окружно сти и площадь круга» | 11.02. | ||
Длина окружности и площадь круга. | УЗИ | 16.02. | |||
Решение задач | УЗИ | Практикум решения задач | 18.02. | ||
Решение задач | УПО | Практикум решения задач | 25.02 | ||
Решение задач | УПО | 02.03 | |||
Контрольная работа № 3 по теме Длина окружности и площадь круга | УК ЗУН | Контрольная работа | 04.03 | ||
Глава XIII. ДВИЖЕНИЯ 12 час | |||||
Понятие движения. | КУ | Работа с учебником | 9.03 | ||
Понятие движения. | УПО | Работа с учебником | 11.03 | ||
Понятие движения. | КУ | Практикум решения задач | 16.03 | ||
Понятие движения. | УЗИ | Практикум решения задач | 18.03 | ||
Параллельный перенос и поворот. | КУ | С.Р. «Понятие движения» | 23.03 | ||
Параллельный перенос и поворот. | УЗИ | 25.03 | |||
Параллельный перенос и поворот. | УЗИ | 6.04 | |||
Параллельный перенос и поворот. | УЗИ | С.Р. «Параллельный перенос» | 8.04 | ||
Решение задач | УЗИ | 13.04 | |||
Решение задач | УПО | 15.04 | |||
Решение задач | УПО | 20.04 | |||
Контрольная работа № 4 по теме Движения | УК ЗУН | Контрольная работа | 22.04 | ||
Об аксиомах планиметрии. | КУ | Работа с учебником | 27.04 | ||
Об аксиомах планиметрии. | КУ | Работа с учебником | 29.04 | ||
Заключительное повторение, решение задач 8 час | 4.05 | ||||
Повторение, решение задач | УПО | Работа по индивиду альным карточкам | 4.05 | ||
Повторение, решение задач | УПО | Работа по индивиду альным карточкам | 6.05 | ||
Повторение, решение задач | УПО | Работа по индивиду альным карточкам | 11.05 | ||
Повторение, решение задач | УПО | Работа по индивиду альным карточкам | 13.05 | ||
Повторение, решение задач | УПО | Работа по индивиду альным карточкам | 18.05 | ||
Повторение, решение задач | УПО | Работа по индивиду альным карточкам | 20.05 | ||
Повторение, решение задач | УПО | 26.05 | |||
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | УК ЗУН | 28.05 |
5. Материально-техническое обеспечение
5.1. Перечень оборудования
Технические средства обучения.
Компьютер
Мультимедиапроектор
Классная доска
5.2. Перечень наглядных и дидактических материалов
-Цифровые образовательные ресурсы: «Геометрия», 9 класс
Учебно-методическое обеспечение предмета
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
- Атанасян, Л. С. Геометрия, 7–9 : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2010.
- Атанасян, Л. С. Геометрия : рабочая тетрадь для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. – М. : Просвещение, 2010.
- Атанасян, Л. С. Изучение геометрии в 7–9 классах : методические рекомендации для учителя / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2003.
- Жохов, В. И. Карточки для проведения контрольных работ. Геометрия. 9 класс / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. – М. : Мнемозина, 2002.
- Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М. : Просвещение, 2005.
- Зив, Б. Г. Задачи к урокам геометрии. 7–11 кл. / Б. Г. Зив. – СПб. : НПО «Мир и семья – 95», 1998.
- Саврасова, С. М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М. : Просвещение, 1987.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.
Приложение к рабочей программе по геометрии 9 класс:
Контрольные работы
Контрольная работа № 1 Метод координат
Вариант 1
1.Найдите координаты и длину вектора если
2. Даны координаты вершин треугольника ABC: A (-6; 1), B (2; 4), С (2; -2).
Докажите, что треугольник ABC равнобедренный, и найдите высоту треугольника, проведенную из вершины A.
3. Окружность задана уравнением Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси ординат.
Вариант 2
1.Найдите координаты и длину вектора если
2. Даны координаты вершин четырехугольника ABCD: A (-6; 1), B (0; 5), С (6; -4),D (0; -8).
Докажите, что ABCD – прямоугольник, и найдите координаты точки пересечения его диагоналей.
3. Окружность задана уравнением Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси абсцисс.
Контрольная работа № 2
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов.
Вариант 1
1. Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох, если А(-1; 3).
2. Решите треугольник АВС, если
3. Найдите косинус угла М треугольника KLM, если К(1; 7), L(-2; 4), М(2; 0).
Вариант 2
1. Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью Ох, если В(3; 3).
2. Решите треугольник ВСD, если
3. Найдите косинус угла А треугольника АВC, если А(3; 9), В(0;6), С(4;2).
Контрольная работа №3 Длина окружности и площадь круга
Вариант 1
1. Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм2.
3. найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если её градусная мера равна 150о.
Вариант 2
1. Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 см. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите длину окружности, если площадь вписанного в неё правильного шестиугольника равна .
3. Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна 120о, а радиус круга равен 12 см.
Контрольная работа №4 Движения
Вариант 1
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2 и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, четырехугольник О1МDО2 является параллелограммом.
Вариант 2
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, Являющейся серединой боковой стороны CD..
2. Дан шестиугольник А1А2А3А4А5А6. Его стороны А1А2 и А4А5, А2А3 и А5А6, А3А4 и А6А1 попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1А4, А2А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.
Геометрия 9 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасяна Л. С.
Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, цели обучения, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание программы, средства контроля, учебно-методические...
Рабочая программа по геометрии 8 класса по учебнику Атанасяна
Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы.», авторы - Л.С. Атанасян, В.Ф. Б...
Рабочая программа по геометрии 9 класса по учебнику Атанасяна
Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы.», авторы - Л.С. Атанасян, В.Ф. Б...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасяна
Программа расчитана на 35 рабочих недель. 2 часа в неделю начиная со ворой четверти, всего 52 часа....
Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна Л.С.
В данном материале представлена рабочая программа по ФГОС с учетом планируемых результатов. В УТП прописаны предметные, метапредметные и личностные результаты....
Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна ( 2 часа в неделю)
Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна...
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Атанасяна А.С.
Рабочая программа по геометрии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Атанасяна и др. содержит планируемые результаты освоения курса, тематическое распределение часов....