Рабочая программа по геометрии для 8 класса, по учебнику Атанасяна Л.С.
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме
Настоящая рабочая программа по курсу геометрии 8 класса составлена в соответствии с Рекомендациями по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов и дисциплин Министерства образования Республики Мордовия от 2010 года, на основе авторской программы (автор –Л.С. Атанасян и другие М.: Просвещение, 2008 г.). Рассчитана на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по геометрии для 8 класса по учебнику Атанасяна Л.С. | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Геометрия 8 класс
Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения Председатель МО_______ Кулагина О.В. | Директор МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа» |
29.08.2014 01.09.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
ГЕОМЕТРИЯ
8 класс
Составитель:
Морозкина Галина Геннадьевна,
учитель математики
2014 год
Пояснительная записка
1.1 Цель изучения геометрии.
Настоящая программа по геометрии для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21)
Цели изучения:
- -овладеть системой геометрических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
- -приобрести опыт планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
- -освоить навыки и умения проведения доказательств, обоснования выбора решений;
- -приобрести умения ясного и точного изложения мыслей;
- -развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
- -научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
- -ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
- -научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
- -ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
- -изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
- -изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
- -научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
- -подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В совокупности с другими разделами математики она отражает богатый опыт изучения математики,
В курсе геометрии 8 класса систематизируются знания обучающихся о геометрических фигурах, их свойствах и признаках; развивается умение доказывать геометрические утверждения помощью изученных признаков; продолжается решение задач на построение с помощью циркуля и линейки; продолжается знакомство с аксиомами; рассматриваются новые интересные и важные свойства прямоугольных треугольников.
1.3. Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа» отводит на изучение геометрии в 8 классе 2 часа в неделю, в год 68 часов.
В том числе: контрольных работ 5 (включая итоговую контрольную работу)
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Выявление итоговых результатов изучения темы завершается самостоятельной, проверочной, контрольной работой. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.
В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.
Для развития межпредметных связей, усиления практической направленности предмета включены уроки на пришкольном участке и изготовление моделей геометрических фигур.
Уровень обучения – базовый.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
- Результаты освоения курса
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие формулы;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
2. Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов | Максималь- ная нагрузка учащегося | Из них | |||
Теоретичес кое обучение | Практи- кумы по реш. задач | Обобщаю щие уроки | Контроль ные работы | |||
1 | Глава 1. Четырёхугольники | 14 часов | 7 | 1 | 1 | 1 |
2 | Глава 2. Площадь | 14 часов | 7 | 9 | 1 | 1 |
3 | Глава 3. Подобные треугольники | 20 часов | 8 | 3 | 1 | 1 |
4 | Глава 4. Окружность | 16 часов | 9 | 6 | 1 | 2 |
5 | Повторение. Решение задач. | 9 часов | - | 7 | 1 | 1 |
ИТОГО | 68 часов | 31 | 26 | 5 | 6 |
Содержание учебного предмета
3.1 Планируемые результаты изучения геометрии
№п/п | Основные разделы | Обязательный минимум | |
Знать: | Уметь: | ||
1 | Четырёх- угольники | Какой многоугольник называется выпуклым, находить периметр выпуклого многоугольника, определение параллелограмма, трапеции, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции, определение прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков, определение осевой и центральной симметрии. | Вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника, доказывать свойства и признаки параллелограмма и равнобедренной трапеции и применять их на практике, доказывать теоремы – характеризующие признаки прямоугольника, ромба, квадрата, и применять их на практике, строить симметричные точки т распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией. |
2 | Площадь | Основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции, квадрата; теорема об отношении площадей треугольника, имеющий равные углы и применять её на практике; теорему Пифагора и обратную теорему | Выводить формулы площади и применять их на практике; доказывать теорему Пифагора и обратную теорему; применять при решении задач; |
3 | Подобные треуголь ники | Определение пропорциональных отрезков и подобных треугольников; теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойства биссектрисы треугольника; признаки подобия треугольников; теорема средней линии треугольника; о точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника и их значения для углов 30, 45, 60; | Доказывать признаки подобия треугольников и применять их на практике при решении задач; с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение методом подобия; доказывать основное тригономическое тождество |
4 | Окруж- ность | Возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности; определение касательной; свойства и признак касательной; определение центрального и вписанного углов; теорема о вписанном угле; следствия из неё; теорему об отрезках, пересекающих хорду; определение вписанной окружности в многоугольник и описанной окружности около многоугольника; теорему окружности вписанной в треугольник и описанной около треугольника | Применять теоремы о биссектрисе угла о серединном перпендикуляре к отрезку; их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника; определять градусные меру дуги и окружности; использовать свойства вписанного и описанного в окружность треугольника и четырехугольника |
3.2. Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
4. Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Наименование тем и разделов | Вид занятия | Виды самост. работы | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Глава V. Четырехугольники | |||||
1 | Многоугольники. | УИН | Самостоятельное решение задач. | 3.09 | |
2 | Многоугольники. Решение задач. | УЗИ | индивидуальная работа по карточкам | 8.09 | |
3 | Параллелограмм. | УИН |
| 10 .09 | |
4 | Признаки параллелограмма. | КУ | Самостоятельное решение задач. | 15 .09 | |
5 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | УЗИ | Индивидуальная работа по карточкам | 17 .09 | |
6 | Трапеция. | КУ | Работа с учебником | 22 .09 | |
7 | Теорема Фалеса. | КУ | самостоятельное решение задач по готовым чертежам | 24 .09 | |
8 | Задачи на построение. | КУ | Самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | 29.09. | |
9 | Прямоугольник. | КУ | Работа с учебником | 01.10. | |
10 | Ромб. Квадрат. | КУ | Самостоятельное решение задач по теме | 06.10. | |
11 | Решение задач. | УЗИ | Самостоятельная работа обучающего характера | 8.10. | |
12 | Осевая и центральная симметрии. | КУ | Самостоятельная работа. | 13.10. | |
13 | Решение задач. | УПО |
| 15.10. | |
14 | Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники» | УКЗУН |
| 20.10. | |
| Глава VI. Площадь | ||||
15 | Площадь многоугольника. | КУ |
| 22.10. | |
16 | Площадь прямоугольника. | УИНМ | Работа с учебником | 27.10. | |
17 | Площадь параллелограмма. | КУ | самостоятельное решение задач по готовым чертежам | 29.10. | |
18 | Площадь треугольника. | КУ | Самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | 10.11. | |
19 | Площадь треугольника | КУ | Работа с учебником | 12.11. | |
20 | Площадь трапеции. | КУ | Самостоятельное решение задач по теме | 17. 11 | |
21 | Решение задач на вычисление площадей фигур. | УЗИ | С\Р «Вычисление площадей» | 19.11. | |
22 | Решение задач на нахождение площадей. | УЗИ | Задачи на вычисление | 24.11. | |
23 | Теорема Пифагора. | УИНМ | Задачи на вычисление | 26.11. | |
24 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | КУ | работа по индивидуальным карточкам | 01.12. | |
25 | Решение задач по теме « Теорема Пифагора». | УЗИ | Задачи на доказательство | 03.12. | |
26 | Решение задач. | УЗИ | работа по индивидуальным карточкам | 08.12. | |
27 | Решение задач. | УПО | Задачи на доказательство | 10.12. | |
28 | Контрольная работа №2 по теме « Площадь многоугольника» | УКЗУН | Контрольная работа. | 15.12. | |
| Глава VII. Подобные треугольники | ||||
29 | Определение подобных треугольников | КУ | Работа с учебником | 17.12. | |
30 | Отношение площадей подобных треугольников. | КУ | самостоятельное решение задач по готовым чертежам | 22.12. | |
31 | Первый признак подобия треугольников. | КУ | Самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | 24.12. | |
32 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | УЗИ | Работа с учебником | 12.01. | |
33 | Второй и третий признаки подобия треугольников. | КУ | Самостоятельное решение задач по теме | 14.01. | |
34 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | УЗИ | Работа с учебником | 19.01. | |
Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | УПО | самостоятельное решение задач по готовым чертежам | 21.01. | ||
36 | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» | УКЗУН | Самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | 26.01. | |
37 | Средняя линия треугольника. | КУ | Работа с учебником | 28.01. | |
38 | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. | КУ | Самостоятельное решение задач по теме Свойство медиан треугольника. | 02.02. | |
39 | Пропорциональные отрезки. | КУ | Проверка домашнего задания. | 04.02. | |
40 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольн | УЗИ | самостоятельное решение задач по готовым чертежам | 9.02. | |
41 | Измерительные работы на местности. | КУ | Самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | 11.02. | |
42 | Задачи на построение методом подобия. | УЗИ | Работа с учебником | 16.02. | |
43 | Решение задач на построение методом подобных треугольников. | УЗИ | Самостоятельное решение задач по теме | 18.02. | |
44 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоуголь ного треугольника. | УИНМ | С\Р «Вычисление площадей» | 25.02 | |
45 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45, 60 град. | УИНМ | Задачи на вычисление | 02.03 | |
46 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треуголь ника. Решение задач. | УЗИ | Самостоятельное решение задач по теме | 04.03 | |
47 | Подготовка к контрольной работе. | УПО | Задачи на вычисление | 9.03 | |
48 | Контрольная работа №4 «Применение теории о подобии треугольников к решению задач». | УКЗУН | Контрольная работа. | 11.03 | |
Глава VIII. Окружность | |||||
49 | Взаимное расположение прямой и окружности. | КУ | Задачи на вычисление | 16.03 | |
50 | Касательная к окружности. | КУ | Самостоятельное решение задач по теме | 18.03 | |
51 | Касательная к окружности. Решение задач. | УЗИ | Задачи на вычисление | 23.03 | |
52 | Градусная мера дуги окружности. | УИНМ | Проверка домашнего задания. | 25.03 | |
53 | Теорема о вписанном угле. | УИНМ | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач | 6.04 | |
54 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | КУ | работа по индивидуальным карточкам | 8.04 | |
55 | Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы.» | УЗИ | Задачи на доказательство | 13.04 | |
56 | Свойство биссектрисы угла. | КУ | работа по индивиду альным карточкам | 15.04 | |
57 | Серединный перпендикуляр. | КУ | работа по индивиду альным карточкам | 20.04 | |
58 | Теорема о точке пересече ния высот треугольника. | КУ | Задачи на доказательство | 22.04 | |
59 | Вписанная окружность. | УИНМ | работа по индивиду -альным карточкам | 27.04 | |
60 | Свойства описанного четырёхугольника. | КУ | работа по индивидуальным карточкам | 29.04 | |
61 | Описанная окружность. | УИНМ | Задачи на доказательство | 4.05 | |
62 | Свойство вписанного четырёхугольника. | КУ | работа по индивиду альным карточкам | 6.05 | |
63 | Решение задач по теме « Окружность» | УПО | работа по индивиду альным карточкам | 11.05 | |
64 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | УКЗУН | Контрольная работа. | 13.05 | |
65 | Повторение | УПО | Тест | 18.05 | |
66 | Повторение | УПО | Самостоятельное решение задач по готовым чертежам | 20.05 | |
67 | Повторение | УПО | 26.05 | ||
68 | Итоговый урок | УПО | 28.05 |
5. Материально-техническое обеспечение
5.1. Перечень оборудования
Технические средства обучения.
Компьютер
Мультимедиапроектор
Классная доска
5.2. Перечень наглядных и дидактических материалов
-Цифровые образовательные ресурсы: «Геометрия», 8 класс
Учебно-методическое обеспечение предмета
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
- Атанасян, Л. С. Геометрия, 7–9 : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2010.
- Атанасян, Л. С. Геометрия : рабочая тетрадь для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. – М. : Просвещение, 2010.
- Атанасян, Л. С. Изучение геометрии в 7–9 классах : методические рекомендации для учителя / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2003.
- Жохов, В. И. Карточки для проведения контрольных работ. Геометрия. 8 класс / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. – М. : Мнемозина, 2002.
- Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М. : Просвещение, 2005.
- Зив, Б. Г. Задачи к урокам геометрии. 7–11 кл. / Б. Г. Зив. – СПб. : НПО «Мир и семья – 95», 1998.
- Саврасова, С. М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М. : Просвещение, 1987.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.
- Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. М.: ВАКО, 2004 – (В помощь школьному учителю)
Дополнительная литература:
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
- Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2005.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2005.
Геометрия 8 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасяна Л. С.
Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, цели обучения, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание программы, средства контроля, учебно-методические...
Рабочая программа по геометрии 8 класса по учебнику Атанасяна
Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы.», авторы - Л.С. Атанасян, В.Ф. Б...
Рабочая программа по геометрии 9 класса по учебнику Атанасяна
Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы.», авторы - Л.С. Атанасян, В.Ф. Б...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасяна
Программа расчитана на 35 рабочих недель. 2 часа в неделю начиная со ворой четверти, всего 52 часа....
Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна Л.С.
В данном материале представлена рабочая программа по ФГОС с учетом планируемых результатов. В УТП прописаны предметные, метапредметные и личностные результаты....
Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна ( 2 часа в неделю)
Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна...
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Атанасяна А.С.
Рабочая программа по геометрии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Атанасяна и др. содержит планируемые результаты освоения курса, тематическое распределение часов....