РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 7 класс
учебно-методический материал по геометрии (7 класс) на тему
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по математике, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Региональный базисный учебный план
- Программы общеобразовательных учреждений 7-9 классы, Москва, «Просвещение»,2009г
4.Учебный план ОУ на 2013-2014 уч.г.
- Положение о рабочих программах ОУ
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе , работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.atanasyan_l.s._geometriya_-7.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Староакульшетская основная общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель ШМО _____________/____________/ ФИО Протокол № _1__ от «__»__________2013_г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____________/Пряженникова Н.В./ ФИО «__»____________2013___г. | «Утверждаю» Директор . ___________/БекареваА.К./ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2013_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Пряженникова Наталья васильевна
______________________________________________
Ф.И.О., категория
высшая
_______________________________________________
Геометрии-7класс
по_______________________________________________
Предмет, класс и т.п.
2013_ - 2014_ учебный год
Рабочая программа
По геометрии - 7 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по математике, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Региональный базисный учебный план
- Программы общеобразовательных учреждений 7-9 классы, Москва, «Просвещение»,2009г
4.Учебный план ОУ на 2013-2014 уч.г.
- Положение о рабочих программах ОУ
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе , работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов по программе | Количество часов по планированию |
1. | Начальные геометрические сведения | 10 | 10 |
2. | Треугольники | 17 | 17 |
3. | Параллельные прямые | 13 | 13 |
4. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 18 |
5. | Повторение | 12 | 12 |
ИТОГО: | 70 | 70 |
Содержание обучения.
1.Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная Цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная Цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснование их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
3. Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная Цель - ввести одно из важнейших понятий понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная Цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. Повторение. Решение задач
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать и уметь:
По теме «Начальные геометрические сведения»
- знать простейшие геометрические фигуры, уметь их изображать;
- овладеть понятием равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
По теме «Треугольники»
- уметь доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков;
- уметь строить треугольники с помощью циркуля и линейки;
- овладеть понятиями медианы, биссектрисы и высоты треугольника;
- совершенствовать умение применять полученные знания при решении задач.
По теме «Параллельные прямые»
- знать признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей;
- уметь применять эти свойства при решении задач.
По теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
- знать теорему о сумме углов треугольника, уметь ее доказывать;
- знать признаки равенства прямоугольных треугольников;
- уметь строить треугольник по трем элементам;
- уметь применять полученные знания при решении задач.
Календарно-тематическое планирование
Обозначения:
-С-самостоятельные работы
-Зачеты
-Контрольные работы
№ урока | пункт | содержание | часы | дата | примечания |
|
|
| |||
I | Начальные геометрические сведения | 10 |
| ||
1 | 1;2 | Прямая и отрезок | 1 | сентябрь |
|
2 | 3;4 | Луч и угол | 1 | сентябрь |
|
3 | 5;6 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | сентябрь |
|
4,5 | 7;8 | Измерение отрезков. | 2 | сентябрь | С-1 |
6,,7 | 9;10 | Измерение углов | 2 | сентябрь |
|
8,9 | 11;12;13 | Перпендикулярные прямые | 2 | октябрь | зачет |
10 | * | Контрольная работа №1 | 1 | октябрь |
|
|
|
| |||
II | Треугольники | 17 |
| ||
11,12,13 | 14;15 | Первый признак равенства треугольников. | 3 | октябрь | С-2 |
14,15,16 | 16;17;18 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника Практикум. | 3 | ноябрь |
|
17,18,19 | 19;20 | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 3 | ноябрь | С-3 |
20,21,22 | 21;22;23 | Задачи на построение | 3 | ноябрь |
|
23,24,25,26 | 14-23 | Решение задач | 4 | декабрь | зачет |
27 | * | Контрольная работа №2 | 1 | декабрь |
|
|
|
| |||
III | Параллельные прямые | 13 |
| ||
28,29,30 | 24-26 | Признаки параллельности двух прямых | 3 | декабрь |
|
31,32,33 | 27-28 | Аксиомы параллельных прямых. | 3 | декабрь | С-4 |
34,35,36 | 29 | Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 3 | январь | |
37,38,39 | 24-29 | Решение задач | 3 | январь | зачет |
40 | * | Контрольная работа №3 | 1 | февраль |
|
|
|
| |||
IV | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 18 |
| ||
41,42 | 30;31 | Сумма углов треугольника | 2 | февраль | С-5 |
43,44,45 | 32;33 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 3 | февраль |
|
46,47 | 30-33 | Решение задач | 2 | февраль | зачет |
48 | * | Контрольная работа №4 | 1 | март |
|
|
|
| |||
49,50 | 34 | Прямоугольные треугольники | 2 | март |
|
51,52 | 35;36 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 2 | март | С-6 |
53,54,55 | 37;38 | Построение треугольника по трем элементам | 3 | апрель |
|
56,57 | 34-38 | Решение задач | 2 | апрель | зачет |
58 | * | Контрольная работа №5 | 1 | апрель |
|
|
|
|
| ||
V | Повторение. Решение задач | 12 |
| ||
59,60 | * | Прямые, углы | 2 | апрель | С-7 |
61,62,63,64 | * | Треугольники | 4 | апрель |
|
65,66,67 | * | Решение задач | 3 | май | С-8 |
68 | * | Итоговая контрольная работа№6 | 1 | май |
|
69,70 | * | Работа над ошибками | 2 | май |
|
|
|
| |||
| Итого: | 70 |
|
Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса
Класс | Учебная дисциплина | Учебная программа | Учебник | Учебные пособия для учащихся | Методические пособия для учителя | Инструментарий по отслеживанию результатов |
7 | Геометрия | 1.. Программы М.:Просвещение, 2009г | Геометрия 7-9 Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян и др. М. Просвещение, 2011 | 1. Атанасян Л.С и др. 2. Зив Б.Г. Геометрия | 1. Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Л.С. Атанасян и др М. Просвещение, 2010 | 1.. Зив Б.Г. Геометрия Дидактические материалы. 7 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. М. Просвещение, 2011 2. Мищенко Т.М.. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс/ Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. М.: Просвещение, 2011 |
Оценка знаний и умений учащихся.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, То есть за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....