Рабочая программа по геометрии. 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего полного общего образования в контексте модернизации российского образования (минимума содержания образования). Федеральный компонент разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7). Рабочая программа составлена и с учетом рекомендаций авторской программы Л.С.Атанасяна ( Геомерия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_geometriya_klass_rabochaya_programma_matematika_.docx | 57.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубковская средняя общеобразовательная школа «Дружба»
Рабочая программа
по предмету:
«Геометрия»
базовый уровень, 8 класс
2014-2015 учебный год
Составитель:
Иванова Ирина Валерьевна
учитель математики
Одинцово
2014
Пояснительная записка
Согласно Учебному плану МБОУ Дубковской СОШ «Дружба» на изучение предмета ГЕОМЕТРИЯ в 8 классе отводится 2 часа в неделю (в год – 68 часов).
В курсе предмета ГЕОМЕТРИЯ выделяются 6 часов на тематические контрольные работы.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего полного общего образования в контексте модернизации российского образования (минимума содержания образования). Федеральный компонент разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7). Рабочая программа составлена и с учетом рекомендаций авторской программы Л.С.Атанасяна ( Геомерия).
Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую ли изберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка.
Актуальность изучения геометрии в 8 классе
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющиеся в определенных умственных навыках. Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математики в школе: овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения профессионального образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе; формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
В содержании рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют вышеизложенные задачи.
В основу содержания и структурирования данной программы, выбора приемов, методов и форм обучения положено формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В процессе обучения алгебре осуществляется развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Учащиеся продолжают овладение разнообразными способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
познавательная деятельность:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследования несложных реальных связей и зависимостей;
- участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
информационно-коммуникативная деятельность:
- извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивание достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
рефлексивная деятельность:
- объективного оценивания своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учета мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
- умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
- владения навыками организации и участия в коллективной деятельности.
На протяжении изучения геометрического материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:
- введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;
- развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
- совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
- формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
- совершенствование навыков решения задач на доказательство;
- отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
- расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Геометрия
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план:
№ | Изучаемый раздел | Количество часов | В том числе контрольные работы |
1. | Четырехугольники. | 14 | 2 |
2. | Площади фигур | 14 | 1 |
3 | Подобные треугольники | 19 | 2 |
4. | Окружность. | 17 | 1 |
5. | Итоговое повторение. | 4 | |
Итого | 68 | 6 |
Содержание учебного курса
Четырехугольники ( 14 )
Основная цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Площади фигур ( 14 )
Основная цель – расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
Подобные треугольники ( 19 )
Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Окружность (17 )
Основная цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Повторение. Решение задач. ( 4 )
Календарно-тематическое поурочное планирование.
№ урока | Содержание Учебного материала | Номер пункта учебника | Кол. часов | Вид контроля | Оборудование | Дата | Примечание | |||||||
план | факт | |||||||||||||
ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ – 14 ЧАСОВ | ||||||||||||||
1 | Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. | 39,40 | 1 | 01.09-05.09 | ||||||||||
2 | Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. | 39,40 | 1 | МД | ||||||||||
3 | Параллелограмм, его свойства и признаки. | 42,43 | 1 | РТ | 09.09-13.09 | |||||||||
4 | Параллелограмм, его свойства и признаки. | 42,43 | 1 | СР | ||||||||||
5 | Параллелограмм, его свойства и признаки. | 42,43 | 1 | КИМ | 15.09-19.09 | |||||||||
6 | Параллелограмм, его свойства и признаки. | 42,43 | 1 | ТС | ||||||||||
7 | Трапеция. Равнобедренная трапеция. Средняя линия трапеции. | 44 | 1 | СР | 22.09-26.09 | |||||||||
8 | Трапеция. Равнобедренная трапеция. Средняя линия трапеции. | 44 | 1 | МД | ||||||||||
9 | Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства, признаки. Теорема Фалеса. | 45,46 | 1 | МД | 29.09 – 03.10 | |||||||||
10 | Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства, признаки. Теорема Фалеса. | 45,46 | 1 | ТО | ||||||||||
11 | Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства, признаки. Теорема Фалеса. | 45,46 | 1 | ТО | 13.10 – 17.10 | |||||||||
12 | Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства, признаки. Теорема Фалеса. | 45,46 | 1 | СР | ||||||||||
13 | Осевая и центральная симметрия. Симметрия фигур. Решение задач | 47 | 1 | 20.10 - 24.10 | ||||||||||
14 | Контрольная работа № 1 по теме: «Четырёхугольники и их свойства» | 1 | ||||||||||||
ПЛОЩАДИ ФИГУР – 14 ЧАСОВ | ||||||||||||||
15 | Площадь многоугольника. Понятие о площади плоских фигур, площадь четырёхугольника. | 48,49,50 | 1 | 27.10 – 31.10 | ||||||||||
16 | Площадь многоугольника. Понятие о площади плоских фигур, площадь четырёхугольника. | 48,49,50 | 1 | МД | ||||||||||
17 | Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы). | 51,52,53 | 1 | РТ | ||||||||||
18 | Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы). | 51,52,53 | 1 | СР | ||||||||||
19 | Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы). | 51,52,53 | 1 | ЗР | ||||||||||
20 | Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы). | 51,52,53 | 1 | ПР | ||||||||||
21 | Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы). | 51,52,53 | 1 | ТС | ||||||||||
22 | Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы). | 51,52,53 | 1 | КИМ | ||||||||||
23 | Теорема Пифагора. | 54,55 | 1 | |||||||||||
24 | Теорема Пифагора. | 54,55 | 1 | МД | ||||||||||
25 | Теорема Пифагора. | 54,55 | 1 | СР | ||||||||||
26 | Решение задач по теме: «Теорема Пифагора». Равновеликие и равносоставленные фигуры. | 54,55 | 1 | КИМ | ||||||||||
27 | Решение задач по теме: «Теорема Пифагора». Равновеликие и равносоставленные фигуры. | 54,55 | 1 | ЗР | ||||||||||
28 | Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь фигур» | 1 | ||||||||||||
ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ – 19 ЧАСОВ | ||||||||||||||
29 | Понятие о подобии фигур. Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия. | 56,57,58 | 1 | |||||||||||
30 | Понятие о подобии фигур. Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия. | 56,57,58 | 1 | МД | ||||||||||
31 | Первый признаки подобия треугольников. | 59 | 1 | ТО | ||||||||||
32 | Первый признаки подобия треугольников.. | 60 | 1 | ТО | ||||||||||
33 | Первый признаки подобия треугольников. | 61 | 1 | ТС | ||||||||||
34 | Признаки подобия треугольников, понятие о гомотетии | 59,60,61 | 1 | ЗР | ||||||||||
35 | Признаки подобия треугольников, понятие о гомотетии | 59,60,61 | 1 | |||||||||||
36 | Контрольная работа № 3 по теме: «Подобие фигур» | 1 | ||||||||||||
37 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 62 | 1 | |||||||||||
38 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 63 | 1 | КИМ | ||||||||||
39 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 64 | 1 | ТС | ||||||||||
40 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 65 | 1 | ПР | ||||||||||
41 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 62 – 65 | 1 | |||||||||||
42 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 62 - 65 | 1 | СР | ||||||||||
43 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников, связь между площадью подобных фигур. | 58,66,67 | 1 | ТО | ||||||||||
44 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников, связь между площадью подобных фигур. | 58,66,67 | 1 | ТО | ||||||||||
45 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников, связь между площадью подобных фигур. | 58,66,67 | 1 | СР | ||||||||||
46 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников, связь между площадью подобных фигур. | 58,66,67 | 1 | |||||||||||
47 | Контрольная работа № 4 по теме: «Применение подобия» | 1 | ||||||||||||
ОКРУЖНОСТЬ - 17 ЧАСОВ | ||||||||||||||
48 | Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки | 68 ,69 | 1 | ТО | ||||||||||
49 | Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки | 68 ,69 | 1 | ТО | ||||||||||
50 | Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки | 70 | 1 | МД | ||||||||||
51 | Центральный и вписанный углы, величина вписанного угла. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. | 71 | 1 | ТС | ||||||||||
52 | Центральный и вписанный углы, величина вписанного угла. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. | 68 – 71 | 1 | МД | ||||||||||
53 | Центральный и вписанный углы, величина вписанного угла. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. | 68 – 71 | 1 | СР | ||||||||||
54 | Центральный и вписанный углы, величина вписанного угла. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. | 68 – 71 | 1 | ТС | ||||||||||
55 | Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот. Окружность Эйлера | 72,73 | 1 | РТ | ||||||||||
56 | Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот. Окружность Эйлера | 72,73 | 1 | РТ | ||||||||||
57 | Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот. Окружность Эйлера | 72,73 | 1 | ТО,ТС | ||||||||||
58 | Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника. | 74,75 | 1 | ПР | ||||||||||
59 | Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника. | 74,75 | 1 | ПР | ||||||||||
60 | Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника. | 74,75 | 1 | СР | ||||||||||
61 | Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. | 74,75 | 1 | КИМ | ||||||||||
62 | Решение задач по теме» «Окружность». Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. | 68 – 75 | 1 | СР | ||||||||||
63 | Решение задач по теме» «Окружность». Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. | 68 – 75 | 1 | |||||||||||
64 | Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность» | 1 | ||||||||||||
Повторение. Решение задач. | ||||||||||||||
65 | Повторение темы «Четырёхугольники». | 1 | РТ | |||||||||||
66 | Повторение темы «Четырёхугольники». | 1 | РТ | |||||||||||
67 | Повторение темы «Площади фигур». | 1 | РТ | |||||||||||
68 | Повторение темы «Площади фигур». | 1 |
Контрольно-измерительные материалы:
1. Электронные образовательные ресурсы. - http://www.fipi.ru/
2. Работа с материалами системы «Стат Град»
Учебно-методическое обеспечение:
для учеников:
- Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян – М.; Просвещение 2012.
- Геометрия. 8 класс: Рабочая тетрадь пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян – М.; Просвещение 2012.
- Зив, Б.Г. Геометрия: дидактические материалы : 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2012.
- Мищенко, Т.М. Геометрия : тематические тесты : 8кл. / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2012.
Для учителя:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
- Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
- Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2011.
- Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель;
- Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО.
Материально-техническое оснащение учебного процесса:
- Класс: 30 посадочных мест;
- Оснащение РМ учителя: Компьютер, монитор (Samsung), МФУ Phaser (Xerox)
- Оснащение учебного класса:
- Стационарная ИА доска (мобильная ИА доска);
- Мультимедийный проектор;
- Медиатека (в разработке);
- Чертежные инструменты;
- Набор стереометрических тел ( мобильный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....