Рабочая программа по геометрии. 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Иванова Ирина Валерьевна

Рабочая программа составлена  на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего полного общего образования в контексте модернизации российского образования (минимума содержания образования). Федеральный компонент разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7).  Рабочая программа составлена и с учетом рекомендаций авторской программы  Л.С.Атанасяна ( Геомерия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_geometriya_klass_rabochaya_programma_matematika_.docx57.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубковская средняя общеобразовательная школа «Дружба»

Рабочая программа

по предмету:

«Геометрия»

базовый уровень, 8 класс

2014-2015 учебный год

Составитель:

Иванова Ирина Валерьевна

учитель математики

        Одинцово

                  2014

Пояснительная записка

Согласно Учебному плану МБОУ Дубковской СОШ «Дружба» на изучение предмета ГЕОМЕТРИЯ в 8 классе отводится 2 часа в неделю (в год – 68 часов).

В курсе предмета ГЕОМЕТРИЯ выделяются 6 часов на тематические контрольные работы.

Рабочая программа составлена  на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего полного общего образования в контексте модернизации российского образования (минимума содержания образования). Федеральный компонент разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7).  Рабочая программа составлена и с учетом рекомендаций авторской программы  Л.С.Атанасяна ( Геомерия).

        Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения  является  обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников  независимо от специальности, которую ли изберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка.

Актуальность изучения геометрии в 8 классе

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющиеся в определенных умственных навыках. Роль математической подготовки  в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математики в школе: овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения профессионального образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе; формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; формирование представлений о математике  как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.

          В содержании  рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют вышеизложенные задачи.

В основу содержания и структурирования данной программы, выбора приемов, методов и  форм обучения положено формирование  универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В процессе обучения алгебре осуществляется развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Учащиеся продолжают овладение разнообразными способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

познавательная деятельность:

  • самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • исследования несложных реальных связей и зависимостей;
  • участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
  • самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

информационно-коммуникативная деятельность:

  • извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивание достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

рефлексивная деятельность:

  • объективного оценивания своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учета мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; 
  • умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
  • владения навыками организации и участия в коллективной деятельности.

На протяжении изучения геометрического материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:

  •  введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;
  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  • формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
  • совершенствование навыков решения задач на доказательство;
  • отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  • расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.

 Цели 

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для            применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,   продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Требования к уровню подготовки учащихся

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Геометрия

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-тематический план:

Изучаемый раздел

Количество часов

В том числе

контрольные работы

1.

  Четырехугольники.

14

2

2.

  Площади фигур  

14

1

3

  Подобные треугольники

19

2

4.

  Окружность.

17

1

5.

  Итоговое повторение.

4

  Итого

68

6

Содержание учебного курса

Четырехугольники ( 14 )

Основная цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Площади фигур ( 14 )

Основная цель – расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.

Подобные треугольники ( 19 )

Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Окружность (17 )

Основная  цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

Повторение. Решение задач. ( 4 )

Календарно-тематическое поурочное планирование. 

№ урока

Содержание

Учебного материала

Номер пункта учебника

Кол.

часов

Вид контроля

Оборудование

Дата

Примечание

план

факт

ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ – 14 ЧАСОВ

1

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника.

39,40

1

01.09-05.09

2

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника.

39,40

1

МД

3

Параллелограмм, его свойства и признаки.

42,43

1

РТ

09.09-13.09

4

Параллелограмм, его свойства и признаки.

42,43

1

СР

5

Параллелограмм, его свойства и признаки.

42,43

1

КИМ

15.09-19.09

6

Параллелограмм, его свойства и признаки.

42,43

1

ТС

7

Трапеция. Равнобедренная трапеция. Средняя линия трапеции.

44

1

СР

22.09-26.09

8

Трапеция. Равнобедренная трапеция. Средняя линия трапеции.

44

1

МД

9

Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства, признаки. Теорема Фалеса.

45,46

1

МД

29.09 – 03.10

10

Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства, признаки. Теорема Фалеса.

45,46

1

ТО

11

Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства, признаки. Теорема Фалеса.

45,46

1

ТО

13.10 – 17.10

12

Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства, признаки. Теорема Фалеса.

45,46

1

СР

13

Осевая и центральная симметрия. Симметрия фигур. Решение задач

47

1

20.10

- 24.10

14

Контрольная работа № 1  по теме: «Четырёхугольники и их свойства»

1

ПЛОЩАДИ ФИГУР – 14 ЧАСОВ

15

Площадь многоугольника. Понятие о площади плоских фигур, площадь четырёхугольника.

48,49,50

1

27.10

– 31.10

16

Площадь многоугольника. Понятие о площади плоских фигур, площадь четырёхугольника.

48,49,50

1

МД

17

Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы).

51,52,53

1

РТ

18

Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы).

51,52,53

1

СР

19

Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы).

51,52,53

1

ЗР

20

Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы).

51,52,53

1

ПР

21

Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы).

51,52,53

1

ТС

22

Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их свойства (основные формулы).

51,52,53

1

КИМ

23

Теорема Пифагора.

54,55

1

24

Теорема Пифагора.

54,55

1

МД

25

Теорема Пифагора.

54,55

1

СР

26

Решение задач по теме: «Теорема Пифагора». Равновеликие и равносоставленные фигуры.

54,55

1

КИМ

27

Решение задач по теме: «Теорема Пифагора». Равновеликие и равносоставленные фигуры.

54,55

1

ЗР

28

Контрольная работа № 2  по теме: «Площадь фигур»

1

ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ – 19 ЧАСОВ

29

Понятие о подобии фигур. Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия.

56,57,58

1

30

Понятие о подобии фигур. Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия.

56,57,58

1

МД

31

Первый признаки подобия треугольников.

59

1

ТО

32

Первый признаки подобия треугольников..

60

1

ТО

33

Первый признаки подобия треугольников.

61

1

ТС

34

Признаки подобия треугольников, понятие о гомотетии

59,60,61

1

ЗР

35

Признаки подобия треугольников, понятие о гомотетии

59,60,61

1

36

Контрольная работа № 3 по теме:  «Подобие фигур»

1

37

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

62

1

38

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

63

1

КИМ

39

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

64

1

ТС

40

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

65

1

ПР

41

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

62 – 65

1

42

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

62 - 65

1

СР

43

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников, связь между площадью подобных фигур.

58,66,67

1

ТО

44

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников, связь между площадью подобных фигур.

58,66,67

1

ТО

45

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников, связь между площадью подобных фигур.

58,66,67

1

СР

46

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников, связь между площадью подобных фигур.

58,66,67

1

47

Контрольная работа № 4  по теме: «Применение подобия»

1

ОКРУЖНОСТЬ -  17 ЧАСОВ

48

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки

68 ,69

1

ТО

49

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки

68 ,69

1

ТО

50

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки

70

1

МД

51

Центральный и вписанный углы, величина вписанного угла. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

71

1

ТС

52

Центральный и вписанный углы, величина вписанного угла. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

68 – 71

1

МД

53

Центральный и вписанный углы, величина вписанного угла. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

68 – 71

1

СР

54

Центральный и вписанный углы, величина вписанного угла. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

68 – 71

1

ТС

55

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот. Окружность Эйлера

72,73

1

РТ

56

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот. Окружность Эйлера

72,73

1

РТ

57

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот. Окружность Эйлера

72,73

1

ТО,ТС

58

Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника.

74,75

1

ПР

59

Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника.

74,75

1

ПР

60

Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника.

74,75

1

СР

61

Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

74,75

1

КИМ

62

Решение задач по теме» «Окружность». Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

68 – 75

1

СР

63

Решение задач по теме» «Окружность». Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

68 – 75

1

64

Контрольная работа № 5  по теме: «Окружность»

1

Повторение. Решение задач.

65

Повторение темы «Четырёхугольники».

1

РТ

66

Повторение темы «Четырёхугольники».

1

РТ

67

Повторение темы «Площади фигур».

1

РТ

68

Повторение темы «Площади фигур».

1

Контрольно-измерительные материалы:

1. Электронные образовательные ресурсы. -   http://www.fipi.ru/

2. Работа с материалами системы «Стат Град»

Учебно-методическое обеспечение:

для учеников:

  1. Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян – М.; Просвещение 2012.
  2. Геометрия. 8 класс: Рабочая тетрадь пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян – М.; Просвещение 2012.
  3. Зив, Б.Г. Геометрия: дидактические материалы : 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Мищенко, Т.М. Геометрия : тематические тесты : 8кл. / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2012.

Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
  3. Геометрия:   учеб,   для   7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
  5. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2011.
  6. Зив Б. Г. Геометрия:   дидакт.   материалы  для   8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель;
  2. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение.
  3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО.

Материально-техническое оснащение учебного процесса:

  1. Класс: 30 посадочных мест;
  2. Оснащение РМ учителя: Компьютер, монитор (Samsung), МФУ Phaser (Xerox)
  3. Оснащение учебного класса:
  • Стационарная ИА доска (мобильная ИА доска);
  • Мультимедийный проектор;
  • Медиатека (в разработке);
  • Чертежные инструменты;
  • Набор стереометрических тел ( мобильный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....