Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класс, Атанасян
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класс, Атанасян на 2014-205 уч. год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_9_2014.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 11
Утверждаю Директор МБОУ гимназии№11 _____________Панченко М.С. Приказ № _____ от «___»__________20_____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
по геометрии |
(базовый уровень) |
9 Б класс |
Составитель: | Панарина Екатерина Сергеевна |
учитель математики второй категории | |
2014г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования , примерных программ по математике ,примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008)
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами, как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Количество учебных часов: в год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вводное повторение
Глава 9,10. Векторы. Метод координат.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Глава 13. Движения.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Повторение. Решение задач.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
ГЕОМЕТРИЯ
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | ||
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы | ||||
1 | Повторение курса 8 класса | 2 | 1 | |||
2 | Векторы | 12 | 11 | 1 | 4 | |
3 | Метод координат | 10 | 9 | 1 | 3 | |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 14 | 13 | 1 | 4 | |
5 | Длина окружности и площадь круга | 12 | 11 | 1 | 3 | |
6 | Движение | 10 | 9 | 1 | 3 | |
7 | Повторение курса планиметрии | 8 | 7 | 1 | 2 | |
Итого: | 68 | 62 | 6 | 20 |
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Программа | 9 | Т.А. Бурмистрова: | — М.: Просвещение | 2008 |
2 | Учебник (основной) | 9 | Геометрия: учеб, для 7—9 кл. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др. | — М.: Просвещение | , 2004-2008. |
3 | Учебные пособия: задачники, сборники дидактических материалов, пособия по проведению практических и лабораторных работ и т.д. | 9 | Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. | . — М.: Просвещение | 2004—2008. |
Приложение 1.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Повторение курса 8 класса (2 часа) | |||
1 | Повторение | 01.09. -05.09. | |
2 | Повторение | 01.09. -05.09. | |
Векторы (12 часов) | |||
3 | Понятие вектора. Равенство векторов | 08.09-12.09 | |
4 | Откладывание вектора от данной точки | 08.09-12.09 | |
5 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма | 15.09-19.09 | |
6 | Сумма нескольких векторов | 15.09-19.09 | |
7 | Вычитание векторов | 22.09-26.09 | |
8 | Решение задач «Сложение и вычитание векторов» | 22.09-26.09 | |
9 | Умножение вектора на число | 29.09-03.10 | |
10 | Умножение вектора на число | 29.09-03.10 | |
11 | Применение векторов к решению задач | 06.10-10.10 | |
12 | Средняя линия трапеции | 06.10-10.10 | |
13 | Решение задач | 13.10-17.10 | |
14 | Контрольная работа №1. «Векторы» | 13.10-17.10 | |
Метод координат (10 часов) | |||
15 | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам | 20.10-24.10 | |
16 | Координаты вектора | 20.10-24.10 | |
II четверть | |||
17 | Простейшие задачи в координатах | 03.11-07.11 | |
18 | Простейшие задачи в координатах | 03.11-07.11 | |
19 | Решение задач методом координат | 10.11-14.11 | |
20 | Уравнение окружности | 10.11-14.11 | |
21 | Уравнение прямой | 17.11-21.11 | |
22 | Уравнение прямой и окружности. Решение задач | 17.11-21.11 | |
23 | Урок подготовки к контрольной работе | 24.11-28.11 | |
24 | Контрольная работа №2 Метод координат | 24.11-28.11 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 часов) | |||
25 | Синус, косинус, тангенс угла | 01.12-05.12 | |
26 | Синус, косинус, тангенс угла | 01.12-05.12 | |
27 | Синус, косинус, тангенс угла | 08.12-12.12 | |
28 | Теорема о площади треугольника | 08.12-12.12 | |
29 | Теоремы синусов и косинусов | 15.12-19.12 | |
30 | Решение треугольников | 15.12-19.12 | |
31 | Решение треугольников | 22.12-29.12 | |
32 | Измерительные работы | 22.12-29.12 | |
III четверть | |||
33 | Обобщающий урок по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 12.01.14-16.01.14 | |
34 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 12.01.14-16.01.14 | |
35 | Скалярное произведение векторов в координатах. Свойства скалярного произведения | 19.01-23.01 | |
36 | Скалярное произведение и его свойства | 19.01-23.01 | |
37 | Обобщающий урок по теме | 26.01-30.01 | |
38 | Контрольная работа № 3 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 26.01-30.01 | |
Длина окружности и площадь круга (12 часов) | |||
39 | Правильный многоугольник | 02.02-06.02 | |
40 | Окружность, описанная около правильного многоугольника. и вписанная в правильный многоугольник | 02.02-06.02 | |
41 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 09.02-13.02 | |
42 | Решение задач по теме «Правильный многоугольник» | 09.02-13.02 | |
43 | Длина окружности | 16.02-20.02 | |
44 | Длина окружности. Решение задач | 16.02-20.02 | |
45 | Площадь круга и кругового сектора | 23.02-27.02 | |
46 | Площадь круга и кругового сектора. Решение задач | 23.02-27.02 | |
47 | Обобщающий урок по теме | 02.03-06.03 | |
48 | Решение задач по теме | 02.03-06.03 | |
49 | Урок подготовки к к/р | 09.03-13.03 | |
50 | Контрольная работа № 4 Длина окружности. Площадь круга | 09.03-13.03 | |
Движение (10 часов) | |||
51 | Отражение плоскости на себя. Понятие движения | 16.03-20.03 | |
52 | Свойства движения | 16.03-20.03 | |
IV четверть | |||
53 | Решение задач по теме: «Понятие движения. Осевая и центральная симметрия» | 01.04-03.04 | |
54 | Параллельный перенос | 01.04-03.04 | |
55 | Поворот | 06.04-10.04 | |
56 | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот» | 06.04-10.04 | |
57 | Решение задач по теме «Движения» | 13.04-17.04 | |
58 | Решение задач по теме «Движения» | 13.04-17.04 | |
59 | Урок подготовки к контрольной работе по теме «Движения» | 20.04-24.04 | |
60 | Контрольная работа № 5 «Движения» | 20.04-24.04 | |
Повторение курса планиметрии (8 часов) | |||
61 | Об аксиомах планиметрии | 27.04-01.05 | |
62 | Повторение по темам: Начальные геометрические сведения, Параллельные прямые | 27.04-01.05 | |
63 | Повторение темы: Треугольники | 04.05-08.05 | |
64 | Повторение темы: Треугольники | 04.05-08.05 | |
65 | Повторение темы: Окружность | 11.05-15.05 | |
66 | Повторение темы: Четырехугольники, Многоугольники | 11.05-15.05 | |
67 | Повторение темы: Векторы. Метод координат. Движение | 18.05-22.05 | |
68 | Итоговая контрольная работа | 18.05-22.05 |
Согласовано Согласовано
на заседании кафедры Зам. директора по УВР
математики и информатики
Руководитель кафедры _______________Глазунова З. В.
_______________Самсонова Е.Н «_____»______________2014г.
Протокол №_________
«______» августа 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно- тематическое планирование по геометрии 11класс (Атанасян, 2ч)
Материал содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс (Атанасян, 2 ч)...
Календарно-тематическое плани рование по геометрии 7 класс, учебник Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.(2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование по геометрии: 7 класс к учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др. (2 часа в неделю, 70 часов в год)...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По геометрии Класс: 7 «а»
Количество часов: всего 68 часов (в неделю 2 часа)...