Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класс, Атанасян
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класс, Атанасян на 2014-205 уч. год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_9_2014.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 11

Утверждаю

Директор МБОУ гимназии№11

_____________Панченко М.С.

Приказ № _____

от «___»__________20_____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  геометрии

(базовый уровень)

9 Б класс

Составитель:

Панарина Екатерина Сергеевна

учитель математики второй категории

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования , примерных программ по математике  ,примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008)

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цель изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 9 класса  обучающиеся учатся выполнять действия над векторами, как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Количество учебных часов: в год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Вводное повторение

Глава 9,10.  Векторы. Метод координат.

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Глава 11.   Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Глава 13. Движения.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Повторение. Решение задач.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.

Требования к уровню подготовки обучающихся  в 9 классе

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать        

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

ГЕОМЕТРИЯ

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

 часов

В том числе на:

примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1

Повторение курса 8 класса

2

1

2

Векторы

12

11

1

4

3

Метод координат

10

9

1

3

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

14

13

1

4

5

Длина окружности и площадь круга

12

11

1

3

6

Движение

10

9

1

3

7

Повторение курса планиметрии

8

7

1

2

Итого:

68

62

6

20

Учебно-методическое обеспечение

№ п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Программа

9

Т.А. Бурмистрова:

— М.: Просвещение

2008

2

Учебник (основной)

9

Геометрия:   учеб,   для   7—9 кл. Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.

— М.: Просвещение

, 2004-2008.

3

Учебные пособия: задачники, сборники дидактических материалов, пособия по проведению практических и лабораторных работ и т.д.

9

Зив Б. Г. Геометрия:   дидакт.   материалы  для   9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер.  

. — М.: Просвещение

2004—2008.

Приложение 1.

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока 

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Повторение курса 8 класса (2 часа)

1

Повторение

01.09. -05.09.

2

Повторение

01.09. -05.09.

Векторы (12 часов)

3

Понятие вектора. Равенство векторов

08.09-12.09

4

Откладывание вектора от данной точки

08.09-12.09

5

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма

15.09-19.09

6

Сумма нескольких векторов

15.09-19.09

7

Вычитание векторов

22.09-26.09

8

Решение задач «Сложение и вычитание векторов»

22.09-26.09

9

Умножение вектора на число

29.09-03.10

10

Умножение вектора на число

29.09-03.10

11

Применение векторов к решению задач

06.10-10.10

12

Средняя линия трапеции

06.10-10.10

13

Решение задач

13.10-17.10

14

Контрольная работа №1. «Векторы»

13.10-17.10

Метод координат (10 часов)

15

Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам

20.10-24.10

16

Координаты вектора

20.10-24.10

II четверть

17

Простейшие задачи в координатах

03.11-07.11

18

Простейшие задачи в координатах

03.11-07.11

19

Решение задач методом координат

10.11-14.11

20

Уравнение окружности

10.11-14.11

21

Уравнение прямой

17.11-21.11

22

Уравнение прямой и окружности. Решение задач

17.11-21.11

23

Урок подготовки к контрольной работе

24.11-28.11

24

Контрольная работа №2

Метод координат

24.11-28.11

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 часов)

25

Синус, косинус, тангенс угла

01.12-05.12

26

Синус, косинус, тангенс угла

01.12-05.12

27

Синус, косинус, тангенс угла

08.12-12.12

28

Теорема о площади треугольника

08.12-12.12

29

Теоремы синусов и косинусов

15.12-19.12

30

Решение треугольников

15.12-19.12

31

Решение треугольников

22.12-29.12

32

Измерительные работы

22.12-29.12

III четверть

33

Обобщающий  урок по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

12.01.14-16.01.14

34

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

12.01.14-16.01.14

35

Скалярное произведение векторов в координатах. Свойства скалярного произведения

19.01-23.01

36

Скалярное произведение и его свойства

19.01-23.01

37

Обобщающий урок по теме

26.01-30.01

38

Контрольная работа № 3

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

26.01-30.01

Длина окружности и площадь круга (12 часов)

39

Правильный многоугольник

02.02-06.02

40

Окружность, описанная около правильного многоугольника. и вписанная в правильный многоугольник

02.02-06.02

41

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

09.02-13.02

42

Решение задач по теме «Правильный многоугольник»

09.02-13.02

43

Длина окружности

16.02-20.02

44

Длина окружности. Решение задач

16.02-20.02

45

Площадь круга и кругового сектора

23.02-27.02

46

Площадь круга и кругового сектора. Решение задач

23.02-27.02

47

Обобщающий урок по теме

02.03-06.03

48

Решение задач по теме

02.03-06.03

49

Урок подготовки к к/р

09.03-13.03

50

Контрольная работа № 4

Длина окружности. Площадь круга

09.03-13.03

Движение (10 часов)

51

Отражение плоскости на себя. Понятие движения

16.03-20.03

52

Свойства движения

16.03-20.03

IV четверть

53

Решение задач по теме: «Понятие движения. Осевая и центральная симметрия»

01.04-03.04

54

Параллельный перенос

01.04-03.04

55

Поворот

06.04-10.04

56

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»

06.04-10.04

57

Решение задач по теме «Движения»

13.04-17.04

58

Решение задач по теме «Движения»

13.04-17.04

59

Урок подготовки к контрольной работе по теме «Движения»

20.04-24.04

60

Контрольная работа № 5

«Движения»

20.04-24.04

Повторение курса планиметрии (8 часов)

61

Об аксиомах планиметрии

27.04-01.05

62

Повторение по темам:

Начальные геометрические сведения, Параллельные прямые

27.04-01.05

63

Повторение темы: Треугольники

04.05-08.05

64

Повторение темы: Треугольники

04.05-08.05

65

Повторение темы: Окружность

11.05-15.05

66

Повторение темы: Четырехугольники, Многоугольники

11.05-15.05

67

Повторение темы: Векторы. Метод координат. Движение

18.05-22.05

68

Итоговая контрольная работа

18.05-22.05

Согласовано                                                                       Согласовано         

на заседании кафедры                                                         Зам. директора по УВР

математики   и информатики                                                                        

Руководитель кафедры                                                        _______________Глазунова З. В.

_______________Самсонова Е.Н                                         «_____»______________2014г.

Протокол №_________        

«______»  августа 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно- тематическое планирование по геометрии 11класс (Атанасян, 2ч)

Материал содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс (Атанасян, 2 ч)...

Календарно-тематическое плани рование по геометрии 7 класс, учебник Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.(2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование по геометрии: 7 класс к учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др. (2 часа в неделю, 70 часов в год)...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По геометрии Класс: 7 «а»

Количество часов: всего 68 часов (в неделю 2 часа)...