Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме
Рабочая программа по геометрии для 8 «А» класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-43).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl._geometriya.docx | 54.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Согласовано» Руководитель МО ___________Чуева И.В. Протокол № 5 от «25» мая 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МАОУ СОШ № 2 с УИОП г. Губкин __________Фунтикова Г.Д. «18» июня 2013 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №2 с УИОП г.Губкин _________Евсюкова В.Е. Приказ № 406 от « 30 » августа 2013 г. |
Рабочая программа
Есиповой Ольги Анатольевны
первая квалификационная категория
по учебному курсу «Геометрия»
8 «А» класс
Базовый уровень
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 8 «А» класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-43).
Изучение курса геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Цели.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:
- введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;
- развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
- совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
- формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
- совершенствование навыков решения задач на доказательство;
- отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
- расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.
В авторскую программу внесено изменение по количеству учебных часов в год. В авторской программе программа рассчитана на 68 часов, таким образом, необходимо добавить 2 часа, так как учебный план школы ориентирован на 35 учебных недель. Добавлено 2 часа на повторение учебного материала в начале года. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Учебно-методический комплект:
1. Геометрия, 7-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. Атанасян Л. С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев.– М.: Просвещение 2012.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов: 2 часа в неделю. Для проведения контрольных работ отводится 5 часов из 70.
Формы организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса определяются составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителя. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга. Основная форма обучения – урок. На уроке ознакомления с новым материала используется форма организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления включает такие формы как: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний организуется самостоятельная работа, урок – зачёта контрольные работы, собеседования, викторины, игры и т.д.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики; смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план
№ главы | Название главы | Количество часов |
Повторение. | 2 | |
V | Четырехугольники. | 14 |
Многоугольники. | 2 | |
Параллелограмм и трапеция. | 6 | |
Прямоугольник, ромб, квадрат. | 5 | |
Контрольная работа №1. | 1 | |
VI | Площадь. | 14 |
Площадь многоугольника. | 2 | |
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. | 6 | |
Теорема Пифагора. | 5 | |
Контрольная работа №2. | 1 | |
VII | Подобные треугольники. | 19 |
Определение подобных треугольников. | 2 | |
Признаки подобия треугольников. | 5 | |
Контрольная работа №3. | 1 | |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 7 | |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 3 | |
Контрольная работа №4. | 1 | |
VIII | Окружность. | 17 |
Касательная к окружности. | 3 | |
Центральные и вписанные углы. | 4 | |
Четыре замечательные точки треугольника. | 3 | |
Вписанная и описанная окружности | 6 | |
Контрольная работа №5. | 1 | |
Повторение. Решение задач. | 4 | |
ВСЕГО | 70 |
Календарно - тематическое планирование
№ урока | № по теме | Дата проведения | Наименование раздела и тем | № пункта | Примечание | |
план | факт | |||||
Повторение курса математики за 7 класс (2 часа) | ||||||
1 | 1. | 3.09 | Повторение «Параллельные прямые» | |||
2 | 2. | 5.09 | Повторение «Треугольники» | |||
Глава V. Четырёхугольники. 14 ч | ||||||
3. | 1 | 10.09 | Многоугольники. | п. 39,40 | ||
4. | 2 | 12.09 | Многоугольники. Решение задач. | п. 39,40,41 | ||
5. | 3 | 17.09 | Параллелограмм. | п. 42 | ||
6. | 4 | 19.09 | Признаки параллелограмма. | п. 43 | ||
7. | 5 | 24.09 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | п. 42,43 | ||
8. | 6 | 26.09 | Трапеция. | п. 44 | ||
9. | 7 | 1.10 | Трапеция. Теорема Фалеса. | п. 44 | ||
10. | 8 | 3.10 | Задачи на построение. | |||
11. | 9 | 8.10 | Прямоугольник. | п. 45 | ||
12. | 10 | 10.10 | Ромб. Квадрат. | п. 47 | ||
13. | 11 | 15.10 | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат. | п. 45, 46 | ||
14. | 12 | 17.10 | Осевая и центральная симметрии. | п. 47 | ||
15. | 13 | 22.10 | Решение задач по теме «Четырёхугольники» | |||
16. | 14 | 24.10 | Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники» | |||
Глава VI. Площадь. 14 ч | ||||||
17. | 1 | 29.10 | Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника. | п. 48 | ||
18. | 2 | 31.10 | Площадь многоугольника. | п. 45-50 | ||
19. | 3 | 12.11 | Площадь параллелограмма. | п. 51 | ||
20. | 4 | 14.11 | Площадь треугольника. | п. 52 | ||
21. | 5 | 19.11 | Площадь треугольника. Самостоятельная работа. | п. 52 | ||
22. | 6 | 21.11 | Площадь трапеции. | п. 53 | ||
23. | 7 | 26.11 | Решение задач на вычисление площадей фигур. | п. 48-53 | ||
24. | 8 | 28.11 | Решение задач по теме «Площадь» | п. 48-53 | ||
25. | 9 | 3.12 | Теорема Пифагора. | п. 54 | ||
26. | 10 | 5.12 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | п. 55 | ||
27. | 11 | 10.12 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора». | п. 54-55 | ||
28. | 12 | 12.12 | Решение задач по теме «Площадь» | п. 48-53 | ||
29. | 13 | 17.12 | Решение задач по теме «Площадь» | п. 48-53 | ||
30. | 14 | 19.12 | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | |||
Глава VII. Подобные треугольники. 19 ч | ||||||
31. | 1 | 24.12 | Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников. | п. 56-57 | ||
32. | 2 | 26.12 | Отношение площадей подобных треугольников. | п. 58 | ||
33. | 3 | 14.01 | Первый признак подобия треугольников. | п. 59 | ||
34. | 4 | 16.01 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | п. 59 | ||
35. | 5 | 21.01 | Второй и третий признаки подобия треугольников. | п. 60-61 | ||
36. | 6 | 23.01 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | п. 59-61 | ||
37. | 7 | 28.01 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | п. 59-61 | ||
38. | 8 | 30.01 | Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников» | |||
39. | 9 | 4.02 | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника. | п. 62 | ||
40. | 10 | 6.02 | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. | п. 62 | ||
41. | 11 | 11.02 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | п. 63 | ||
42. | 12 | 13.02 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | п. 63 | ||
43. | 13 | 18.02 | Практические приложения подобия треугольников. | п. 64 | ||
44. | 14 | 20.02 | Задачи на построение методом подобия. | п. 65 | ||
45. | 15 | 25.02 | Решение задач на построение методом подобных треугольников. | п. 64-65 | ||
46. | 16 | 27.02 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | п. 66 | ||
47. | 17 | 4.03 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45° и 60º. | п. 67 | ||
48. | 18 | 6.03 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач. | п. 66-67 | ||
49. | 19 | 11.03 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | |||
Глава VIII. Окружность. 17 ч | ||||||
50. | 1 | 13.03 | Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности. | п. 68 | ||
51. | 2 | 18.03 | Касательная к окружности. | п. 69 | ||
52. | 3 | 20.03 | Касательная к окружности. Решение задач. Тест. | п. 68-69 | ||
53. | 4 | 1.04 | Градусная мера дуги окружности. | п. 70 | ||
54. | 5 | 3.04 | Теорема о вписанном угле. | п. 71 | ||
55. | 6 | 8.04 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | п. 70-71 | ||
56. | 7 | 10.04 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». Самостоятельная работа. | п. 70-71 | ||
57. | 8 | 15.04 | Свойство биссектрисы угла. | п. 72 | ||
58. | 9 | 17.04 | Серединный перпендикуляр к отрезку. | п. 72 | ||
59. | 10 | 22.04 | Теорема о пересечении высот треугольника | п. 73 | ||
60. | 11 | 24.04 | Вписанная окружность. | п. 74 | ||
61. | 12 | 29.04 | Свойство описанного четырёхугольника. | п. 74 | ||
62. | 13 | 1.05 | Описанная окружность. | п. 75 | ||
63. | 14 | 6.05 | Свойство вписанного четырёхугольника. Самостоятельная работа. | п. 75 | ||
64. | 15 | 8.05 | Решение задач по теме «Окружность». Тест. | п. 74-75 | ||
65. | 16 | 13.05 | Решение задач по теме «Окружность». Тест. | п. 74-75 | ||
66. | 17 | 15.05 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | |||
Повторение. Решение задач. 4 часа. | ||||||
67. | 1 | 20.05 | Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Четырёхугольники, площадь, подобные треугольники, окружность» | п. 39-55 | ||
68. | 2 | 22.05 | Итоговый тест. | п. 56-75 | ||
69. | 3 | 27.05 | Итоговое занятие. | |||
70. | 4 | 29.05 | Резервный урок. |
Содержание программы учебного курса
Глава V.Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
ГлаваVI.Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5 – 6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
ГлаваVII. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии – синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава VIII. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Повторение. Решение задач. (4 часа)
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Формы и средства контроля
Преобладающими формами текущего контроля являются самостоятельные работы, тестирование. Тематика самостоятельных работ охватывает всю программу по геометрии 8 класса, и их полный набор служит хорошим помощником при контроле и коррекции полученных знаний, навыков и умений учащихся. Самостоятельные работы используются и как карточки для индивидуальной работы, так как содержат не более 2 заданий и не занимают много времени от урока (7-10 минут).
Форма итогового контроля – итоговое контрольное тестирование.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Учебник для общеобразовательных учреждений. Атанасян Л. С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев. Геометрия, 7-9 кл.: / М.: Просвещение 2012.
Оборудование:
- Дидактические материалы.
- Портреты выдающихся деятелей математики
- Технические средства обучения: 1) мультимедийный проектор; 2) интерактивная доска; 3)электронные пособия.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью
- Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, циркуль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....