Урок геометрии в соответствии с ФГОС
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме
Урок открытия нового знания в соответствии с ФГОС по геометрии в 8 классе по теме "Понятие площади". Проект урока, раздаточные материал и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект урока геометрии "Понятие площади" (8 класс, ФГОС) | 549.43 КБ |
Презентация к уроку геометрии "Понятие площади" (8 класс, ФГОС) | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель математики: ЛАЗАРЕВА И.А.
Проект урока по теме «Понятие о площади плоских фигур»
Предмет, класс: геометрия, 8 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тип урока: урок когнитивного типа. Вид урока: аналитический урок.
Цель урока: развивать умение исследовать понятия в ходе работы по составлению конспекта-справочника «Площади фигур» и использовать полученные знания при решении задач.
Планируемые результаты урока.
Метапредметные: 1) учиться сравнивать, анализировать и классифицировать группы объектов; 2) учиться интерпретировать, систематизировать полученную информацию; 3)учиться строить логические рассуждения; 4) учиться пользоваться справочной информацией при решении поставленной задачи; 5) учить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Предметные: 1) знать свойства площадей; 2) уметь применять свойства площадей при решении задач
Оборудование: наборы материалов для исследований, заготовки-шаблоны для составления конспектов-справочников; задачи-тренажёры, листы рефлексии, учебник Л.С.Атанасяна Геометрия. 7-9 классы.
Ход урока
I. Этап мотивации к учебной деятельности.(3 минуты) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Рассмотрите фигуры на каждой картинке (Приложение 1) - Какое задание можно предложить выполнить с фигурами на картинках? - Выполните это задание: разделите объекты на группы | - Задание: разделить фигуры на 2 группы. -Фигуры на 1-ой картинке можно разделить на плоские и объёмные. -Фигуры на 2-ой картинке – на многоугольники и не многоугольники. -На 3-ей картинке – на выпуклые и невыпуклые многоугольники -На 4-ой картинке – на две группы фигур одинаковой площади: по 3 кв.единицы и по 5 кв.единиц. |
Методический комментарий. Включение в деятельность, активизация внимания, мотивация на деятельность. Мотивирование учащихся через наблюдение ярких и разнообразных геометрических объектов. Приём наблюдения привлекает и направляет внимание всех детей на решение познавательной задачи. Стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминание, интерпретация информации, обеспечение ситуации успеха для самых слабых учащихся (познавательные, личностные УУД) | |
II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.(3 минуты) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Ребята, у всех вас имеется опыт разгадывания кроссвордов. А пробовали ли вы когда-нибудь составить кроссворд? Предлагаю вам сформулировать вопросы к данному кроссворду по теме «Четырёхугольники» (Приложение 2) | - по горизонтали: 1) четырёхугольник, у которого противоположные стороны параллельны; 2) сумма длин всех сторон многоугольника; -по вертикали: 1)прямоугольник, у которого все стороны равны; 2) четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны; 3) затрудняюсь сформулировать определение площади. |
Методический комментарий. Доступность задания, опора на личный жизненный опыт и стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминание, интерпретация информации, обеспечение ситуации успеха для самых слабых учащихся, развитие коммуникативных навыков (познавательные, личностные УУД). Фиксируется ситуация, демонстрирующая недостаточность имеющихся знаний. Активизируются мыслительные операции , необходимые для дальнейшей работы. | |
III. Этап постановки проблемы.(1 минута) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- как вы думаете, что помешало вам закончить работу по составлению вопросов к кроссворду? -как поступить, если вам не хватает знаний в какой-либо области? - предложите тему урока, изучение которой поможет вам понять, что такое площадь? Обоснуйте свой выбор. | - недостаточно точное представление о площади фигур - необходимо овладеть необходимыми знаниями, научиться тому что не знаем, изучить новую тему - тема урока «Понятие о площадь плоских фигур» - изучение этой темы поможет нам приобрести знания о площади и её свойствах, а значит выйти из проблемной ситуации. |
Методический комментарий. Дети рассуждают, учатся владеть монологической речью, формулируют собственное мнение, активная ученическая позиция (коммуникативные УУД). На данном учащиеся этапе чётко обозначают границы своего «знания» - «незнания», выдвигают различные предположения относительно темы урока. | |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.(2 минуты) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- как вы думаете, что вам необходимо сделать, чтобы достичь цели: приобрести представление о площади плоских фигур? - предложите наиболее оптимальный в данный момент источник информации (учебник, интернет ресурсы, исследовательская деятельность под руководством учителя, самостоятельная исследовательская деятельность) и процесс получения информации; выбор обоснуйте. - подумайте, в какой форме лучше представить (зафиксировать) результаты исследовательской работы по изучению понятия площади плоских фигур? | Учащиеся выдвигают свои предположения - найти информацию о площади плоских фигур и усвоить эту информацию - в данный момент для нас интернет не доступен; чтение пункта в учебнике менее эффективно, чем исследовательская работа; работа под руководством учителя пойдёт быстрее (что в рамках урока немаловажно).Вывод: оптимальной формой работы является исследовательская работа под руководством педагога. - в форме опорного конспекта по теме «Площадь», отражающего определение площади, её свойств, какой-либо ещё важной информации о площадях и графических иллюстраций. |
Методический комментарий. В ходе работы у детей есть возможность рассуждать, воспринимать информацию на слух, формулировать собственное мнение, учиться владеть монологической речью, контролируют действия партнёров (коммуникативные УУД). На данном этапе формируется готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (личностные УУД); выстраивается прогностическая модель ожидаемого результата работы на уроке. | |
V. Этап реализации построенного проекта. (11 минут) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Изучите шаблон для составления опорного конспекта и комплекты материалов для исследовательской работы (Приложение 3 и 4) -Как вы думаете с чего начнём составление конспекта? -Выполните задания 1, 2 и 3 и сформулируйте определение площади плоских фигур. Задание 1. (рис5.) В быту мы часто слышим упоминание слова «площадь»; например, «площадь комнаты». Приведите свои примеры использования понятия «площадь» из повседневного опыта. -Задание 2. Проанализируйте фигуры на рис.6. Ответьте на вопросы: о каких фигурах можно сказать, что они имеют площадь? по какому признаку вы отобрали эти фигуры? Попробуйте сформулировать определение пощади. -Задание 3. Проанализируйте фигуры на рис. 7 . Ответьте на вопросы: что общего и каковы различия у фигур? Уточните определение площади. -Зафиксируйте это определение в своих конспектах. - Итак, в ходе исследовательской работы вы сформулировали определение площади. Подумайте что ещё можно попытаться выяснить о площади? -Попробуйте измерить площадь фигур, которые лежат у вас на парте. Что вам для этого потребуется? - Воспользуйтесь всеми мерками и выберите наиболее удобную. -Действительно, во всём мире пользуются квадратными мерками для измерения площадей.. - Что вы знаете о единицах измерения площадей? -Итак подытожим, какие сведения о единицах измерения площадей следует на ваш взгляд занести в конспект? - заполните соответствующие графы в вашем конспекте. Обсудим ваши записи. -Продолжаем работу по исследованию свойств площадей. 1 ряд покажите всем свои фигуры. Что вы можете о них сказать? Обоснуйте ответ. - исследуйте их площади - какие полезные сведения вы получили? -зафиксируйте эти сведения в конспектах. - поднимите по одной фигуре от каждого ряда. Исследуйте эти фигуры и их площади. -к каким выводам вы пришли? -Итак, фигуры равны по величине площадей.. Такие фигуры называют равновеликими. Какие сведения о площадях мы можем занести в конспект? - заполните соответствующие графы в вашем конспекте. Обсудим ваши записи. -отдайте мне по одной фигуре от каждого ряда. Составляет из 3 фигур одну и фиксирует её на доске - Исследуйте созданную мною фигуру. -К каким выводам вы пришли? -Пополните ваши конспекты новыми сведениями. | Рассматривают шаблон (у каждого учащегося) и комплекты материалов(один комплект на пару) - с формулировки определения - площадь садового участка, площадь участка озеленения, площадь жилого помещения, площадь склада и др. - площадь имеют плоские фигуры, то есть занимающие часть плоскости. - площадь – это то место, которое занимает фигура на плоскости. - все фигуры плоские, значит они имеют площадь. Площади этих фигур отличаются по размерам, значит площадь – это величина той части плоскости, которую фигура занимает на плоскости. Заполняют в шаблонах-конспектах графу ОПРЕДЕЛЕНИЕ. - Свойства площади, какие-нибудь полезные сведения, как можно измерить площадь, единицы измерения площади. -Необходимо иметь мерку Производят измерения мерками и разных форм и размеров. Обсуждают результаты измерений. - В качестве мерки наиболее удобны маленькие квадраты - Единицы измерения площадей 1м2, 1 см2 - 1м2=10000см2 -За единицу измерения площадей принимают квадрат. - Единицы измерения площадей 1м2, 1 см2 - 1м2=10000см2 Заполняют конспект. Обсуждают записи. Поднимают вверх фигуры (у всех учащихся рада они одинаковые) , дети проверяют равенство фигур наложением -фигуры равны, т.к. совпадают при наложении Измеряют площади с помощью мерок-квадратов, обсуждают результаты -Площади равных фигур равны Сравнивают формы, размеры и площади фигур с разных рядов. -У фигур равные площади, но фигуры не равны (не совпали при наложении) -Если фигуры не равны, но имеют равные площади, то они называются равновеликими. Заполняют конспект. Обсуждают записи. Наблюдают за действиями учителя, исследуют состав и площадь новой фигуры. - Площадь фигуры, составленной из частей, равна сумме площадей её частей. Заполняют конспекты. |
Методический комментарий. В ходе работы у детей есть возможность рассуждать, анализировать объекты, воспринимать информацию на слух, подвергать сомнению полученную информацию, аргументировать, выдвигать гипотезы (познавательные УУД), осуществлять контроль и самоконтроль, вносить коррективы в свои действия (регулятивные УУД). Учащиеся ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу (личностные УУД), формулируют собственной мнение, учатся владеть монологической речью, развивают способность вести дискуссию, контролируют действия партнёров (коммуникативные УУД). Учитель организует многократную смену видов деятельности учащихся, включение в тесные взаимосвязи нового знания и уже имеющихся знаний. Формируется готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (личностные УУД). Работа выстроена таким образом, что позволяет слабым учащимся не испытывать страха проверки и неудачи, в случае затруднения получить необходимую помощь и выполнить задание. | |
VI. Этап первичного закрепления во внешней речи.(5 минут) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Расскажите вашему соседу о площади опираясь на сведения конспекта. Посовещайтесь и подкорректируйте записи в конспектах при необходимости. | Работают в парах: по очереди рассказывают о площади по своим конспектам. Вносят коррективы в конспекты. |
Методический комментарий. На этом этапе ученики формулируют собственное мнение и позицию, контролируют действия партнёра, используют речь для регуляции действия, строят рассуждения(коммуникативные УУД) | |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.(8 минут) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Сверьте свои конспекты с эталонным конспектом -Обсудим, какие расхождения в записях возникли. | Сверяют свои работы с эталоном на доске. Обсуждают причины расхождений в записях. |
Методический комментарий. Формирует у учащихся умение формулировать собственное мнение и позицию. | |
VIII. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.(8 минут) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Как вы думаете, где вы сможете применить новые знания о площади? - Примените полученные знания о площадях при решении 5 задач. Работаем в парах. (Приложение 5) | -При решении задач и в практической деятельности. Например рассчитать площадь садового участка или площадь комнаты
Самостоятельно решают задачи, обсуждают решение в парах. |
Методический комментарий. Выполнение этого задания организуется в парах, что позволяет слабым учащимся не испытывать страха проверки и неудачи, в случае затруднения получить необходимую помощь и выполнить задание. Ученик овладевает общими приёмами решения задач, умением строить рассуждения. | |
IX. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.(2 минуты) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Подведём итоги урока по листам рефлексии. Организует самостоятельную работу учащихся | Работают с листами рефлексии, самостоятельно оценивают качество своей работы на уроке, обмениваются мнениями |
Методический комментарий. Подведение итогов урока позволяет детям произвести самооценку деятельности, соотнести её с оценкой других. | |
X. Этап домашнего задания.(2 минуты) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Обсудим, каким сегодня должно быть наиболее оптимальное домашнее задание? -Домашнее задание : п.48-49 выучить и дополнить конспект; письменно ответить на вопросы 1 и 2 с.133учебника; решить задачи №445,446а, 449а,б, 450а. позволит вам лучше усвоить новый материал и проявить свою сообразительность . -Желающие могут подготовить презентацию , отражающую основные теоретические сведения о площадях и самостоятельно составленные задачи (3-5 задач) | - выучить определение и свойства площадей, выучить соответствующий пункт в учебнике, решить задачи по новой теме Записывают задание на дом. |
Методический комментарий. Организуется согласование домашнего задания. Домашнее задание показывает заинтересованность детей. Домашнее задание позволяет учащимся реализовать свои творческие способности |
Приложение 1.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Приложение 2.
1. | 2. | ||||||||||||||||||
К | 3. | Т | |||||||||||||||||
В | П | Р | |||||||||||||||||
1. | П | А | Р | А | Л | Л | Е | Л | О | Г | Р | А | М | М | |||||
Д | О | П | |||||||||||||||||
Р | Щ | 2. | П | Е | Р | И | М | Е | Т | Р | |||||||||
А | А | Ц | |||||||||||||||||
Т | Д | И | |||||||||||||||||
Ь | Я | ||||||||||||||||||
Приложение 3.
Приложение 4.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Приложение 5.
Задача 1. Найдите площадь квадрата со стороной 5 см.
Решение: площадь квадрата вычисляют по формуле S = ____________________________
Значит площадь квадрата со стороной 5см равна __________________________
Ответ: __________________________________________________________________________
Задача 2. Найдите сторону квадрата, если его площадь равна 49 м2.
Решение: площадь квадрата вычисляют по формуле S = ____________________________
Значит сторона квадрата площадью 49м2 равна __________________________
Ответ: __________________________________________________________________________
Задача 3. Найдите площадь закрашенной фигуры
S1 = 24 м2
S2 = 9 м2
Решение: площадь закрашенной фигуры S = ______________________________________
Ответ: __________________________________________________________________________
Задача 4. Из листа картона, имеющего форму квадрата со стороной 6 см,
вырезали квадрат со стороной 2 см. Найдите площадь получившейся фигуры.
Решение: площадь квадрата вычисляют по формуле S = ________________________
Значит площадь квадрата со стороной 6см равна __________________________,
площадь квадрата со стороной 2см равна ________________________________,
площадь закрашенной фигуры S = ______________________________________
Ответ: __________________________________________________________________________
Задача 5. Найдите площадь фигуры, состоящей из двух частей: квадрата со стороной 3 дм
и полукруга площадью 7 дм2.
Решение: площадь квадрата вычисляют по формуле S = _____________
Значит площадь квадрата со стороной 3дм равна _____________________,
Площадь полукруга по условию равна ________________________________,
площадь закрашенной фигуры S = ______________________________________
Ответ: __________________________________________________________________________
Приложение 6.
Лист рефлексии
Продолжи фразу:
- Сегодня на уроке я научился ….
- Мне было трудно … .
- Мне было интересно … .
- Мне осталось непонятно … .
Оцени свою работу на уроке
Если вы составили полный конспект поставьте себе… ……………………………… ….2 балла Если вы составили не полный конспект , или он содержал ошибки поставьте себе…… 1 балл Если вы не составили конспект поставьте себе…………………………………………. 0 баллов | ||
Если вы активно работали на уроке поставьте себе ……………………………………..…1 балл | ||
За каждую безошибочно решённую задачу ……………………………………...……по 1 баллу | ||
ВСЕГО: |
Если вы набрали 0-4 балла то вам необходимо ещё раз внимательно изучить тему «Площадь» по тексту учебника
Если вы набрали 5-6 баллов вы усвоили материал по теме «Площадь»
Если вы набрали 7-8 баллов вы отлично поработали сегодня на уроке!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы учебной деятельности
Сегодня на уроке вам предстоит самостоятельно определить чему необходимо научиться на уроке определить как этому научиться приобрести новые знания произвести самооценку своей учебной деятельности и её результатов
1 2 К 3 Т В П Р 1 П А Р А Л Л Е Л О Г Р А М М Д О П Р Щ 2 П Е Р И М Е Т Р А А Ц Т Д И Ь Я
Понятие о площади плоских фигур Цель: изучить понятие
Рисунок 1.
Рисунок 1. Объёмные тела Плоские фигуры
Рисунок 2.
Рисунок 2. многоугольники
Выпуклые многоугольники Не выпуклые многоугольники
Площадь – это … часть плоскости, занимаемая фигурой
Площадь – это ВЕЛИЧИНА части плоскости, занимаемой фигурой Площадь – это часть плоскости, занимаемая фигурой
ОПРЕДЕЛЕНИЕ . Площадь – это величина той части плоскости, которую занимает многоугольник. Свойства: Равные многоугольники имеют равные площади. Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников. Равновеликие многоугольники – это многоугольники имеющие равные площади. Площадь выражается положительным числом. Это число показывает сколько раз единица измерения укладывается в данном многоугольнике. Полезно знать : Единицы измерения: Единица измерения площади – это квадрат, сторона которого равна единице измерения отрезков. Площадь S = а ² квадрата 1 кв.см =100кв.мм 1кв.м= 10000кв.см
Есть вопросы… Непонятно! Всё понятно!
Домашнее задание : 1) п.48-49 выучить и дополнить конспект; 2) письменно ответить на вопросы 1-2 с.133 учебника; 3) решить задачи №445 , 446а , 449а,б , 450а. 4) подготовить презентацию
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре "Уроки физики в соответствии с ФГОС"
выступление на семинаре " Особенности ФГОС на второй ступени обучения"...
Применение ЭОР на уроках информатики в соответствии с ФГОС второго поколения"
Материал подготовлен дляСеминара-практикума учителей информатики по теме: «Использование инновационных педагогических технологий на уроках информатики» на тему: " Применение ЭОР на уро...
Методическая разработка урока "Глагол" (в соответствии с ФГОС)
По А.Д.Шмелеву...
Урок алгебры в соответствии с ФГОС
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5911267","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 50px; height: 50px;"}}]]Урок алгебры в 8 классе по теме "Степень с целым отрица...
Методы активизации на уроке музыки в соответствии с ФГОс.
Перечисляются основные методы активизации деятельности учащихся на уроке музыки....
Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму
Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока: «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...
рабочая программа по геометрии в соответствии с ФГОС ООО 7 класс
рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику И.М.Смирнова...