рабочая программа по геометрии в соответствии с ФГОС ООО 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Ан Людмила Николаевна

рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику И.М.Смирнова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры                                         Согласовано                                                        Приложение к образовательной программе

естественно-математического образования             заместитель директора по УВР                                             введенной приказом №_____

 Руководитель  кафедры __________________          _________________________                                                   «__ »  _______20___г.

___________________                                                   _________________________

    «__ »  _______20___г.                                                       «__ »  _______20___г.

                                                                               

Рабочая программа по геометрии

для    7 класса (базовый уровень)

составлена:

  • на основе  авторской программы И.М.Смирнова, В.А.Смирнов (РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ - Геометрия 7-11 класс, Москва «МНЕМОЗИНО» 2013г.)
  • учебник:  И.М.Смирнова, В.А.Смирнов,  Геометрия 7 - 9 классы. – Москва, Мнемозина, 2015 г.  

                               

                                                                             

                                                                                                                                                                                                                           Составитель:

Ан Людмила Николаевна

                                                                  учитель математики

                                                                                          первой квалификационной категории

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


          Рабочая программа по  геометрии для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной программы основного общего образования по математике, Москва, Просвещение, 2011-(Стандарты второго поколения).  

Основная литература.

  1. Учебник: И.М.Смирнова, В.А.Смирнов,  Геометрия 7 - 9 классы. Москва, «МНЕМОЗИНО» 2015г. ФГОС, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 9 издание, стереотипное. Входит в перечень учебников и пособий, утвержденных Министерством образования и науки РФ на 2015-2016 учебный год.
  2.  И.М.Смирнова, В.А.Смирнов- Геометрия 7 класс: методические рекомендации – Москва, «МНЕМОЗИНО», 2015г. ФГОС
  3. И.М.Смирнова, В.А.Смирнов «Рабочие программы, Геометрия 7-11», Москва «МНЕМОЗИНО» 2013г. ФГОС

  Дополнительная литература, электронное приложение

  1. Видеоуроки по каждой теме – ООО «КОМПЭДУ», 2015г.
  2. Презентации и тесты интерактивные - ООО «КОМПЭДУ», 2015г.
  3. И.М.Смирнова, В.А.Смирнов - «Планета». Методический комплекс к учебнику Геометрия  7 класс: математические диктанты, тесты, самостоятельные работы, контрольные работы

 Цели  

  • Овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений.
  • Формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач.

Задачи:

  • Формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитывать культуру личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимать значимость геометрии для научно-технического прогресса.

Общая  характеристика учебного предмета

          Настоящая программа по геометрии  для основной общеобразовательной школы 7  класса составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по математике 7–9 классы, имеющей в основе Фундаментальное ядро содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования с учетом преемственности с Примерными программами для начального общего образования. Программа задает перечень вопросов, подлежащих обязательному изучению в основной школе. По математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Программа включает материал создающий основу математической грамотности, необходимый как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.  

         Цель содержания раздела «Геометрия» - развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного о конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение, как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

   Данная программа по геометрии для основной школы является логическим продолжением программы по математике для 5-6 классов и вместе с ней составляет описание непрерывного курса математики с 5-го по 9-й класс общеобразовательной школы. По УМК И.М.Смирнова, В.А.Смирнов курс содержит разделы: Начала геометрии, Треугольники, Окружность и геометрические места точек

Место учебного предмета в учебном плане

Соответственно действующему в ОУ учебному плану на 2015-2016 учебный год предмету «Геометрия» отводится 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа составлена для обучения обучающихся 7аб класса в объеме 70 часов, в неделю –2 часа.

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

         Школьное математическое образование способствует овладению универсальным математическим языком, универсальным для естественнонаучных предметов, знаниями, необходимыми для существования в современном мире.

       Школьное математическое образование «ум в порядок приводит», развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления.

       Математическое образование в школе строится с учетом непрерывности (изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе), преемственности  (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и зарубежном математическом образовании). Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в стандарте 2-го поколения, основной целью которого   является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

       С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение математических знаний и умений; освоение универсальных учебных действий.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование математических навыков. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения из истории математики. Это содержание обучения  является базой для развития коммуникативной  компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие информационную компетенцию и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно-математической культуре, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.

    Обучающиеся 7аб классов имеют разнородный характер подготовки по математике. Есть обучающиеся с повышенной мотивацией к предмету: 7б класс- Кокин Егор, Садретдинов Данис, Понамарева Аделина, Шкадрина Александр, Шкадрина Галина, Пастухов Данил. А так же есть с низкой мотивацией к предмету: Андриевских К., Капацина Ю., Пономарев А. и другие.

    Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции ФГОС – переход от суммы «предметных результатов» ( то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов), к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как универсальные учебные действия, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса математики.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных умений. Формирование целостных представлений о математике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

Обучение геометрии по предлагаемой программе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

– формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;

– развитие геометрических представлений, логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к математике;

- развитие математических способностей;

2) в метапредметном направлении:

– развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения опыта математического моделирования;

– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении:

– овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задача, которую ставили перед собой авторы предлагаемой программы по геометрии для 7-9 классов, состояла в том, чтобы, опираясь на достигнутый отечественной школой уровень геометрического образования, сделать геометрию современным и интересным предметом, учитывающим склонности и способности учеников, направленным на формирование математической культуры, интеллектуальное развитие личности каждого ученика, его творческих способностей, формирование представлений учащихся о математике, её месте и роли в современном мире.

        В седьмом классе изучаются основные геометрические фигуры и их свойства; рассматривается взаимное расположение точек и прямых на плоскости; вводятся понятия равенства отрезков и углов; доказываются признаки равенства треугольников; свойства равнобедренного треугольника; выясняются соотношения между сторонами и углами треугольника, между перпендикуляром и наклонной; исследуются случаи взаимного расположения двух окружностей, прямой и окружности; рассматриваются основные геометрические места точек и решаются задачи на построение.

Требования к уровню подготовки семиклассников

В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен знать / понимать:

  • существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен уметь:

  • Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
  • Распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение
  • Изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач
  • Вычислять значение геометрических величин: длин и углов.
  • Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения
  • Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Планируется использование следующих технологий в преподавании предмета:

  • Технологии полного усвоения;
  • Технологии обучения на основе решения задач;
  • Технологии обучения на основе схематических и новых знаковых моделей.

Для естественно – математического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в программе это является основой для целеполагания.

       На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

     При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебных задач на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

    Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, уметь формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение коммуникативных учебных действий, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся более уверенно овладеют монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге ( понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), научатся приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы.

В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды как основа духовно-нравственного развития школьника.

Рабочая программа предусматривает обучение геометрии в 7 классах в объеме 70 часов, в неделю – 2 часа.

В том числе отводится для проведения:

  • Контрольных работ – 6;
  • Самостоятельных работ – 9;
  •  Математических диктантов – 23;
  • Лабораторных работ – 3.

Система оценки планируемых результатов базовом и повышенном уровнях

  1. Математические диктанты. В математических диктантах оцениваются не только знания ученика,  но и умение его работать на слух и за ограниченное время. Оценки выставляются на усмотрение учителя и ученика.
  2. Тесты предложены двух видов: на установление истинности утверждений и на выбор правильного ответа. Первые проверяют умение пятиклассников обосновывать или опровергать утверждения. Такие тесты позволяют акцентировать внимание школьников на формулировках определений, свойств, законов и др. математических предложений, а также развивают точность, логичность и строгость их математической речи. На их выполнение отводится от 3 до 5 минут.

Тесты второго вида (с выбором ответа из трех или четырех вариантов) проверяют владение устными вычислительными приемами, усвоение  материала каждого пункта, в той последовательности, в которой он там представлен. Тесты содержат по 10 вопросов, их можно предлагать целиком или частями, в зависимости от объема пройденного материала к моменту проведения. На выполнение каждого задания теста отводится около 1 минуты.

  1. Самостоятельные работы содержат от 4 до 6 заданий и рассчитаны примерно на 15-20 минут. Оцениваются по желанию учащихся.
  2. Для итогового повторения составлены итоговые зачеты.
  3. Контрольные работы составлены по крупным блокам материала или главам учебника, есть итоговая контрольная работа. В каждой работе по 5-6 заданий, первые три из них соответствуют уровню обязательной подготовки, последние задания более продвинутые по уровню сложности. На выполнение контрольной работы отводится 40-45 минут.

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по математике.

Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания, умения и навыки учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
  2. Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная контрольная работа, письменная самостоятельная работа и устный опрос.
  3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

    Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.    К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, которые  в программе не считаются основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения: неаккуратная запись, небрежное выполнение чертежа.

  1. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

       Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты  и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

  1.  Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по пятибалльной системе.
  2.   Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им задания.
  3.  Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения   с учетом текущих отметок.

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированности и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «3»  ставится в следующих случаях:

  •  неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился  с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2»  ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Отметка «5»  ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью.
  • в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Содержание учебного курса «Геометрия - 7»

 

1. Начала геометрии

История возникновения и развития геометрии. Основные геометрические фигуры и их свойства. Взаимное расположение точек на прямой.

Отрезок и луч. Равенство отрезков. Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число. Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин.

Полуплоскость и угол. Виды углов: прямой угол, острые и тупые углы, развёрнутый угол, смежные и вертикальные углы. Равенство углов. Биссектриса угла. Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. Теорема о равенстве вертикальных углов. Перпендикулярные прямые. Измерение величин углов. Исторические сведения об измерении углов.

Ломаные. Виды ломаных. Длина ломаной. Многоугольники. Элементы многоугольника. Периметр многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

2. Треугольники

Треугольники. Виды треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние. Медиана, биссектриса и высота треугольника.

Равенство треугольников. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренные треугольники и их свойства. Признак равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Соотношения между сторонами треугольника.

Прямоугольные треугольники. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная и их свойства.

3. Окружность и геометрические места точек

Понятия окружности и круга. Элементы окружности и круга: центр, радиус, диаметр, хорда. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Взаимное расположение двух окружностей.

Понятие о геометрическом месте точек. Примеры геометрических мест точек на плоскости. Построения с помощью циркуля и линейки. Примеры задач на построение.

3.Окружность и геометрические места точек

         Понятия окружности и круга. Элементы окружности и круга: центр, радиус, диаметр, хорда. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Взаимное расположение двух окружностей.

          Понятие о геометрическом месте точек. Примеры геометрических мест точек на плоскости. Построение с помощью циркуля и линейки. Примеры задач на построение.

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

1. Начала геометрии (20 ч)

История возникновения и развития геометрии. Основные геометрические фигуры и их свойства. Взаимное расположение точек на прямой.

Отрезок и луч. Равенство отрезков. Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число. Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин.

Полуплоскость и угол. Виды углов: прямой угол, острые и тупые углы, развёрнутый угол, смежные и вертикальные углы. Равенство углов. Биссектриса угла. Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. Теорема о равенстве вертикальных углов. Перпендикулярные прямые. Измерение величин углов. Исторические сведения об измерении углов.

Ломаные. Виды ломаных. Длина ломаной. Многоугольники. Элементы многоугольника. Периметр многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

Приводить исторические сведения о возникновении и развитии геометрии.

Изображать точки и прямые на плоскости.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия: отрезка, равенства отрезков, длины отрезка. Производить операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число.

Измерять длину отрезка с помощью линейки.

Решать задачи на нахождение длины отрезка.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия: луча, угла, равенства углов. Различать виды углов. Производить операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число.

Измерять величину угла с помощью транспортира. Решать задачи на нахождение величины угла.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия ломаной и многоугольника. Распознавать и приводить примеры ломаных и многоугольников. Решать задачи на нахождение длины ломаной и периметра многоугольника.

2. Треугольники (26 ч)

Треугольники. Виды треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние. Медиана, биссектриса и высота треугольника.

Равенство треугольников. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренные треугольники и их свойства. Признак равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Соотношения между сторонами треугольника.

Прямоугольные треугольники. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная и их свойства.

Формулировать определения: треугольника, равенства треугольников, медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Различать виды треугольников.

Формулировать признаки равенства треугольников, применять их при решении задач.

Устанавливать соотношения между сторонами и углами треугольника, применять их при решении задач.

Формулировать определения перпендикуляра и наклонной. Использовать соотношение между ними при решении задач.  

3. Окружность и геометрические места точек (16 ч)

Понятия окружности и круга. Элементы окружности и круга: центр, радиус, диаметр, хорда. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Взаимное расположение двух окружностей.

Понятие о геометрическом месте точек. Примеры геометрических мест точек на плоскости. Построения с помощью циркуля и линейки. Примеры задач на построение.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия окружности, круга и их элементов.

Изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Приводить примеры геометрических мест точек.

Решать задачи на нахождение геометрических мест точек.

Решать задачи на построение с с помощью циркуля и линейки.

  Итоговое повторение (8 ч)

 Учебно  -  тематическое планирование

Параграф учебника

Количество часов

Проверочные работы

 

Вводная беседа

1

1

Основные геометрические фигуры

2

Мд

2

Отрезок и луч

3

Ср

3

Измерение длин отрезков

2

Мд

4

Полуплоскость и угол

4

 Мд, ср

5

Измерение величин углов

4

Мд, ср

6

Ломаные и многоугольники

3

Мд

 

Контрольная работа № 1

1

7

Треугольники

2

Мд

8

Первый признак равенства треугольников

3

Мд, ср

9

Второй признак равенства треугольников

3

Ср, мд

10

Равнобедренные треугольники

3

Ср

11

Третий признак равенства треугольников

3

Мд

 

Контрольная работа № 2

1

12

Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

Мд, ср

13

Соотношения между сторонами треугольника

3

Мд

14

Прямоугольные треугольники

2

Мд

15

Перпендикуляр и наклонная

2

Мд

 

Контрольная работа № 3

1

16

Окружность и круг

2

Мд

17

Взаимное расположение прямой и окружности

3

Мд, ср

18

Взаимное расположение двух окружностей

3

Мд

 

Контрольная работа № 4

1

19

Геометрические места точек

3

Мд, ср

20

Задачи на построение

3

Мд

 

Контрольная работа № 5

1

 

Итоговое повторение

8

 

 Итого

70

Количество недель

Количество часов

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Математические диктанты

1 четверть

9

20

1

3

5

2 четверть

7

 15

1

3

4

3 четверть

10

 20

2

2

4

4 четверть

9

15

1

1

2

Итого

35

70

5

9

18

 

 


Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п

Дата

Параграф

№ урока

  Тема

контроль

Виды учебной деятельности

Универсальные учебные действия

план

факт

Глава 1. Начала геометрии ( 20ч.)

Цели ученика:

-освоение понятия «прямая, отрезок, луч, угол, ломаные, правильные многоугольники»;

-развитие понятий «градус», «градусная мера угла», «разновидности углов», «перпендикулярные прямые»;

-овладение умением находить равные фигуры, сравнивать углы, построения геометрических фигур на плоскости;

-совершенствование умения использовать теорему о равенстве вертикальных углов для решения задач;

-освоение операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число.

Цели педагога:

-создание условий для того, чтобы учащиеся освоили понятие отрезка, равенства отрезков, длины отрезка;

-организация познавательной деятельности с целью выработки и освоения учащимися основных способов предметных действий с новым понятием;

-создание условий для того, чтобы учащиеся расширили свои представления о  геометрических фигурах на плоскости;

-создание условий для формирования у учащихся представлений о смежных и вертикальных углах;

-организация познавательной деятельности с целью совершенствования навыков решения задач с применением теорем.

1

Вводная беседа

2

§ 1-1

    Основные геометрические фигуры

Приводить исторические сведения о возникновении и развитии геометрии.

Изображать точки и прямые на плоскости.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия: отрезка, равенства отрезков, длины отрезка. Производить операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число.

Измерять длину отрезка с помощью линейки.

Решать задачи на нахождение длины отрезка.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия: луча, угла, равенства углов. Различать виды углов. Производить операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число.

Измерять величину угла с помощью транспортира. Решать задачи на нахождение величины угла.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия ломаной и многоугольника. Распознавать и приводить примеры ломаных и многоугольников. Решать задачи на нахождение длины ломаной и периметра многоугольника.

Коммуникативные:

Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом, владеть способами разрешения конфликтов

Познавательные: 

Уметь выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, структурировать задания, подводить под понятия.

Регулятивные: 

Уметь планировать, составлять план и определять последовательность действий, уметь прогнозировать результат, вносит необходимые дополнения и изменения в план и  способ действия, владеть способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и уметь преодолевать препятствия.

Личностные: 

Формировать у школьника положительное отношение к школе, ориентировать на понимание причин успеха

3

§ 1-2

Геометрические фигуры и их свойства на плоскости

Мд

4

§ 2-1

Отрезок и луч

5

§ 2-2

 Сумма и разность отрезков

6

§ 2-3

Решение задач по теме: «Отрезок и луч»

Ср

7

§ 3-1

Измерение длин отрезков

8

§ 3-2

Свойства длины отрезка

Мд

9

§ 4-1

Полуплоскость и угол

10

§ 4-2

  Смежные и вертикальные углы

Мд

11

§ 4-3

Равенство углов

12

§ 4-4

  Решение задач по теме: «Полуплоскость и угол»

Ср

13

§ 5-1

Измерение величин углов

14

§ 5-2

 Свойства градусной величины угла

15

§ 5-3

 Решение задач по теме: «Измерение величин углов»

Мд

16

§ 5-4

   Обобщающий урок по теме: «Измерение величин углов»

Ср

17

§ 6 -1

Ломаные и многоугольники

18

§ 6 -2

Решение задач по теме: «Ломаные и многоугольники»

19

§ 6-3  

Подготовка к контрольной работе по теме: «Начала геометрии»

Мд

20

Контрольная работа №1 по теме «Начала геометрии»

Кр

Глава 2. Треугольники (26 ч.)

Цели ученика:

  • освоение понятий  «треугольники», «равнобедренные треугольники и их свойства», «соотношения между сторонами и углами треугольника», «Прямоугольные треугольники», «Перпендикуляр и наклонная»;
  • развитие понятий «равенство треугольников»
  • овладение умением решать задачи на применение признаков равенства треугольников;
  • овладение умением  устанавливать соотношения между сторонами и углами треугольника, применять их при решении задач.

  Цели педагога:

  • создание условий для того, чтобы систематизировать и углубить представления учащихся и треугольниках;
  • организация познавательной деятельности с целью выработки и освоения учащимися основных способов предметных действий с новыми понятиями;
  • создание условий для формирования у учащихся умений применять полученные знания для решения задач;
  • создание условий для развития математической культуры учащихся.

21

§ 7-1

   Анализ контрольной работы. Треугольники

 

Формулировать определения: треугольника, равенства треугольников, медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Различать виды треугольников.

Формулировать признаки равенства треугольников, применять их при решении задач.

Устанавливать соотношения между сторонами и углами треугольника, применять их при решении задач.

Формулировать определения перпендикуляра и наклонной. Использовать соотношение между ними при решении задач.  

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, контролировать действия партнёра

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразные способы решения задач

Регулятивные:

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения, различать способ и результат действий

Личностные:

Сформировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, способность к самооценке на основе критериев успешности

22

§ 7-2

 Решение задач по теме: «Треугольники»

Мд

23

§ 8-1

Первый признак равенства треугольников

24

§ 8-2

Применение теоремы при решении задач

Мд

25

§ 8-3

Решение задач по теме: «Первый признак равенства треугольников»

Ср

26

§ 9-1

Второй признак равенства треугольников

27

§ 9-2

 Применение теоремы при решении задач

Ср

28

§ 9-3

Решение задач по теме: «Второй признак равенства треугольников»

Мд

29

§ 10-1

Равнобедренные треугольники

30

§ 10-2

Признак равнобедренного треугольника

31

§ 10-3

 Решение задач по теме: «Равнобедренные треугольники»

Ср

32

§11  -1

Третий признак равенства треугольников

33

§ 11 -2

 Решение задач по теме: «Третий признак равенства треугольников»

Мд

34

§ 11 -3

Подготовка к контрольной работе  по теме: «Треугольники»

35

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

Кр

36

§ 12-1  

Анализ контрольной работы. Соотношения между сторонами и углами треугольника

37

§12  -2

Внешний угол треугольника

Мд

38

§12 -3

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Ср

39

§13-1  

Соотношения между сторонами треугольника

40

§13 -2

Следствия из неравенства треугольника

Мд

41

§13-3  

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами треугольника

42

§14-1  

Прямоугольные треугольники

43

§14-2  

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Мд

44

§15-1  

Перпендикуляр и наклонная

45

§15-2  

 Подготовка к контрольной работе  по теме: «Треугольники»

Мд

46

Контрольная работа №3 по теме «Треугольники»

Кр

Глава 3. Окружность и геометрические места точек (16 ч)

 

   

Цели ученика:

  • освоение понятий  «окружность и круг», «элементы окружности и круга», «касательная и секущая к окружности», «геометрическое место точек»;
  • овладение умением определять, взаимное расположение прямой и окружности, взаимное расположение двух окружностей;
  • овладение умениями  решать задачи на геометрическое место точек;
  • овладение умениями построения с помощью циркуля и линейки.

  Цели педагога:

  • создание условий для того, чтобы учащиеся получили целостное представление об окружности и геометрического места точек;
  • создание условий для того, чтобы учащиеся получили представление о  построении с помощью линейки и циркуля;
  • организация познавательной деятельности с целью выработки и освоения учащимися предметных действий по решению задач на окружность и геометрическое место точек.

47

§ 16-1  

Анализ контрольной работы. Окружность и круг

Формулировать определения и иллюстрировать понятия окружности, круга и их элементов.

Изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Приводить примеры геометрических мест точек.

Решать задачи на нахождение геометрических мест точек.

Решать задачи на построение с с помощью циркуля и линейки.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Управление поведением партнера

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости  от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

-целеполагание;

-планирование;

-прогнозирование;

-контроль;

-коррекция;

-оценка;

-саморегуляция.

Личностные:

- Смыслообразование;

- нравственно-этическая   ориентация.

48

§ 16  -2

Решение задач по теме: «Окружность и круг» 

Мд

49

§ 17-1  

Взаимное расположение прямой и окружности

50

§ 17-2  

Решение задач по теме: Взаимное расположение прямой и окружности

Мд

51

§ 17-3  

Обобщающий урок по теме: «Взаимное расположение прямой и окружности»

Ср

52

§ 18-1  

Взаимное расположение двух окружностей

53

§ 18-2  

 Решение задач по теме: «Взаимное расположение двух окружностей»

Мд

54

§ 18-3  

Подготовка к контрольной работе по теме: «Окружность»

55

Контрольная работа № 4 по теме: «Окружность»

Кр

56

§ 19-1  

Анализ контрольной работы. Геометрические места точек

57

§ 19-2  

 Решение задач по теме: «Геометрические места точек»

Мд

58

§ 19-3  

Определение серединного перпендикуляра через ГМТ

Ср

59

§ 20-1  

Задачи на построение

60

§ 20  -2

 Решение задач по теме: «Задачи на построение»

Мд

61

§ 20  -3

Подготовка к контрольной работе по теме: «Геометрические места точек»

62

Контрольная работа № 5 по теме «Геометрические места точек»

Кр

Обобщающее повторение  (8ч.)

 

Цели ученика:

  • Обобщение и систематизация  курса геометрии 7 класса;
  • Подготовка к итоговому контролю

Цели педагога:

  • Обобщение и систематизация  курса   геометрии 7 класса;
  • Создание условий для плодотворного участия каждого ученика в работе группы;

-Развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность

63

Отрезок и луч

Знать основные понятия и алгоритмы по темам курса  геометрии 7 класса, основные приемы решения задач.

Уметь решать комбинированные задачи с использованием нескольких алгоритмов; переводить информацию из одной знаковой системы в другую, подбирать самостоятельно примеры для иллюстрации изученных положений; составлять математические модели для решения задач

Коммуникативные:

Контролировать действия партнёра; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Познавательные:

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные:

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

64

Полуплоскость и угол

65

Вертикальные и смежные углы

66

Треугольники Признаки равенства треугольников

67

Окружность Геометрические места точек

68

Подготовка к итоговой контрольной работе

69

Итоговая контрольная работа

70

Анализ контрольной работы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов «ГЕОМЕТРИЯ» 7-9 классы,  учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 9-е издание, стереотипное.  Издательство «МНЕМОЗИНА», Москва 2015г.
  2.   ЦОР: «Уроки геометрии 7-9 классы» - электронное приложение «Планета»
  3.  Самостоятельные работы по геометрии И.М. Смирнова, В.А. Смирнов
  4.  Контрольные работы по геометрии И.М. Смирнова, В.А. Смирнов
  5.  Математические диктанты по геометрии И.М. Смирнова, В.А. Смирнов
  6.  Презентации к урокам по геометрии И.М. Смирнова, В.А. Смирнов
  7. Программы по геометрии 7-9 классы, Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия.  
  8. Методические рекомендации для учителя «Геометрия 7 класс»-М. «МНЕМОЗИНО 2015»

Оснащение кабинета:

–интерактивная доска

-компьютер

-принтер

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование рабочих программ по технологии в соответствии с ФГОС основного общего образования

Представленная презентация окажет методическую помощь учителям технологии при проектировании рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по математике, в соответствии с ФГОС

Рабочая программа-большой методический материал с тематическим планированием. Он рассчитан на курс математики 5 часов в неделю. Эту программу можно модифицировать для разноуровневых классов, где-то ув...

Рабочая программа по литературе в соответствии с ФГОС. 6 класс

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК В.Я. Коровиной....

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов в соответствии с ФГОС

1. Общие положения       1.1. Настоящее положение является нормативным документом, определяющим порядок разработки и утверждения рабочей программы педагогического работни...

Рабочая программа по технологии в соответствии с ФГОС ООО для 5-8 класса

Рабочая программа по технологии  ФГОС ООО для 5-8 класса...

Рабочая программа по математике в соответствии с ФГОС ООО 5-6 классы

Рабочая программа по математике в соответствии с ФГОС ООО 5-6 классы....

Рабочая программа по математике в соответствии с ФГОС 2 класс коррекционная школа VIII вида

Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  и авторской...