Формирование социально-личностной компетенции учащихся через проектную деятельность.
статья по геометрии (10 класс) по теме

Левчук Оксана Николаевна

В данной статье говорится о формировании социально-личностной компетенции учащихся через проектную деятельность по математике  во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levchuk_o.n._statya.docx148.55 КБ

Предварительный просмотр:

 О.Н.Левчук,

 учитель математики

МБОУ «Урдомская СОШ»  п. Урдома

Формирование социально-личностной компетенции учащихся через проектную деятельность.

Одна из воспитательных целей школы – выпустить ребенка социально адаптированного к жизни в обществе. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.[1]

Проектная деятельность способствует формированию социально-личностной компетенции учащихся, которая включает в себя совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом:

- персональной (личностная), рассматриваемой как готовности к самостоятельной работе, умению управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность, готовности к постоянному саморазвитию;

-  коммуникативной, в составе которой:  владение приемами общения, умение строить межличностные отношения, работать в группе, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уважать точку зрения другого по данному вопросу.

 - информационной, в составе которой:  умение самостоятельно собирать, сохранять, анализировать, преобразовывать (делать выводы, строить прогнозы, получать новые знания путем анализа и синтеза различных сведений и т.д.) и передавать информацию, владение программным обеспечением персонального компьютера.[2]

Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

Проектная деятельность по математике предполагает,  что учащиеся углубят и закрепят свои знания, узнают много нового, интересного, научатся наблюдать и видеть мир вокруг себя. В практике моей работы на уроках математики   дети, чаще всего, участвуют в индивидуальных, парных проектах, а  во внеклассной деятельности по предмету  - в групповых.  Пользуюсь методикой учебного проекта, описанного  в учебно-методическом пособии «Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении»/составитель Соколова.Т.В.

Проект «Геометрия и архитектура» предназначен для того, чтобы учащиеся, оглянувшись вокруг, увидели удивительную геометрию зданий, сооружений, увидели геометрию в окружающем нас мире, чтобы геометрия стала ближе и понятнее школьникам, чтобы пришло осознание того, что все в мире построено благодаря науке.

В начале учебного года десятиклассникам  был  предложен долгосрочный проект по геометрии. С краткосрочными проектами опыт работы у  них был. В проектную группу вошли учащиеся, которых интересовала связь геометрии и архитектуры,  интересовала профориентационная  направленность проекта.

В первую очередь провели «Мозговой штурм» и   определили название, цель и  направления работы.  Учащихся заинтересовала  не только геометрия в архитектуре, но и применение геометрии в рисунках, чертежах, паркетах, они захотели узнать, как используется геометрия в архитектуре причесок и одежды, в каких профессиях можно применить знания по данной теме проекта. Был разработан план, определены ответственные за мини-проекты, а самое главное дети определили, что они  хотели бы увидеть конечным продуктом работы над проектом – это здание новой школы. Изначально предполагалось, что дети создадут  здание школы в компьютерной программе формате 3D, но было решено создать здание в виде макета из бумаги.

Проект «Геометрия и архитектура»

Цель -  Создание  модели  архитектурного сооружения, используя геометрические  тела и законы.

В ходе работы над проектом были поставлены задачи:

- формировать у учащихся  навыки исследовательской деятельности;

- развивать творческие способности;

- развивать интерес к предмету;

- развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества;

- уметь обобщать и систематизировать материал;

- применять теоретические знания;

- уметь работать в программах  MS WORD, POWER  POINT, PAINT, и др. специальных компьютерных программах;

- выявлять профессиональные умения, необходимые для  получения высшего образования по техническому профилю. 

На протяжении всего проекта учитель  выступал в роли консультанта. Моя роль заключалась в том, чтобы помочь в поиске информации, в каком виде удобней её представить, какие компьютерные программы удобнее использовать. Каждый член проектной группы был вовлечен в активный познавательный процесс.

План работы над проектом:

Сентябрь - Определение цели проекта, название проекта, ресурсов, требований к оформлению, распределение заданий.

Октябрь - Геометрия в рисунках. Создание рисунков, с использованием геометрических фигур (использование программ Рaint,  MS Word)

Ноябрь - Геометрические тела.  Геометрия и паркеты. Мини-проекты.

Декабрь - Геометрические тела. Архитектура в прическах. Мини-проекты.

Январь - Архитектура в одежде. Мини-проекты.

Февраль - Геометрия в живописи. Мини-проекты.

Март - История геометрии в архитектуре. Изучение материала.

Апрель - Геометрия и архитектура. Профессии: архитектор, строитель, дизайнер.

 Май - Создание архитектурного сооружения (дома, школы), используя геометрические модели. Защита проекта.

Приступая к работе, члены  проектной группы самостоятельно или с небольшой помощью педагога составили план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

В ходе работы над проектом  учащиеся выполнили по два-три индивидуальных мини проекта. Результаты работы мини проекта «Геометрия в рисунках» были представлены на школьной математической декаде.

J:\проект\проект 10б\Шестакова.JPG

Рис.1 Ермалюк Л.        Рис.2  Кировой Е.         Рис.3 Шестаковой А.

 Учащиеся класса с интересом слушали выступления своих одноклассников о геометрических телах на уроках геометрии. Каждый мини проект позволял удовлетворять важные потребности подростков: уметь владеть своей речью, грамотно произносить текст, уметь заинтересовать своих одноклассников и с помощью компьютерных технологий показать результат работы.

Темой «Архитектура в прическах», «Архитектура в одежде» заинтересовались девочки. Они смогли проявить собственное творческое видение процесса и результата работы и создали проектный продукт - презентации, в которых были использованы авторские фотоматериалы, вызвавшие неподдельный интерес старшеклассников к созданию причесок и изготовлению одежды.

С мини проектами «Геометрия и паркеты» (работа в компьютерной программе «Живая геометрия», МS WORD), «Геометрия и живопись»  участники проекта выступали перед учениками 8-9 классов на уроках информатики и  искусств, приобретая при этом социальный опыт общения.

С историей геометрии  в архитектуре познакомился каждый, изучив литературу, информацию, размещенную в сети Интернет. Ребята изучили историю создания сооружений и зданий поселка, в котором проживают. Был собран материал по профессии  инженера – строителя, архитектора, дизайнера. Материал был обобщен и представлен в виде презентаций и докладов для проектной группы, а профориентационный материал – на классных часах.

Но на протяжении работы над мини проектами никто не забывал о цели деятельности проектной группы. Собирался материал, строились схемы, выбирались фасады, приемлемые для здания школы. Ребята работали в малых группах сотрудничества, выдвигали свои мнения, пытались оспаривать мнения других, при этом уважая друг друга. В результате было предложено использовать частично  в модели школы фасад здания  САФУ (главного корпуса бывшего АЛТИ). Появилась проблема – как изготовить колонны и  части здания, объединяющего колонны. Но и с этой проблемой справились. Результат работы над проектом – здание школы, в которой ребятам хотелось  бы учиться. Дети были приятно удивлены, что некоторые части модели их школы были реализованы при строительстве новой школы в поселке и рады, что их задумки частично реализовались.

Данный проект дал возможность в полной мере реализовать познавательный мотив старшеклассников, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами. Дети получили возможность планировать свою работу на большой временной промежуток, не забывая цели работы, получили опыт исследовательской деятельности и высказали  желание заняться исследовательской деятельностью, связанной с геометрическими  телами. В результате, одной из учащихся,  была выбрана тема  исследования «Загадочная топология».

Литература:

1.Проектная деятельность в школе. http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200404608

2.Социально-личностные компетенции и условия их развития http://jurnal.org/articles/2008/ped23.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность

Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Диссеминация опыта учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением проектной деятельности»

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы....

Выступление на педсовете по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность".

В данном докладе представлена классификация  проектов, рассказывается о персональном проекте, даётся перечень возможных выходов проектов....

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» отчёт

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела....