Выступление на педсовете по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность".
учебно-методическое пособие

Тремасова Лариса Васильевна

В данном докладе представлена классификация  проектов, рассказывается о персональном проекте, даётся перечень возможных выходов проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете

зам. директора по УВР Л.В.Тремасовой

Формирование ключевых компетенций  учащихся через проектную деятельность.

       Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
      И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей
 защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

 ПЕРСОНАЛЬНЫЕ  ИЛИ ГРУППОВЫЕ  ПРОЕКТЫ?

       Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над  проектом  - индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только  персональные   проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных  проектов  Е.С. Полат(г. Москва), считает, что метод  проектов  эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".

  Классификация  проектов  по доминирующей деятельности учащихся:

          Практико-ориентированный  проект  нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников  проекта  или внешнего заказчика. Эти  проекты  отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса,  школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность  проекта  заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

         Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

         Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

         Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

         Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

        Что же такое персональный проект?

        Это самостоятельная деятельность учащихся, продуктом которой может быть текст, изделие, представление, проведение уроков или занятий.

       При этом важно, чтобы ученик был глубоко замотивирован на создание продукта, у персонального проекта должен быть конкретный социальный адресат, и работа над ним должна осуществляться в режиме проектной деятельности. В понимании персонального проекта важно выделить, что он именно персональный, то есть ученик проявляет личные мотивы, ставит собственные цели и принимает персональную ответственность за осуществляемую им деятельность. 

  • В процессе создания проекта учащийся проявляет свои общеучебные умения и навыки, такие как:
  • способность к методичной работе и самоорганизации;
  • самодисциплина;
  • желание делать свою работу качественно;
  • умение работать с разного типа текстами;
  • коммуникативные навыки;
  • умение отбирать информацию из разных источников;
  • планирование своей работы и времени;
  • представление результатов своей работы (презентация);
  • анализ и рефлексия.

Примеры персональных проектов, выполненных учащимися:

  • Пособия для уроков и проведение занятий с их использованием. Это самая популярная форма проекта. Часто социальным адресатом заявляется учитель, и очень трудно убедить учеников в том, что конечными потребителями их проектов являются ученики. При этом интересно, что часто замысел проектов возникает непосредственно на уроках, на которых учащийся сам испытывает трудности при изучении того или иного материала. Так, ученицей была создана действующая модель кровеносной системы человека, так как она испытывала проблемы в понимании этого материала, изучая его только по учебнику и таблицам. Некоторые разработанные уроки неожиданно для самого проектанта оказывались методиками, которыми учителя  пользуются в своей практике. Например,  был придуман и проведен урок по работе с текстом.
  • Пособия и справочники, не относящиеся непосредственно к академическим предметам. Учеником был создан компакт-диск - энциклопедия «Наша школа: вчера, сегодня, завтра».
  • Занятия и игры с детьми. Проектом  были занятия с детьми 2-6 классов по хореографии и подготовка их к публичному выступлению. Целью этих занятий являлось не только обучение танцам, но и раскрепощение детей. Проект, который представлял собой спектакль - игровую лекцию для учащихся 1-ого класса. Целью этого проекта являлось обучение детей правилам безопасного поведения при взаимодействии с незнакомыми людьми на улице.
  • Изделия. Проект «Красочный мир» представлял собой две картины, выполненные в технике батик, предназначенные для оформления помещений детского сада. Ученик в качестве проекта выбрал усовершенствование собственного велосипеда с размещением своего изобретения в сети ИНТЕРНЕТ.

ПРЕИМУЩЕСТВА  ПЕРСОНАЛЬНЫХ   ПРОЕКТОВ:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.
  • у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.
  • формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества.
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта .

Формы продуктов проектной деятельности

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема  проект. Хрестоматийным примером является проект "Изготовление воздушного змея. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка.

Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:

        WEB-сайт

        Анализ данных социологического опроса

        Атлас, карта

        Видеофильм

        Выставка

        Газета, журнал

        Действующая фирма

        Законопроект

        Игра

        Коллекция

        Костюм

        Модель

        Музыкальное произведение

        Мультимедийный продукт

        Оформление кабинета

        Постановка

        Праздник

        Прогноз

        Система школьного самоуправления

        Справочник

        Сравнительно-сопоставительный анализ

        Учебное пособие

        Экскурсия

 

 Персональный   проект  должен удовлетворять следующим условиям:

  • наличие социально или личностно значимой проблемы
  • конкретный социальный адресат  проекта  - заказчик
  • самостоятельный, индивидуальный характер работы учащегося
  • надпредметный характер  проекта , который не ограничивает его рамками одной учебной дисциплины.

   Выполнение  персонального   проекта  предполагает использование методов, свойственных научным исследованиям:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

Проектом руководит учитель - супервайзер, который не отвечает непосредственно ни за процесс его выполнения, ни за продукт, но создает систему условий для качественного выполнения проекта учащимся.

Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения на расширенных семинарах преподавателей и методистов, работающих по программам IB. Характерно, что из восьми критериев, по которым оценивается проект, семь описывают процесс работы над проектом и только один - собственно продукт. Ключевым моментом процесса оценки результатов проектной работы является развитие у учащихся навыков анализа собственной деятельности. Широко распространено самооценивание, цель которого - осмысление собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей.

Области взаимодействия и персональный проект

(Схема)

       Пять областей взаимодействия связывают развитие индивидуума (в центре) с процессом обучения каждой из предметных групп (в углах восьмиугольника). Эти связующие области относятся ко всем дисциплинам, причем каждый предмет раскрывает как общие, так и специфические аспекты областей взаимодействия. Таким образом, и сами предметы оказываются связанными друг с другом областями взаимодействия. Пять областей взаимодействия не имеют четких границ, формируя в совокупности тот фон, на котором происходит весь процесс обучения.

       Области взаимодействия  должны лежать в основе преподавания всех предметных групп. Они обеспечивают широкий кругозор учащегося, глобальный взгляд на проблемы и межкультурную осведомленность. Учащиеся осваивают и исследуют каждую из них.

- подходы к обучению (ATL): степень ответственности учащихся за учебный процесс постепенно повышается

- общество и служение (C&S): учащиеся знакомятся со своими ролями и своими обязанностями как членов общества

- человек созидающий (HF), окружающая среда (Env), физическое и духовное здоровье и социальное образование (HSE): обширные области для исследования учащимися, где частные вопросы могут становиться предметом исследований и дебатов наравне с общественными и глобальными.

      Области взаимодействия – это также основа персонального проекта,  и они должны внимательным образом учитываться при выборе проекта.

Преподавателям следует ознакомиться с Руководством по областям взаимодействия, чтобы получить представление о целях, задачах и понятиях, присущих каждой из областей, научиться пользоваться ими и сделать таким образом более глубоким изучение соответствующих тем и проблем.

      При первом ознакомлении учащихся с понятием персонального проекта полезно устроить открытое обсуждение и «мозговой штурм» тем, имеющих непосредственное отношение к одной или более областей взаимодействия, чтобы учащиеся могли более ясно представить себе, что именно от них требуется. Учащимся стоит все время помнить о том, что цель проекта – не просто продемонстрировать знания: кроме того, они должны будут применить умения и навыки, приобретенные с помощью подходов к обучению и привести примеры своего понимания вопросов, связанных с областями взаимодействия.

      Области взаимодействия исследуются без отрыва от изучения самих предметов, выполняя, таким образом, интегрирующую функцию. Некоторые аспекты, однако, могут также рассматриваться в качестве отдельных модулей и междисциплинарных проектов в рамках программы MYP. Кульминацией участия учащегося в исследовании областей взаимодействия является его персональный проект.

Проектная деятельность: роль учителя

     Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. "Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

  • энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
  • специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях
  • консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам
  • руководитель (особенно в вопросах планирования времени)
  • "человек, который задает вопросы" (по Дж. Питту) -организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т. п.)
  • координатор группового процесса
  • эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

 

Заключение

Школа  будущего -  школа   проектов?

       Понятие "проект" вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем! Подведем некоторые итоги, что же такое проект?

       Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектирование - это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета "Технология", а может стать и отдельным учебным предметом. Самые современные области человеческой деятельности(например, дизайн и РР) основаны на проектировании, которым занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может лечь в основу профильных спецкурсов.

 Проект  - это форма организации учебного процесса. Полноценный  проект  "не вписывается" в уроки. Природы  проекта  и урока - принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее  школы  - в балансе альтернатив.

 Проект  - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской  школой , славной качеством знаний. Она принята  школой  сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Статья Формирование ключевых компетенцийчерез проектную деятельность учащихся на уроках географии...

Представление опыта работы МБОУ ООШ №5 «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю ос...