Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме

Володина Наталья Леонидовна

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасяна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geometriya_8_atanasyan.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9

г. Нижнеудинск»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол   от«29_августа_2013 г.

№_1____________

Руководитель МО

____________ Кармаз Т.Н.

.СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________(Захарченко Н.И.)

Протокол МС

От «_29__»_августа_2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКУ СОШ № 9

 _________ (Петкевич С.З.)

Приказ

от «_02__»_сентября   2013_г.

                   № 157_                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Геометрия»

                                       8 класс

                           Составитель: ВОЛОДИНА                        

                                                      Наталья Леонидовна,

                                                        учитель математики,

                                              квалификационная категория высшая

2013 - 2014  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии в 7–9 классах   (составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 28-36) к учебному комплекту для 8 класса (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.)  

        Цели изучения:

- знакомство с  четырёхугольниками,  их признаками и свойствами,

- систематизация, расширение и углубление   знаний о площадях геометрических фигур, вывод формул площадей

-расширение сведений об окружностях

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

       

       Реализация программы осуществляется по учебнику «Геометрия 7-9» авторов: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина.

       В разделах «Четырехугольники», «Площадь», «Окружность» увеличивается число часов на темы «Площадь», «Подобные треугольники» за счет резервного времени, так как:

  • вычисление площади многоугольника является основной частью решения задач по теме «Многогранники» в курсе стереометрии;
  • практические навыки вычисления площадей многоугольников востребованы в ходе решения задач;
  • понятия синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника используется при решении задач по физике на нахождение работы.

       Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей ступени обучения.

        Распределение курса по темам: «Четырехугольники» - 14 часов; «Площадь» - 16 часов; «Подобные треугольники» - 20 часов; «Окружность» - 17 часов.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов  из расчета 2 часа в неделю. В рабочей программе предусмотрено 5 контрольных работ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов

 и тем

Кол-во

часов

Из них

Дата проведения

Фактическаядата

Самостоятель-

ные, провероч-

ные  работы

Контрольные работы

Гл.V. Четырехугольники

14

1

Многоугольники

1

3.09

2

Решение задач

1

Самостоятель-ная работа №1 (15 мин)

5.09

3

Параллелограмм

1

10.09

4

Признаки параллелограмма

1

12.09

5

Решение задач по теме «Параллелограмм»

1

Самостоятель-ная работа №2 (15 мин)

17.09

6

Трапеция

1

19.09

7

Теорема Фалеса

1

24.09

8

 Задачи на построение

1

Самостоятель-ная работа №4 (15 мин)

26.09

9

Прямоугольник

1

1.10

10

Ромб, квадрат

1

3.10

11

Осевая и центральная симметрия

1

8.10

12

Решение задач

2

Самостоятель-ная работа №7 (15 мин)

10.10

13

Решение задач

Самостоятель-ная работа

 (20 мин)

15.10

14

1

Контроль-ная работа №1

17.10

      Гл. VI. Площадь

16

15

Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника

1

22.10

16

Площадь прямоугольника

1

24.10

17

Площадь параллелограмма

2

29.10

18

Площадь параллелограмма

Самостоятель-ная работа №10  (15 мин)

31.10

19

Площадь треугольника

2

12.11

20

Площадь треугольника

Самостоятель-ная работа №11  (10 мин)

14.11

21

Площадь трапеции

2

19.11

22

Площадь трапеции

Самостоятель-ная работа №12  (15 мин)

21.11

23

Решение задач по теме: «Площадь»

2

26.11

24

Решение задач по теме: «Площадь»

Математичес-кий диктант №2

28.11

25

Теорема Пифагора

1

3.12

26

Теорема, обратная теореме Пифагора

1

5.12

27

Решение задач

3

Самостоятель-ная работа №13  (15 мин)

10.12

28

Решение задач

12.12

29

Решение задач

17.12

30

1

Контроль-ная работа №2

19.12

ГЛ. VII. Подобные треугольники

20

31

Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников

1

24.12

32

Отношение площадей подобных фигур

1

Самостоятель-ная работа №16  (15 мин)

26.12

33

Первый признак подобия треугольников

2

14.01

34

Первый признак подобия треугольников

16.01

35

Второй признак подобия треугольников

2

21.01

36

Второй признак подобия треугольников

Самостоятель-ная работа №18 (15 мин)

23.01

37

Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников»

1

28.01

38

1

Контроль-ная работа №3

30.01

39

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника

1

4.02

40

Свойство медиан треугольника

1

6.02

41

Пропорциональные отрезки

1

11.02

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

13.02

43

Измерительные работы на местности

1

Самостоятель-ная работа №20 (15 мин)

18.02

44

Задачи на построение

1

20.02

45

Задачи на построение методом подобных треугольников

1

25.02

46

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоуголь-

ного треугольника

1

27.02

47

Значения синуса, косинуса,

тангенса  для углов 30,45,60 градусов

1

4.03

48

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

1

6.03

49

Решение задач

11.03

50

1

Контроль-ная работа №4

13.03

Гл. VIII. Окружность

17

51

Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности

1

18.03

52

Касательная и окружность

1

20.03

53

Решение задач

1

Самостоятель-ная работа №25 (15 мин)

1.04

54

Центральный угол

1

3.04

55

Теорема о вписанном угле

1

8.04

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

1

10.04

57

Решение задач

1

Самостоятель-ная работа №27 (15 мин)

15.04

58

Свойство биссектрисы угла

1

17.04

59

Серединный перпендикуляр

1

22.04

61

Вписанная окружность

1

24.04

62

Свойство описанного четырехугольника

1

29.04

63

Описанная окружность

1

6.05

64

Свойство вписанного четырехугольника

1

Математичес-кий диктант №4

8.05

65

Решение задач по теме «Окружность»

2

13.05

66

Решение задач по теме «Окружность»

15.05

67

1

Контроль-ная работа №5

20.05

68

Анализ контрольной работы. Повторение темы «Четырехугольники»

1

22.05

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  •  логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

   

Учебно-методическое обеспечение программы

  • Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011
  • Атанасян Л.С. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2008.
  • Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя  [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2003.
  • Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. [Текст] / Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007.
  • Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии. 7-11 кл. [Текст] / Б.Г. Зив. – СПб.: НПО «Мир и семья – 95», 1998.

         Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

         В результате изучения курса геометрии в 8 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  •  каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
  •  существо понятия алгоритма;
  • определение многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
  • формулировку теоремы Фалеса, основные типы задач на построение;
  • представление о способе измерения площади многоугольника; формулы вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, треугольника;
  • формулировку теоремы Пифагора и обратной ей теоремы;
  • формулировки признаков подобия треугольников, теорем об отношении площадей и периметров подобных треугольников; свойство биссектрисы треугольника;
  • формулировки теорем о средней линии треугольника и трапеции, свойство медиан треугольника, теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике;
  • понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45,60,90 градусов; соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
  • случаи взаимного расположения прямой и окружности; формулировку свойства касательной, отрезков касательных; формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд; четыре замечательные точки треугольника;
  • понятие вписанной, описанной окружности, теоремы о свойствах вписанного и описанного четырехугольника.

уметь:

  • распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, на чертежах среди четырехугольников распознавать прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапецию и ее виды;
  •  выполнять чертежи по условию задачи; решать задачи на нахождение углов и сторон параллелограмма, ромба, равнобедренной трапеции; сторон квадрата, прямоугольника; угла между диагоналями прямоугольника;
  • применять теорему Фалеса в процессе решения задач;
  • вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, треугольника; применять формулы площадей при решении задач; решать задачи на вычисление площадей;
  •  находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора;
  • находить стороны, углы, отношения сторон, отношения периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия;
  • находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру; решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами; находить стороны треугольника, используя свойство точки пересечения медиан;
  • находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
  • решать задачи и приводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических задач (например: нахождение сторон квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника);
  • для решения практических задач, связанных с нахождением площади треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба (например: нахождение площади пола);
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

Критерии оценивания достижений учащихся

       Характерной особенностью данных контрольных работ является то, что они содержат задания, относящиеся ко всем 5 уровням обученности учащихся.

       Первая часть работы содержит задания, проверяющие уровень узнавания изученных геометрических фигур; умение изображать эти фигуры.

       Вторая часть работы содержит задания, проверяющие усвоенность изученных теорем, свойств, аксиом, определений. Эти задания представляют собой задачи на прямое применение изученного свойства, теоремы, аксиомы, определения.

       Третья часть работы содержит задания практического характера и задачи на применение изученных теорем, свойств, аксиом, определений на уровне стандартов.

       Четвертая часть работы содержит задание на понимание рассмотренного материала. Чаще всего это упражнение на анализ.

       Пятая часть работы представляет собой более трудную задачу, но на материал, изучаемый на уроках. Как правило, подобного рода заданий в учебнике нет, ученик должен сам найти способ решения предложенной задачи. Также в этих заданиях используются и факты, изучавшиеся ранее в других темах.

       Части 1-3 предназначены для проверки усвоенности учащимися необходимого минимума знаний, умений и навыков.

       Как показывает собственный опыт работы и опыт работы многих учителей математики, учащиеся 7 классов испытывают большие трудности в выполнении традиционных контрольных работ по геометрии. Правильное выполнение первых заданий создает психологический настрой на выполнение более сложных заданий.

       Данные контрольные работы позволяют диагностировать достижение (или не достижение) учащимися обязательных результатов обучения по геометрии.

       Содержание контрольных работ соответствует программе.

       Если задания первых трех уровней выполнены верно или с одной ошибкой, но дополнительно частично решены или верно произведен ход решения задачи 4 или задачи 5 – отметка «3». Если кроме правильного выполнения заданий 1-3 уровней дополнительно выполнено задание четвертого уровня и большая часть последней задачи – такую работу можно оценить уже отметкой «4», если выполнены все задания – отметка «5». Если выполнено верно меньше трех заданий, независимо от ошибок, то работа оценивается отметкой «2».

       С учащимися, не справившимися с контрольной работой, то есть показавшими, что они не достигли обязательного уровня обученности по данной теме, проводится специальная работа: им предлагаются задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки, но по 2 на каждое задание с ошибкой. Для корректной работы можно применять и аналогичные задания из других вариантов. Только в случае верного выполнения обоих заданий на один уровень ученику можно поставить отметку «3».

Список литературы

  •  Арутюнян Е.Б., Волович М.Б. и др. Математические диктанты для 5-9 классов /М.: Просвещение, 1991.
  • Депман Я.И. За страницами учебника математики: пособие для учащихся / Я.И. Депман, В.Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 2005./
  • Ершова А.П., Голобородько В.В. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса /М.: ООО «Илекса», 2008./
  • Иченская М.А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л.С. Атанасяна (разрезные карточки) / Волгоград, «Учитель», 2006./
  • Мищенко Т.М. Дидактические карточки-задания для 8 класса (разрезные карточки к учебнику Л.С. Атанасяна и др.) /М.: «Экзамен», 2007./
  • Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
  • Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
  • Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.:ООО, «Издательство АСТ», 2003.
  • Энциклопедия для детей. Математика. Т.11. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....