Рабочая программа по геометрии 11 класс
рабочая программа по геометрии (11 класс) по теме
Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Атанасяна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geom_11_atanasyan.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9
г. Нижнеудинск»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от«29_»_августа_2013 г. №_1____________ Руководитель МО ____________ Кармаз Т.Н. | .СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________(Захарченко Н.И.) Протокол МС От «_29__»_августа_2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКУ СОШ № 9 _________ (Петкевич С.З.) Приказ от «_02__»_сентября 2013_г. № 157_ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Геометрия»
11 класс
Составитель: ВОЛОДИНА
Наталья Леонидовна,
учитель математики,
квалификационная категория высшая
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089, примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 10-11 классы, к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 35-38)
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
-изучение свойств пространственных тел,
- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Цели
Изучение геометрии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
- выполнения расчетов практического характера;
-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования отводится не менее 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Тематическое планирование конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Векторы в пространстве. Понятие вектора в пространстве. Сложение, вычитание, умножение вектора на число. (6)
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками.
Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, колллинеарность векторов в координатах. (15)
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере. (16)
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.(17)
Повторение (16)
Тематическое планирование к учебнику
Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия, 10-11»
2 вариант (2 ч в неделю, всего 70 часов).
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
1. | Векторы в пространстве | 6 |
2. | Метод координат в пространстве. | 15 |
3. | Цилиндр, конус, шар. | 16 |
4. | Объемы тел. | 17 |
5. | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии. | 16 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Список литературы
1.Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,2004;
2. Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе» №1-2005 год;
3. Геометрия,10-11: Учеб. Для общеобразовательных учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2012.
4. «Математика» приложение к газете «Первое сентября» -№14,2006 год.
5.Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса- М. Просвещение, 2003.
6.В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. –М.:Просвещение,2003.
7. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. – М.Просвещение,2003.
8. С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя.-М.:Просвещение,2001.
9. А.П. Киселев. Элементарная геометрия.- М.:Просвещение,1980.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОМЕТРИЯ 11 КЛАСС
(по учебнику Л.С.Атанасяна, 2 часа в неделю, всего 68 часов)
Глава | Тема раздела | Номер и тема урока | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Векторы в пространстве (6) | Понятие вектора в пространстве (1) | 1.Понятие вектора в пространстве | 3.09 | |
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число (2) | 2.Сложение и вычитание векторов 3. Умножение вектора на число | 4.09 10.09 | ||
Компланарные векторы (3) | 4.Компланарные векторы 5.Разложение вектора по трём некомпланарным вектора | 11.09 17.09 | ||
6.Решение задач. Проверочная работа | 18.09 | |||
Метод координат в пространстве (15) | Координаты точки и координаты вектора (6) | 7.Прямоугольная система координат в пространстве. 8.Координаты вектора. 9.Длина вектора. 10.Связь между координатами вектора и координатами точки. 11.Простейшие задачи в координатах. 12.Резерв | 24.09 25.09 1.10 2.10 8.10 9.10 | |
Скалярное произведение векторов (7) | 13.Угол между векторами 14.Скалярное произведение векторов. 15.Вычисление углов между прямыми и плоскостями. 16.Движения. Осевая и центральная симметрия. 17.Зеркальная симметрия. 18.Параллельный перенос. 19.Резерв | 15.10 16.10 22.10 23.10 29.10 30.10 12.11 | ||
Решение задач по теме «Векторы» | 13.11 | |||
Контрольная работа №1 (1) | 20.Контрольная работа №1 «Векторы в пространстве.Скалярное произведение векторов» | 19.11 | ||
Цилиндр, конус, шар (16) | Цилиндр (3) | 22.Ц илиндр. 23.Площадь поверхности цилиндра. 24.Решение задач на нахождение площади цилиндра | 20.11 26.11 27.11 | |
Конус (4) | 25.Конус. 26.Площадь поверхности конуса. 27.Усечённый конус 28.Площадь поверхности усеченного конуса | 3.12 4.12 10.12 11.12 | ||
Сфера. (7) | 29.Сфера и шар. 30.Уравнение сферы. 31.Взаимное расположение сферы и плоскости 32.Касательная плоскость к сфере. 33.Площадь сферы. 34.Решение задач на многогранники. 35.Решение задач на цилиндр, конус, шар | 17.12 18.12 24.12 25.12 14.01 15.01 21.01 | ||
Контрольная работа №2 (1) | 36.Контрольная работа №2 «Цилиндр, конус, шар» | 22.01 | ||
37.Решение задач | 28.01 | |||
Объёмы тел (17) | Объём прямоугольного параллелепипеда (3) | 38.Понятие объёма. 39.Объём прямоугольного параллелепипеда. 40.Решение задач на вычисление объёмов. | 29.01 4.02 5.02 | |
Объём прямой призмы и цилиндра (2) | 41.Объём прямой призмы. 42. Объём цилиндра | 11.02 12.02 | ||
Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса (5) | 43.Вычисление объёмов тел с помощью определенного интеграла 44.Объём наклонной призмы. 45.Объём пирамиды. 46.Объём конуса. 47.Решение задач на нахождение объёмов. | 18.02 19.02 25.02 26.02 4.03 | ||
Объём шара и площадь сферы. Объёмы шарового сегмента, шарового сектора, шарового слоя (6) | 48.Объём шара 49.Объём шарового сегмента. 50.Объём шарового сектора. 51.Решение задач на нахождение объёма частей шара. 52.Площадь сферы | 5.03 11.03 12.03 18.03 19.03 | ||
53. Решение задач | 1.04 | |||
Контрольная работа № 3 (1) | Контрольная работа № 3 «Объёмы тел» | 2.04 | ||
Итоговое повторение (16) | Итоговое повторение курса геометрии(16) | 55.Треугольники. 56.Четырёхугольники. 57.Окружность. 58.Векторы. 59.Метод координат и векторы в пространстве. 60.Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. 61.Параллельность в пространстве 62.Перпендикулярность в пространстве. 63.Решение различных задач на нахождение площадей. 64.Решение задач на нахождение объёмов. 65.Комбинации тел 66.Решение задач на комбинации тел 69.Контрольная работа № 4 (годовая) 70.Контрольная работа № 4 (годовая_ | 8.04 9.04 15.04 16.04 22.04 23.04 29.04 30.04 6.05 7.05 13.05 14.05 20.05 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....