Рабочая программа по геометрии. 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Базовый вариант, 2 часа в неделю (всего 68 часов), учебный комплект под редакцией Атанасяна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_9_klass.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии в 9 классе разработана на основе:
- Федерального закона ФЗ № 273 «Об образовании в Российской федерации»;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013 - 2014 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 года;
- Письма Минобразования РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
- Учебного плана ГБОУ СОШ № 230 на 2013 – 2014 учебный год;
- Годового календарного учебного графика ГБОУ СОШ № 230 на 2013 – 2014 учебный год
Рабочая программа по геометрии 9 класса составлена на основе примерной программы «Рабочие программы по геометрии 7-11 классы» (составитель Н.Ф. Гаврилова, Москва. ВАКО.2011).
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образовании, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Цели и задачи обучения.
- продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
- сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
- познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; дать представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
- развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
- расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках
- познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом
- выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач.
- научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.
- использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач. Использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа в 9 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Учебно-методический комплект
1. Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-М.: Просвещение,2011 - 2013.
2. Геометрия. Рабочая тетрадь для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. М.: Просвещение, 2012 - 2013
3. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2010.
4. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 9 класса»
5. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский «Задачи по геометрии для 7-11 классов»,М., «Просвещение», 2003
Изменения, внесённые в примерную программу
В рабочую программу внесены следующие изменения:
- на тему «Векторы» отводится 11 часов (вместо 12 часов); тема «Умножение вектора на число» уменьшена на 1 час за счёт уплотнения материала;
- на тему «Метод координат» отводится 11 часов (вместо 10 часов); добавлен 1 час на решение задач перед контрольной работой №2;
- на тему «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» отводится 15 часов (вместо 14 часов); добавлен 1 час на решение задач перед контрольной работой №3;
- на тему «Движения» отводится 9 часов (вместо 10 часов) за счёт уплотнения материала.
Формы и методы организации обучения
Урок изучения нового материала; урок закрепления изученного; комбинированный урок; урок повторения и обобщения; урок контроля знаний, умений, навыков учащихся; лекция с обратной связью, проблемное изучение материала, работа в группах постоянного состава, работа в парах, самооценка, обучение в сотрудничестве, дифференцированные задания.
Виды и формы промежуточного контроля
- Тесты
- Теоретические опросы
- Устные опросы
- Математические диктанты
- Самостоятельные работы
- Контрольные работы
Содержание учебного курса
Раздел программы (элементы содержания) | Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Знать | Уметь | Использовать на практике | |
Вводное повторение | -теоретический материал геометрии 7-8 классов | - применять полученные знания в процессе решения задач | -решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин -построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром) -владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов |
Векторы | - определение вектора | -применять определение вектора при решении простейших задач | -решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин -построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром) -владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов |
Метод координат | - формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах | - решать задачи типа 917,918,926 | -решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин -построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром) -владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | -как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 00 до 1800 | -доказывать основное тригонометрическое тождество - объяснить, что такое угол между векторами | -решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин -построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром) -владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов |
Длина окружности и площадь круга | - определение правильного многоугольника | - доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник | -решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин -построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром) -владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов |
Движения | - определение движения плоскости | - объяснить, что такое отображение плоскости на себя | -решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин -построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром) -владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов |
Итоговое повторение. Решение задач | обобщить и систематизировать знания по курсу геометрии 7-9 классов | - применять полученные знания в процессе решения задач | -решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин -построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром) -владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов |
Учебно - тематический план
Раздел программы | Количество часов | Контрольные работы | Использование ИКТ |
Тема 1. Вводное повторение | 2 | - | |
Тема 2. Векторы | 11 | 1 | 5 |
Тема 3. Метод координат | 11 | 1 | 2 |
Тема 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 15 | 1 | 6 |
Тема 5. Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 | 5 |
Тема 6. Движения | 9 | 1 | 5 |
Тема 7. Итоговое повторение. Решение задач | 8 | - | 6 |
Итого: | 68 | 5 | 29 |
Календарно-тематический план
№урока п.п. | ТЕМА | Тип урока | Средства обучения (включая ИКТ) | Контроль | Планируемые сроки |
Вводное повторение (2 часа) | |||||
1 | Вводное повторение | Урок повторения и обобщения | Устный опрос | 1 –ая неделя | |
2 | Решение задач | Урок повторения и обобщения | Устный опрос тест | 1-ая неделя | |
Векторы (11 часов) | |||||
3 | Понятие вектора. Равенство векторов | Урок изучения нового материала | ММК-РР | 2 –ая неделя | |
4 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. Сумма нескольких векторов | Комбинированный урок | ММК-CD ММК-РР | Устный опрос Математический диктант | 2 –ая неделя |
5 | Вычитание векторов | Комбинированный урок | ММК-РР | Устный опрос | 3 –ая неделя |
6 | Вычитание векторов | Урок закрепления изученного | Устный опрос С/р | 3 –ая неделя | |
7 | Произведение вектора на число | Урок изучения нового материала | ММК-РР | Устный опрос | 4 –ая неделя |
8 | Применение векторов к решению задач | Комбинированный урок | Устный опрос | 4 –ая неделя | |
9 | Применение векторов к решению задач | Урок закрепления изученного | Устный опрос С/р | 5 –ая неделя | |
10 | Средняя линия трапеции | Комбинированный урок | Устный опрос | 5 –ая неделя | |
11 | Решение задач | Урок закрепления изученного | ММК-РР | Устный опрос | 6 –ая неделя |
12 | Решение задач | Урок повторения и обобщения | Устный опрос С/р | 6 –ая неделя | |
13 | Контрольная работа № 1 по теме «Векторы» | Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся | к/р | 7 –ая неделя | |
Метод координат (11 часов) | |||||
14 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам Координаты вектора | Урок изучения нового материала | ММК-РР | 7 –ая неделя | |
15 | Простейшие задачи в координатах | Комбинированный урок | ММК-CD | Устный опрос | 8 –ая неделя |
16 | Простейшие задачи в координатах | Урок закрепления изученного | Устный опрос Математический диктант | 8 –ая неделя | |
17 | Простейшие задачи в координатах | Урок закрепления изученного | Устный опрос | 9 –ая неделя | |
18 | Решение задач | Урок закрепления изученного | Устный опрос С/р | 9 –ая неделя | |
19 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности | Комбинированный урок | Устный опрос | 10 –ая неделя | |
20 | Уравнение прямой | Комбинированный урок | Устный опрос Математический диктант | 10–ая неделя | |
21 | Уравнение прямой | Урок закрепления изученного | Устный опрос | 11 –ая неделя | |
22 | Решение задач | Урок закрепления изученного | Устный опрос С/р | 11 –ая неделя | |
23 | Решение задач | Урок повторения и обобщения | Устный опрос тест | 12 –ая неделя | |
24 | Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат» | Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся | к/р | 12 –ая неделя | |
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (15 часов) | |||||
25 | Синус, косинус и тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения | Урок изучения нового материала | ММК-CD | 13 –ая неделя | |
26 | Формулы для вычисления координат точки | Комбинированный урок | ММК-CD | Устный опрос С/р | 13 –ая неделя |
27 | Теорема о площади треугольника | Комбинированный урок | ММК-CD | Устный опрос | 14 –ая неделя |
28 | Теорема синусов Теорема косинусов | Комбинированный урок | ММК-CD | Устный опрос | 14 –ая неделя |
29 | Решение треугольников | Урок закрепления изученного | ММК-РР | Теоретический опрос | 15 –ая неделя |
30 | Решение треугольников | Комбинированный урок | Устный опрос | 15 –ая неделя | |
31 | Решение треугольников | Урок закрепления изученного | Устный опрос С/р | 16 –ая неделя | |
32 | Измерительные работы на местности | Комбинированный урок | Устный опрос | 16 –ая неделя | |
33 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | Комбинированный урок | ММК-РР | Устный опрос | 17 –ая неделя |
34 | Скалярное произведение в координатах | Комбинированный урок | Устный опрос Математический диктант | 17 –ая неделя | |
35 | Свойства скалярного произведения | Комбинированный урок | Устный опрос | 18 –ая неделя | |
36 | Свойства скалярного произведения | Урок закрепления изученного | Устный опрос | 18 –ая неделя | |
37 | Решение задач | Урок закрепления изученного | Устный опрос | 19 –ая неделя | |
38 | Решение задач | Урок повторения и обобщения | Устный опрос С/р | 19 –ая неделя | |
39 | Контрольная работа №3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся | к/р | 20 –ая неделя | |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12 часов) | |||||
40 | Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник | Урок изучения нового материала | ММК-CD | 20 –ая неделя | |
41 | Решение задач | Комбинированный урок | Устный опрос С/р | 21 –ая неделя | |
42 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | Комбинированный урок | Устный опрос | 21 –ая неделя | |
43 | Решение задач | Комбинированный урок | Устный опрос | 22 –ая неделя | |
44 | Построение правильных многоугольников | Комбинированный урок | ММК-CD ММК-РР | Устный опрос С/р | 23 –ая неделя |
45 | Длина окружности | Комбинированный урок | ММК-CD ММК-РР | Устный опрос | 24 –ая неделя |
46 | Площадь круга | Комбинированный урок | ММК-РР | Устный опрос | 24 –ая неделя |
47 | Площадь круга | Урок закрепления изученного | Устный опрос С/р | 25 –ая неделя | |
48 | Площадь кругового сектора | Комбинированный урок | Устный опрос | 25 –ая неделя | |
49 | Решение задач | Урок закрепления изученного | Устный опрос С/р | 26 –ая неделя | |
50 | Решение задач | Урок повторения и обобщения | Устный опрос | 27 –ая неделя | |
51 | Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга» | Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся | к/р | 27 –ая неделя | |
Глава XIII. Движения (9 часов) | |||||
52 | Отображения плоскости на себя. Понятие движения. Наложения и движения | Урок изучения нового материала | ММК-CD ММК-РР | 28 –ая неделя | |
53 | Свойства движения | Комбинированный урок | ММК-РР | Устный опрос | |
54 | Решение задач | Комбинированный урок | ММК-РР | Устный опрос С/р | 28 –ая неделя |
55 | Параллельный перенос | Комбинированный урок | ММК-РР | Устный опрос | |
56 | Поворот | Комбинированный урок | ММК-РР | Устный опрос | 29 –ая неделя |
57 | Решение задач | Урок повторения и обобщения | Устный опрос | ||
58 | Решение задач | Урок повторения и обобщения | Устный опрос | ||
59 | Решение задач | Урок повторения и обобщения | Устный опрос | ||
60 | Контрольная работа №5 по теме «Движения» | Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся | к/р | ||
Повторение. Решение задач (8 часов) | |||||
61 | Об аксиомах планиметрии | Урок изучения нового материала | Устный опрос | 29 –ая неделя | |
62 | Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые | Урок повторения и обобщения | ММК-РР | Устный опрос тест | 30 –ая неделя |
63 | Треугольники | Урок повторения и обобщения | ММК-РР | Устный опрос тест | 30 –ая неделя |
64 | Треугольники | ММК-РР | Устный опрос | 31 –ая неделя | |
65 | Окружность | Урок повторения и обобщения | ММК-РР | Устный опрос тест | 31 –ая неделя |
66 | Четырёхугольники. Многоугольники | Урок повторения и обобщения | ММК-РР | Устный опрос тест | 32 –ая неделя |
67 | Векторы. Метод координат. | Урок повторения и обобщения | ММК-РР | Устный опрос | 32 –ая неделя |
68 | Итоговый тест по курсу планиметрии | Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся | тест | 34 –ая неделя |
Учебно- методическое обеспечение
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина «Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя», М., «Просвещение», 2003
- Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.- М.: Знание,1981.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. /М.: Центр «Педагогический поиск»,2000.
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии 9 класс» , М, «Просвещение», 2010
- Л.М. Короткова, Н.А. Савинцева «Тесты. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс», М., «Айрис-пресс», 2004
- Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьные курс геометрии. М.: Просвещение, 1992
- Медяник А.И.. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7 – 11 классы. Методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.
- С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах», М., «Просвещение», 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....