Методическая разработка урока геометрии в 10-м классе по теме «Аксиомы стереометрии, следствия из аксиом»
учебно-методический материал по геометрии (10 класс)
Методическая разработка урока геометрии в 10-м классе по теме «Аксиомы стереометрии, следствия из аксиом» План урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_geometriya_10_klass.docx | 97.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 232
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока геометрии в 10-м классе
по теме
«Аксиомы стереометрии, следствия из аксиом»
Учитель математики 1 категории:
Арестова Елизавета Геннадьевна
Санкт-Петербург
2021
Тема: Аксиомы стереометрии, следствия из аксиом.
Оборудование: Учебник – Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др., Геометрия. 10-11 классы
Тип урока: Комбинированный урок – урок ознакомления с новым материалом, практической работы.
Цели урока:
• Изучить аксиомы, следствия из аксиом, теоремы, следствия о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве;
• Выработать навыки решения задач по данной теме;
• Формирование представлений о целостности и непрерывности курса геометрии;
• Развитие пространственного представления геометрических тел.
Оборудование урока: учебник, презентации по теме, мультфильм, таблица.
План урока.
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока.
III. Повторение нового материала.
1. Устный опрос;
2. Математический диктант (с последующей проверкой);
3.Решение задач;
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление изученного материала
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока. Сообщаются цели и задачи изучения темы, показывается практическая значимость изучаемого материала.
1. Устный опрос (презентация)
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что изучает стереометрия?
- Назовите основные фигуры в пространстве.
- Изобразите точку М, принадлежащую прямой b, и точки К, L, не принадлежащие прямой b. Сделайте соответствующие записи.
- Изобразите точку С, принадлежащую плоскости β, и точку D, ей не принадлежащую. Сделайте соответствующие записи.
- Изобразите прямую k, лежащую в плоскости β. Сделайте соответствующую запись.
- Изобразите прямую а, пересекающую плоскость α. Сделайте соответствующую запись.
- Что называется аксиомой?
- Сколько аксиом мы изучили на прошлом уроке.
2. Математический диктант (с последующей проверкой).
(используется раздаточный материал)
1). Сформулируйте аксиомы стереометрии:
Аксиома 1. ________________________________________________________
____________________________________________________________________
Аксиома 2. _________________________________________________________
____________________________________________________________________
Аксиома 3. ________________________________________________________
____________________________________________________________________
2). Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение:
а). Для любой прямой существуют точки, принадлежащие ей, и _____________ _______________________________________________________
б). Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом ____________________________________________________________________
в). Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом_________ _____________________________________________________
г). Если
д). Если
3. Решение задач.
Задача 1. Верно ли выполнено на рисунке следующее задание: “Изобразите плоскость, проходящую через точку С, не принадлежащую плоскости и пересекающую плоскость в точках А и В, и линию пересечения этих плоскостей”. При необходимости исправьте рисунок.
Задача 2. Укажите ошибки на рисунках.
Задача 3. Точки А, В, С, D не лежат в одной плоскости. Пересекаются ли плоскости, проходящие через точки А, В, С и А, В, D?
IV. Изучение нового материала. (Применение аксиом стереометрии.)
Объяснение нового материала сопровождается презентацией.
Учитель: Покажем применение аксиом стереометрии в реальной жизни.
Геометрия широко применяется на практике. Её надо знать и рабочему, и инженеру, и архитектору, и художнику. Одним словом, геометрию надо знать всем. Геометрия стала широко проникать во все сферы науки и техники.
Хотелось бы показать практическое применение теоремы стереометрии, которая формулируются следующим образом: Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, можно провести плоскость, и притом только одну.
Три опоры, три точки – треугольник. Три опоры – минимальное необходимое количество для устойчивости. В этом экономия, в этом красота и мудрость. Это в действительности самая распространенная и самая простая форма, прежде всего для посуды и мебели.
-просмотр мультфильма (о какой аксиоме идёт речь?)
В сказке Григория Остер "Зарядка для хвоста" мартышка учила слонёнка делать зарядку. Каждый раз, когда она командовала "Ноги вместе!", слонёнок падал. Этой сценкой заинтересовался проползавший мимо удав и дал слонёнку, по сути, дельный совет - ставить вместе только две ноги из четырёх, то есть опираться на три конечности.
Отмеченный факт человек давно использует на практике. Пример тому "Медный всадник" - памятник Петру I работы Этьена Фальконе в Петербурге.
Мы часто сталкиваемся с действием упомянутой аксиомы:
- требуется зафиксировать положение какого - либо предмета в пространстве (чтобы зеркало на стене висело неподвижно нужно закрепить в трёх точках);
- для устойчивого положения предмета желательно иметь, минимум, три опоры (пример трехколесного детского велосипеда);
- для устойчивого положения предмета на поверхности пола, которая, кстати, не всегда бывает ровной (стол, трипод - сосуд (горшок, чан, котёл, кубок, чаща и пр.) на трех ножках, служивший для приготовления пищи и хранения запасов)
- трехногость какой-то чисто технической конструкции обусловлена ее функциональными особенностями (так, ножки самовару приданы для того, чтобы горячий корпус самовара не сжег ту поверхность, на которой он стоит);
- триподы, это, прежде всего - форма зуба. Зуба мудрости. Возможно, что именно поэтому трипод так хорошо и пошел в употребление. Вероятно, самый древний - треножник, которым и сегодня пользуются в походе туристы, готовя пищу на огне. Котелок на трех ножках, это - уже целый очаг;
- треножники получили даже собственное название (станок, на котором художники помещают картину, называется мольбертом, а устройство для установки кино и фотоаппарата, геодезических, астрономических и прочих приборов – штативом).
- человек давно изобрел разного рода складные, легкие и удобные для транспортировки трехногие приспособления (радар, военно-полевая кухня, пушка, шасси самолета). Эта форма удобная, практичная и экономичная.
Все они выполняют одну и ту же функцию - фиксируют положение размещённого на них предмета в пространстве, занимая устойчивое положение на плоской поверхности.
Человек различает окружающие предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимости, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат три точки опоры, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.
V. Закрепление изученного материала (решение нестандартных задач):
-"вход в пространство":
-Из шести спичек сложите 4 правильных треугольника так, чтобы стороной каждого была целая спичка.
-Расположите 5 одинаковых монет так, чтобы каждая из них касалась четырёх остальных.
-у линейки 4 угла. Если 1 угол срезать, сколько углов останется?
-какой стол устойчив: на трёх ножках или на четырёх ножках?
-Одним разрезом ножниц разрезать полоску бумаги на 3 части
VI. Подведение итогов
Учитель: что больше всего вас заинтересовала на уроке, что удивило? что вы узнали нового?
Рефлексия
Учащиеся: Мы познакомились с новым разделом геометрии- стереометрией, узнали новые аксиомы и использовали их при решении задач и узнали практическую значимость аксиом стереометрии: для устойчивости положения предмета желательно иметь минимально три опоры. Это следует из теоремы стереометрии: устойчивое положение на земле достигается при опоре на три точки при условии, что они не лежат на одной прямой.
Объявление оценок (с комментариями).
VII. Домашнее задание: №4,5,8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"
Данный урок представляет собой заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Путешествуя по городу, учащиеся повторяют основные правила, связанные с темой "Имя числительное"....
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".
Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....
Методическая разработка урока геометрии в 11-м классе по теме "Движения. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос"
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения урока геометрии в 11 классе по теме "Движения"...
Презентация по теме "Аксиомы стереометрии. Следствия из аксиом"
Презентация по теме "Аксиомы стереометрии. Следствия из аксиом"...
Конспект урока геометрии в 7-м классе по теме "Аксиома параллельных прямых"
Цель: ввести понятие аксиомы, рассмотреть аксиому параллельных прямых и ее следствия....
Конспект урока геометрии в 7-м классе по теме "Аксиома параллельных прямых"
Цель: ввести понятие аксиомы, рассмотреть аксиому параллельных прямых и ее следствия....
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...